Журнал "Главбух"

 

Что изменилось в учете и налогообложении
за последние 2 недели
Для кого Суть изменений Реквизиты
Для плательщиков налога на прибыль и НДС Основные средства, которые куплены на деньги, безвозмездно поступившие от учредителя, можно амортизировать. А «входной» НДС по такому оборудованию принимается к вычету. Единственное условие – доля данного учредителя в уставном капитале должна превышать 50 процентов Письмо Минфина России от 6 июня 2007 г. № 03-07-11/152
Для плательщиков налога на прибыль Налог с оборота, уплаченный на территории иностранного государства, нельзя включить в расходы при расчете налога на прибыль Письмо Минфина России от 13 июня 2007 г. № 03-03-06/1/376
Для всех налогоплательщиков Организация, ремонтирующая автомобили по гарантии за счет производителей, на уплату ЕНВД не переводится. По данному виду деятельности либо уплачиваются «обычные налоги», либо налог по упрощенной системе Письмо Минфина России от 13 июня 2007 г. № 03-11-04/3/216
Для плательщиков налога по упрощенной системе При «упрощенке» доход от продажи товаров, оплаченных покупателями с помощью банковских карт, признается в тот момент, когда деньги поступают на расчетный счет Письмо Минфина России от 23 мая 2007 г. № 03-11-04/2/138
Для плательщиков налога на прибыль Арендодатель, получивший в собственность неотделимые улучшения сданных в аренду помещений, не вправе амортизировать эти улучшения, если не компенсировал их стоимость арендатору Письмо Минфина России от 29 мая 2007 г. № 03-03-06/1/334
Для плательщиков налога на прибыль Стоимость подставок и горшков для комнатных растений, которые куплены, чтобы оформить интерьер в офисе, нельзя списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли Письмо Минфина России от 25 мая 2007 г. № 03-03-06/1/311

 


Новые ясные правила расчета среднего заработка для больничных и пособий на детей

Вышло в свет специальное Положение, которое разъясняет нюансы расчета среднего заработка для следующих пособий: по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Применяется оно и для расчета ежемесячного пособия по уходу за детьми до полутора лет. Этот документ должен был появиться еще в начале года. Но, видимо, новые правила расчета пособий оказались непростыми даже для самих разработчиков. В этом материале мы подробно прокомментировали новое Положение, а также разъяснили, по каким правилам бухгалтерам делать перерасчет уже выплаченных за этот год пособий.

Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию. Утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375 . Распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года

Какие выплаты учитывать при расчете

Чтобы рассчитать пособие, бухгалтеру необходимо посчитать средний заработок работника. Он определяется исходя из тех сумм, которые сотрудник получал в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу болезни или ухода в декретный отпуск. Однако далеко не все выплаты работникам надо брать в расчет. Как раз этот важный момент уточнен в Положении. Для удобства представим информацию в таблице

Если расчетный период отработан не полностью

Другой вопрос, который до сих пор часто возникал у бухгалтеров при расчете пособий: как посчитать размер заработка, если расчетный период (12 месяцев) сотрудник отработал не полностью? Например, был в отпуске или болел. Согласитесь, такая ситуация на практике скорее правило, чем исключение. Как сказано в пункте 8 Положения, в этом случае из расчетного периода исключаются как начисленные суммы, так и само время отпуска, болезни или командировки.

Отметим, что с 1 января 2007 года, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, пособие нужно рассчитывать исходя из календарных, а не из рабочих дней. Соответственно, оплачиваются календарные, в том числе и нерабочие праздничные дни (п. 18 Положения). То же правило применяется и для тех месяцев, которые отработаны не полностью.

И по-прежнему действует правило, ограничивающее пособие максимальной величиной. На сегодняшний момент как для пособий по временной нетрудоспособности, так и для пособий по беременности и родам максимальная сумма выплаты составляет 16 125 руб. за полный календарный месяц. Но уже к осени планируется, что верхняя планка для пособий по беременности и родам должна возрасти до 23 400 руб.

ПРИМЕР 1

Сотрудник ООО «Пионер» Потапов П.А. болел с 21 по 27 июня 2007 года включительно (всего семь календарных дней). Общий страховой стаж Потапова — семь лет. Так как семь лет меньше восьми, Потапову полагается пособие в размере 80 процентов среднего заработка. Оклад сотрудника — 18 000 руб. Расчетный период — с 1 июня 2006 года по 31 мая 2007 года.

При этом сотрудник:

— в 2006 году был в отпуске в период с 3 по 30 июля (всего 28 календар-ных дней), а заработок за отработанное время составил 857,14 руб.;

— с 7 по 13 февраля 2007 года включительно (всего 7 календарных дней) болел. За проработанные дни месяца Потапову начислили 13 263,16 руб.

Сведем исходные данные в таблицу .

Среднедневной заработок работника для расчета больничного бухгалтер рассчитал так:

194 120,30 : 330 x 80% = 470,59 руб.

Теперь сравним с максимумом. Максимальный размер дневного пособия в июне 2007 года составит:
16 125 руб. : 30 дн. = 537,50 руб.,
где 30 — число календарных дней в июне 2007 года.

Таким образом, работнику полагается пособие исходя из его заработка (470,59 меньше, чем 537,50). Сумма по больничному листу составит:
470,59 руб. x 7 дн. = 3294,13 руб.

Если в расчетном периоде повышали зарплату

Увеличение заработной платы учитывается при расчете пособий с момента ее повышения. Об этом прямо говорит пункт 12 Положения. То есть корректировать заработок, начисленный до увеличения заработной платы, не нужно. Впрочем, в отношении пособий это правило действовало и в прошлом году (п. 2ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. № 180-ФЗ).

Как учитывать премии

Правила учета премий при расчете пособий установлены в пункте 14 Положения. Основное изменение коснулось премий, которые выплачиваются более чем за месяц. Их нужно учитывать при расчете среднего заработка в полной сумме. Причем независимо от того, за какой период выдается премия. Глав-ное — чтобы месяц, когда премия была начислена, входил в расчетный период.

Что же касается ежемесячных премий, то для них предусмотрен особый подход. При расчете среднего заработка они включаются в зарплату того месяца, за который начислены. Поясним. Предположим, сотрудник заболел в июле 2007 года. Расчетный период — с июля 2006 года по июнь 2007 года. В июле 2007 года сотруднику выплатили премию за июнь. Получается, что тот месяц, в котором премия была выплачена — июль 2007 года, —в расчетный период не попадает. Однако поскольку сама премия относится к месяцу из расчетного периода — июню 2007 го-да, — ее необходимо учесть при определении среднего заработка.

Сведем правила учета премий в таблицу .

Итак, новые правила учета премий при исчислении пособий существенно отличаются от того порядка, который действует, например, для расчета отпускных. Между тем до появления нового порядка бухгалтеры рассчитывали средний заработок как раз по тем же правилам, что предусмотрены для отпускных. То есть пользовались Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утверждено постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213). А оно устанавливало, например, что если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью, то квартальные или годовые премии учитываются пропорционально отработанному времени. Новые же правила предписывают включать их в заработок целиком, что, конечно, упрощает расчет.

ПРИМЕР 2

Работник ООО «Смена» Соловьев В.С. болел со 2 по 5 июля 2007 года. Расчетный период — с 1 июля 2006 года по 30 июня 2007 года. В это время работник с 7 по 27 августа 2006 года находился в отпуске. То есть расчетный период отработан им не полностью.

За расчетный период Соловьеву начислено четыре квартальных премии и одна из них в июле 2006 года — за II квартал 2006 года. Кроме того, в январе 2007 года Соловьев получил премию по итогам работы в 2006 году.

В этом случае при расчете пособия по временной нетрудоспособности должны быть учтены все выплаченные премии. Ведь они начислены в рамках расчетного периода. Причем в полном объеме, несмотря на то, что Соловьев в августе 2006 года был в отпуске, то есть не отработал расчетный период полностью.

Если в расчетном периоде нет начислений

Представим такую ситуацию. Сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком, которому еще нет полутора лет. И уходит в новый декретный отпуск. По каким правилам рассчитывать ей пособие по беременности и родам? Ведь никаких начислений в расчетном периоде у нее скорее всего не будет.

В таком случае пособие нужно посчитать исходя из установленной тарифной ставки или должностного оклада (денежного вознаграждения). Об этом сказано в пункте 11 Положения. Разумеется, если общий страховой стаж работницы составляет не менее шести месяцев. По таким же правилам рассчитывается и пособие по временной нетрудоспособности.

Пример 3

Работница ООО «Смена» Михеева О.Ю., находясь в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, принесла новый больничный лист на отпуск по беременности и родам начиная с 9 июля 2007 года сроком на 140 календарных дней (до 25 ноября включительно). Таким образом, расчетный период – с 1 июля 2006 года по 30 июня 2007 года.

В организации сотрудница трудится с 10 апреля 2002 года. В декретном отпуске, связанном с рождением первого ребенка, Михеева находится с 1 октября 2004 года. Следовательно, в расчетном периоде никаких начислений у Михеевой нет.

В такой ситуации сумма пособия по беременности и родам должна быть исчислена исходя из оклада работницы. Согласно штатному расписанию, на 1 июля 2007 года он равен 15 000 руб., что меньше максимального размера пособия за полный календарный месяц(16 125 руб.). Поэтому бухгалтер организации рассчитал пособие исходя из 15 000 руб.

Сумма пособия была определена так:
15 000 руб. : 31 дн. 23 дн. + 15 000 руб. 3 мес. + 15 000 руб./ 30 дн. 25 дн. = 68 629,03 руб.,
где 31 дн. — количество календарных дней в июле;
23 дн. — количество календарных дней в июле, приходящихся на отпуск по беременности и родам;
3 мес. — число полных месяцев, приходящихся на период отпуска;
30 дн. — количество календарных дней в ноябре;
25 дн. — количество календарных дней в ноябре, приходящихся на отпуск по беременности и родам.

Мнение редакции

В ФСС России, возможно, позволят зачесть переплату

Сергей Шилкин , ведущий эксперт журнала «Главбух»:

— В ФСС России «Главбуху» неофициально прокомментировали, что сейчас готовятся специальные разъяснения для тех организаций, которые переплатили пособия сотрудникам. В соцстрахе понимают, что компании не виноваты в том, что Положение появилось только в середине года, тогда как должно было выйти еще в I квартале. И эти разъяснения, возможно, позволят организациям возместить суммы переплаченных пособий. То есть принять «лишние» суммы к зачету. Если этот документ появится, мы обязательно проинформируем о нем читателей на страницах журнала.

Пока же остается констатировать, что вернуть переплату можно только с согласия самого работника. Впрочем, ее сумма скорее всего будет невелика и проблем с возвратом возникнуть не должно.

Отметим, что сказанное выше верно для ситуации, когда у сотрудника или сотрудницы не только нет заработка в расчетном периоде, но и нет начислений в том месяце, когда наступила болезнь или декретный отпуск. Тогда для пособия надо использовать тарифную ставку или должностной оклад. Если же в расчетном периоде начислений не было, но они есть в месяце болезни, то брать для исчисления пособия надо фактические выплаты. Несмотря на то, что они относятся не к расчетному периоду, а к месяцу болезни (п. 10 Положения).

Нужен ли перерасчет?

Как сказано в самом постановлении № 375, оно вступает в силу с момента официального опубликования. Но документ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2007 года. Это означает, что все пособия, которые относятся к этому году, должны быть рассчитаны в соответствии с утвержденным Положением. Увы, это добавит немало работы бухгалтерам. Ведь им придется пересчитать суммы пособий за полгода!

По результатам пересчета бухгалтер определит, было ли пособие недоплачено или переплачено сотруднику.

Скорее всего новая сумма пособия будет больше. Дело в том, что многие бухгалтеры сознательно выбирали такую методику расчета пособий, которая не приводила бы к их завышению. Например, не учитывали премии. В этом случае работнику необходимо доплатить недостающую сумму пособия.

Сложнее в ситуации, когда после пересчета пособие окажется меньше. Формально соцстрах не обязан возмещать расходы на выплату пособия более того, чем полагается по законодательству. Более того, как сказано в пункте 4 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г.№ 255-ФЗ, суммы излишне выплаченных пособий не могут быть взысканы с работника, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя.


Снижена ставка рефинансирования

С 19 июня ставка рефинансирования стала равной 10 процентам. Мы рассказали, в каких случаях бухгалтеру придется учитывать это изменение Телеграмма Центрального банка РФ от 18 июня 2007 г. № 1839-У

С 19 июня 2007 года ставка рефинансирования снижена с 10,5 до 10 процентов. Это изменение нужно учесть при:

— расчете НДС с процентов по товарным кредитам, векселям и облигациям — с 19 июня этим налогом не облагаются проценты в пределах новой ставки рефинансирования;

— исчислении материальной выгоды по займам, предоставленным физическим лицам, — льготируемый предел с 19 июня равен 7,5 процента;

— определении суммы процентов по рублевым кредитам и займам, которую можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли, — с 19 июня допустимый лимит составляет 11 процентов.

Кроме того, новую величину ставки рефинансирования надо учитывать, рассчитывая пени за просрочку уплаты налогов. Пени определяются исходя из 1/300 действующей на этот момент ставки рефинансирования (ст. 75 Налогового кодекса РФ).

До 19 июня 2007 года ставка рефинансирования была равна 10,5 процента. Поэтому пени за просрочку платежа до 19 июня нужно рассчитывать исходя из ставки, равной 10,5 процента, а за просрочку с 19 июня — исходя из ставки 10 процентов.

Пример

ЗАО «Акация» в декларации по налогу на прибыль за I квартал 2007 года показало к уплате в региональный бюджет налог в сумме 600 000 руб. Этот налог следовало перечислить не позднее 28 апреля. Однако на деле ЗАО «Акация» уплатило к этому сроку только 400 000 руб. Оставшиеся 200 000 руб. (600 000 – 400 000) перечислили в бюджет только 27 июня. Вместе с суммой налога организация перечислила пени.

Пени начислены за период с 29 апреля по 27 июня включительно, то есть за 60 дней.

С 19 июня изменилась ставка рефинансирования Центрального банка РФ. Поэтому пени за 51 день (с 29 апреля по 18 июня включительно) надо рассчитать с учетом старой ставки рефинансирования — 10,5 процента, а за остальные 9 дней (с 19 июня по 27 июня включительно) сумма пеней определяется исходя из ставки рефинансирования 10 процентов. Бухгалтер рассчитал пени так:
200 000 руб. x 51 дн. x 10,5% : 300 + 200 000 руб. x 9 дн. x 10% : 300 = 4170 руб.

Добавим, что изменение ставки рефинансирования также повлияет на размер процентов за просрочку с возвратом налога из бюджета. Такие проценты получают организации, если инспекторы нарушили срок, установленный для возврата налогов.


За ненадобностью лицензию можно списать

Чиновники позволили списывать лицензию, если фирма прекратила указанную там деятельность или этот бизнес в лицензировании уже не нуждается. Письмо Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-03-06/1/353

Минфин России сообщил, что расходы на покупку лицензии можно в полном объеме списать на расходы в случае, если данный вид бизнеса освобожден от лицензирования.

Свои разъяснения чиновники адресовали строительным компаниям. С 1 июля 2007 года строительная деятельность уже не подлежит обязательному лицензированию. Поэтому стоимость строительных лицензий, не перенесенную в состав расходов до 1 июля, можно полностью списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли в конце II квартала.

Точно так же можно поступить с лицензиями на проектирование зданий, а также инженерные изыскания для строительства. Данные виды бизнеса также освобождены от лицензирования с 1 июля 2007 года ( Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 252-ФЗ ). Более того, в Минфине России нам подтвердили, что единовременно можно списать стоимость лицензии и по тем видам деятельности, которые по-прежнему подлежат лицензированию. Основанием для списания будет то, что компания перестала заниматься лицензируемым бизнесом.

Отметим, однако, что в целом подход чиновников к налоговому учету лицензий по-прежнему противоречит Налоговому кодексу РФ. В Минфине России убеждены, что стоимость лицензии, которая получена, скажем, на три года, следует списывать на расходы равными долями в течение этих трех лет. Между тем закон не запрещает списать средства, истраченные на лицензию, целиком в том периоде, в котором они истрачены. Ведь лицензионный взнос является сбором — государственной пошлиной, которая уплачивается по правилам, прописанным в главе 25.3 Налогового кодекса РФ. А, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, сборы, уплаченные в соответствии с российским законодательством, включаются в прочие расходы. При этом вся сумма сбора берется в уменьшение налогооблагаемой прибыли единовременно — в том месяце, в котором его начислили (при методе начисления). На это указано в под-пункте 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, компания вправе сама решать, как ей списывать лицензионный сбор — равномерно или единовременно. Конечно, второй вариант может вызвать претензии у инспекторов. Но с учетом того, что большинство лицензий стоят 1300 руб., риски штрафных санкций в данном случае невелики. Впрочем, по той же причине можно не вступать в спор с налоговиками и списывать стоимость лицензий постепенно.


«Упрощенщики» будут списывать сырье сразу после оплаты

Минфин устранил противоречие в новом порядке признания расходов при «упрощенке». Письмо Минфина России от 5 июня 2007 г. № 03-11-04/2/159

1 января 2008 года начнет действовать новый порядок признания расходов при упрощенной системе налогообложения. Согласно ему, «упрощенщики» смогут признавать затраты на сырье и материалы по мере их оплаты. Об этом Минфин России сообщил в своем письме от 5 июня 2007 г. № 03-11-04/2/159. Этим письмом финансисты заранее устранили противоречие, которое появится в Налоговом кодексе после вступления в силу Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 85-ФЗ .

Сейчас подпункт 1 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ обязывает «упрощенщиков» учитывать затраты на сырье и материалы по мере их списания в производство. Федеральным законом № 85-ФЗ законодатели упростили работу бухгалтерии, разрешив учитывать эти затраты по мере их оприходования и оплаты. Однако разработчики закона, видимо, очень сильно торопились и забыли исключить последнее предложение подпункта 1 пункта 2 статьи 346.17. А оно разрешает списывать сырье и материалы только после передачи их в производство. В результате получилось, что первая фраза подпункта 1 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ прямо противоречит последней.

Еще в мае, сразу после принятия Федерального закона№ 85-ФЗ, в Минфине обещали исправить досадную ошибку. И вот появилось официальное разъяснение, трактующее противоречивую редакцию кодекса в пользу налогоплательщиков.

Однако финансисты допустили в новом письме небольшую неточность. В своих разъяснениях Минфин, в частности, сообщает, что списывать затраты на сырье и материалы по мере их оплаты можно уже сейчас. Но это не совсем так. До конца 2007 года затраты на сырье и материалы нужно учитывать в расходах по старому порядку, то есть по мере отпуска в производство (конечно, при условии, что деньги поставщику уже перечислены).

Впервые применить новый порядок бухгалтеры должны в начале 2008 года при составлении годовой декларации по «упрощенке» за 2007 год. Ведь именно 1 января 2008 года вступит в силу Федеральный закон № 85-ФЗ. При этом поправки, которые внесены в подпункт 1 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ, распространяются на 2007 год.

Таким образом, по итогам года бухгалтеры смогут списать затраты на все сырье и материалы, оплаченные в 2007 году, вне зависимости от того, были они переданы в производство или нет.


«Уточненка» — повод для повторной «камералки»

Причем, получив новую декларацию, налоговики вправе вновь проверить тот период деятельности компании, который уже был объектом ревизии! Письмо Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267

Минфин России выпустил разъяснения для следующей ситуации, связанной со сдачей отчетности. Организация подала налоговую декларацию. Инспекторы приняли ее и тут же провели камеральную проверку. Однако через некоторое время бухгалтер обнаружил ошибку в том периоде, за который была сдана отчетность. Причем налоговики этой неточности во время «камералки» не нашли. Компания, чтобы избежать проблем при выездной проверке, доплатила недоимку, пени и подала уточненную декларацию. Инспекторы решили провести камеральную проверку «уточненки».

В итоге возник вопрос: а имеют ли право чиновники проводить «камералку» за один и тот же период второй раз? Ответ Минфина — да, могут.

Чиновники обратили внимание, что Налоговый кодекс не содержит такого понятия, как «повторная камеральная проверка». А статья 88 позволяет проводить «камералки» в течение трех месяцев со дня сдачи отчетности. Никаких специальных оговорок тут нет. «Уточненка» — это та же декларация, которую компания подает, поскольку обнаружила неточности в учете прошлых периодов. Следовательно, у инспекторов есть все основания, чтобы провести камеральную проверку уточненной отчетности. И если в результате будут выявлены нарушения, то проверяющие имеют полное право оштрафовать организацию. Увы, этот вывод Минфина соответствует нормам кодекса.


Счет-фактура затраты не подтверждает

Если стоимость товаров подтверждена лишь счетом-фактурой, то уменьшить налогооблагаемый доход на эту сумму нельзя. Таково мнение Минфина. Письмо Минфина России от 25 июня 2007 г. № 03-03-06/1/392

Минфин России заявил, что на основании одного лишь счета-фактуры стоимость товаров или материалов нельзя учесть при расчете налога на прибыль. Аргументы тут следующие.

Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами — «первичкой». Причем бумаги должны быть составлены по официально утвержденным формам (или же разработаны самостоятельно с учетом всех необходимых реквизитов). Так, для оформления продажи товарно-материальных ценностей специально разработана товарная накладная (форма № ТОРГ-12). Именно эта бумага и подтверждает расходы покупателя.

А счет-фактуру Минфин России считает документом, который лишь косвенно свидетельствует о затратах покупателя. Такие бумаги, по мнению Минфина, могут быть только дополнением к «первичке». Следовательно, если покупка подтверждается одним счетом-фактурой, то затраты нельзя учесть при налогообложении прибыли.

На наш взгляд, данное утверждение спорно. Ведь глава 25 разрешает списывать расходы на основании косвенных документов. Там не сказано, что такие бумаги — лишь дополнение к «первичке». Однако обширной арбитражной практики в пользу налогоплательщиков пока не сложилось. Поэтому мы советуем при возможности избегать ситуации, когда купленные ценности подтверждает только счет-фактура.


За опоздание с ежемесячными авансами по ЕСН начислят пени

За опоздание с ежемесячными авансами по ЕСН начислят пени. Письмо ФНС России от 1 июня 2007 г. № ГВ-6-05/447@

Если организация не успела до 15-го числа заплатить ежемесячный авансовый платеж, с 16-го числа и до дня погашения задолженности по ЕСН она должна перечислить пени. Об этом Минфин России напомнил компаниям в письме от 28 мая 2007 г. № 03-04-07-02/18 . А в письме от 1 июня 2007 г. № ГВ-6-05/447@ ФНС России направила разъяснения в инспекции.

Ведь с начала 2007 года подобный порядок закреплен в новой редакции статьи 58 Налогового кодекса. Согласно пункту 3 этой статьи, обязанность перечислять авансовые платежи приравнивается к обязанности по уплате налога.

Кроме того, в письме чиновники настаивают, что аналогичный подход нужно применять и к ежемесячным страховым взносам. Но это утверждение спорно. Потому что данные выплаты не относятся к налоговым платежам.

Отметим, что в июле должна по-явиться информация о том, какого мнения по этой проблеме придерживается Пленум Высшего арбитражного суда. На момент подписания этого номера «Главбуха» в ВАС РФ лежал на рассмотрении проект постановления, где решается вопрос — надо ли платить пени при опоздании с авансами по пенсионным взносам? И судя по тексту проекта, пени по пенсионному страхованию будут начисляться только в том случае, если компания не успела внести платежи по итогам квартала. А внутри квартала пеней быть не должно.


Стоимость карт экспресс-оплаты — в расходы

Как обосновать покупку карт экспресс-оплаты на телефон и Интернет? Мин-финовцы объяснили, какие понадобятся бумаги и что в них должно значиться Письмо Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-03-06/1/348

Чиновники сообщили, что стоимость карт экспресс-оплаты на телефон и Интернет можно учитывать при расчете налога на прибыль, если затраты документально и экономически обоснованы. В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

Чтобы подтвердить необходимость расходов, нужно предоставить детализацию счета за конкретный период, так как карточка затраты не доказывает. Для телефонных карт в детализации указываются номера вызываемых абонентов, дата и продолжительность разговора. Для интернет-карт — фиксируются посещенные сайты. Такую бумагу можно получить у оператора или провайдера, с которыми работает фирма.

Если подобного документа нет, обосновать расходы можно косвенными документами, такими как:

— список сотрудников, которые могут пользоваться картами экспресс-оплаты;

— отчеты работника по каждой из карт;

— протокол посещений интернет-сайтов.

Если налоговики все же откажут в признании расходов на карты экспресс-оплаты, отстоять затраты поможет положительная для компаний судебная практика. Например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19 декабря 2005 г. № А28-4833/2005-173/18 и ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2003 г. № Ф04/2539-461/А70-2003.


У НАС В ГОСТЯХ

Что заставит инспекторов работать качественно и быстро

Разгулин Сергей Викторович , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России рассказал о новом стандартеобслуживания налогоплательщиков.

— ФНС России утвердила новый Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Сергей Викторович, как один из тех, кто активно принимал участие в разработке этого документа, что вы считаете в нем самым важным?

— Я не стану что-то особенно выделять. Документ в целом имеет большое значение для повышения качества обслуживания налогоплательщиков. С учетом нового законодательства систематизированы функции, которые выполняет налоговый орган, приведены ссылки на законы и иные акты, на основе которых эти функции осуществляются. Внешне Единый стандарт выглядит как таблица, где слева написано название процедуры или услуги, справа — срок ее выполнения, а далее — нормативный акт и форма, в которой налоговый орган представляет результат налогоплательщику.

— Получается, новых правил документ не создает?

— Нет, не создает. Единый стандарт — это систематизация уже имеющихся норм. Он сделан для удобства налогоплательщиков. Может возникнуть ситуация, когда, например, бухгалтеру нужно узнать о выполнении налоговой службой той или иной функции. Пролистав Единый стандарт, он оперативно и легко найдет эту информацию.

Всего в документе перечислено порядка 50 функций, которые обязан выполнять налоговый орган. Они разбиты на разделы — услуги по регистрации и учету налогоплательщиков, по приему и регистрации деклараций, информирование о состоянии расчетов с бюджетом, услуги по выдаче лицензий и разрешений и, наконец, ответы на запросы налогоплательщиков.

— Вопрос, который, наверное, интересует сейчас наших читателей больше всего: а что грозит тем сотрудникам инспекций, которые нарушат сроки, прописанные в Едином стандарте? Например, не выдадут справку о состоянии расчетов с бюджетом в течение пяти дней?

— Это будет рассматриваться не как нарушение Единого стандарта, а как прямое нарушение соответствующих норм закона. В вашем примере — нарушение статьи 32 Налогового кодекса РФ. Ответственность возлагается на должностное лицо налогового органа. Его могут наказать в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе. Дисциплинарным взысканием может выступать, например, замечание или выговор.

— А что делать бухгалтеру, если он все-таки видит, что инспекция игнорирует сроки или вообще не выполняет свои обязанности?

— Обращаться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Сейчас, когда приказ с Единым стандартом уже разослан по региональным управлениям и по инспекциям, думаю, такие жалобы будут поставлены на специальный контроль. Кроме того, соблюдение сроков и форм предоставления услуг из Единого стандарта будет проверяться путем внутреннего аудита работы нижестоящих налоговых органов.

— В Едином стандарте есть один интересный момент. Сказано — время ожидания в очереди в налоговом органе не должно превышать 30 минут. Почему именно полчаса?

— Данная цифра расчетная, основана на численности налогоплательщиков, которая в среднем приходится на одну инспекцию, и времени, которое нужно опять-таки в среднем на работу с одним посетителем. Однако в «пиковые» периоды — последние дни сдачи отчетности — этот период увеличивается до часа.

Конечно, все это довольно относительно и во многом зависит еще и от условий, в которых обслуживается налогоплательщик. Идеальная инспекция — это еще и специальный комфортабельный зал для ожидания, информационные стенды. А еще — «электронная очередь», то есть порядок, когда каждый посетитель получает бумажку с номером и ждет, когда этот номер загорится на электронном табло для обращения к соответствующему инспектору. Но «электронная очередь» практикуется пока даже не во всех коммерческих структурах. А в инспекциях только начинается ее внедрение.

— Получается, что, если налогоплательщик стоит в очереди более получаса или даже часа, это все-таки не повод для того, чтобы жаловаться на руководителя инспекции?

— Это не повод для того, чтобы немедленно наказывать руководителя. Скорее, длинные очереди — признак того, что в организации работы инспекции нужно что-то менять. Например, привлекать новых сотрудников для работы с налогоплательщиками — находить новых или переквалифицировать работников других подразделений. Как вариант, у инспекторов, например, принимающих отчетность, может быть продлен рабочий день. Введена посменная работа без обеденного перерыва. Ведь сверхурочная работа, особые условия труда преду-смотрены в трудовых договорах.

Работу налогового органа можно организовать оптимально, без больших очередей. А вот если руководитель инспекции не пытается улучшить ситуацию, тогда к нему могут быть применены определенные меры воздействия.

— Единый стандарт имеет отношение к критериям оценки эффективности налоговых инспекторов, которые сейчас представлены на рассмотрение Правительства РФ?

— Критерии оценки эффективности налоговых инспекторов — это более широкое направление работы, а Единый стандарт — лишь один из способов его выполнить. Понятно, что, если в инспекции нет больших очередей, а сотрудники выполняют функции точно в отведенные сроки, отношение к данной инспекции будет хорошим. А количество довольных налогоплательщиков — это и есть один из критериев.

Беседовала Наталия Телегина