Источник: КонсультантПлюс

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Нулевой дополнительный тариф страховых взносов не применяется в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации, проведенной до 1 января 2014 г., признаны оптимальными или допустимыми

2. Разъяснен порядок привлечения к ответственности организации, действующей через обособленное подразделение без его регистрации в инспекции, в которой она состоит на учете

3. Лимит остатка наличных денег округляется в соответствии с математическими правилами

4. Минфин России разъяснил, как определить численность работающего населения в целях признания расходов объектов обслуживающих производств и хозяйств

5. Код ОКТМО можно определить с помощью нового сервиса ФНС России


Комментарии

1. Может ли вознаграждение арбитражного управляющего облагаться налогом в рамках УСН?

2. Должны ли медицинские организации, применяющие УСН, при повторном переходе на исчисление налога на прибыль по нулевой ставке соблюдать пятилетнее ограничение?



Новости


1. Нулевой дополнительный тариф страховых взносов не применяется в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации, проведенной до 1 января 2014 г., признаны оптимальными или допустимыми

Письмо ПФ РФ от 12.02.2014 N НП-30-26/1707 "О дополнительных тарифах страховых взносов"

С 1 января 2014 г. изменился порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов, начисляемых на выплаты работникам, которые выходят на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Данное изменение связано с заменой аттестации рабочих мест специальной оценкой условий труда (подробнее см. Практ ический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года). Теперь установлена дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов такой оценки ( ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если условия труда на работах, виды которых указаны в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ), будут признаны вредными или опасными (классы 3 с подклассами и 4 соответственно), то работодатели в отношении выплат лицам, занятым на этих работах, должны применять доптарифы в размере от 2 до 8 процентов. Если условия труда по результатам спецоценки будут признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительный тариф составит 0 процентов, т.е. работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов по таким тарифам.

ПФР отметил, что новые размеры дополнительных тарифов страховых взносов применяются в отношении выплат лицам, занятым на работах, условия труда на которых по результатам аттестации, проведенной до 2014 г., признаны вредными или опасными (ч. 5 ст. 15 Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ). В случае если по итогам такой аттестации условия труда на рабочих местах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, были признаны оптимальными или допустимыми, уплачивать страховые взносы в 2014 г. нужно с учетом дополнительного тарифа, установленного ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Соответственно, в отношении выплат в пользу физлиц, занятых на работах, которые предусмотрены подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, должен применяться дополнительный тариф в размере 6 процентов, а для выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, перечисленных в подп. 2 - 18 данного пункта, - 4 процентов.

Следовательно, новый нулевой дополнительный тариф страховых взносов при оптимальных и допустимых условиях труда работодатели смогут применять только после проведения специальной оценки. Напомним, что согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 г. действительны в течение пяти лет с даты ее окончания, за исключением случаев назначения внеплановой оценки. До истечения срока действия результатов аттестации работодатель вправе провести специальную оценку условий труда. В связи с рассматривае мыми разъяснениями ПФР некоторым работодателям, возможно, будет выгоднее провести спецоценку, несмотря на то что результаты аттестации рабочих мест еще действительны.


2. Разъяснен порядок привлечения к ответственности организации, действующей через обособленное подразделение без его регистрации в инспекции, в которой она состоит на учете

Письмо ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404

Организация обязана встать на учет в налоговых органах, в частности, по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений ( подп. 2 п. 1 ст. 23 и абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Чтобы встать на учет по месту нахождения такого подразделения, лицо обязано сообщить инспекции о его открытии ( п. 2 ст. 23 НК РФ).

За ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе в п. 2 ст. 116 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов дохода, но не менее 40 тыс. руб. При этом за непредставление документов или иных сведений согласно п. 1 ст. 126 НК РФ на налогоплательщика может быть наложен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

ФНС России разъяснила, что если организация не сообщила в инспекцию об открытии обособленного подразделения на территории, подведомственной налоговому органу , в котором она состоит на учете, то в ее отношении применяется только мера ответственности, установленная в п. 1 ст. 126 НК РФ. В обоснование своей точки зрения налоговое ведомство сослалось на правовую позицию Пленума ВАС РФ, выраженную в Постановлении от 28.02.2001 N 5 (далее - Постановление N 5). В частности, в п. 39 Постановления N 5 отмечалось следующее. Налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности, предусмотренной в ст. 116 НК РФ, если по одному из установленных ст. 83 НК РФ оснований он не зарегистрировался в инспекции, в которой состоит на учете по другому основанию (т.е. повторно). Дополнительно о постановке организации на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения см. Практическое пособие по налогу на прибыль. О спорных ситуациях, которые могут возникнуть в этом случае, см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Необх одимо обратить внимание, что если организация осуществляет деятельность через обособленное подразделение, расположенное на подведомственной другому налоговому органу территории, и не подает заявление о его постановке на учет, то, по мнению арбитражных судов, привлечение ее к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ правомерно (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2013 N А81-5088/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.08.2011 N А32-35211/2010).

Напомним, что Постановление N 5 отменено согласно Постановлению от 30.07.2013 N 57 (далее - Постановление N 57). Однако в рассматриваемом Письме ФНС России отметила, что эта отмена не была обусловлена неправильностью толкования норм Налогового кодекса РФ. Постановление N 57 не содержит разъяснений в части применения ст. 116 НК РФ, поскольку в судебной практике отсутствуют противоречия по данному вопросу. Можно сделать вывод, что ФНС России считает положения Постановления N 5 применимыми на практике по вопросам, не урегулированным Постановлением N 57.


3. Лимит остатка наличных денег округляется в соответствии с математическими правилами

Письмо ФНС России от 06.03.2014 N ЕД-4-2/4116

При ведении кассовых операций организация (предприниматель) должна установить максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе ( п. п. 1.2 и 1.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П; далее - Положение). Сумма денежных средств, превышающая рассчитанный лимит, в соответствии с п. 1.4 Положения должна храниться на банковском счету организации (предпринимателя).

В приложении к Положению предусмотрены формулы расчета лимита наличных денег. При этом указано, что данный лимит определяется в рублях. Однако порядок округления в Положении не установлен.

ФНС России привела разъяснения Банка России, согласно которым округление лимита наличных денег должно осуществляться по математическим правилам (Письмо от 24.09.2012 N 36-3/1876). Это означает, что сумма менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более - округляется до полного рубля.


4. Минфин России разъяснил, как определить численность работающего населения в целях признания расходов объектов обслуживающих производств и хозяйств

Письмо Минфина России от 14.02.2014 N 03-03-06/1/6142

Для признания расходов на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств организациями, численность работников которых составляет не менее 25 процентов от численности работающего населения населенного пункта, показатель численности работающего населения устанавливается на основе официальных данных Росстата, сформированных по данным последней Всероссийской переписи населения. По мнению ведомства, показатель "численность работающего населения" соответствует показателю "численность занятого населения".

Напомним, что особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, которые осуществляют деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, предусмотрены в ст. 275.1 НК РФ. В ч. 7 данной статьи закреплены особые условия для признания указанных расходов градообразующими организациями. Подробнее о порядке признания этих расходов см. Практическое пособие по налогу на прибыль.


5. Код ОКТМО можно определить с помощью нового сервиса ФНС России

Информация ФНС России

Для удобства налогоплательщиков на сайте ФНС России появился электронный сервис "Узнай ОКТМО" (http://nalog.ru/rn77/service/oktmo/). Напомним, что указанный код с 1 января 2014 г. применяется вместо кода ОКАТО при заполнении деклараций и платежных поручений.

С помощью нового сервиса код ОКТМО можно определить несколькими способами. Самый простой из них - поиск по коду ОКАТО. Если налогоплательщик не знает этого кода, он может найти необходимую информацию по наименованию муниципального образования или населенного пункта. Если такой поиск не дал результата, рекомендуется воспользоваться справочником Федеральной информационной адресной системы и определить код ОКТМО по адресу своего места жительства, места нахождения организации (места нахождения имущества, земельного участка). В данном справочнике имеется поле "Расширенный поиск".



Комментарии


1. Может ли вознаграждение арбитражного управляющего облагаться налогом в рамках УСН?

Название документа:

Письмо Минфина России от 10.02.2014 N 03-11-11/5129

Комментарий:

Финансовое ведомство вновь отметило, что с 1 января 2011 г. арбитражные управляющи е не вправе применять УСН в отношении своей профессиональной деятельности в делах, связанных с банкротством. Такую точку зрения компетентные органы высказывали неоднократно (см., например, Письма Минфина России от 07.10.2013 N 03-11-11/41429, от 30.04.2013 N 03-11-11/15591, от 04.07.2012 N 03-11-11/201, Письмо ФНС России от 31.07.2012 N ЕД-3-3/2676, а также Письмо ФНС России от 26.03.2012 N ЕД-4-3/4964@, размещенное на сайте www.nalog.ru).

Как и ранее, Минфин России ссылается на поправки, внесенные в п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Согласно данным изменениям с 1 января 2011 г. деятельность арбитражного управляющего не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Арбитражный управляющий признается лицом, занимающимся частной практикой. Указанный гражданин вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что это не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных законодательством о банкротстве.

Финансовое ведомство приходит к выводу, что деятельность арбитражного управляющего не является предпринимательской. Соответственно, применение УСН в ее отношении неправомерно.

Отметим, что некоторые суды высказывают аналогичную точку зрения (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.11.2013 N А29-10555/2012, ФАС Поволжского округа от 01.11.2013 N А55-6237/2013). При этом ФАС Поволжского округа среди прочего сослался на позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 19.12.2005 N 12-П. В п. 5 данного Постановления Конституционный Суд РФ установил, что действовавшее в тот момент требование о регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя не сочетается с реальным характером деятельности арбитражного управляющего как лица, осуществляющего преимущественно публичные функции.

Однако большинство арбитражных судов придерживается иной позиции. Действительно, арбитражный управляющий принадлежит к числу лиц, занимающихся частной практикой. Как указывает Минфин России, такие лица поименованы в подп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ. Это, в частности, адвокаты и нотариусы, но и для тех, и для других предусмотрен прямой запрет на применение УСН в отношении своей деятельности ( подп. 10 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

С внесением изменений в Закон о банкротстве нормы Налогового кодекса РФ скорректированы не были и в настоящее время не содержат особых положений, устанавливающих ограничения на применение УСН арбитражными управляющими, за исключением общих правил (например, вотношении суммарного объема доходов). Значит, указанные лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, вправе и после 1 января 2011 г. уплачивать налог в рамках УСН с доходов в виде вознаграждения от профессиональной деятельности в делах, связанных с банкротством.

Аналогичный вывод содержится в Постановлениях ФАС Московского округа от 28.06.2013 N А40-149484/12-99-667 ( Определением ВАС РФ от 25.10.2013 N ВАС-14570/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Северо-Кавказского округа от 13.12.2013 N А61-321/2013, ФАС Уральского округа от 05.02.2014 N А76-9676/2013 и от 17.01.2014 N А60-18722/2013, ФАС Центрального округа от 24.10.2013 N А48-373/2013 и др.

Необходимо обратить внимание, что 4 марта 2014 г. Президиум ВАС РФ рассмотрел в порядке надзора дело со сходными обстоятельствами: инспекция привлекла арбитражного управляющего, зарегистрированного в качестве предпринимателя, к ответственности за неправомерное, по ее мнению, применение УСН в отношении полученного вознаграждения. В Постановлении от 04.03.2014 N 17283/13 суд надзорной инстанции требования налогоплательщика удовлетворил и признал соответствующее решение налогового органа недействительным. Таким образом, Президиум ВАС РФ подтвердил право арбитражного управляющего применять УСН при осуществлении деятельности в делах, связанных с банкротством. На момент подготовки материала текст мотивировочной части Постановления не был размещен на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru. Следует отметить, что согласно Письму Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, направленному Письмом ФНС от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097, акты высших судебных инстанций имеют приоритет над разъяснениями контролирующих органов по вопросам применения налогового законодательства (подробнее см. выпуск обзора от 18.12.2013).


2. Должны ли медицинские организации, применяющие УСН, при повторном переходе на исчисление налога на прибыль по нулевой ставке соблюдать пятилетнее ограничение?

Название документа:

Письмо ФНС России от 17.03.2014 N ГД-4-3/4687@

Комментарий:

ФНС России сообщила, что осуществляющая медицинскую деятельность организация, которая сначала применяла нулевую ставку налога на прибыль, а затем перешла на УСН, вправе повторно перейти на исчисление налога по нулевой ставке, если соблюдаются условия, установленные ст. 284.1 НК РФ. Данная позиция согласована с Минфином России.

Налоговое ведомство обосновало свою точку зрения так: у осуществляющих медицинскую деятельность организаций, которые соответствуют требованиям ст. 284.1 НК РФ, существует только одно ограничение для повторного перехода на применение нулевой ставки, предусмотренное в п. 8 указанной статьи. Оно заключается в том, что организации, которые сначала применяли нулевую ставку, а затем перешли на уплату налога по общеустановленной ставке ( п. 1 ст. 284 НК РФ), не вправе повторно перейти на исчисление налога по нулевой ставке в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение общеустановленной.

Отметим, что возможны два варианта толкования комментируемого Письма. Неоднозначность связана с тем, что ведомство указало на соблюдение условий, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ, но не уточнило, о каких условиях идет речь.

Если имеются в виду условия, п еречисленные в п. 3 данной статьи (наличие лицензии, процентное соотношение доходов от деятельности, требования к штату, ограничение на совершение операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок), то положение о запрете в течение пяти лет повторно перейти на исчисление налога по нулевой ставке в рассматриваемой ситуации не применяется.

Если ведомство подразумевало не только перечисленные в п. 3 ст. 284.1 НК РФ условия, то повторно перейти на применение нулевой ставки можно через пять лет после перехода на УСН. Ограничение, предусмотренное п. 8 ст. 284.1 НК РФ, применяется не только в случае повторного перехода с уплаты налога на прибыль по общеустановленной ставке на его исчисление по нулевой ставке. Действие названной нормы распространяется и на случай, когда организация переходит с УСН на повторное применение нулевой ставки.

Представляется, что ФНС России имела в виду первый вариант, поскольку в п. 3 ст. 284.1 НК РФ перечислены именно условия. В п. 8 ст. 284.1 НК РФ упоминается ограничение, которое в ст. 284.1 НК РФ условием не называется. Кроме того, данное ограничение предусмотрено для налогоплательщиков, перешедших с применения нулевой ставки налога на прибыль на его уплату по общеустановленной ставке, а не на применение УСН. Несмотря на такое предположение, налогоплательщику рекомендуется обратиться в инспекцию, чтобы уточнить, может л и он повторно перейти на применение нулевой ставки с УСН без учета пятилетнего срока.