Журнал "Спутник главбуха"  

Благодаря глобальным поправкам в часть первую Налогового кодекса РФ в 2007 году отношения инспекторов ИФНС и налогоплательщиков будут строиться по новым правилам. О принципиальных изменениях при проведении выездных, камеральных и иных проверок, а также о сюрпризах законодательства мы беседуем со специалистом областного налогового управления.

Валентина Александровна Иванова, начальник отдела контрольной работы УФНС России по Ленобласти

Досье «Спутника Главбуха»:
Родилась в 1951 году.
Образование: высшее, в 1974 году закончила Московский институт торговли.
Карьера:
с 1974 года — экономист;
с 1979 года — заместитель начальника отдела Леноблпотребсоюза;
с 1994 года — в налоговых органах

— Валентина Александровна, пожалуйста, расскажите о том, что исчезло из Налогового кодекса РФ. Например, действительно ли перестали существовать встречные проверки?

— Нет, ситуация с данным контрольным мероприятием обстоит иначе. Само понятие «встречная проверка» действительно исключено из Налогового кодекса РФ с 1 января 2007 года. Но встречные проверки как таковые остались. Просто теперь они называются иначе — «истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

— Это как-то повлияет на работу налоговых органов и деятельность налогоплательщиков?

— Работникам налоговой службы с 2007 года предстоит работать в более жестких условиях. Налоговый кодекс РФ дополнен новой статьей 93.1, которая позволяет инспектору запросить лишь информацию или документы, связанные со сделками. То есть при встречной проверке инспектор может потребовать у налогоплательщика документы по конкретной сделке, а не всю первичку. Налогоплательщикам это нововведение, конечно, облегчит жизнь.

Также отмечу, что с 2010 года начнет действовать норма (п. 5 ст. 93 Налогового кодекса РФ), согласно которой налоговая служба, однажды запросив те или иные документы, второй раз будет не вправе их истребовать. Это должно способствовать укреплению дисциплины в налоговых органах и приучить инспекторов работать с документами внимательнее. Налогоплательщики, как вы понимаете, снова выиграют.

— А порядок проведения встречной проверки остался прежним?

— Изменился подход к проведению таких проверок. В соответствии с требованиями статьи 93.1 мы будем не только смотреть, сходятся ли дебет и кредит, но и анализировать сделки. А налогоплательщикам следует быть готовыми к тому, что, проработав всю имеющуюся по ним информацию, инспектор придет к выводу о мнимости или экономической неоправданности той или иной сделки. Возможно, посчитает ее не свойственной данному налогоплательщику. Больше внимания будет уделяться предпроверочному анализу.

Что касается сроков представления документов в рамках встречной проверки, то если налогоплательщик не успевает это сделать до установленной даты, пункт 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ предоставляет ему право подать ходатайство о продлении срока.

— Теперь давайте обратимся к камеральным проверкам. Многих наших читателей интересует, какие документы налоговая инспекция теперь вправе запросить при проверке декларации по НДС?

— При камеральной проверке декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, инспектор может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов согласно статье 172 Налогового кодекса РФ. Это могут быть счета-фактуры, первичные документы и т.п. Такое право предоставлено сотрудникам налоговой службы пунктом 8 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Если же налогоплательщик пользуется льготами, — например, применяет ставку НДС в размере 10 процентов на основании пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ, — то налоговый орган может запросить у него документы, подтверждающие право на данную льготу.

— Еще один «больной» вопрос — оформление результатов камеральной проверки. Будут ли в этом году инспекторы составлять акт по результатам проверки и информировать об этом налогоплательщика?

— Порядок проведения камеральных проверок претерпел кардинальные изменения (обновленная редакция ст. 88 Налогового кодекса РФ). Согласно новым требованиям при выявлении несоответствий и (или) нарушений в представленных документах инспектор должен запросить у налогоплательщика необходимые пояснения. Если представленные уточнения покажут, что проверяемый нарушил налоговое законодательство, сотрудник налоговой инспекции должен подготовить акт. На это ему отводится 10 дней с момента окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ).

Можно сказать, что налогоплательщики оказались в более выгодном положении. Ведь до внесения последних поправок в первую часть Налогового кодекса РФ (см. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ) акты оформляли, но они не были узаконены. Теперь их существование четко регулируется действующим налоговым законодательством: акт по результатам камеральной проверки будут составлять аналогично акту выездной проверки и, конечно, знакомить с ним налогоплательщика.

— Необходимо коснуться еще одного вида контрольных мероприятий — выездных проверок. Раньше часто возникали спорные ситуации при осуществлении проверок филиалов. Изменилось ли что-то с 2007 года?

— Многие вопросы теперь сняты. Порядок проведения выездных проверок филиалов прописан в обновленной статье 89 Налогового кодекса РФ (п. 7).

Налоговый орган может проверить филиал или представительство в рамках выездной проверки головной организации. Также мы имеем право провести отдельную проверку правильности исчисления и своевременности уплаты филиалом (представительством) региональных и (или) местных налогов.

Обращаю внимание на то, что инспекция не вправе проводить самостоятельную выездную проверку подразделений организации, которые не являются филиалами или представительствами организации, а также не выполняют обязанности налоговых агентов по уплате налогов и сборов.

— Сколько времени дается на составления актов по результатам выездных проверок? Некоторые наши читатели жалуются, что не могут представить возражения, так как их знакомят с уже готовым решением, когда все сроки для устранения разногласий прошли.

— Законодательство дает налогоплательщику возможность представить возражения. Так, пункт 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ гласит, что по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня написания справки инспекторы должны оформить соответствующий акт. Акт подписывают должностные лица налогового органа, проводившие проверку, и налогоплательщик, в отношении которого она проводилась.

Следовательно, налогоплательщик должен получить акт для ознакомления сразу же после его написания. Проверяемое лицо вправе подать письменные возражения в течение 15 дней со дня получения акта и подтвердить их обоснованность документами или их заверенными копиями (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ).

— Если выездная проверка организации была проведена в 2006 году и показала отсутствие нарушений, то грозят ли налогоплательщику штрафные санкции при выявлении таковых в ходе повторной проверки в 2007 году?

— На данную ситуацию освобождение от ответственности не распространяется. Оно действует лишь для тех, в отношении кого решение о проведении первоначальной выездной проверки принято после 1 января 2007 года. В данном случае, если при повторном контрольном мероприятии инспекторы обнаружат нарушение, не замеченное ранее, то налоговые санкции налогоплательщику не грозят (п. 10 обновленной ст. 100 Налогового кодекса РФ). Всем прочим придется платить штраф.

Беседовала Виктория Гуляева, выпускающий редактор журнала «Спутник Главбуха»

Региональное приложение к журналу «Главбух»
«Спутник главбуха» (Санкт-Петербург и Ленинградская область) №2, 2007