Источник: "КонсультантПлюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий. 

 

Содержание обзора 

 

Новости 

1. Новая форма расчета РСВ-1 содержит сведения персонифицированного учета  

2. Утверждены новые формы документов для зачета либо возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов  

3. Выставленные электронные счета-фактуры можно хранить без распечатки на бумажном носителе  

4. Банковская гарантия для целей заявительного порядка возмещения НДС должна обеспечивать уплату в бюджет только суммы налога  

5. В справке 2-НДФЛ социальный вычет в сумме дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии следует отражать по коду 620  

 

Комментарии 

1. Вправе ли применяющий УСН налогоплательщик учесть расходы на проведение рекламных мероприятий?  

2. Вправе ли налогоплательщик принять к вычету НДС по подрядным работам, оплаченным из федерального бюджета?    

 

 

Новости 

 

1. Новая форма расчета РСВ-1 содержит сведения персонифицированного учета 

Постановление Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения"   

Организации и предприниматели, производящие выплаты физлицам, должны подавать отчетность в ПФР за I квартал 2014 г. по новой форме РСВ-1, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п. При этом сведения о каждом работающем у плательщика взносов застрахованном лице, представляемые до 1 января текущего года вместе с расчетом, теперь включены в форму РСВ-1. Напомним, что соответствующее изменение внесено в п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в декабре 2013 г. Все необходимые индивидуальные сведения должны вноситься в новый разд. 6 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица". Данный раздел заполняется на каждого работника, трудящегося по трудовому или гражданско-правовому договору. Затем бланки с заполненным разд. 6 формируются в пачки без описи, при этом каждая из них может содержать сведения не более чем о 200 сотрудниках. 

Кроме того, в форме РСВ-1 учтены и другие изменения, касающиеся порядка уплаты пенсионных взносов. Так, начиная с расчетного периода 2014 г. взносы нужно перечислять в ПФР одной платежкой без распределения на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Подобное распределение теперь отсутствует и в новой форме расчета. Также с 2014 г. для плательщиков, чьи сотрудники заняты на вредных и опасных работах, введена дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов специальной оценки условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В целях отражения этих взносов в разд. 2 формы включен новый подраздел 2.4

Есть и менее значительные изменения. Например, уточнен титульный лист расчета: при его заполнении не надо указывать коды ОКАТО (ОКТМО) и ОГРН. В разд. 1 и 4 введено разделение сведений о начисленных (доначисленных) страховых взносах за 2010 - 2013 гг. и взносах, начисляемых с 2014 г. Несколько подразделов исключены из новой формы. 

Таким образом, заполнение отчетности в ПФР упростится. Напомним, что расчет по новой форме РСВ-1 за I квартал 2014 г. плательщикам страховых взносов, осуществляющим выплаты физлицам, необходимо сдать не позднее 15 мая (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). 

Подробней об изменениях в порядке уплаты страховых взносов с текущего года см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года. 

 

2. Утверждены новые формы документов для зачета либо возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов 

Приказ Минтруда России от 04.12.2013 N 712н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов"   

В соответствии со ст. ст. 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) излишне уплаченные (взысканные) суммы страховых взносов подлежат зачету или возврату. Формы заявлений плательщика, актов сверки расчетов, а также решений контролирующих органов утверждаются компетентным министерством (ч. 5 - 7, 11 ст. 26, ч. 3 ст. 27 Закона N 212-ФЗ). В настоящее время действуют формы, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н. Рассматриваемый Приказ, устанавливающий новые формы, вступит в силу по истечении месяца с даты опубликования (п. п. 2, 3 Приказа). На момент написания материала документ опубликован не был. 

Среди основных нововведений, которые ожидают плательщиков взносов, можно назвать следующие: 

- в акте сверки расчетов по форме 21-ПФР отдельно будут отражаться взносы, уплачиваемые по дополнительным тарифам, которые установлены ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (в отношении лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию, до проведения специальной оценки условий труда). В особой графе такие суммы указываются и в иных формах документов, касающихся взносов в ПФР; 

- формы заявлений о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (формы 22-ПФР и 22-ФСС РФ) предусматривают возможность межрегионального (производимого компетентными органами, находящимися в различных субъектах РФ) зачета; 

- в формах актов сверки и заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченных или взысканных сумм взносов, т.е. во всех документах, которые представляют плательщики в контролирующие органы, предусмотрены новые поля. В них отражаются наименование и реквизиты документов, удостоверяющих личность представителя плательщика и подтверждающих его полномочия; 

- решение по формам 25-ПФР, 25-ФСС РФ, 26-ПФР и 26-ФСС РФ выносится как в случае согласия контролирующего органа произвести зачет излишне уплаченных либо возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, так и в случаеотказа в совершении таких действий. Для этого в указанных формах предусмотрены специальные поля. 

 

3. Выставленные электронные счета-фактуры можно хранить без распечатки на бумажном носителе 

Письмо ФНС России от 06.02.2014 N ГД-4-3/1984@   

ФНС России разъяснила, что если счет-фактура был выставлен в электронном виде, то и хранить его налогоплательщик обязан в электронном виде. Распечатывать документ на бумажном носителе не требуется. 

К такому выводу налоговое ведомство пришло исходя из следующего. Счета-фактуры могут быть выставлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде (абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ). Электронный документооборот устанавливается по взаимному согласию сторон сделки при наличии у них совместимых технических средств. 

Приказом Минфина России от 25.04.2011 N 50н утвержден Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Согласно п. 1.13 названного Порядка участники электронного документооборота обеспечивают хранение документов совместно с сертификатом ключа, применявшимся для формирования их электронной цифровой подписи, в течение срока, который установлен для хранения счетов-фактур. 

Кроме того, ФНС России сослалась на п. 14 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). В соответствии с этой нормой счета-фактуры, а также подтверждения от оператора электронного документооборота и извещения покупателя о получении счета-фактуры хранятся в хронологическом порядке по мере их выставления (составления) или получения за соответствующий период. 

Напомним, что налогоплательщик обязан хранить счета-фактуры в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558). 

 

4. Банковская гарантия для целей заявительного порядка возмещения НДС должна обеспечивать уплату в бюджет только суммы налога 

Письмо ФНС России от 05.02.2014 N ГД-4-3/1884@   

Налогоплательщик имеет право на заявительный порядок возмещения НДС, если представит в налоговый орган банковскую гарантию. ФНС России указала, что такая банковская гарантия должна обеспечивать уплату в бюджет только суммы налога. Вместе с тем если по итогам камеральной проверки декларации установлено, что возмещению подлежит меньшая сумма, чем была возвращена (зачтена) налогоплательщику в заявительном порядке, то разница должна быть возвращена в бюджет. При этом на возвращаемую сумму начисляются проценты за неправомерное пользование бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Из разъяснений налогового ведомства следует, что на данные проценты банковская гарантия не распространяется. Это объясняется следующим. Согласно подп. 4 п. 5 ст. 74.1 НК РФ указанная в банковской гарантии сумма должна обеспечивать уплату как налога, так и пеней, если иное не предусмотрено в Налоговом кодексе РФ. В силу п. 4 ст. 176.1 НК РФ сумма, на которую выдается банковская гарантия, должна обеспечивать возврат в бюджет в полном объеме только суммы НДС, заявленной к возмещению. 

 

5. В справке 2-НДФЛ социальный вычет в сумме дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии следует отражать по коду 620 

Письмо ФНС России от 11.02.2014 N БС-4-11/2189@   

Налоговый агент должен подать в инспекцию по месту своего учета справку по форме 2-НДФЛ, в которой указываются сведения за истекший налоговый период о полученных физлицом доходах, предоставленных ему налоговых вычетах, исчисленных, удержанных и уплаченных в бюджет налогах (п. п. 1, 2 ст. 230 НК РФ). Данная форма утверждена Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@. 

Налоговый агент может предоставить физлицу социальный вычет в сумме уплаченных дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 219 НК РФ). Данный вычет нужно отразить в справке по форме 2-НДФЛ. Однако в Справочнике "Коды вычетов" (Приложение N 4 к приведенному Приказу) отсутствует код упомянутого социального вычета. В связи с этим ФНС России разъяснила, что до внесения необходимых изменений сумму такого вычета следует указывать в разд. 4 справки по коду вычета 620 "Иные суммы, уменьшающие налоговую базу в соответствии с положениями главы 23 НК РФ". 

Также сообщается, что в целях применения кода вычета 620 на сайте ФНС России размещено доработанное программное обеспечение. 

Отметим, что в силу п. 2 ст. 230 НК РФ справку о доходах физлица за 2013 г. по форме 2-НДФЛ необходимо представить не позднее 1 апреля 2014 г.   

 

 

Комментарии 

 

1. Вправе ли применяющий УСН налогоплательщик учесть расходы на проведение рекламных мероприятий?   

Название документа: 

Письмо Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-06/2/1478   

Комментарий: 

Налогоплательщик, применяющий УСН с объектом "доходы минус расходы", может на основании подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ учесть затраты на рекламу производимых, приобретенных либо реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания. Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ указанные расходы уменьшают налоговую базу в порядке, предусмотренном для налога на прибыль ст. 264 НК РФ. Затраты организации на рекламу поименованы в п. 4 ст. 264 НК РФ. 

Как отметил Минфин России, расходы на проведение рекламных мероприятий (таких как праздники, акции, программы лояльности) прямо не названы ни в п. 4 ст. 264 НК РФ, ни в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Следовательно, применяющие УСН налогоплательщики не вправе учесть данные затраты в базе по единому налогу. 

Однако необходимо обратить внимание на следующее. В п. 4 ст. 264 НК РФ предусмотрен закрытый перечень только тех расходов на рекламу, которые учитываются в налоговой базе полностью. Прочие в силу абз. 5 указанного пункта, который содержит открытый список, учитываются в размере, не превышающем один процент от выручки. Исходя из этого организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, могут признать затраты на проведение рекламных мероприятий в установленных пределах. Подробнее о порядке учета такого рода расходов см. в Практическом пособии по УСН. 

Следует отметить, что налогоплательщику, который примет решение о включении спорных расходов в налоговую базу, свою позицию придется, вероятно, отстаивать в суде. К сожалению, арбитражной практики на уровне судов кассационной инстанции по рассматриваемому вопросу нет. 

 

2. Вправе ли налогоплательщик принять к вычету НДС по подрядным работам, оплаченным из федерального бюджета?   

Название документа: 

Письмо Минфина России от 23.12.2013 N 03-03-06/4/56546   

Комментарий: 

Минфин России пришел к выводу, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по подрядным работам, которые оплачены за счет федерального бюджета, к вычету не принимаются. Свою позицию финансовое ведомство аргументировало тем, что в соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ налогоплательщик должен восстановить ранее принятые к вычету суммы НДС, если он получил субсидию из федерального бюджета, в частности, на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом данного налога. 

Однако возможен и другой подход. 

Согласно ст. ст. 171 и 172 НК РФ условиями применения вычета НДС являются принятие товаров (работ, услуг) на учет, наличие счета-фактуры и первичных документов, а также цель приобретения товаров (работ, услуг) - использование в облагаемых указанным налогом операциях. Многие арбитражные суды, в том числе Президиум ВАС РФ, неоднократно отмечали, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено особенностей применения вычетов НДС для лиц, получающих средства из бюджета. Следовательно, право на вычет не зависит от факта оплаты товара и тем более от источника данной оплаты. Подобная позиция относится и к ситуации, когда налогоплательщик сначала понес расходы на приобретение товаров (работ, услуг) и уплатил НДС за свой счет, а лишь затем получил субсидию на возмещение затрат. Материалы по вопросу применения вычета при оплате за счет субсидий см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС. 

Что касается восстановления налога при получении субсидии, необходимо отметить следующее. С точки зрения арбитражных судов, упомянутые положения подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ применяются, только когда полученная налогоплательщиком субсидия включает суммы НДС. Если из нормативных актов и разъяснений компетентных органов либо из содержания платежных документов следует, что средства из федерального бюджета предоставляются лицу без учета НДС, обязанность восстанавливать ранее принятый к вычету налог отсутствует (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 28.11.2013 N А65-6789/2013, от 19.11.2013 N А65-6806/2013 и от 18.11.2013 N А65-7114/2013). Подробнее о порядке восстановления НДС при получении субсидий из федерального бюджета см. Практическое пособие по НДС.