В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Минфин России разъяснил порядок выставления счетов-фактур экспедиторами

2. Организация, осуществляющая принудительный выкуп акций у физлица, не является агентом по НДФЛ

3. Возмещение, полученное плательщиком ЕНВД от банка в счет продажи покупателям товаров в кредит со скидкой, облагается указанным налогом

4. ФНС России разъяснила порядок перерасчета стоимости патента в связи с введением патентной системы

 

Комментарии

1. Когда можно начать амортизировать основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации?

2. Облагается ли ЕНВД комиссионная торговля?  

 

 

Новости

 

1. Минфин России разъяснил порядок выставления счетов-фактур экспедиторами

Письмо Минфина России от 01.11.2012 N 03-07-09/148 

В соответствии с договором транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

В рассматриваемом ПисьмеМинфин России разъяснил порядок выставления экспедитором счетов-фактур на сумму своего вознаграждения, а также на стоимость услуг третьих лиц, приобретенных от его имени за счет клиента в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Ведомство разъясняет, что экспедитору следует оформить отдельные счета-фактуры на сумму своего вознаграждения и на приобретенные для клиента услуги. Министерство отмечает, что Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 не регулирует порядок составления экспедиторами счетов-фактур в отношении услуг, приобретенных ими для клиента от своего имени, но за его счет. Но поскольку договор транспортной экспедиции аналогичен посредническому договору, то при выставлении таких счетов-фактур можно применять правила, установленные для комиссионеров и агентов. Для этого экспедитор отражает показатели счетов-фактур, выставленных ему организациями, которые непосредственно оказывали услуги, в счете-фактуре, выставляемом клиенту. Следует отметить, что в данном счете-фактуре можно указать стоимость всех услуг третьих лиц. При этом каждый вид услуг вносится в счет-фактуру отдельно (самостоятельной позицией).

Экспедитор должен выставить счет-фактуру не позднее пяти календарных дней с момента, когда им была оказана услуга клиенту. Порядковый номер таким счетам-фактурам присваивается в соответствии с индивидуальной хронологией составления счетов-фактур экспедитора. Документ оформляется в двух экземплярах. Один регистрируется в части 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур "Выставленные счета-фактуры" (в книге продаж не регистрируется). Другой экземпляр передается клиенту с копиями счетов-фактур, полученных от оказавших услугилиц, и копиями соответствующих первичных документов. Оригиналы указанных счетов-фактур регистрируются в части 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур "Полученные счета-фактуры" (в книге покупок не регистрируются).

Аналогичные разъяснения содержатся также в Письмах ФНС России от 03.10.2012 N ЕД-4-3/16555@, Минфина России от 21.09.2012 N 03-07-09/132. В них указывается, что экспедитор при выставлении счетов-фактур в отношении услуг, приобретенных им для клиента за счет последнего, может применять правила, которые установлены для комиссионеров и агентов, а также что счет-фактура на вознаграждение выставляется отдельно.

 

2. Организация, осуществляющая принудительный выкуп акций у физлица, не является агентом по НДФЛ

физическое лицо их получило. Следует ли юридическому лицу исчислить и уплатить НДФЛ при принудительном выкупе акций? В какой момент подлежит уплате НДФЛ: при передаче денег на депозит нотариуса или при выдаче их физическому лицу? (Письмо Минфина России от 02.11.2012 N 03-04-05/3-1247)" href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_QUEST_116699/">Письмо Минфина России от 02.11.2012 N 03-04-05/3-1247 

Минфин России разъяснил, что организация, осуществляющая принудительный выкуп акций у физлица, не является налоговым агентом по НДФЛ в отношении соответствующих доходов.

Свою позицию финансовое ведомство обосновало следующим образом. Согласно п. п. 1 и 4 ст. 84.8 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" лицо, ставшее владельцем более 95 процентов акций общества, вправе выкупить по рыночной цене акции и конвертируемые в них эмиссионные ценные бумаги у других акционеров. Выкуп осуществляется на тех же условиях, что и при добровольной продаже.

В случае принудительного выкупа база по НДФЛ определяется согласно ст. 214.1 НК РФ. В силу п. 18 указанной статьи налоговым агентом в отношении дохода от операций с ценными бумагами признается брокер, доверительный управляющий или иное лицо, которое совершает соответствующие сделки в интересах налогоплательщика. Такие операции должны проводитьсяв рамках договора доверительного управления, поручения, комиссии, договора на брокерское обслуживание, депозитарного или агентского договора. К данной деятельности не относится принудительный выкуп, который осуществляет организация. Следовательно, указанная компания не является налоговым агентом в отношении доходов физлица-акционера. В этом случае бывший владелец акций должен самостоятельно исчислить НДФЛ и уплатить его в бюджет.

Аналогичную точку зрения Минфин России высказывал и ранее (см., например, Письма от 24.08.2012 N 03-04-05/3-1001, от 23.04.2012 N 03-04-05/4-544).

 

3. Возмещение, полученное плательщиком ЕНВД от банка в счет продажи покупателям товаров в кредит со скидкой, облагается указанным налогом

Письмо Минфина России от 25.10.2012 N 03-11-06/3/73 

Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Организация осуществляет розничную торговлю товарами с применением системы налогообложения в виде ЕНВД. В целях повышения спроса, привлечения новых и поощрения постоянных клиентов она заключила с банком договор на участие в программе потребительского кредитования. Для обеспечения выполнения условий договора организация предоставляет дополнительные скидки покупателям, приобретающим товары в кредит. По итогам отчетного периода банк выплачивает ей вознаграждение за привлечение клиентов.

По мнению финансового ведомства, если организация не осуществляет иных видов деятельности, кроме розничной торговли, то сумма возмещения в счет продажи товаров в кредит с дополнительными скидками облагается ЕНВД. При этом Минфин России исходил из следующего.

В целях применения данного спецрежима розничной торговлей признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). Согласно ст. 488 и п. 3 ст. 500 ГК РФ в рамках розничной торговли товары могут продаваться в кредит или с условием оплаты в рассрочку. Деятельность организации, направленную на повышение спроса, увеличение объемов продаж, привлечение новых и поощрение постоянных покупателей, можно рассматривать как часть предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли. Минфин России указал, что эта деятельность может осуществляться совместно с банками и иными организациями. Таким образом, получение плательщиком ЕНВД возмещения от банка в счет продажи товаров в кредит с дополнительными скидками связано с ведением розничной торговли.

Аналогичную позицию финансовое ведомство занимает в отношении вознаграждения, полученного плательщиком ЕНВД от банка в рамках маркетинговой программы в счет продажи товаров держателям банковских карт по договорам розничной купли-продажи за безналичный расчет (Письмо от 01.06.2012 N 03-11-06/3/40).

 

4. ФНС России разъяснила порядок перерасчета стоимости патента в связи с введением патентной системы

Письмо ФНС России от 31.10.2012 N ЕД-4-3/18419@ 

Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ) внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. В частности, с 1 января 2013 г. вводится патентная система налогообложения. Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента прекращается. В связи с этим патенты, выдаваемые с момента опубликованияуказанного Закона, то есть с 25 июня 2012 г., должны иметь срок действия до конца текущего года. Если же патент выдан до этой даты и срок его действия истекает после 1 января 2013 г., то такой документ действует по 31 декабря 2012 г., а его стоимость должна быть пересчитана (ч. 3 ст. 8 Закона N 94-ФЗ). В рассматриваемом письме ФНС России разъяснила порядок перерасчета и уплаты стоимости патента, который выдан до опубликования Закона N 94-ФЗ и срок действия которого переходит на 2013 г.

Стоимость патента на расчетный период рассчитывается как годовая стоимость патента, разделенная на 12 месяцев и умноженная на количество месяцев с даты начала действия документа до конца текущего года. Треть стоимости патента должна быть уплачена в течение 25 календарных дней с даты начала осуществления соответствующей деятельности (п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ). Однако после опубликования Закона N 94-ФЗ в связи с перерасчетом стоимости патента должна быть пересчитана и сумма первого платежа. Следовательно, у налогоплательщика образуется переплата. Она подлежит зачету в счет уплаты оставшейся стоимости патента, которая согласно п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ должна быть перечислена в бюджет в течение 25 дней со дня окончания срока действия патента. Как уже указывалось, выданный в текущем году патент действует до 31 декабря 2012 г. Значит, оставшаяся часть стоимости должна быть перечислена в бюджет не позднее 25 января 2013 г. Она рассчитывается как разница стоимости патента на расчетный период и величины пересчитанного первого платежа.

ФНС России привела следующий пример. Предприниматель получил патент сроком действия с 1 июня 2012 г. по 31 мая 2013 г. Его стоимость составляет 22 500 руб. Таким образом, стоимость патента, пересчитанная на 7 месяцев его фактического действия (с 1 июня по 31 декабря 2012 г.), равна:

22 500 руб. / 12 мес. x 7 мес. = 13 125 руб.

Предприниматель до 25 июня 2012 г. оплатил 1/3 стоимости патента, то есть 7500 руб. (22 500 руб. / 3). После перерасчета в связи с опубликованием Закона N 94-ФЗ первый платеж составляет 4375 руб. (13 125 руб. / 3). Таким образом, у налогоплательщика образовалась переплата в размере 3125 руб.

Оставшаяся часть стоимости патента в размере 8750 руб. (13 125 руб. - 4 375 руб.) должна быть уплачена до 25 января 2013 г. Принимая во внимание переплату, фактически предприниматель обязан перечислить 5625 руб. (8750 руб. - 3125 руб.).

Контролирующий орган обратил внимание на то, что оставшаяся часть стоимости патента может быть уменьшена на сумму обязательных страховых взносов предпринимателями, не имеющими наемных работников, без ограничений, а налогоплательщиками, выплачивающими вознаграждение физлицам, - не более чем на 50 процентов от стоимости патента на расчетный период.

Следует отметить, что согласно разъяснениям ФНС России излишне уплаченная в бюджет стоимость патента может быть по заявлению предпринимателя возвращена или зачтена в счет уплаты других налогов, в том числе в счет уплаты налога в рамках патентной системы. Порядок такого возврата и зачета предусмотрен ст. 78 НК РФ. 

 

 

Комментарии

 

1. Когда можно начать амортизировать основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации?  

Название документа:

Письмо Минфина России от 17.08.2012 N 03-03-06/1/421 

Комментарий:

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что в отношении основного средства, права на которое подлежат госрегистрации, амортизация начинает начисляться при одновременном выполнении двух условий:

- основное средство введено в эксплуатацию;

- данный объект включен в амортизационную группу (факт подачи документов на госрегистрацию должен быть подтвержден документально).

Данный вывод обоснован п. 4 ст. 259 и п. 11 ст. 258 НК РФ. Так, согласно первой норме начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода его в эксплуатацию. В соответствии со второй нормой основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в состав амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Аналогичная точка зрения неоднократно высказывалась финансовым ведомством (см., например, Письма от 08.06.2012 01, если: 24 декабря 2010 г. подписан акт приемки законченного строительством объекта; 1 января 2011 г. оформлен акт о приеме-передаче и нефтяная скважина списана на счет 01; 13 апреля 2011 г. выдано разрешение на ввод в эксплуатацию; 19 июля 2011 г. выдано свидетельство о госрегистрации? С какого месяца следует начислять амортизацию по данной скважине для целей бухучета и налога на прибыль? (Письмо Минфина России от 08.06.2012 N 03-05-05-01/31)" href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_QUEST_111540/">N 03-05-05-01/31, от 04.03.2011 N 03-03-06/1/116, от 29.07.2010 N 03-03-06/1/492, от 05.03.2010 N 03-03-06/1/118, от 10.11.2009 N 03-03-06/1/734). Некоторые суды подтверждают такое мнение (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.10.2012 налогоплательщик необоснованно разделил расходы по ремонту и строительству, ошибочно принял к учету объект незавершенного строительства и базу отдыха, которая не использовалась для извлечения доходов, в качестве основных средств. Дополнительно: В решении рассмотрены вопросы соблюдения процедуры привлечения к ответственности, обоснованности взыскания штрафа." href="http://www.consultant.ru/document/cons_s_5F28656F61A2A7228FB097533EF1A29BC6C5CEF0DFBBA16A92632020E4AC846C/">N А03-17670/2011, ФАС Поволжского округа от 31.05.2011 N А06-4719/2010).

Однако по данному вопросу существует и иная точка зрения. Момент начала начисления амортизации по основным средствам, права на которые необходимо регистрировать, не зависит от факта подачи документов на госрегистрацию. А значит, руководствуясь п. 4 ст. 259 НК РФ, амортизировать эти основные средства можно после ввода их в эксплуатацию. Дело в том, что налоговое законодательство не связывает дату начала эксплуатации с датой подачи документов на госрегистрацию объектов основных средств. Данные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2011 N А28-93/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.08.2012 N А32-22683/2011. Кроме того, ФАС Московского округа в Постановлении от 07.08.2012 N А40-87766/11-90-383 указал, что к рассма триваемой ситуации применима правовая позиция Президиума ВАС РФ, выраженная в Постановлении от 25.09.2007 N 829/07, хотя она высказана в отношении исчисления НДС. Согласно этой позиции начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию.

Таким образом, налогоплательщик вправе начать начислять амортизацию по основному средству, права на которые подлежат госрегистрации, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. При этом факт подачи документов на госрегистрацию подтверждать не нужно. Однако стоит иметь в виду, что возможность возникновения споров с контролирующими органами не исключена.

 

2. Облагается ли ЕНВД комиссионная торговля?  

Название документа:

Письмо Минфина России от 02.11.2012 N 03-11-06/3/74 

Комментарий:

По договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м облагается ЕНВД (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Организация обратилась в Минфин России со следующим вопросом: можно ли уплачивать ЕНВД в отношении розничной торговли товарами, полученными по договору комиссии?

Финансовое ведомство разъяснило, что комиссионная торговля - это розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, которые переданы им для реализации третьими лицами - комитентами по договорам комиссии (ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст). Следовательно, комиссионная торговля как один из видов розничной торговли подпадает под ЕНВД. Данный вывод подтверждается, например, Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2011 N А05-3975/2011, от 22.02.2011 N А05-6652/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.2011 N А69-1135/2010. Минфин России обращает внимание на то, что применение ЕНВД правомерно только в том случае, если комиссионер реализует товар от своего имени через объект организации торговли, который принадлежит ему или используется им в предпринимательской деятельности на правовых основаниях (собственность, аренда и т.п.). Аналогичное мнение уже высказывалось Минфином России (см., например, Письма от 26.10.2011 N 03-11-11/269, от 03.05.2011 N 03-11-06/3/53, от 21.12.2010 N 03-11-06/3/167, от 15.11.2010 N 03-11-06/3/157).

Однако по вопросу применения ЕНВД в отношении комиссионной торговли возможна и другая точка зрения. Дело в том, что комиссионер не получает дохода от реализации комиссионных товаров. После исполнения договорных обязательств он передает всю выручку комитенту (ст. 999 ГК РФ). Доход комиссионера - это вознаграждение по договору комиссии, то есть доход от осуществления посреднической деятельности, а последняя не входит в перечень видов деятельности, облагаемых ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Данный подход подтверждается Постановлениями ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2011 N А46-8250/2010, ФАС Поволжского округа от 02.02.2009 N А72-4460/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.05.2010 N А25-1177/2008-12 (Определением ВАС РФ от 16.07.2010 N ВАС-9375/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Таким образом, вопрос о правомерности уплаты ЕНВД комиссионером является неоднозначным. Претензии у контролирующих органов могут возникнуть независимо от того, какой из указанных точек зрения будет придерживаться налогоплательщик. Во избежание споров целесообразнее руководствоваться последними разъяснениями Минфина России, поскольку именно он уполномочен разъяснять вопросы применения налогового законодательства (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).