Журнал "Семинар для бухгалтера"  
НАЛОГОВИКИ РАССКАЗАЛИ О ЗАРПЛАТНЫХ СХЕМАХ

Автор: Ю. Воробьев

Недавно налоговое ведомство выпустило приказ для служебного пользования. Он называется «Разъяснения по проведению выездных налоговых проверок по ЕСН и взносам на обязательное пенсионное страхование...». Это закрытый документ, в котором рассказывается о том, как необходимо проверять заработную плату, чтобы выявлять схемы ухода от налогов.

Я ознакомился с данным документом благодаря редакции журнала «Семинар для бухгалтера». Приказ достаточно объемный – 35 страниц печатного текста и содержит четкие указания о том, на какие вещи в ходе проверки инспекторам нужно обращать внимание, чтобы выявлять возможные нарушения.

Внимание сотрудникам и компаниям-конкурентам

Первый момент, который мне бросился в глаза, - это то, что ФНС России рекомендует проводить проверки на основании жалоб работающих или уволенных сотрудников предприятия. То есть теоретически любой из работников может написать в инспекцию жалобу на то, что на предприятии платится «серая» зарплата или, например, нарушается трудовое законодательство. И это будет инициировать выездную проверку.

Кроме того, во время самой ревизии инспекторам рекомендуется проводить опросы работающих сотрудников. Цель таких опросов - выявить реальное положение дел на предприятии и, возможно, получить свидетельские показания о том, что при выплате заработной платы происходят нарушения. Эти показания в дальнейшем могут быть использованы в качестве доказательства налоговиками своей позиции.

Далее. Если инспекторы подозревают, что часть фонда оплаты труда в организации скрывается, они должны доначислить ЕСН и пенсионные взносы, используя данные о размере заработка в других организациях этой отрасли по аналогии.

Для этого инспекторам предлагается выбрать два аналогичных предприятия - по виду деятельности, размеру выручки, численности работников и т. п. И проанализировать их основные «налоговые» показатели - выплаты в пользу работников, налогооблагаемую базу по ЕСН и пенсионным взносам, объем выручки. Если в процессе такого сравнения будет установлено, что на проверяемом предприятии есть существенное отклонение начисленных в пользу работников выплат от среднего уровня аналогичных начислений, а также отклонение доли заработной платы в объеме выручки, инспекторы обязаны доначислить ЕСН.

Завуалированные выплаты

Теперь о самих начислениях. Не секрет, что есть выплаты, при помощи которых организации пытаются скрыть оплату труда. Для налоговых инспекторов эти выплаты, собственно, тоже не секрет. На что они обращают пристальное внимание?

1. Представительские расходы. Если вы регулярно компенсируете сотруднику крупные суммы представительских трат, даже если это предусмотрено трудовым договором, инспектору это покажется подозрительным. И тогда из проверяющего ЕСН он может переквалифицироваться в проверяющего налог на прибыль. Будет смотреть все документы, которыми обоснованы представительские расходы: приказы, сметы, авансовые отчеты сотрудников. Если выяснится, что какие-либо суммы не подтверждены, на них будет начислен ЕСН.

2. Выплаты страховыми компаниями. Следующая по актуальности скрытая форма оплаты труда - это страховое возмещение от страховых компаний. Конечно, времена, когда через страховые компании можно было на законных основаниях выдавать часть заработной платы, прошли. Однако интерес к таким операциям со стороны налоговиков остался. Если организация страхует своих работников, например, по договорам добровольного личного страхования, инспекторы сопоставят объем начисляемой на предприятии заработной платы с теми суммами, которые получают сотрудники в качестве возмещения от страховых компаний.

Также инспекторы посмотрят, насколько на предприятии соблюдаются условия договора страхования в части уплаты страховых взносов. Например, бывают ситуации, когда страховые взносы по заключенным договорам должны вносить работники. А фактически их уплачивает организация, в которой они работают. Выходит, что сотрудники при этом получают доход в натуральной форме. Кроме того, ревизии подвергаются факты выплаты страхового возмещения. А именно - инспекторам необходимо удостовериться, что выплаты происходили именно в связи с наступлением страховых случаев, а не просто так.

Если по какой-либо причине у инспектора появится основание усомниться в реальности операций по договорам страхования, он может объявить их фиктивными и доначислить соцналог. И доказывать обратное предприятию придется уже в арбитражном суде.

Неправильный договор

Наиболее часто возникающий спор между предприятием и инспектором - это когда последний утверждает, что гражданско-правовой договор (подряда или оказания услуг), заключенный с исполнителем, по сути представляет собой трудовой договор. Тем самым предприятие недоплачивает ЕСН в части взносов, поступающих в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Подобная переквалификация договора может произойти, например, если сотрудник, работающий по гражданско-правовому договору, зачислен в штат и подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка. Ведь при реализации гражданско-правового договора работа выполняется на свой страх и риск без подчинения правилам внутреннего трудового распорядка. Или, например, работник заболевает, а администрация оплачивает ему больничный. Ведь сотрудникам, работающим по гражданско-правовым договорам, работодатели не обязаны оплачивать листок нетрудоспособности. Потому, считают инспекторы, такие щедрые работодатели должны платить ЕСН в части взносов, поступающих в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Покупка результатов труда вместо его оплаты

Другой момент, на который налоговики рекомендуют своим коллегам обращать внимание, - это ситуация, когда вместо авторского договора фирма заключает договор купли-продажи. И тем самым уходит от уплаты ЕСН и пенсионных взносов. В приказе Федеральная налоговая служба приводит такой пример. Организация заключает с физическим лицом (автором) договор на покупку компьютерной программы, специально созданной автором для использования в этой организации. За программу создателю выплачивается определенная денежная сумма, которая на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 236 НК РФ не облагается ЕСН. Напомню, там сказано, что не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права).

В подобной ситуации инспектору нужно доказать, что должен быть заключен авторский договор, а не договор купли-продажи. Поскольку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности законодателем рассматриваются как интеллектуальная собственность (ст. 128, 138 Гражданского кодекса Российской Федерации). А передача имущественных прав, входящих в состав интеллектуальной собственности, производится по лицензионным и авторским договорам, но не по договорам купли-продажи.

Что делать

Конечно, самое просто, что можно посоветовать, - это честно платить законно установленные налоги и сборы. И звучит это на самом деле не так уж наивно. Времена, когда можно было спокойно пользоваться существующими схемами ухода от «зарплатных» налогов, прошли. Сейчас можно говорить только о минимизации налогообложения. Причем законными способами. Соответственно, если вы заключаете договор подряда вместо трудового, следите за тем, чтобы:
- предметом договора являлось именно выполнение конкретной работы подрядчиком для заказчика. Причем работа должна обязательно иметь вещественный результат. То есть ее можно увидеть, потрогать, передать. В этом и заключается основное отличие договора подряда от трудового соглашения. Ведь в трудовом договоре основное внимание уделяется не результату, а процессу труда;
- оплата труда подрядчика зависела от того, как он выполнит работу и сдаст ее заказчику. В этом опять же заключается ключевое отличие от трудового соглашения, по которому зарплата выплачивается независимо от результата.

Также в договоре подряда должны быть указаны сроки начала и окончания работ и что подрядчик выполняет работу самостоятельно, на свой страх и риск. То есть не стоит указывать в договоре, что вы обучаете подрядчика, консультируете, устанавливаете ему режим труда, рабочее время. Подобные упоминания как раз будут свидетельствовать в пользу трудового договора, а не подряда.

При оформлении других операций, которые налоговики упомянули в своем приказе, также нужно следить за тем, чтобы экономическая природа сделки или операции была сохранена. Если вам самим какая-либо операция кажется не совсем «чистой» - будьте уверены, что и проверяющий ее также стороной не обойдет. Поэтому советую подходить к минимизации грамотно и продуманно. Сводить риск возможных претензий к минимуму.

ГОТОВИМСЯ К ПРОВЕРКАМ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Автор: С. Пепеляев

Президент РФ подписал Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, который вносит более 100 поправок в первую часть Налогового кодекса РФ. Все изменения вступают в действие с 1 января 2007 года. И еще задолго до своего появления этот документ был окрещен «законом о совершенствовании налогового администрирования». И на то были веские причины. Он был призван улучшить взаимодействие налоговых органов и организаций. Насколько это удалось, предлагаю рассмотреть на примере поправок, которые изменили налоговые проверки.

Максимальный срок выездной проверки - 15 месяцев

Одна из поправок касается сроков выездной проверки. Мы все уже привыкли, что максимальный срок такой ревизии не может превышать трех месяцев, плюс добавляется по месяцу на каждое обособленное подразделение. Теперь выездная проверка может быть продлена до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев. Правда, перечень оснований для продления проверки на такой срок должен разработать и утвердить Минфин России.

По-разному теперь будут считаться сроки самой проверки. Ее начало должно совпадать с вынесением решения руководителя или его зама о назначении ревизии. Заканчиваться она будет в день составления справки о проведении проверки. В то же время на практике справки о проведенной проверке составляются, но не передаются организациям. В итоге организация не знает, закончилась проверка или нет. Но все же новый порядок не так уж плох, если сравнивать его с тем, который действует сегодня и зависит от фактического пребывания инспектора на территории организации. Все мы знаем, что на практике он приводит к прерыванию проверок, а сама ревизия может растягиваться до бесконечности. Благодаря поправкам подобных злоупотреблений теперь не будет.

Однако сама процедура приостановления проверок теперь легализована. Это может происходить, когда налоговикам необходимо истребовать дополнительные документы, получить информацию от иностранных государств, провести экспертизу документов или перевести их на русский язык.

Воспользоваться каждым из этих оснований для того, чтобы приостановить проверку, инспектор может только один раз. И в общей сложности проверку можно приостанавливать не больше чем на шесть месяцев. Однако если не удается получить от иностранцев нужную информацию по договорам, то перерыв может продлиться еще на три месяца.

Итак, общий срок выездной проверки, учитывая все продления и приостановки, теоретически может растянуться до 15 месяцев. Что ж, это не так плохо, учитывая, что сейчас ревизия может растянуться и на больший срок.

В Налоговом кодексе РФ по-прежнему останется норма, запрещающая проверять организации два и более раза по одним и тем же налогам за один и тот же период. Однако «благодаря» поправкам количество проверок может быть неограниченно. Надо лишь иметь соответствующее решение на повторную проверку от руководителя ФНС. О том, в каких случаях главному налоговику разрешено давать такие решения, новая редакция кодекса не уточняет.

Зато законодатели уточнили очень важное для всех организаций обстоятельство. Теперь в статье 93 Налогового кодекса РФ будет четко сказано, что повторное истребование в ходе проверок не допускается.

Также выездная проверка может проводиться не только на территории организации, но и в инспекции.

Камеральная проверка без первичных документов

Не иначе как долгожданными можно назвать поправки, касающиеся камеральной проверки. Теперь налоговики не имеют права требовать от организаций вместе с декларациями дополнительные документы. То есть практика, когда организации должны были возить в инспекции «коробки» с документами и камеральная проверка превращалась в документальную, скорее всего закончится.

Я сказал «скорее всего», потому как законодатели все-таки рассказали, в каких случаях инспекторы будут требовать от организаций «первичку». Это можно будет делать при проверке организаций на правильность применения льгот, вычетов по НДС и исчислении налога на добычу полезных ископаемых.

Еще одно новшество: если при проверке деклараций инспектор заметит ошибку, он будет обязан сообщить о ней налогоплательщику. Организация, в свою очередь, в течение пяти дней может дать свои пояснения инспектору. Для этого можно будет представить дополнительные документы, перечень которых должен определить сам налогоплательщик.

По итогам «камералки» инспекторы теперь будут иметь полное право оштрафовать организацию. Начиная со следующего года в кодексе будет четко прописано, что если ревизоры обнаружат факт налогового правонарушения при проверке, то после ее окончания они будут обязаны составить акт о привлечении организации к ответственности. На это им отводится 10 дней. Фактически сейчас инспекторы и так это делают. Однако теперь их действия будут подкреплены нормой кодекса.

О «встречке» замолвили слово

Более подробно теперь в статьях 87, 93.1 Налогового кодекса РФ рассказывается о встречной проверке. Эта форма все больше становится похожа на самостоятельный вид контроля. Однако законодатели не рискнули посвятить ей отдельную главу кодекса. Хотя у депутатов при обсуждении проекта закона были мысли детально расписать процедуру «встречки», но, как видим, этого не произошло.

Но, несмотря на это, встречная проверка теперь может проводиться самостоятельно, а не так, как раньше, в рамках выездной или камеральной. Следовательно, расширился и перечень организаций, которым инспекторы могут учинить «встречку». Если раньше налоговики могли касаться только контрагентов проверяемой организации, то теперь инспекторы могут требовать информацию практически у всех фирм.

Наиболее важные изменения в процедуре налоговых проверок сведены в ( см. таблице).


ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Автор: А. Захаров

Президент России 18 июля 2006 года подписал Федеральный закон № 110-ФЗ, который внес ряд изменений в порядок привлечения иностранной трудовой силы. Поправки вступят в силу с 15 января 2007 года.

Самым главным новшеством, вносимым в закон, является факт отмены для работодателя необходимости получения разрешений на привлечение иностранного работника, въехавшего на территорию РФ в безвизовом режиме. И с 15 января 2007 года порядок привлечения таких иностранцев к работе будет носить не разрешительный, а уведомительный характер. Правда, уведомить нужно будет не только миграционную службу, но и службу занятости в соответствующем субъекте РФ.

Однако сам иностранец, въехавший к нам в безвизовом режиме, прежде, чем трудоустраиваться на предприятие, должен получить разрешение на работу. И у Правительства РФ будет право ограничить количество трудящихся «безвизовых» иностранцев.

Безусловно, отмена разрешительного порядка найма на работу отдельных категорий иностранных граждан облегчит легальную процедуру для работодателя. Однако в стране по-прежнему будет находиться большое количество иностранцев, желающих трудоустроиться без соответствующего разрешения. Прежде всего это гастарбайтеры из стран СНГ - именно они могут прибывать в нашу страну в безвизовом режиме.

И захочет ли работодатель отказаться от нелегальных работников и взамен предоставить иностранным гражданам те же социальные гарантии, что и отечественным работникам, и платить соответствующие налоги? Ведь не секрет, что «дешевую» рабочую силу в первую очередь используют на опасных производствах.

Безусловно, вносимые изменения - шаг в сторону более цивилизованного рынка иностранной рабочей силы. Несмотря на это, по моему мнению, изменения, вносимые в закон, не меняют в целом ситуацию с правовым статусом иностранных граждан и не устраняют предпосылок для коррупции в сфере миграционного контроля и контроля за трудовой деятельностью иностранцев в Российской Федерации.

Резюме

Итак, со следующего года при приеме на работу иностранного гражданина, прибывшего к нам в безвизовом режиме, организации самой не придется оформлять его легальное трудоустройство. Бухгалтер лишь удостоверится в том, что сотрудник сам получил разрешение на работу. Это значительно сократит расходы фирмы на легальное привлечение иностранцев. Однако закон по-прежнему не решает проблему нелегального трудоустройства. И многие фирмы будут продолжать работать «в серую». Тем более что доказать, что иностранный гражданин принят на работу нелегально, на практике очень сложно. Ведь у нелегала нет на руках трудового договора с фирмой-работодателем. А следовательно, и наложить штраф по статье 18.10 КоАП РФ (от 10 до 300 тысяч рублей) почти невозможно.


ПРОЖИВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ВНЕ МЕСТА ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ

Автор: Г. Шалдина

Недавно Минфин России выпустил два письма, которые касаются учета расходов организаций на проживание командированных работников. В письме от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/533 минфиновцы рассмотрели ситуацию, когда фирма купила квартиру для проживания в ней сотрудников в командировке. По мнению финансового ведомства, учесть расходы можно только в той доле, в которой квартира использовалась для проживания в ней сотрудников. Если же квартира пустовала, то расходы на нее инспекторы признают необоснованными. Можно, конечно, попытаться доказать чиновникам экономическую обоснованность приобретения квартиры и расходов на ее содержание (например, все эти расходы меньше, чем ее аренда на отдельные периоды или оплата гостиницы). Но доказать это придется в суде, и процесс будет очень сложным.

А вот второе письмо Минфина - от 23 июня 2006 г. № 03-03-04/1/543 - на мой взгляд, гораздо более спорное. В нем чиновники приходят к выводу, что расходы организации по предоставлению вахтовым рабочим общежития уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль лишь в сумме, не превышающей установленных нормативов на содержание вахтовых поселков. Эти нормативы утверждают органы местного самоуправления. А если нормативов нет, то такие затраты организация списать на расходы не сможет.

Действительно, в соответствии с подпунктом 32 пункта 1 статьи 264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль организации могут учитывать в составе расходов только затраты, связанные с содержанием вахтовых и временных поселков в пределах этих нормативов. Но только если эти вахтовые поселки принадлежат самой организации.

Однако если общежития для персонала не принадлежат самой организации, то тогда инспекторы не вправе применять положения указанного пункта. По нашему мнению, такие затраты возможно включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Тем более что данный расход соответствует критериям статьи 252 НК РФ.

Что делать

Расходы по покупке квартиры, предназначенной для проживания в ней командированных работников, могут быть отнесены к признаваемым при налогообложении прибыли расходам. При этом квартиру можно включить в состав основных средств, но амортизировать только в тех периодах, когда в ней фактически проживают командированные сотрудники. Основанием для начисления амортизации будут являться документы, подтверждающие факт пребывания в квартире работников фирмы во время командировки (командировочные удостоверения, проездные документы до места командировки и др.).

Что касается мнения Минфина России по поводу расходов на предоставление вахтовым рабочим общежития, то его можно и нужно оспаривать, в том числе и в судебном порядке.

Журнал «Семинар для бухгалтера» № 2/2006