ЗАО "КонсультантПлюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Счета-фактуры, журнал учета, книга покупок и книга продаж в электронном виде должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью

2. Разъяснен порядок отражения расходов на НИОКР по перечню Правительства РФ в налоговой декларации

3. Возмещение работнику затрат, понесенных в однодневной командировке, учитывается в прочих расходах

4. Минтруд России разъяснил, каким образом начисляются пенсионные взносы по дополнительному тарифу в случае частичной занятости работника на работах с вредными условиями труда

5. Новые документы МСФО

6. В 2014 г. Будет перенесено три выходных дня

 

Комментарии

1. Президиум ВАС РФ дал рекомендации по решению споров, связанных с применением ЕНВД

1.1. Приостановление деятельности, облагаемой ЕНВД, не освобождает налогоплательщика от обязанности подать декларацию и уплатить единый налог

1.2. При определении величины физического показателя учитывается только имущество, фактически используемое в предпринимательской деятельности

1.3. Применение ЕНВД в отношении деятельности по передаче в аренду транспортного средства с экипажем

1.4. Розничная продажа товаров юридическим лицам и предпринимателям облагается ЕНВД

1.5. Для применения ЕНВД в отношении бытовых услуг не важно, кто их оплачивает за физлицо

1.6. При расчете физического показателя "Общая площадь стоянки" не учитывается территория, которая под стоянку не используется

1.7. Площадь ведущих к торговому залу проходов, не используемая для розничной торговли, не учитывается при исчислении ЕНВД

2. Как рассчитать ЕНВД в случае открытия обособленного подразделения?  

 

 

Новости

 

1. Счета-фактуры, журнал учета, книга покупок и книга продаж в электронном виде должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью

Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 N 446 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137" 

В Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС" внесен ряд изменений.

В частности, уточнено, что при ведении электронного документооборота счета-фактуры, журнал учета, книга покупок и книга продаж должны быть заверены не цифровой, а усиленной квалифицированной электронной подписью. Соответствующие изменения внесены в абз. 2 подп. "б" п. 7, абз. 2 подп. "б" п. 11, абз. 3 п. 13 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, абз. 2 п. 24 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, абз. 2 п. 22 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС.

Установлено, что продавцу следует регистрировать выставленный в электронном виде счет-фактуру в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур на дату получения документа оператором электронного документооборота. При этом теперь не требуется наличия переданного покупателем извещения о получении счета-фактуры. Достаточно заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подтверждения от оператора (п. п. 6, 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС). При повторном или неоднократном направлении одного и того же счета-фактуры указывается дата наиболее позднего сообщения.

Кроме того, разъяснено, кто является упомянутым выше оператором. Эти функции выполняет организация, обеспечивающая обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота счетов-фактур между продавцом и покупателем (абз. 3 подп. "б" п. 7 указанных Правил).

 

2. Разъяснен порядок отражения расходов на НИОКР по перечню Правительства РФ в налоговой декларации

Письмо ФНС России от 06.05.2013 N ЕД-4-3/8136@ 

Расходами на НИОКР признаются затраты, которые относятся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления (п. 1 ст. 262 НК РФ). В такие расходы входят:

- суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (кроме зданий и сооружений) за период их использования исключительно в НИОКР. Данный период определяется как количество полных календарных месяцев такого использования (подп. 1 п. 2 ст. 262 НК РФ);

- расходы на оплату труда работников за период выполнения ими научных исследований или опытно-конструкторских разработок. При этом учитываются расходы на оплату труда, предусмотренные п. п. 1, 3, 16, 21 ч. 2 ст. 255 НК РФ (подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ);

- непосредственно связанные с выполнением НИОКР материальные расходы, предусмотренные подп. 1 - 3 и 5 п. 1 ст. 254 НК РФ (подп. 3 п. 2 ст. 262 НК РФ);

- другие связанные с выполнением НИОКР расходы в сумме не более 75 процентов расходов на оплату труда, предусмотренных подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ (подп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ);

- стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - для заказчика НИОКР (подп. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ);

- отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации (подп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ).

Кроме того, в прочие расходы могут быть включены затраты, непосредственно связанные с выполнением НИОКР (за исключением расходов, предусмотренных подп. 1 - 3, 5, 6 п. 2 ст. 262 НК РФ), в части, превышающей 75 процентов суммы расходов на оплату труда, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ (п. 5 ст. 262 НК РФ).

Налогоплательщик, который несет предусмотренные подп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ расходы на исследования по перечню НИОКР, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее - Перечень), вправе учесть их с применением коэффициента 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ). Не подпадающие под действие перечисленных подпунктов затраты на исследования по данному Перечню учитываются на основании п. 5 ст. 262 НК РФ без применения коэффициента.

В рассматриваемом Письме ФНС России разъяснила, что в целях ведения налогового учета расходами на НИОКР согласно Перечню признаются как затраты, учтенные с применением коэффициента, так и затраты, учтенные на основании п. 5 ст. 262 НК РФ, то есть суммы, превышающие упомянутое 75-процентное ограничение. Налоговое ведомство обращает внимание, что указанные суммы расходов на НИОКР по Перечню отражаются по строке 054 приложения N 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль (утв. Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@), в том числе с учетом превышения 75-процентного ограничения.

 

3. Возмещение работнику затрат, понесенных в однодневной командировке, учитывается в прочих расходах

Письмо Минфина России от 21.05.2013 N 03-03-06/1/18005

Письмо Минфина России от 27.05.2013 N 03-03-06/1/18953 

В рассматриваемых Письмах финансовое ведомство затронуло вопрос учета в целях налогообложения прибыли сумм возмещения расходов, понесенных работником в однодневной командировке.

Минфин России дал следующие разъяснения. В соответствии со ст. 168 ТК РФ в случае направления сотрудника в командировку работодатель должен возместить ему расходы на оплату проезда и найма жилья, суточные, а также иные затраты, произведенные с разрешения или ведома работодателя. Согласно п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749), если сотрудник имеет возможность ежедневно возвращаться из места командирования к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются. Пунктом 24 указанного Положения предусмотрено, что иные расходы, связанные с командировкой, возмещаются работнику, если он представит подтверждающие документы, в случаях и порядке, которые установлены коллективным договором или локальным нормативным актом.

Таким образом, финансовое ведомство пришло к выводу, что работодатель вправе учесть возмещение работнику затрат, которые понесены в однодневной командировке, в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Обращаем внимание, что выплата соответствующих сумм должна быть предусмотрена коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя. Подробнее о документах, подтверждающих несение указанных затрат, см. выпуск обзора от 10.04.2013.

 

4. Минтруд России разъяснил, каким образом начисляются пенсионные взносы по дополнительному тарифу в случае частичной занятости работника на работах с вредными условиями труда

Письмо Минтруда России от 30.04.2013 N 17-4/727

Письмо Минтруда России от 29.04.2013 N 17-3/10/2-2415 

С 1 января 2013 г. работодатели лиц, занятых на работах, которые указаны в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ), на выплаты в пользу таких лиц начисляют пенсионные взносы по дополнительному тарифу (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года.

Минтруд России выпустил ряд писем, в которых разъяснил особенности начисления данных взносов.

В Письме от 30.04.2013 N 17-4/727 разъясняется, каким образом пенсионные взносы по дополнительному тарифу начисляются на выплаты работнику, который в течение месяца частично занят как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, так и на работах, не перечисленных в этих подпунктах. Дополнительными взносами облагаются все начисленные данному работнику в соответствующем месяце выплаты, которые включаются в базу для начисления страховых взносов. Сумма обязательного платежа определяется пропорционально количеству дней, в течение которых сотрудник был занят на работах, предусмотренных подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ. Аналогичный порядок применяется и в том случае, если работник частично занят на работах, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, и частично - на работах, предусмотренных подп. 2 - 18 данного пункта (см. также Письмо Минтруда России от 23.04.2013 N 17-3/10/2-2309).

Кроме того, Минтруд России отметил, что выбор дополнительного тарифа зависит от момента начисления выплаты, а не от периода, за который соответствующая сумма перечисляется. Ведомство приводит следующий пример. Если премия по результатам труда за отчетный период, в течение которого сотрудник был занят на работах, указанных как в подп. 1, так и в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, начисляется в следующем отчетном периоде, в котором работник занят только на работах, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, то на такую премию начисляются дополнительные пенсионные взносы по тарифу, установленному для выплат в пользу лиц, занятых на работах, которые предусмотрены подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в 2013 г. данный тариф составляет четыре процента.

В Письме от 29.04.2013 N 17-3/10/2-2415 Минтруд России обращает внимание на следующее. Если в течение месяца, в котором начисляются выплаты (в частности, премии за предыдущие периоды), работник не был занят на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, и период такой работы не включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то с выплат, начисленных работнику в этом месяце, страховые взносы по дополнительным тарифам не исчисляются.

 

5. Новые документы МСФО

Приказ Минфина России от 02.04.2013 N 36н "О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" 

Согласно подп. 1 п. 1 Приказа Минфина России от 02.04.2013 N 36н (далее - Приказ) на территории РФ будет введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты". Пунктом 3 Приказа установлено, что со дня официального опубликования стандарта организации смогут его применять добровольно, а в указанные в нем сроки применение станет обязательным. На текущий момент в качестве таких сроков предусмотрены годовые периоды, начинающиеся 1 января 2015 г. или после этой даты. Кроме того, в соответствии с Приказом будут внесены поправки к следующим документам:

- Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 32: документ Международных стандартов финансовой отчетности "Взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств" (подп. 2 п. 1 Приказа). Указанные поправки вступят в силу в том же порядке, что и МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (п. 3 Приказа);

- Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7 (подп. 3 п. 1 Приказа). Согласно п. 2 Приказа данные поправки будут применять организации, которые руководствуются Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты". Документ МСФО "Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7" вступит в силу на территории РФ со дня официального опубликования (п. 3 Приказа).

С даты вступления в силу МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" на территории России прекратит действовать Разъяснение КРМФО (IFRIC) 9 "Повторная оценка встроенных производных инструментов" (п. п. 4, 5 Приказа).

Приказ вступит в силу 16 июня 2013 г. Рассматриваемые документы МСФО на момент выпуска обзора опубликованы не были.

 

6. В 2014 г. будет перенесено три выходных дня

Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 N 444 "О переносе выходных дней в 2014 году" 

На основании ст. 112 ТК РФ Правительство РФ приняло решение о переносе в 2014 г. следующих выходных дней:

- с субботы 4 января на пятницу 2 мая;

- с воскресенья 5 января на пятницу 13 июня;

- с понедельника 24 февраля на понедельник 3 ноября.

Таким образом, в 2014 г. по четыре нерабочих дня будет приходиться на Праздник Весны и Труда - с 1 по 4 мая, на День России - с 12 по 15 июня, на День народного единства - с 1 по 4 ноября. 

 

 

Комментарии

 

1. Президиум ВАС РФ дал рекомендации по решению споров, связанных с применением ЕНВД  

Название документа:

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157 

Комментарий:

На основе Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса РФ (далее - Обзор), Президиум ВАС РФ выработал по некоторым спорным моментам свои рекомендации, которые изложил в Информационном письме от 05.03.2013 N 157. Этими рекомендациями арбитражные суды будут руководствоваться при разрешении аналогичных ситуаций.

В Обзоре рассмотрены вопросы применения ЕНВД в отношении отдельных видов деятельности, правильности исчисления единого налога в некоторых случаях, а также уплаты налога и подачи налоговых деклараций. Следует отметить, что часть рекомендаций относится к периоду до 2013 г., когда применение ЕНВД являлось обязательным. Напомним, что с 1 января текущего года налогоплательщики переходят на уплату единого налога добровольно (п. 1 ст. 346.28 НК РФ, подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года). Остановимся подробнее на некоторых из рекомендаций Президиума ВАС РФ, вызвавших на практике многочисленные споры. 

1.1. Приостановление деятельности, облагаемой ЕНВД, не освобождает налогоплательщика от обязанности подать декларацию и уплатить единый налог  

Согласно п. 1 ст. 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД признаются те организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут на соответствующей территории субъекта РФ предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом. Если же по каким-то причинам в отдельные налоговые периоды деятельность была приостановлена, следует ли налогоплательщику уплачивать ЕНВД и подавать декларации? Данный вопрос уже долгое время вызывает споры между налоговыми органами и налогоплательщиками.

В п. 7 Обзора содержится следующий вывод: за налоговый период, в котором деятельность не осуществлялась, нужно уплачивать ЕНВД и представлять декларацию. Единый налог рассчитывается исходя из потенциально возможного дохода (ст. 346.27, п. 1 ст. 346.29 НК РФ), а не фактически полученного налогоплательщиком при осуществлении деятельности. В силу абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ при прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД, необходимо подать заявление о снятии с учета в качестве плательщика единого налога (в течение пяти дней со дня прекращения деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом). Данное положение должно применяться и в случае приостановления деятельности на определенный период. Факт временного отсутствия деятельности не снимает с плательщика ЕНВД его статуса и не освобождает от возложенных на него обязанностей. Соответственно, обязанность уплатить налог и подать в инспекцию декларацию возникает независимо от приостановления деятельности.

Следует отметить, что Минфин России также придерживался позиции, что до снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД по соответствующему виду предпринимательской деятельности исчисляется единый налог и представляется декларация (см., например, Письма от 23.04.2012 N 03-11-11/135, от 22.09.2009 N 03-11-11/188). Что касается судебной практики, то по вопросу уплаты ЕНВД за периоды, в которые деятельность не велась, она складывалась в пользу налогоплательщиков (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.11.2012 N А70-2837/2012). А вот решение вопроса об обязанности подавать декларации оказалось непростым. Минфин России настаивал, что налоговое законодательство не предусматривает для плательщиков ЕНВД представления "нулевых" деклараций (Письма от 03.07.2012 N 03-11-06/3/43, от 02.07.2012 N 03-11-11/196). ФНС России сначала возражала, но потом согласилась с Минфином России (Письмо от 10.10.2011 N ЕД-4-3/16690@). В судебной практике единого подхода в этом вопросе выработано не было, одни суды пришли к выводу, что если в налоговом периоде деятельность не велась, то нужно подавать "нулевую" декларацию, другие считали, что в данном случае такой обязанности не возникает (подробнее см. Практическое пособие по ЕНВД). 

1.2. При определении величины физического показателя учитывается только имущество, фактически используемое в предпринимательской деятельности  

В п. п. 9 и 10 Обзора сделан вывод, что при определении физического показателя следует учитывать только имущество, которое непосредственно используется в предпринимательской деятельности налогоплательщика, в связи с осуществлением которой применяется ЕНВД. Так, для целей применения ЕНВД в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов не берутся в расчет транспортные средства, переданные в аренду. Отметим, что против этого не возражал и Минфин России (Письмо от 04.10.2011 N 03-11-06/3/108). Однако в судебной практике единой точки зрения по данному вопросу не выработано (подробнее см. в Практическом пособии по ЕНВД).

Кроме того, как указал Президиум ВАС РФ, при исчислении налога не нужно учитывать имущество, находящееся на ремонте (например, часть площади торгового зала или транспортное средство). По мнению же Минфина России, при исчислении ЕНВД в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов следует учитывать и транспорт, который не эксплуатируется из-за ремонта (Письма от 04.10.2011 N 03-11-06/3/108, от 02.02.2010 N 03-11-11/24). С данной точкой зрения согласилось и большинство арбитражных судов (подробнее см. в Практическом пособии по ЕНВД). Однако с выходом рассматриваемого Обзора арбитражные суды будут руководствоваться содержащимися в нем рекомендациями, и судебная практика изменится в пользу налогоплательщиков. 

1.3. Применение ЕНВД в отношении деятельности по передаче в аренду транспортного средства с экипажем  

В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов и имеющие на праве собственности или ином праве не более 20 транспортных средств, могут применять ЕНВД. Однако деятельность по передаче в аренду автотранспортных средств с экипажем под действие указанной нормы не подпадает, поэтому облагается в рамках иных налоговых режимов.

Дело в том, что согласно приведенной в п. 3 Обзора позиции суда вид деятельности, предусмотренный в подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, осуществляется на основании договора перевозки (ст. 785 ГК РФ). Договоры по передаче в аренду транспортных средств с экипажем в силу параграфа 3 гл. 34 ГК РФ являются разновидностью договоров аренды, а в подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ упоминаются лишь перевозки.

Следует отметить, что по данному вопросу не было единой точки зрения ни у контролирующих органов, ни у арбитражных судов. Однако в большинстве разъяснений Минфин России отмечал, что передача в аренду транспортных средств с экипажем не облагается ЕНВД (Письма от 23.01.2012 N 03-11-11/9, от 27.06.2011 N 03-11-06/3/74, от 10.06.2011 N 03-11-06/3/66). Подробнее по данному вопросу см. Практическое пособие по ЕНВД. 

1.4. Розничная продажа товаров юридическим лицам и предпринимателям облагается ЕНВД  

При осуществлении розничной торговли через объекты стационарной или нестационарной торговой сети, а также магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м может уплачиваться ЕНВД (подп. 6, 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). В данном случае реализация товаров покупателям должна производиться на основе договоров розничной купли-продажи (абз. 12 ст. 346.27 НК РФ). Президиум ВАС РФ в п. 4 Обзора подтвердил, что розничная торговля, облагаемая ЕНВД, включает сделки по продаже товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи реализуется товар, который предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Однако организации и предприниматели могут покупать товары как для собственных нужд, так и для дальнейшей переработки или для перепродажи. Налоговый кодекс РФ не обязывает налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю, контролировать цель приобретения товаров и их последующее использование покупателем. На это обстоятельство также указывает и Минфин России (Письмо от 06.09.2011 N 03-11-06/3/97).

Таким образом, одним из основных условий, позволяющих применять систему в виде ЕНВД в отношении розничной торговли, является осуществление последней именно через объекты торговой сети, упомянутые в подп. 6, 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Данную позицию Президиум ВАС РФ высказывал ранее в Постановлении от 05.07.2011 N 1066/11. Вместе с тем Президиум ВАС ни в указанном Постановлении, ни в п. 4 Обзора не анализирует понятия "договор розничной купли-продажи", "розничная торговля" и "договор поставки", хотя именно от порядка оформления сделки зависит возможность применения ЕНВД при ведении налогоплательщиком розничной торговли. При возникновении споров арбитражные суды обращают внимание на отношения, сложившиеся у продавца и покупателя. Если для продавца не очевидны цели приобретения товара покупателем, то применять ЕНВД можно (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2012 N А66-7994/2011, от 05.07.2012 N А52-4231/2011).

Подборки разъяснений контролирующих органов и постановлений арбитражных судов, касающихся вопроса обложения ЕНВД розничной торговли, а также ситуации из практики подробнее см. в Практическом пособии по ЕНВД. 

1.5. Для применения ЕНВД в отношении бытовых услуг не важно, кто их оплачивает за физлицо  

В целях применения ЕНВД под бытовыми услугами понимаются платные услуги, которые оказываются физлицам и предусмотрены ОКУН (абз. 7 ст. 346.27 НК РФ). Иногда публично-правовое образование или работодатель заказывает и оплачивает такие услуги в пользу физлиц. В этом случае на практике возникает вопрос: может ли исполнитель в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг применять ЕНВД?

Как отмечено в п. 6 Обзора, для уплаты ЕНВД не имеет значения, само ли физлицо является стороной договора на оказание бытовых услуг, а также оплачивает услуги за счет своих средств. Главным критерием является то, что физлицо выступает непосредственным потребителем бытовой услуги. Ведь в ст. 430 ГК РФ предусмотрена возможность заключения договора в пользу третьего лица. Следовательно, оказывающий бытовые услуги налогоплательщик вправе применять ЕНВД, несмотря на то что заказывает и оплачивает их организация или публично-правовое образование в пользу физлица.

Аналогичного подхода придерживались и арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2011 N А56-10700/2010). В то же время Минфин России давал противоположные разъяснения (Письма от 13.05.2010 N 03-11-06/3/72, от 24.07.2008 N 03-11-04/3/354). Дополнительно по данному вопросу см. в Практическом пособии по ЕНВД. 

1.6. При расчете физического показателя "общая площадь стоянки" не учитывается территория, которая под стоянку не используется  

При предоставлении для автотранспортных средств (с 2013 г. - автомототранспортных средств) во временное владение (в пользование) мест для стоянки, а также при хранении указанных средств на платных стоянках в целях исчисления ЕНВД используется физический показатель "общая площадь стоянки" (подп. 4 п. 2 ст. 346.26, 346.29 НК РФ). Согласно абз. 41 ст. 346.27 НК РФ под площадью стоянки понимается общая площадь земельного участка, на котором размещена стоянка. Данная площадь определяется на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

На практике налогоплательщики при осуществлении деятельности, предусмотренной в подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, зачастую также ведут иную деятельность и для этого используют часть земельного участка. В п. 11 Обзора указано, что при расчете величины физического показателя "общая площадь стоянки" не учитывается площадь участка, которая используется для осуществления иной деятельности, чем оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению этих средств на платных стоянках. Данный вывод основан на том, что согласно абз. 11 ст. 346.27 НК РФ платные стоянки - это площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств. Соответственно, то, что налогоплательщик не сформировал вместо одного земельного участка два, правового значения не имеет.

Следует отметить, что арбитражные суды подобные споры разрешают по-разному с учетом конкретных обстоятельств дела. Однако Минфин России, отвечая на вопрос, какую площадь следует учитывать для определения величины физического показателя, указывал, что нужно руководствоваться имеющимися у налогоплательщика правоустанавливающими и инвентаризационными документами, а для изменения этого показателя внести соответствующие изменения в такие документы (Письмо от 29.06.2011 N 03-11-11/105, от 16.12.2009 N 03-11-06/3/296). Подробнее данный вопрос рассмотрен в Практическом пособии по ЕНВД. 

1.7. Площадь ведущих к торговому залу проходов, не используемая для розничной торговли, не учитывается при исчислении ЕНВД  

При осуществлении розничной торговли через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами физическим показателем является "площадь торгового зала" (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Для применения ЕНВД такая площадь не должна превышать 150 кв. м по каждому объекту торговли (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Исходя из понятия "площадь торгового зала", содержащегося в абз. 22 ст. 346.27 НК РФ, в эту площадь включается в том числе площадь проходов для покупателей. В п. 13 Обзора указано: при толковании данного положения необходимо исходить из того, что понятием "проходы для покупателей" охватываются проходы, расположенные внутри самого торгового зала. Проходы, которые ведут к торговому залу, такие как тамбуры, коридоры, лестницы, вестибюли, под действие названной нормы не подпадают.

Таким образом, тамбур, который фактически не используется для целей розничной торговли, в величину физического показателя "площадь торгового зала" не включается. Если тамбур приспособлен для размещения и демонстрации выставленных образцов продаваемых товаров, то его площадь учитывается при исчислении ЕНВД. Следует обратить внимание, что, по мнению Минфина России, данная площадь подлежит учету при расчете налога и в том случае, если по инвентаризационным и правоустанавливающим документам она включена в общую площадь торгового зала (Письмо от 16.07.2012 N 03-11-11/207). Арбитражные суды, как правило, при принятии решений принимают во внимание фактическую площадь торгового зала.

Подробнее по вопросу определения физического показателя "площадь торгового зала" см. в Практическом пособии по ЕНВД.

 

2. Как рассчитать ЕНВД в случае открытия обособленного подразделения?  

Название документа:

Письмо Минфина России от 23.05.2013 N 03-11-06/3/18486 

Комментарий:

С 1 января 2013 г. изменен порядок расчета ЕНВД за квартал, в течение которого организация встала на учет в качестве плательщика единого налога. Согласно новой редакции п. 10 ст. 346.29 НК РФ расчет суммы платежа определяется исходя из фактического количества дней осуществления деятельности с даты постановки на учет. См. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года. В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил порядок применения данных положений Налогового кодекса РФ в случае открытия обособленного подразделения.

Финансовое ведомство поясняет, что если организация состоит на налоговом учете в качестве плательщика ЕНВД в одном муниципальном образовании, а обособленное подразделение открывает в другом, где она также становится на учет в качестве плательщика единого налога, то ЕНВД в отношении этого подразделения рассчитывается из фактического количества дней осуществления деятельности с учетом положений п. 10 ст. 346.29 НК РФ. Если же обособленное подразделение создается в том же муниципальном образовании, в котором организация уже осуществляет облагаемую ЕНВД деятельность и состоит на налоговом учете в качестве плательщика данного налога, то применить п. 10 ст. 346.29 НК РФ компания не сможет. В этой ситуации открытие обособленного подразделения (при условии ведения им того же вида деятельности, что осуществляет и головная организация) рассматривается в качестве изменения величины физического показателя. Например, при розничной торговле через магазин - увеличение площади торгового зала. Согласно п. 9 ст. 346.29 НК РФ изменение величины физического показателя учитывается с начала месяца, в котором произошло такое изменение. Следует отметить, что разъяснение Минфина России согласуется с указанными нормами Налогового кодекса РФ.

Однако, по нашему мнению, в данном случае нарушается принцип равенства налогообложения, зафиксированный в п. 1 ст. 3 НК РФ. Дело в том, что налогоплательщик, открывающий обособленное подразделение в том же муниципальном образовании, где находится и головная организация, ставится в неравное положение с компанией, создающей обособленное подразделение в другом муниципальном образовании. Первая организация исчислит ЕНВД в большем размере, чем вторая компания, только из-за того, что первой в качестве плательщика ЕНВД на налоговый учет вставать не нужно (организация уже зарегистрирована в инспекции в качестве плательщика единого налога).

Как указал Конституционный Суд РФ, принцип равенства налогового бремени нарушается, если определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование (см. Постановление от 13.03.2008 N 5-П). На наш взгляд, в приведенном примере существенных различий между двумя организациями нет.

Возможно, законодатель скорректирует порядок расчета ЕНВД в случае открытия обособленного подразделения в том же муниципальном образовании, в котором находится и головная организация. Пока же налогоплательщикам остается руководствоваться разъяснениями Минфина России, или же они могут попытаться добиться признания указанных положений Налогового кодекса РФ не соответствующими Конституции РФ.