Журнал "Спутник главбуха"  

Казенным предприятиям банкротство не грозит

Старейшие предприятия области, которые производят боеприпасы, в ближайшее время обретут новый для себя статус. Они станут федеральными казенными предприятиями. Одна из главных особенностей такой формы собственности заключается в том, что казенные предприятия нельзя обанкротить. Все новоиспеченные казенные предприятия будут находиться в непосредственном подчинении федерального центра и финансироваться напрямую из федерального бюджета. Москва пообещала списать все старые долги и обеспечить заводы стабильными оборонными заказами, в свою очередь, озадачив руководство этих предприятий внедрением в производство так называемых «товаров народного потребления». Правда, предполагается, что инвестором для новых проектов выступит опять-таки само государство.

Первым казенным заводом уже стал «Коммунар» в поселке Петра Дубрава. Сейчас решается вопрос о присвоении статуса казенных заводам по производству боеприпасов, которые находятся в центре самарской «оборонки» – городе Чапаевске. По прогнозам областного министерства промышленности, в нынешнем году экономическое положение целого ряда самарских оборонных предприятий изменится в лучшую сторону. Планируется, что государственный заказ на специзделия вырастет как минимум на 20 процентов.

Новокуйбышевские налоговики избавляются от предприятий-фантомов

От нескольких десятков предприятий, существующих только на бумаге, намерена в ближайшее время освободиться межрайонная налоговая инспекция № 16 по Самарской области. На сегодняшний день в ее реестре числится 82 предприятия, задолженность которых превышает 100 000 рублей, и 49 предприятий с меньшей налоговой задолженностью.

В 2005 году инспекция уже провела ликвидацию 12 предприятий, среди которых ОАО «Новокуйбышевский нефтехимкомбинат», ОАО «Строительный трест № 25», НМУСП «Маяк». По словам руководителя инспекции Галины Паршенцевой, на разных стадиях процедуры банкротства находятся в настоящее время еще 17 предприятий, в том числе ООО «Агростройматериалы», ООО «Техно-Импекс». На 11 предприятиях города Новокуйбышевска введено конкурсное управление.

Самарцы могут попасть в историю…кредитную

Теперь банки области смогут оперативно получать информацию о недобросовестных или несостоятельных клиентах. С 1 марта 2006 года начало официально действовать Поволжское бюро кредитных историй. Закон, обязывающий банки предоставлять негативную информацию о клиентах в специальные бюро, должен был заработать еще в сентябре прошлого года. Однако торопиться с его введением на территории области не стали, решив обеспечить максимальную защиту от возможной утечки данных.

Обязать вести «черный список» законодатели решили из-за потребительского бума. В течение 2 последних лет в Самарской области количество товаров, купленных в кредит, увеличилось в 4 раза. Сейчас население заняло у банков 3,5 миллиарда рублей. Разумеется, все риски, связанные с невозвратом денежных сумм, де-факто заложены в проценты за кредит.

Кстати, все банки обещают, что в скором времени начнут действовать так называемые программы лояльности, суть которых в следующем: надежному клиенту будут предлагаться более низкие ставки кредита и минимальный контроль за выплатой.

Самарская Губернская Дума слушает и разъясняет

Теперь организации и частные предприниматели могут прояснить для себя многие спорные вопросы, связанные с реализацией реформы местного самоуправления на территории Самарской области. В Самарской Губернской Думе начала работать «горячая линия» по разъяснению федерального и областного законодательства.

Вопросы по данной тематике можно задать юристам правового управления Губернской Думы по телефону (846) 242-20-12, в рабочие дни с 10 до 13 часов. Все ответы будут еженедельно публиковаться в специальных брошюрах. До сих пор такие разъяснения были адресованы лишь руководителям поселений, для которых проводились теоретические семинары. Когда же реформу начали внедрять на практике, вопросов к законодателям оказалось гораздо больше.

Составить бизнес-план сельчанам помогут

Самара стала первым регионом в Приволжском федеральном округе, в котором стартовал новый национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса». Впервые через полномочный «Россельхозбанк» на поддержку отрасли государство выделяет столь значительные средства. Проценты по кредитам – минимальные, получить их смогут даже те, кто занимается производством на частном подворье. Руководство Россельхозбанка обязало руководителей всех своих филиалов начинать работу в селах области. Помощь специалистов сельчанам действительно понадобится. Так, главное условие для получения льготных кредитов – представление грамотного бизнес-плана, с составлением которого большинство потенциальных кредитополучателей вообще никогда не сталкивалось. В связи с этим губернатор области Константин Титов предложил организовать специальное учреждение, которое бы бесплатно или за небольшие деньги помогало предприятиям правильно оформить проекты для того, чтобы получить столь необходимые для их развития кредиты.

Кстати, уже в нынешнем году в Самарской губернии планируется завершить строительство 18 современных животноводческих комплексов.

«Несанкционированных» автостоянок поубавится

В настоящее время сотрудники правового управления Самарской Губернской Думы пытаются разобраться в таких понятиях, как «детская площадка», «газон», «тротуар», «пешеходная дорожка». Причина – готовящиеся изменения в областной закон «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». По сути, в законопроекте речь идет о ликвидации несанкционированных автостоянок, организаторы которых, по словам разработчиков законопроекта, «получают прибыль и не несут никакой ответственности ни за сохранность автомобилей, ни за сохранность природных ресурсов».

Кроме того, законопроект предполагает установить административную ответственность организаций «за нарушение чистоты и порядка в местах общественного пользования, массового посещения и отдыха на территории поселений», за «сброс мусора вне отведенных и не оборудованных для этой цели мест», а также за «складирование снега на тротуарах и внутридворовых проходах, на газонах и кустарниках и в других местах без соблюдения установленного органами местного самоуправления порядка».

Детский «комендантский час» отменен

Областной суд принял решение об отмене принятых в ноябре поправок в областной закон «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». Напомним, что, согласно данному закону, подросткам до 14 лет запрещалось находиться в общественных местах без сопровождения взрослых с 10 часов вечера до 6 часов утра. Нарушение грозило штрафом не только родителям (от 1 до 2 МРОТ), но и руководителям и владельцам развлекательных заведений (от 10 до 15 и от 30 до 100 МРОТ соответственно).

Следствием данной законодательной инициативы стали нескольких акций протеста, на которых она была названа «нецелесообразной, незаконной и противоречащей Конституции РФ». Рейды правоохранительных органов по развлекательным центрам, направленные на выявление малолетних нарушителей закона, ощутимых результатов не принесли. В результате областная прокуратура обратилась в суд с протестом в адрес «комендантского часа». Протест был удовлетворен.

Областные парламентарии намерены вернуться к поправкам к закону, который, по их мнению, «обеспечивает безопасность, а не ограничивает свободу».

Вести из налоговых

УФНС России по Самарской области

Сотрудники управления предлагают организациям направить результаты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей в налоговые инспекции по месту учета одновременно с декларацией за первый налоговый период 2006 года. Порядок проведения инвентаризации предусмотрен письмом ФНС России от 27 января 2006 г. № ММ-6-03/85@.

Организациям необходимо обратить внимание на перераспределение ставок ЕСН между Фондом социального страхования РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (подробная информация в рубрике «Справочник»- Ред.) Основание - Федеральный закон от 6 декабря 2005 г. № 158-ФЗ, внесший изменения в пункт 1 статьи 241 части второй Налогового кодекса РФ.

Индивидуальным предпринимателям следует знать, что в случае прекращения своей деятельности они обязаны уплатить пошлину за государственную регистрацию в размере 80 рублей (20 процентов размера государственной пошлины, установленного подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ). Основание - Федеральный закон от 31 декабря 2005 № 201-ФЗ, который вступил в силу 31 января 2006 г.

Соответственно, с 31 января 2006 г. регистрирующие (налоговые) органы вправе отказать заявителю в государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, если тот не представит документ об уплате государственной пошлины.

Изменился электронный формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов (версия 3.00), утвержденный приказом МНС России от 22 декабря 2003 г. № БГ-3-13/705@. Так, «Часть VI. Состав и структура показателей налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) (версия 3.00002)» заменили на «Состав и структура показателей налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) (версия 3.00003)». Основание - приказ ФНС России от 30 января 2006 г. № САЭ-3-13/60@.

Отдел оперативного контроля и применения ККТ Управления напоминает организациям и индивидуальным предпринимателям, которые принимают от населения ювелирные изделия (а также их лом) за наличный денежный расчет, что они обязаны применять ККТ. В перечень видов деятельности, которые освобождены от обязательного применения ККТ (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ), прием ювелирных изделий не включен.

Применять можно любые модели ККТ, включенные в государственный реестр и разрешенные для применения в торговле. Данные о выручке, фиксируемые в фискальной памяти ККТ, будут соответствовать суммам, выданным сдатчикам.

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области

Инспекторы напоминают график работы инспекции: с понедельника по четверг с 8 до 17 часов, в пятницу - с 8 до 16 часов. Перерыв на обед – с 12 часов до 12.48 часов.

Приемные дни руководства инспекции:
– понедельник, четверг - Шелудяков Константин Геннадьевич, руководитель инспекции;
– вторник – Макаров Владимир Николаевич, заместитель руководителя;
– среда – Дегтев Валерий Валентинович, заместитель руководителя;
– пятница – Супрун Тамара Романовна, заместитель руководителя.

Все вопросы, возникающие при передаче бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, можно решить по телефонам (846) 333-51-75, 332-31-80 или обратившись в отдел работы с налогоплательщиками (кабинеты № 1, 3). За принятие бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде отвечает главный государственный налоговый инспектор отдела работы с налогоплательщиками Реджепова Лидия Исмаиловна.

В инспекции постоянно действует телефон справочной службы – (846) 333-51-75.

По этому телефону можно задать вопросы, касающиеся работы инспекции. Обратившись в справочную службу, не забудьте сообщить оператору ИНН и наименование организации, а также ФИО и должность. В противном случае вам вправе отказать в ответе на вопрос.

Инспекторы рекомендуют результаты инвентаризации дебиторской задолженности оформлять справкой, приведенной в приложении №1 к письму ФНС России от 27 января 2006 г. № ММ-6-03/85@. А результаты инвентаризации кредиторской задолженности - справкой, приведенной в приложении № 2 к письму ФНС России от 27 января 2006 г. № ММ-6-03/85@.

Внимание организаций обращается на Письмо Пенсионного фонда РФ от 10 января 2006 г. № КА-09-20/07. В письме разъясняются правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2005 г. № 582.

Утверждены формы налоговых деклараций по НДС, НДС по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь и порядки их заполнения. Основание – приказ Минфина России приказом от 28 декабря 2005г. № 163н. Приказ применяется, начиная с представления налоговых деклараций за январь и 1 квартал 2006 года.

Всем налогоплательщикам рекомендуется ознакомиться с Письмом Минфина РФ от 19 декабря 2005 г. № 03-04-15/116, в котором разъясняются актуальные вопросы применения НДС:
– принятие к вычету НДС, уплаченного при приобретении земельных участков;
– применение налоговых вычетов по НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
– применение НДС при реализации товаров (работ, услуг) по договорам, заключенным в условных единицах;
– порядок применения ставки НДС в размере 10 процентов;
–обложение НДС услуг по предоставлению жилья в общежитиях;
– вычет НДС по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, но оплаченным после перехода на специальные налоговые режимы.

Из перечня КБК, администрируемых налоговыми органами Самарской области, необходимо исключить следующее:

18210607010030000110 - налог на недвижимость, зачисляемый в местные бюджеты;

18210607020040000110 - налог на недвижимость, зачисляемый в бюджет городских округов;

18210601010030000110 - налог на имущество физических лиц, зачисляемый в местный бюджет;

18210606011030000110 - земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, зачисляемый в местные бюджеты;

18210606021030000110 - земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, зачисляемый в местные бюджеты;

18210601030050000110 – налог на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджет муниципальных районов;

18210606013050000110 - земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, зачисляемый в бюджет муниципальных районов;

18210606023050000110 - земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, зачисляемый в бюджет муниципальных районов.

По КБК ЕНВД для отдельных видов деятельности внесены изменения в 12-13 разряды: «код элементов доходов» с 01 федерального бюджета на 02 бюджета субъекта РФ.

ИФНС России по Железнодорожному району

Декларацию по НДФЛ можно представить в инспекцию лично или через доверенное лицо (в этом случае необходима нотариально заверенная доверенность). Кроме того, декларацию можно направить по почте заказным письмом с описью вложения. Адрес инспекции: г. Самара, ул. Мориса Тореза, 7. Обращаться в кабинет № 6.

В инспекции отлажена технология сдачи налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи (через Интернет). Передача отчетности осуществляется строго через специализированных операторов связи – ИМЦ (Информационный медицинский центр) и АНО «УНЦИБОПФО» (Автономная некоммерческая организация «Учебно-научный центр информационной безопасности Приволжского федерального округа»).

ИФНС России по Кировскому району

В период декларационной кампании инспекция работает в следующем режиме.


С 1 по 31 марта 2006 г. понедельник - пятница с 8-00 до 18-00 час.
С 1 по 30 апреля 2006 г. понедельник - пятница с 8-00 до 18-00, суббота с 9-00 до 14-00 час.

В этот же период действуют 2 специальных консультационных пункта. Они находятся в комнатах № 101, 105. Время их работы:
– в марте - с 8 до18 часов.
– в апреле - с 8 – 18 часов, суббота с 9 до 14.00 часов.

Необходимую информацию можно также получить по телефону «горячей линии» (846) 928-21-16 или по телефону справочной службы (846) 995-39-59. Отвечает за работу телефона справочной службы главный государственный инспектор Сулимина Елена Николаевна.

В настоящее время в инспекции отлажена технология сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде и на магнитных носителях. Представление отчетности в электронном виде должно осуществляться строго через специализированного оператора связи. По всем вопросам обращаться по телефонам 264-12-90, 264-12-91.

Прием деклараций государственных служащих ведется в кабинете № 112. Декларации необходимо подавать вместе со свидетельством о присвоении ИНН.

Инспекторы напоминают реквизиты для перечисления налогов, пени, и штрафов:
Р/с 40 101 810 200 000 010 001
Получатель: ИНН 6312035507 КПП 631201001
УФК МФ по Самарской области (для ИФНС по Кировскому району)
ГРКЦ ГУ Банка России Самарской области (для ИФНС по Кировскому району)
БИК 043601001 ОКАТО 36 401 000 000

С 1 февраля 2006 г. при расчете земельного налога за 2006 год применяется новая форма налоговой декларации по земельному налогу. Декларация утверждена приказом Министерства финансов РФ от 23 сентября 2005 г. № 124н.

Инспекция обращает внимание налоговых агентов на особенности оформления платежного поручения на перечисление НДС при аренде имущества. Для товаров (работ, услуг), реализуемых на внутреннем рынке, предусмотрен один КБК, и для налогового агента в том числе. Но учет НДС налогового агента ведется на отдельных карточках. Поэтому в поле 101 платежного поручения необходимо использовать при перечислении налога налоговым агентом код 02. В противном случае все платежи могут попасть на одну карточку, и за налоговым агентом будет числиться недоимка.

ИФНС России по Ленинскому району г. Самары

В период проведения декларационной кампании в инспекции действует специальный консультационный пункт. Он располагается в операционном зале (первый этаж, окно № 2).

Инспекторы напоминают, что камеральная проверка деклараций по НДФЛ длится в течение 3 месяцев со дня ее представления. Если проверка подтвердит наличие излишне уплаченного налога, должностное лицо, проводившее проверку, сообщит об этом налогоплательщику. Только после этого налогоплательщик должен написать заявление на возврат переплаты НДФЛ.

ИФНС России по Промышленному району г. Самары

Индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам и адвокатам (учредившим адвокатский кабинет) необходимо обратить внимание, что, наряду с декларацией 3-НДФЛ за 2005 год, следует одновременно представить декларацию 4-НДФЛ на 2006 год.

К декларации 3-НДФЛ необходимо приложить следующие документы:
– реестр расходных документов (или копии расходных документов);
–заявление на предоставление профессиональных налоговых вычетов (2-й экземпляр обязательно с отметкой о регистрации в приемной инспекции);
– заявление на предоставление стандартных налоговых вычетов (2-й экземпляр с отметкой о регистрации в приемной инспекции) с копиями документов (трудовая книжка, свидетельство о рождении ребенка, справка о наличии иждивенцев, о дневной форме обучения и т.д.).

Результаты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности с приложением справки установленной формы можно сдать в кабинет № 3.

ИФНС России по Красноглинскому району

Инспекция установила график работы консультационного пункта на период проведения декларационной кампании.

В марте: в рабочие дни с 8 до 19 часов (в пятницу с 8 до 18 часов), перерыв с 12 часов до 12 часов 48 минут. В субботу с 9 до 15 часов без перерыва.

В апреле: в рабочие дни с 8 до 19 часов (в пятницу с 8 до 18 часов), перерыв с 12 до 12 часов 48 минут. В субботу и воскресенье с 9 до 15 часов без перерыва.

Адрес инспекции: поселок Управленческий, ул. С. Лазо, дом 2а. Телефон консультационного пункта (846) 950-08-73.

Все вопросы, касающиеся сдачи декларации, можно также задать по телефону «горячей линии» (846) 950-42-87.

Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Самарской области (г. Тольятти)

Инспекторы напоминают, что, начиная с отчетных периодов 2006 г. на территории городского округа Тольятти применяется единый код ОКАТО 36 440 000 000.

Сотрудники инспекции информируют налогоплательщиков Центрального, Автозаводского и Комсомольского районов, что пункты по приему деклараций о доходах физических лиц располагаются по адресам: г. Тольятти, ул. Ленина, 66. Обращаться следует в кабинеты № 23, 25.

В период проведения декларационной кампании в инспекции действуют консультационные пункты. Они находятся по следующим адресам:
– г. Тольятти, б-р Татищева, 12. Обращаться можно в кабинеты № 708, 301, 302 или по телефонам (8482) 30-37-19, 30-78-51.
– г. Тольятти, ул. Ленина, 66. Кабинеты № 23, 25. Телефоны справочной службы: (8482) 22-74-98, 22-78-11.

МРИ ФНС России № 15 по Самарской области (г. Тольятти, г. Жигулевск)

Инспекция находится по адресу: 445021, Самарская область, г. Тольятти, ул. Голосова, 32а. Время работы: понедельник-четверг с 8 до 17 часов, в пятницу с 8 до 16 часов. Обеденный перерыв с 12 часов до 12.48 часов.

Для оперативного информирования налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в инспекции установлен телефон справочной службы (8482) 48-70-54 (г. Тольятти), (84862) 2-29-96 (г. Жигулевск).

Время работы справочной службы - с 8 до 17 часов (перерыв с 12 до 13 часов). По телефону справочной службы можно задать вопросы, касающиеся организации работы налоговой инспекции.

Получить интересующую информацию по вопросам декларирования можно, обратившись в консультационные пункты, которые находятся по адресам:

г. Тольятти, ул. Голосова, 32 А (кабинеты № 1, 5);
г. Жигулевск, пер. Механический, 1 Б. (1-й этаж).

Можно также позвонить по телефонам «горячих линий»: в г. Тольятти (8-8482) 48-70-54,

28-56-93, в г. Жигулевске (8-84862) 2-29-96, 2-21-95.

Сотрудники инспекции напоминают, что с 1 января 2005 года налогоплательщик может получить имущественный вычет не только в налоговой инспекции (по окончании налогового периода), но и у своего работодателя (до окончания налогового периода и при условии, что налоговая инспекция подтвердит право на получение этого вычета).

В связи с этим инспекторы рекомендуют своим налогоплательщикам представлять декларацию о доходах за 2005 г. по имущественному вычету в 2 экземплярах.

Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Самарской области (г. Сызрань)

В период проведения декларационной кампании в инспекции действуют специальные консультационные пункты. Они расположены по адресам: г. Сызрань, ул. Гагарина, 33А (в здании МУП «ЖЭС»). Телефон 35-02-00
г. Октябрьск, ул. Волго-Донская, 9 (в здании МУП «ЖЭУ-2»). Телефон 4-20-07.

Кроме того, в инспекции работает телефон «горячей линии» по вопросам декларирования: 98-50-09.


Актуальное интервью

Земельный налог: привыкаем к новым правилам

С вступлением в силу главы 31 Налогового кодекса РФ в корне изменилась система платы за землю. Если раньше объектом налогообложения была площадь земельного участка, то теперь - его кадастровая стоимость. Ключевые моменты, определяющие состав плательщиков земельного налога, механизм его расчета, срок уплаты и другие важные аспекты, нашим читателям разъясняет Светлана Вячеславовна Супонева, заместитель руководителя УФНС России по Самарской области, советник налоговой службы РФ II ранга.

- Светлана Вячеславовна, прокомментируйте, пожалуйста, ставки земельного налога, которые были приняты на территории городов и районов Самарской области.

- В большинстве случаев местные законодатели просто утвердили те ставки, которые установлены статьей 394 Налогового кодекса РФ. Так, ставка 0,3 процента установлена в отношении сельскохозяйственных земель, участков, отведенных под личное подсобное хозяйство, а также земель, занятым жильем и жилищно-коммунальными объектами. А для всех прочих земельных участков действует ставка 1,5 процента. А вот законодатели города Самары пошли на существенное снижение ставок. Например, ставка налога в отношении земельного участка, занятого гаражом или автостоянкой для долговременного хранения личного автомобиля, снижена до с 1,5 до 0,3 процента. В отношении участков, занятых жильем или отведенных под строительство жилья, ставка снижена с 0,3 до 0,2 процента. Кроме того, в отношении так называемых «прочих» земель, на которых могут располагаться объекты промышленности или торговли, ставка снижена с 1,5 до 0,5 процента.

Кстати, чтобы помочь налогоплательщикам сориентироваться в правовом поле, мы подготовили большой сводный документ, суммирующий данные о ставках и льготах по земельному налогу, принятых в городах и районах Самарской области.

- Что понимается под «городским округом Самара», в каком документе установлены его границы?

- Хороший вопрос. Нас тоже это интересует, потому что мы до сих пор получаем документы от администрации города Самары, а не городского округа. Но вообще в состав городского округа Самара входят город Самара, поселок Козелки и село Ясная поляна. Границы округа установлены Законом Самарской области от 25 февраля 2005 года № 61-ГД. Кстати, в приложении к этому закону есть подробное картографическое описание границ округа.

- Каким документом установлена кадастровая стоимость земельных участков?

- Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Кадастровая оценка земель основывается на их классификации по целевому назначению и виду функционального использования. Правила проведения оценки утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316. На сегодняшний день по каждой категории земель приняты Постановления Правительства Самарской области об утверждении кадастровой оценки земли. Эту работу у нас в области проводит Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Управление Роснедвижимости).

- Где налогоплательщик может узнать кадастровую стоимость своего земельного участка?

- В принципе, мы не считаем своей обязанностью информировать об этом налогоплательщиков, поскольку данный вопрос все-таки больше находится в компетенции Роснедвижимости. Но, конечно, полностью мы от этой функции не открещиваемся, понимая, что большинство вопросов все равно будет адресовано нам. Значит, будем на эти вопросы отвечать. В скором времени будет создана специальная электронная карта области (пока такая существует только по Самаре), которая в доли секунды покажет налогоплательщику кадастровую стоимость интересующего его земельного участка.

- Воспользовались ли местные законодатели своим правом облегчить гражданам «стандартное» налоговое бремя?

- Да, очень многие муниципальные образования таким правом успешно воспользовались, в частности, увеличив для некоторых категорий граждан размер не облагаемой налогом площади земельного участка. Так, в Самаре многим не придется платить земельный налог за участок под гаражом (не более 24 кв. м.), за дачные 6 соток, за участок под жилым домом (не более 150 кв. м.). От этой обязанности самарские законодатели освободили ветеранов Великой Отечественной войны, героев Советского Союза, инвалидов, пенсионеров, многодетных граждан, а также тех, кто воспитывает ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. Список, как мы видим, весьма внушительный. Определенные льготы предоставили гражданам и органы местного самоуправления Сызрани, Тольятти, Похвистнево, Отрадного, Новокуйбышевска и многих других. А вот, например, в Жигулевске, Чапаевске, Кинель-Черкасском районе власти не сочли необходимым предоставить своим жителям какие-то дополнительные льготы. Но хочу еще раз подчеркнуть, что это их законное право.

- А какие документы должны представить в налоговую инспекцию граждане, например, ветераны Великой Отечественной войны, которых освободили от уплаты земельного налога?

- В данном случае важно понимать, что льготы гражданам устанавливает как Налоговый кодекс РФ, так и муниципальные органы власти. Например, Налоговый кодекс РФ устанавливает категории льготников, в отношении которых разрешено уменьшить налоговую базу на 10 000 рублей. А на местах власти вправе увеличить размер необлагаемой суммы или вообще освободить таких налогоплательщиков от уплаты земельного налога. Что же касается порядка и сроков представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, на дополнительную льготу, то они устанавливаются исключительно местными нормативными правовыми актами. Как правило, для получения льготы необходимо написать заявление в налоговую инспекцию и приложить, соответственно, удостоверение ветерана ВОВ, удостоверение инвалида и т.д. Если возникают какие-то вопросы, связанные с документами, всегда можно обратиться за консультацией в налоговую инспекцию.

- Какие проблемы, связанные с взиманием земельного налога, прогнозируют налоговые органы Самарской области?

- Объективная сложность в том, что для правильного исчисления и уплаты земельного налога и нам, и налогоплательщикам необходимо руководствоваться как положениями федерального законодательства, так и нормативно-правовыми актами, принятыми на территории Самарской области органами местного самоуправления. Например, чтобы быть абсолютно уверенными в том, что содержательная сторона местных нормативных актов по земельному налогу полностью соответствует федеральному законодательству, мы направили запрос в областную прокуратуру о проведении их экспертной проверки. Особенное внимание мы в этом плане уделяем Постановлению от 24 ноября 2005 г. № 188 по Самаре. Причина тому – скажем так, неоднозначная политическая ситуация, сложившаяся в Самарской городской думе. Были прецеденты, когда принятый нормативный акт оказывался впоследствии недействительным, а налогоплательщики уже применили его положения. Повторения таких ситуаций хотелось бы избежать.

Еще один проблема связана с тем, что до введения Закона о госрегистрации органы местного самоуправления принимали решения о предоставлении земельных участков, в том числе и физическим лицам. И нередки случаи, когда это старое решение – по сути, единственный документ, которым мы располагаем. Но и он нами будет приниматься во внимание. Поскольку, согласно Земельному кодексу РФ, использование земли является платным, мы обязательно привлечем эту категорию граждан к уплате земельного налога.

А главная наша проблема – актуализация баз данных, которые мы получаем сразу из двух ведомств – Управления Роснедвижимости по Самарской области и областного Управления Федеральной регистрационной службы. Нам придется обработать колоссальный объем информации.

- Расскажите, пожалуйста, как правильно рассчитать сумму земельного налога?

- Для граждан налог рассчитывает налоговая инспекция, руководствуясь сведениями, поступающими из Управления Роснедвижимости по Самарской области и областного Управления Федеральной регистрационной службы). Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей) сами. Расчет по авансовым платежам утвержден приказом Минфина РФ от 19 мая 2005 г. № 66н (с учетом изменений, внесенных письмом Минфина РФ от 17 августа 2005 г. № 03-06-02-02/67). Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Расчет представляется в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (за первый квартал - до 30 апреля, за полугодие – до 31 июля и за девять месяцев календарного года – до 31 октября 2006 г.).

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода. Для ее расчета надо умножить кадастровую стоимость участка на ставку в процентах. Сумма платежа зависит от количества авансовых платежей, установленного местными властями. Если установлен один авансовый платеж, то его сумма равна кадастровой стоимости земельного участка, умноженной на ? налоговой ставки. Если авансовых платежа два, то при расчете каждого из них кадастровая стоимость земельного участка умножается на 1/3 налоговой ставки. Обратите внимание: установить более двух авансовых платежей по физическим лицам, не являющимися предпринимателями, местные власти не имеют права.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами авансовых платежей, которые необходимо уплатить в течение налогового периода. Для всех действует следующее правило: при возникновении (прекращении) в течение налогового (отчетного) периода обстоятельств, с которыми закон связывает уплату налога, - исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, рассчитанного по формуле: К = Мп : Мк (К – коэффициент, Мп – число полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности / бессрочном пользовании / пожизненном наследуемом владении плательщика, Мк – число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).

Если права на участок возникают или прекращаются до 15 числа календарного месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения прав. Если после 15 числа – за полный месяц принимается месяц прекращения прав.

- Светлана Вячеславована, давайте рассмотрим это на конкретном примере.

- Предположим, договор купли-продажи земельного участка зарегистрирован 10 марта. Коэффициент у продавца равен 2 : 12. У покупателя, у которого возникли права 10 марта, март принимается за полный месяц, и К= 10 : 12. Другая ситуация. Договор купли-продажи зарегистрирован 25 марта. У продавца К = 3 :12, так как март принимается за полный месяц, а у покупателя К = 9:12, поскольку март не принимается в расчет коэффициента.

Кстати, если земельный участок гражданин получил по наследству, то налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства, которым является месяц смерти бывшего владельца (ст. 114 ГК РФ). Конкретные порядок и сроки уплаты налога также устанавливают органы местного самоуправления муниципальных образований.

- Какая форма декларации будет применяться для земельного налога?

- В настоящее время актуальной является форма налоговой декларации, которая была утверждена Приказом Минфином РФ от 23 сентября 2005 года № 124н. Мы довели данный Приказ до сведения всех налоговых инспекций, разместили эту информацию на своем сайте (www.r63.nalog.ru - Ред.), так что никаких проблем, связанных с формой декларации, быть не должно. Хочу также обратить внимание на важный момент: по новым правилам налогоплательщики представляют декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Но поскольку, согласно ранее действовавшему на территории области Закону «О плате за землю», все налогоплательщики отчитались за прошлый год еще до 1 июля 2005 года, то теперь декларацию им предстоит сдать лишь по итогам 2006 года.

- Помогите разобраться в конкретных ситуациях. Допустим, предприятие арендует ангар. Нужно ли ему уплачивать налог на землю в 2006 году?

- Нет, не нужно. Аренда объекта недвижимости не влечет за собой обязанности по уплате земельного налога. Платить налог на землю будет в данном случае собственник земельного участка, на котором находится сдаваемый в аренду ангар. Другое дело, что арендодатель вполне может включить в стоимость арендной платы ту часть суммы земельного налога, которую он, будучи собственником, уплатил в бюджет.

- Предприятие приобрело здание, расположенное на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. Признается ли предприятие плательщиком земельного налога?

- Нет. В этом случае вероятнее всего, что земля находится в аренде. И предприятие платит аренду.

- Давайте рассмотрим такую ситуацию. Фирма купила здание, земельный участок под которым предыдущий собственник арендовал у муниципалитета. Фирма-покупатель намеревается выкупить земельный участок под зданием. Будет ли фирма плательщиком земельного налога в период со дня получения права собственности на здание до момента оформления прав на земельный участок?

- Нет, в этот период плательщиком фирма не будет. Приобретая недвижимость, покупатель получает право пользования земельным участком на тех же условиях, что и предыдущий владелец (п.3 ст. 552 ГК РФ). То есть в данном случае фирма, купив здание, приобрела право использовать земельный участок под зданием по договору аренды и уплачивать арендные платежи до момента оформления прав на этот земельный участок. Плательщиком земельного налога фирма станет с момента получения документов, подтверждающих право собственности на земельный участок (п. 1 ст. 388 НК РФ).

- Предположим, у арендатора земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, истекает срок действия договора аренды. Как должна осуществляться плата за пользование земельным участком до заключения нового договора?

- Поскольку налоговые органы не администрируют арендную плату, с этим вопросом арендатору лучше всего обратиться непосредственно в администрацию соответствующего муниципального образования, которая предоставляет земельные участки во временное пользование. В интересах муниципалитетов не допускать ситуаций, негативно отражающихся на доходных источниках бюджета. Я думаю, что до заключения нового договора предприятие-арендатор будет продолжать уплачивать арендные платежи.

- Индивидуальный предприниматель, применяющий УСНО, купил здание под магазин. Ему надо платить земельный налог за участок, на котором стоит здание?

- Да, он будет признаваться плательщиком земельного налога, поскольку упрощенная система не заменяет всю совокупность налогов, в том числе и земельного (п.3 ст. 346 НК РФ).

- Какие коэффициенты применяются при расчете налога за участки под строящимися жилыми домами?

- Для таких участков предусмотрен особый порядок применения ставок (п. 15, 16 ст. 396 НК РФ). В течение трех лет, пока проектируется и строится дом (речь не идет об индивидуальном жилищном строительстве), при исчислении налога используется коэффициент 2. Если завершенный объект строительства получает государственную регистрацию до истечения трехлетнего срока, то сумму налога, которая была уплачена сверх К1, налогоплательщику вернут. А вот если процесс строительства превысил трехлетний срок, налог будет исчисляться с К 4 вплоть до государственной регистрации объекта строительства. В отношении индивидуального жилищного строительства К2 тоже возможен, но только при условии, что процесс строительства перешагнул 10-летний рубеж. Кстати, эти же правила действовали у нас и в 2005 году, согласно Закону «О плате за землю».

- Предприятие продало земельный участок. Новые собственники свидетельство о праве собственности еще не оформили. Кто должен платить налог на землю в период с момента продажи до даты регистрации сделки (получения свидетельства)?

- Вообще обязанность по уплате налога возникает с момента регистрации права собственности на землю. Пока идет процесс оформления, налог будет платить прежний собственник. Но, к сожалению, у этой ситуации есть и другая сторона, дающая реальную возможность для уклонения от уплаты земельного налога. А все дело в том, что регистрация права собственности – дело добровольное. Раньше, до принятия главы 31 Налогового кодекса РФ, мы нашли неплохой способ борьбы с таким уклонением, получив при этом поддержку арбитражного суда. Мы через суды доказали, что если налицо фактическое пользование земельным участком, права на который не оформлены, это обязывает пользователя уплатить налог. А по новому законодательству, увы, получается, что пользователь – это не тот, кто фактически пользуется земельным участком, а тот, кто имеет право на пользование, в том числе бессрочное. Но я думаю, что рано или поздно мы обязательно преодолеем эту юридическую коллизию. Барьер для применения схемы ухода от уплаты земельного налога, основанной на принципе «я не зарегистрировал право собственности, значит, налог платить не обязан» мы поставить сможем. Кстати, та же проблема существует в отношении налога на имущество. Многие организации считают, что, пока они не поставят объект на баланс как основное средство и он числится как незавершенка, можно не платить налог на имущество. Уверяю, что это большая ошибка.

- Благодарю вас за сегодняшнюю встречу.

Беседовала Алла Стефанская,
редактор журнала «Спутник главбуха

Региональное приложение к журналу «Главбух»
«Спутник главбуха» (Самара и Самарская область) № 3, 2006