Журнал "Главбух"

 

Что изменилось в учете и налогообложении
за последние 2 недели

ФНС установила правила проверок. Удобные для инспекторов

Приказ ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@ ,зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2007 года
Распространяется на проверки, начатые после 31 декабря 2006 года

Шесть месяцев — именно столько смогут теперь проводить выездную проверку инспекторы.

А ведь изначально предполагалось, что срок будет всего два месяца, а продлить его до шести инспекторы смогут лишь в исключительных случаях. Но почетную обязанность назвать эти исключительные случаи законодатели возложили на ФНС России. И что бы вы думали? Естественно, у налоговой службы глаза разбежались, и она так и не смогла сделать этот перечень исчерпывающим. А потому появилась приписка — «иные обстоятельства».

Расскажем подробнее о том, как это получилось и что еще налоговики разработали для «совершенствования» проверок.

Как инспекторы будут затягивать проверку

Итак, с 1 января 2007 года вступила в силу новая редакция статьи 89 кодекса, которая регулирует порядок выездных проверок. Законодатели прописали, что по общему правилу срок выездной проверки составит, как и раньше, два месяца. Однако инспекция может принять решение об увеличении длительности проверки до четырех месяцев. А «в исключительных случаях» налоговики смогут задержаться в компании до шести месяцев.

К сожалению, депутаты не взяли на себя труд прописать, какие именно случаи позволят затягивать проверки, и оставили это на откуп ФНС России (п. 6 ст. 89 кодекса). Неужели депутаты надеялись, что налоговая служба станет сама себя сдерживать?

Если так, то надежды не оправдались напрочь. Вот в каких случаях ФНС России разрешает инспекторам продлить проверку до полугода:

1) проверка ведется у крупнейшего налогоплательщика;
2) от правоохранительных, контролирующих или других источников получена дополнительная информация о нарушениях;
3) на территории, где проводится проверка, случился форс-мажор — затопление, пожар и т. п.;
4) у проверяемой организации 10 подразделений и более;
5) налогоплательщик (или налоговый агент) не представил в срок документы для проверки;
6) иные обстоятельства.

Да, уважаемый читатель, у вас есть основания возмущаться — зачем вообще мы привели весь этот перечень?! Последнего пункта действительно вполне достаточно — он обеспечивает инспекторам неограниченные возможности. Придумав любое мало-мальски важное (опять же — на взгляд налоговика) основание, ИФНС обратится в региональное управление с просьбой продлить срок проверки до четырех или шести месяцев. Представляется, что инспекторы не будут мелочиться и попросят максимально возможный срок.

И как прокомментировали «Главбуху» в налоговом департаменте Минфина России, инспекторы наверняка будут активно пользоваться этой возможностью. А налоговики из УФНС — помогать им в этом, то есть утверждать прошения на продление ревизий.

К сожалению, такое самоуправство будет абсолютно законным. Есть ли шанс оспорить его в суде? Можно попробовать, если убедить арбитражных судей, что приказ ФНС России противоречит кодексу — по смыслу статьи 89 перечень «исключительных случаев» должен быть исчерпывающим. Но это очень сложно.

Отметим, что законодатели не предполагали такого поворота событий и даже предлагают исправить формулировки кодекса, если налоговики будут злоупотреблять своими полномочиями.

Комментирует законодатель

Сергей Чижов ,
депутат, Комитет Госдумы по бюджету и налогам

— Цель поправок в статью 89 состояла в том, чтобы сделать процедуру и условия выездной налоговой проверки максимально понятными и четкими. Поэтому, конечно, мы против неясности в дополнительных нормативных актах, регламентирующих основания для продления проверки.

К сожалению, такие формулировки, как «иные обстоятельства», могут способствовать росту коррупции. По опыту могу судить, что все законы, имеющие в своем составе подзаконные акты, считаются наиболее коррупционными. В то же время нельзя совсем отказаться от подзаконных актов. Иначе Налоговый кодекс РФ мог бы соперничать по объему с полным собранием сочинений классиков русской литературы.

Комментирует законодатель

Вячеслав Новиков ,
заместитель председателя Комитета Совета Федерациипо бюджету

— Мы даже обсуждали возможность прописать перечень оснований для продления выездной налоговой проверки прямо в Налоговом кодексе. Но тогда представителям ФНС России удалось убедить законодателей, что жизнь полна неожиданностей и все случаи в законе не учтешь.

Однако мы проводим мониторинг правоприменительной деятельности. И если в какой-то момент мы поймем, что налоговые органы злоупотребляют своими полномочиями, то внесем изменения в закон — возможно, даже вернемся к варианту закрытого перечня, прописанного в Налоговом кодексе РФ. Но прежде, конечно, должна сложиться практика применения этого закона.

Пока же советуем: следите, чтобы все документы у инспекторов были оформлены правильно. Особенно смотрите вот за чем: подписать решение о продлении проверки должен либо руководитель регионального УФНС, либо его заместитель. А иногда такое решение должен подписать сам глава Федеральной налоговой службы или его зам. Перечислим эти ситуации:
— региональное УФНС проводит повторную проверку в рамках контроля за деятельностью инспекции;
— ревизию осуществляет межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам;
— проверку выполняют специалисты из центрального аппарата ФНС России.

Как будут проверять контрагентов

Вместо «встречных проверок» Налоговый кодекс говорит теперь об «истребовании документов (информации) о налогоплательщике (ст. 93.1 кодекса). Но фактически исчезновение привычного термина из кодекса ничего не меняет. Более того, запрашивать документы налоговики теперь могут не только при проведении проверки, но и при осуществлении налогового контроля вообще. Как инспекторы будут всеми этими правами пользоваться, расписано в приложении № 3 к приказу ФНС России № САЭ-3-06/892@.

И здесь советуем следить за оформлением документов.

Дело вот в чем. Получить информацию налоговая может только от своих коллег — сотрудников другой инспекции, расположенной по местонахождению контрагента. Или от ИФНС, где зарегистрировано другое лицо, предположительно обладающее нужными сведениями.

Согласно порядку налоговики посылают в другую инспекцию поручение, где, в частности, должно быть указано, кого и в связи с чем проверяют. И уже «местные» инспекторы запрашивают информацию у предприятия. При этом — внимание! — требуя у контрагента документы или сведения, налоговики должны предоставить копию поручения, которое прислали их коллеги. Изучив текст поручения, вы будете знать, в связи с чем проверяют вашего партнера — возможно, затрагиваются и ваши интересы.

Отметим, что предоставить информацию нужно в течение пяти дней. Такой срок установлен пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ. За необоснованный отказ либо игнорирование требования штрафуют. Размер штрафа — 1000 руб., а за повторный отказ — 5000 руб. (ст. 129.1 Налогового ко-декса РФ).

Важные документы

Решение о проведении проверки. Раньше было две разные формы решений о проведении выездной проверки. Одно — на выездную проверку, другое — на повторную выездную проверку. Теперь форма для этих случаев одинакова.

При этом если назначается повторная проверка, то в решении обязательно должно быть указано основание. То есть по какой именно причине инспекторы решили провести повторную проверку.

Причины могут быть только следующими:
— контроль вышестоящим налоговым органом за деятельностью ИФНС;
— подача уточненной декларации, если налог в ней указан в меньшем размере, чем было заявлено ранее (в решении обязательно должно быть указано, по какому налогу была подана «уточненка»);
— ликвидация предприятия;
— реорганизация компании.

Обратите внимание: налоговики обязательно должны ознакомить с решением руководителя (или его представителя) — под роспись.

Акты о результатах выездной и камеральной проверки. Важная деталь: для камеральных проверок раньше вообще не было утверждено никакого акта. Из-за этого возникало много споров — ведь, фактически, налогоплательщики были лишены возможности представить свои возражения.

Теперь в соответствии с пунктом 5 статьи 88 Налогового кодекса РФ составлять акт по результатам камеральной проверки необходимо. И поэтому сейчас ФНС утвердила специальную форму этого документа.

Также обновлен и акт выездной проверки (эта же форма применяется и при оформлении результатов повторной выездной проверки).

Отметим, что в старой форме акта инспекторы указывали просто сумму неуплаты по налогам. Теперь же для отдельных нарушений предусмотрены специальные строки.

Перечислим их:
— сумма, которую налоговый агент удержал, но не перечислил в бюджет;
— сумма, которую налоговый агент и не удержал, и не перечислил;
— размер завышения убытков при налоге на прибыль;
— завышение НДС, предъявленного к возмещению из бюджета.
— уплата налогов в завышенных размерах.

То, что отдельно выделили нарушения налоговых агентов, вполне логично. Ведь и основание для штрафов у них другое — статья 123, а не 122 Налогового кодекса РФ. А вот тот факт, что особо указываются убытки, уменьшающие налог на прибыль, и возмещение НДС, говорит о том, что этим моментам инспекторы будут уделять обязательное и пристальное внимание практически при каждой выездной проверке. Сведения же о завышенных размерах налогов пригодятся чиновникам при проверке налога на прибыль. Ведь ряд налогов включается в расходы согласно главе 25 кодекса.

Подробнее о сроках проверки филиалов

Если у вас четыре филиала и более, инспекторы смогут затянуть проверку до четырех месяцев.

Проверка может быть продлена на тот же срок, если у вас меньше четырех филиалов. Это возможно, если на подразделения приходится не менее 50 процентов от общей суммы налогов компании или их имущество стоит не менее 50 процентов от всей стоимости имущества фирмы.

Если количество подразделений 10 и более, то налоговики получат возможность продлить проверку до шести месяцев.

Акт проверки для «чайников»

В новые Требования к составлению акта перенесено очень забавное указание из старого документа: инспекторы обязаны излагать текст четко, лаконично и доступно. Более того, он должен быть доступен «для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета». Правда, не указано, для каких именно неосведомленных лиц должны стараться инспекторы. Может, для директоров компаний?


Если в реквизитах ошиблась ИФНС, то пеней и штрафов не будет

Письмо Минфина России от 9 февраля 2007 г. № 03-02-07/1-60

Вполне распространенная ситуация: при сверке с налоговой обнаруживается, что некоторые платежи попали в категорию «невыясненные». В связи с чем у компании образовалась недоимка, на которую начислены пени. Оказывается, такие пени, а также штраф (если налоговики уже успели его начислить) неправомерны, если организация перечисляла налог по реквизитам, которые ей письменно сообщила инспекция. Эту радостную новость преподнес Минфин России в своем письме от 9 февраля 2007 г. № 03-02-07/1-60.

Объясняется такая позиция следующим образом. С 1 января 2007 года действует новая редакция статьи 32 Налогового кодекса РФ. И она гласит: налоговики обязаны сообщать организациям и предпринимателям при их постановке на учет реквизиты счетов, а также другую информацию, необходимую для заполнения платежки на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов. Кроме того, инспекторы должны извещать и об изменениях в этих сведениях. На это им отводится семь рабочих дней.

Обновленные реквизиты налоговики обязаны разместить на стендах в инспекции, в СМИ, а также выслать каждой фирме и ПБОЮЛ по почте с уведомлением о вручении.

Так вот, если фирма перечислила платеж по указанным налоговиками реквизитам, а он попал «не туда», наказывать ее нельзя. Как сообщил Минфин России, уведомление инспекции является письменным разъяснением по вопросам расчета и уплаты налогов. А оно согласно законодательству освобождает как от пеней, так и от штрафов (п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1. ст. 111 Налогового кодекса РФ).

Доказать свою невиновность легко, если у компании есть ответ инспекции на официальный запрос по поводу реквизитов. Если же реквизиты были взяты из каких-то общих источников, то предприятию придется документально это подтвердить. Например, распечаткой с сайта, фотографией стенда в налоговой. Как нам прокомментировали в Минфине России, любые доказательства суд должен по крайней мере принять во внимание. Тем более если это было массовое сообщение (на стенде или на сайте), а не персональное. Ведь тогда проблемная ситуация возникнет у многих плательщиков. И это также может стать доказательством невиновности конкретной организации.


Определять суммовые разницы без учета НДС?!

Письмо Минфина России от 14 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/85

В письме от 14 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/85 Минфин России заявил, что в налоговом учете суммовые разницы нужно определять без учета НДС, входящего в стоимость товаров.

По сути это означает следующее. Допустим, компания реализовала товары за 118 у. е. В эту цену входит НДС — 18 у. е. Так вот, чиновники считают, что суммовую разницу и продавец, и покупатель должны рассчитывать со 100 у. е. (118 – 18).

По нашему мнению, столь инновационный подход к давно привычным правилам расчета суммовых разниц неверен. Обратимся к определениям суммовой разницы, которые даны в пункте 11.1 статьи 250 и подпункте 5.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что суммовая разница возникает, когда величина обязательств и требований, пересчитанная в рубли в день реализации (оприходования товаров), не соответствует фактически поступившей (перечисленной) сумме. Совершенно ясно, что такие понятия, как «обязательства», «требования», а также «фактически поступившая сумма», подразумевают полную цену товара с учетом НДС. Ведь покупатель перечисляет продавцу общую сумму задолженности (обязательств). И в нее, как неотъемлемая часть, входит выставленный продавцом налог.

Таким образом, суммовые разницы нужно рассчитывать исходя из всей стоимости реализованных (купленных) товаров с учетом НДС. Методика же, предложенная Минфином России, по сути, ведет к необоснованному занижению налогооблагаемой прибыли (если суммовая разница положительная) либо к ее завышению (если суммовая разница отрицательная).

Кроме того, следуя разъяснениям Минфина России, бухгалтеру придется показывать в учете постоянные налоговые активы или обязательства. Ведь по правилам ПБУ 3/2006 курсовые разницы, являющиеся аналогом суммовых разниц в налоговом учете, рассчитываются по всей сумме задолженности. И в нее в том числе входит и предъявленный продавцом НДС.

Пример

ООО «Вектор» реализовало партию товара ООО «Радиус» за 1180 долл. США (в том числе НДС — 180 долл. США). Товар был в том же месяце оплачен в рублях.

Предположим, что курс доллара, установленный ЦБ РФ, составил 26 руб/USD на дату отгрузки и 25,5 руб/USD на дату оплаты.

В бухгалтерском учете у ООО «Вектор» в момент оплаты возникла отрицательная курсовая разница 590 руб. (1180 USD x (26 руб/USD –– 25,5 руб/USD)). В налоговом учете бухгалтер, следуя разъяснениям Минфина России, отразил отрицательную суммовую разницу 500 руб. ((1180 USD – 180 USD) x (26 руб/USD – 25,5 руб/USD)). В результате налогооблагаемая прибыль ООО «Вектор» была завышена на 90 руб.x (590 – 500). А кроме того, бухгалтеру пришлось начислить постоянное налоговое обязательство — 21,60 руб. (90 руб. x 24%).


Возвратный лизинг признан законным

Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 16 января 2007 г. № 9010/06

В постановлении от 16 января 2007 г. № 9010/06 Президиум ВАС РФ сделал вывод: возвратный лизинг — это законная сделка с разумными хозяйственными мотивами для обеих сторон, не ведущая к необоснованной налоговой выгоде.

Суть возвратного лизинга сводится к следующему. Предприятие, испытывающее недостаток в оборотных средствах, продает лизинговой компании свое оборудование. Лизинговая компания, привлекая банковский кредит, его покупает. И после этого купленный актив отдается в лизинг его бывшему владельцу.

Плюсы данной сделки очевидны. Продав оборудование, будущий лизингополучатель получает столь необходимые оборотные средства и в то же время продолжает пользоваться проданным имуществом на правах аренды. В свою очередь лизинговая компания, участвуя в данной сделке, зарабатывает прибыль — разницу между полученными лизинговыми платежами и суммой кредита, возвращенного банку с процентами.

Налоговики относятся к возвратному лизингу, мягко говоря, с недоверием. По их мнению, единственная цель подобных договоров — это экономия на налогах. А именно лизингодатель единовременно принимает к вычету весь «входной» НДС по купленному оборудованию. В свою очередь лизингополучатель, продав свои основные средства, продолжает пользоваться ими, не уплачивая налог на имущество.

В деле, рассмотренном Президиумом ВАС РФ, инспекторы пытались доказать, что договор возвратного лизинга, заключенный ООО «Ханса Лизинг» с ООО «ММК-Транс», был направлен исключительно на получение лизинговой компанией необоснованной налоговой выгоды. Основания так считать у налоговиков были следующие. Во-первых, прибыль ООО «Ханса Лизинг» по сделке была нивелирована инфляцией. А во-вторых, у ООО «ММК-Транс» была налоговая недоимка.

Однако судьи, выслушав доводы налоговиков и налогоплательщика, встали на сторону последнего. Мы получили комментарий у одного из участников дела — лизингодателя.

Комментирует коллега

Виталий Ляскавка ,
генеральный директор
ООО «Ханса Лизинг»

— В суде мы использовали три основных довода.

Во-первых, сделка возвратного лизинга прямо предусмотрена статьей 4 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Этот договор имеет разумные хозяйственные цели для обоих участников.

Во-вторых, нормы Налогового кодекса РФ не ставят право налогоплательщика на налоговый вычет в зависимость от размера прибыли.

И в-третьих, налогоплательщик не может нести ответственность за то, что его контрагенты не платят налоги. То, что у лизингополучателя была недоимка, само по себе не является доказательством получения лизинговой компанией необоснованной налоговой выгоды. Этот вывод прямо следует из постановления Президиума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 .

Постановление Президиума ВАС РФ № 9010/06 должно стать важным прецедентом для российского рынка лизинговых услуг.


Когда за опоздание с «нулевой» декларацией не штрафуют

Письмо Минфина России от 13 февраля 2007 г. № 03-02-07/1-63

Минфин России совершенно справедливо подтвердил: если «нулевую» декларацию представить позже установленного срока на 181 день или более, то никакой ответственности нет.

Такой вывод следует из норм статьи 119 Налогового кодекса РФ. Она предусматривает штраф за просрочку со сдачей декларации. Размер его зависит от того, как долго фирма не представляла отчет — в течение 180 календарных дней или более. При этом величина штрафа составляет некоторый процент от суммы налога, заявленной в «просроченной» декларации ( см. таблицу ).

В связи с чем у организаций возникает вопрос: если налог равен нулю, значит ли это, что и штраф нулевой? Не всегда. Все зависит от количества дней просрочки. Если опоздание с отчетностью составило не более 180 дней, придется заплатить 100 руб. Такое минимальное наказание установлено пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ. Если же просрочка «нулевки» составила 181 день или больше, о штрафе можно не беспокоиться, так как минимальная его сумма при этом не предусмотрена.

Отметим, что к такому же выводу еще в прошлом году пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 10 октября 2006 г. № 6161/06. Видимо, по данному вопросу минфиновцы решили согласиться с судьями.

Таким образом, теперь, руководствуясь письмом Минфина России, налоговики перестанут штрафовать по статье 119 Налогового кодекса РФ за опоздание с «нулевой» декларацией, если прошло более 180 дней. А вправе ли они применить в таком случае статью 126 и потребовать 50 руб. за каждый бланк? Нет, так как ответственности за несвоевременную сдачу декларации посвящена специальная норма — статья 119. А статья 126 Налогового кодекса РФ касается других сведений, не представленных в инспекцию, — налоговых расчетов, форм 2-НДФЛ и т.п.


Компенсация за использование личного автомобиля НДФЛ не облагается

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 г. № 10627/06

Хорошая новость для тех, кто выплачивает своим сотрудникам компенсацию за то, что они используют личный транспорт в служебных целях. Судьи Президиума ВАС РФ объявили, что НДФЛ можно не облагать всю сумму возмещения.

Надо сказать, что споры по этому поводу идут давно. Чиновники Минфина России, а вслед за ними и налоговики, не раз высказывали мнение о том, что с компенсации, которая превышает нормативы, установленные постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92 для налога на прибыль, нужно платить НДФЛ. Эта позиция, в частности, высказана в письме Минфина России от 29 декабря 2006 г. № 03-05-02-04/192. Делая свой вывод, финансисты ссылаются на пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, где сказано, что не облагается НДФЛ только компенсация в пределах норм.

В постановлении № 10627/06 судьи указали, что нормативы, установленные для целей расчета налога на прибыль, не могут применяться при расчете НДФЛ. А так как для этого налога никаких норм законодательством не предусмотрено, НДФЛ не нужно облагать всю сумму компенсации.


Активная эксплуатация — ускоренная амортизация

Письмо Минфина России от 13 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/78

Минфин России считает, что оборудование, которое эксплуатируют три смены подряд или круглосуточно, в налоговом учете можно амортизировать в два раза быстрее.

Вывод совершенно справедливый. Напомним, что пункт 7 статьи 259 Налогового кодекса РФ предусматривает коэффициент ускорения не выше 2 для основных средств, которые используются при повышенной сменности. Это не касается только объектов, относящихся к трем первым амортизационным группам, если их амортизируют нелинейным методом.

Сроки полезного использования основных средств, установленные постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, рассчитаны на нормальные условия работы в две смены. Поэтому, когда оборудование используется три смены подряд или круглосуточно, речь идет именно о повышенной сменности.

Добавим, что в бухгалтерском учете коэффициентов ускорения для основных средств, которые работают круглые сутки, нет. Однако расхождений между бухгалтерской и налоговой амортизацией вполне можно избежать. Достаточно установить по таким объектам в бухучете срок полезного использования в два раза короче, чем в налоговом учете. Нарушением это не будет. Ведь ПБУ 6/01 позволяет организации определить срок полезного использования самостоятельно.


Всю стоимость рекламы в Интернете можно списывать

Письмо Минфина России от 29 января 2007 г. № 03-03-06/1/41

Расходы на размещение рекламной продукции, в которой содержится информация о компании или ее отдельных услугах, в Интернете можно учесть в целях налогообложения прибыли в полном объеме. Такую точку зрения высказали специалисты Минфина. При этом они цитируют пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ, в котором к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относится размещение рекламной информации в телекоммуникационных сетях. И Закон о рекламе, который относит Интернет к этим сетям.

Но Интернет — специфическая среда. Кроме покупки рекламы на сайтах, принадлежащих другим компаниям, любой желающий может разместить рекламную информацию, создав собственный сайт. Получается, что расходы на промо-сайт (посвященный целиком какой-то рекламной акции) или же на сайт-визитку (на котором размещена только информация о компании и предоставляемых ею услугах) можно также списать в полном объеме.

В таком случае к расходам на рекламу будет относиться оплата хостинга (размещение на сервере), а также покупка и содержание доменного имени.

Отметим, что даже инспекторы в ряде регионов придерживаются аналогичной позиции. Примером тут служит письмо московских налоговиков от 26 августа 2005 г. № 20-08/60490.


Налог на прибыль уменьшается при создании филиала

Письмо Минфина России от 15 февраля 2007 г. № 03-03-06/2/26

Минфин России не возражает против того, чтобы суммы, истраченные на открытие филиала, были списаны в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Чиновники не нашли никаких препятствий для того, чтобы счесть затраты на открытие филиалов экономически оправданными.

Другой вопрос — в какой момент включить расходы на открытие филиала в расчет налога на прибыль? Ответ чиновников вполне логичен. Поскольку, создавая обособленное подразделение, компания может нести множество различных видов расходов, признавать каждый из них надо в сроки, установленные главой 25 Налогового кодекса РФ. Так, по помещению и оборудованию, купленному для филиала, следует начислять амортизацию. А если помещение арендовано, то арендные платежи можно включать в расходы либо по мере их уплаты, либо по мере выставления счетов арендодателем, либо в последний день отчетного периода. То есть руководствоваться надо правилами подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Минфин России подчеркнул, что расходы, связанные с открытием филиала, можно списывать независимо от того, когда начнет функционировать новое обособленное подразделение. Допустим, помещение для филиала арендовали с марта, а работать филиал начал только в мае. Так вот, аренду за март и апрель можно списать на расходы не дожидаясь мая.


ОТ РЕДАКЦИИ

Второе слово дороже первого, или Куда сдавать 2-НДФЛ

В январе Минфин утверждал, что справки 2-НДФЛ филиал должен сдавать сам — в свою инспекцию ( письмо № 03-04-06-01/2 ). А уже в феврале вышло письмо ФНС России с прямо противоположной точкой зрения — что справки надо сдавать исключительно в ИФНС по местонахождению «головы» ( письмо № ГИ-6-04/135@ )! И даже если филиал составляет эти справки самостоятельно, сдавать их все равно надо туда, где состоит на учете головной офис.

Милый нюанс — в уголке письма налоговой службы указано: «СОГЛАСОВАНО: Статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов».

Минфин и ФНС, конечно, не нашли лучшего времени для дебатов и согласований, чем период сдачи этих самых справок. Естественно, мы срочно обратились к чиновникам с вопросом — какое же письмо считать правильным? И получили до боли знакомый ответ — то, которое вышло позднее. То есть письмо ФНС.

Честное слово, мне это очень напоминает детскую отговорку: «Первое слово съела корова». Хотя я прекрасно понимаю, что бухгалтерам в такой ситуации не до смеха. Отчетность готова, можно сдавать, а куда — непонятно!

И после этого чиновники еще удивляются негативному к ним отношению. Хотя, по-моему, они уже и не удивляются. Не зря же ФНС России предусмотрела в своем новом Регламенте такой нюанс: «...обращения граждан... содержащие нецензурные выражения… как правило, не рассматриваются». Видимо, соответствующие прецеденты были. Что опять же неудивительно.

Выскажите свое мнение: filipenko@glavbukh.ru


Официальный запрос «Главбуха»

Учеба за границей — обоснованный расход!

Руководитель организации направил главбуха на семинар за границу. Организатор мероприятия — российская фирма, лекторы тоже из России. Можно ли учесть подобные затраты при расчете налога на прибыль? И полагаются ли бухгалтеру суточные?

Еще не так давно налоговиков такая учеба настораживала. Ведь не секрет, что подобные семинары сочетают в себе как собственно обучение, так и отдых, причем за счет фирмы. Отделить же одно от другого практически невозможно. Поэтому инспекторы зачастую «снимали» фирмам такие расходы при проверке полностью.

Теперь же у предприятий появился влиятельный союзник — Минфин России.

Позиция Минфина России

В ответ на запрос «Главбуха» чиновники выпустили письмо , главный вывод которого — расходы на зарубежный вояж можно учесть при расчете налога на прибыль. Разумеется, если поездка будет надлежащим образом оформлена, а ее цель — экономически оправданна.

Стоимость семинара учитывается как расходы, связанные с повышением квалификации сотрудников (подп. 23 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). При этом расходы на обучение списываются, только если выполнены следующие условия, названные в пункте 3 статьи 264 Налогового кодекса РФ:
— у организатора семинара есть лицензия, подтверждающая право осуществлять образовательную деятельность;
— на учебе был сотрудник, состоящий в штате фирмы (это может быть и совместитель);
— программа семинара способствует повышению квалификации сотрудника и связана с его деятельностью.

Сама поездка работника на заграничный семинар должна быть оформлена как командировка. Тогда стоимость проезда, проживания, виз и других аналогичных расходов можно списать на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Кроме того, работнику нужно выплатить суточные, которые также включаются в расходы в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93.

Рекомендации «Главбуха»

Выводы Минфина России абсолютно справедливы. Повышение квалификации сотрудника — это обоснованный расход предприятия независимо от того, где оно проводится. Ведь Налоговый кодекс РФ не ограничивает места проведения подобных мероприятий. И не важно, где пройдет семинар — в том же городе, где находится компания, в другом российском городе или же за границей. Но, конечно, было бы наивно думать, что теперь инспекторы при проверке оставят расходы на обучение за границей без внимания. Поэтому очень важно документально обосновать затраты. Как отмечают сами минфиновцы, для этого понадобится:
— договор с образовательным учреждением;
— приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение;
— учебная программа семинара;
— сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудник прошел обучение;
— акт об оказании услуг.

Другое дело, что кроме собственно услуг по обучению работников организаторы семинаров, как правило, предлагают и культурно-развлекательную программу. Затраты на нее не могут быть учтены при расчете налога на прибыль, на что совершенно справедливо указывают чиновники в своем письме. Основание — пункт 43 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Но, разумеется, такой запрет сработает лишь при том условии, что организаторы выделят в документах стоимость развлечений отдельной строкой. Если же в договоре и акте будет указана только общая стоимость семинара, инспекторы вряд ли смогут предъявить предприятию какие-либо претензии. Но даже если это и произойдет, есть все шансы оспорить их в суде (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 16 сентября 2005 г. № А64-1000/04-6).

Отметим и такой нюанс. Как сказано в письме Минфина России, если сотрудник для повышения квалификации направляется в другую местность (в том числе и за границу), работодатель оплачивает ему командировочные расходы в обычном порядке. Но стоимость проезда, проживания, виз и прочих подобных расходов, как правило, включается организатором семинара в общий счет. Поэтому такие затраты компенсируются работнику только в том случае, если их стоимость не входит в общую цену договора. Единственное, что организация должна выплатить сотруднику в любом случае, — это суточные.