Журнал "Московский бухгалтер"  

Не исключено, что скоро при открытии счетов банки станут спрашивать с организаций договора с контрагентами. Помимо этого, смогут отказывать фирмам в открытии банковских счетов в одностороннем порядке и без объяснения причин. Такое право даст кредитным организациям законопроект, подготовленный Госдумой на основе меморандума Ассоциации российских банков.

Призывно, решительно, окончательно

АРБ, потеряв веру в то, что власти когда-нибудь решат проблему с «отмыванием грязных денег», взяла все в свои руки и готовит поправки в законодательство. Меморандум «О мерах по противодействию использования кредитных организаций в целях вывода крупных сумм денежных средств из легального денежного оборота в «теневую» экономику» был принят комитетом АРБ по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма еще 18 мая.

Основная цель документа – создать правовые инструменты для противодействия сомнительным сделкам. Сегодня банки не могут отказать организациям в обналичивании денег и открытии счета или же расторгнуть договор по своему желанию. Это привело к тому, что кредитные организации стали вводить все более жесткие схемы обналичивания средств. В частности, повышают тарифы на свое обслуживание, чтобы обезопасить себя от «фирм-однодневок». В результате приток последних в банки не уменьшается, зато увеличение цен в полной мере почувствовал малый и средний бизнес, которому зачастую не по силам большие затраты. Малейшие уступки банков приводят к штрафам, повышенному вниманию со стороны Центробанка и худший вариант - потере лицензий.

«Создалась парадоксальная ситуация, - сказано в меморандуме. - С одной стороны, в результате многократного увеличения кассовых операций по снятию наличных денежных средств «фирмами-однодневками», индивидуальными предпринимателями и лицами, нанятыми для «обналички», риск потери банком своей деловой репутации возрастает до критических величин. С другой - правовых инструментов (например, права отказа от совершения сомнительных операций или права отказа от открытия счетов сомнительным клиентам) ни законодательство, ни акты Банка России не предусматривают». Именно эти проблемы и призван решить документ. С одной стороны, меморандум носит декларативный характер, считает председатель Совета директоров Группы компаний «Градиент Альфа» Павел Гагарин:

- С другой стороны, он призван оправдать уже сложившуюся в течение последних лет практику по отзыву лицензий у «неблагонадежных» банков. За 2004-2006 гг. 90 процентов лицензий отозвано у банков за нарушение закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем». Поэтому документ является скорее политическим ходом, попыткой объяснить банковской и остальной общественности действия Центробанка и фискальных органов. Принятие меморандума лишь ускорит процессы ликвидации банков, занимающихся «отмыванием» денег. Соответственно, каналов для вывода крупных сумм из легального оборота в теневую экономику станет в ближайшее время значительно меньше.

В конце лета меморандум одобрил Центробанк, указав, что «нужно довести содержание меморандума до сведения кредитных организаций» (письмо от 23 августа 2006 г. № 111-Т). Поскольку письмо главного банка страны сродни приказу, большинство банков будут его исполнять. Поэтому бухгалтеру будет полезно ознакомиться с некоторыми из его положений.

Добровольно, рекомендательно, принудительно

Меморандум предлагает банкам при работе с клиентами использовать политику «Знай своего клиента». Для этого жестко контролировать идентификацию каждой фирмы при первом ее обращении в банк независимо от вида услуг, которыми она планирует воспользоваться. Сегодня при идентификации банки используют федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ и положение Банка России от 19 августа 2004 г. № 262-П. В приложении № 2 к последнему документу установлен перечень сведений, который необходимо установить банку. Это наименование компании (полное, сокращенное и на иностранном языке), ее организационно-правовая форма, ИНН, данные о госрегистрации, адрес местонахождения и почтовый адрес, сведения о лицензии, структура и персональный состав органов управления, информация о величине уставного капитала, сведения о наличии или отсутствии по своему местонахождению самой компании и ее органов управления и контактные телефоны.

В меморандуме список интересующих вопросов существенно расширяется. Прежде, чем решить, открывать счет или предоставить услугу, банк станет устанавливать содержание и возможности фирмы, ее истинные цели использования банковских услуг. От бухгалтеров станут требовать предоставлять документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении на получение банковских услуг и платежных инструкциях.

Помимо этого, банковские служащие будут проводить с каждым клиентом обстоятельную беседу. Бухгалтеру нужно будет объяснить, когда и с какой целью создана организация. Рассказать, кто является ее истинным владельцем, в чьих интересах она создана, кто входит в состав руководства. Также, каким опытом ведения бизнеса обладает фирма, каковы направления ее работы. Сообщить, формируются ли доходы организации от ее основной деятельности или от случайных сделок, кто входит в число контрагентов и какова их роль (производитель-поставщик, покупатель, посредник, перевозчик, консультант). Работник банка может поинтересоваться, имеет ли компания счета в других банках и если да, то чем объясняется ее обращение в этот банк. Нацелена ли фирма на долгосрочное сотрудничество или она заинтересована в отдельных разовых операциях и сделках. Подобная практика уже многие годы действует в западной банковской системе и руководствуется принципом «знай своего клиента», поясняет Павел Гагарин:

- За рубежом данные меры являются достаточно эффективными как в борьбе с отмыванием денег, так и с финансированием противозаконных предприятий (терроризм, наркотики, проституция). Полагаю, что перечисленные меры постепенно приведут к такому же эффекту и в России. Но только, правда, при условии более совершенной законодательной базы, как в области налогового законодательства, так и гражданского законодательства.

Банки также планируют прекратить выдачу простых векселей со сроком платежа «по предъявлении», тем, кто использует такие векселя для обналичивания денег (по информации банка). То есть, можно просто попасть под подозрение, и в выдаче векселя уже откажут. Помимо этого, кредитные организации станут использовать тарифную политику для того, чтобы уменьшить вероятность вовлечения банка в схемы, связанные с выводом крупных денежных сумм из легального оборота.

Кроме того, документ советует банкам рекомендовать фирмам, систематически совершающим операции (с открытием или без открытия счетов) для обналичивания крупных сумм, добровольно прекратить совершать такие операции либо расторгнуть отношения с банком. Поскольку, совершая операции, связанные с реализацией сомнительных финансовых схем, кредитные организации подвергаются правовым и репутационным рискам, вплоть до отзыва лицензии. Поэтому банки станут прекращать договорные отношения с такими клиентами, предложив им закрыть счета. Ознакомиться с полным текстом документа можно в интернете, пройдя по ссылке: www.arb.ru/site/comitets/comm.php?id=23&page=1.

Формально меморандум не является обязательным. Он содержит только рекомендации банкам, рассказала «Московскому бухгалтеру» начальник правового департамента АРБ Лариса Митяшова:

- Меморандум был принят, так как в законодательстве отсутствуют положения о том, как поступать банкам в тех или иных ситуациях. Поскольку к кредитным организациям власти предъявляют достаточно высокие требования по противодействию легализации преступных доходов. Документ поможет банкам выявлять недобросовестных клиентов. Ущемлять права организаций банк не имеет права, документ содержит только советы. Клиенты сами должны быть добросовестными, но так как для них никакой ответственности в законодательстве не предусмотрено, этим занялись банки.

Законодательно, инициативно, жестко

Чтобы создать «нормальные условия для осуществления банковской деятельности», сказано в меморандуме, комитет АРБ обратился к Банку России и Госдуме с настоятельной рекомендацией внести в действующее законодательство некоторые изменения. В частности, обязать организации и индивидуальных предпринимателей представлять банкам первичные документы, являющиеся основанием для снятия наличных денежных средств с расчетного счета, если сумма операции превышает на 600 тысяч рублей и более сумму, зафиксированную в календаре выдач наличных денег на зарплату. Предоставлять первичку бухгалтерам также придется при выплате физическим лицам средств на сумму, более 600 тысяч рублей, за исключением зарплаты или выплат социального характера.

Кроме того, банкам планируется разрешить отказывать клиентам в открытии банковских счетов в одностороннем порядке без объяснения причин и расторгать договор счета в одностороннем порядке. Радует только, что банк обязан будет хотя бы предварительно уведомить организацию о намерении расторгнуть договор и перевести остаток по счету в другую кредитную организацию.

Впрочем, фирма рискует остаться без счета лишь, если она неоднократно отказывалась предоставить запрашиваемую банком информацию о себе или по проводимым операциям (положением Банка России от 19 августа 2004 г. № 262-П). Также, если организация предоставила в банк недостоверные (фиктивные) документы или их копии либо уличена в неоднократном нецелевом использовании наличных денег при проверке соблюдения кассовой дисциплины.

В отношении физических лиц действуют такие же правила, с оговоркой, что договор может быть расторгнут, если операции по счету гражданина свидетельствуют о ведении им предпринимательской деятельности.

Законопроект уже разработан, отмечает Лариса Митяшова:

- Он еще не оформлен в качестве законодательной инициативы, но уже сейчас с ним работает комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам.

Правда, бухгалтерам не стоит волноваться раньше времени, в комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам «Московскому бухгалтеру» сообщили, что пока неизвестно, когда законопроект поступит на рассмотрение в нижнюю палату парламента.

Журнал «Московский бухгалтер» № 19/2006