Журнал "Двойная запись"  
Итог государственной политики

Оксана Дмитриева, депутат, член комитета Госдумы по бюджету и налогам

В целом наша экономика развивается, заверяют многие чиновники. ВВП увеличивается, грядущая налоговая амнистия поможет легализовать капитал, а новый порядок уплаты НДС - упростить расчеты с бюджетом. Судя по докладам, у нас все хорошо. Надо только не размышлять над официальными сообщениями. Если же их оценить, как это сделала независимый депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева, благостная картина меняется.

об авторе

Оксана Дмитриева

родилась в Ленинграде. В 1980 году окончила Ленинградский финансово-экономический институт. После окончания осталась работать в институте сначала экономистом, потом старшим научным сотрудником, затем заведующей лабораторией. В 1985 году защитила кандидатскую, а в 1992 году - докторскую диссертацию по региональной экономике. С 1993 по 1995 год - депутат Госдумы первого созыва, председатель подкомитета по бюджетной системе и внебюджетным фондам комитета Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам, член депутатской фракции блока «Явлинский-Болдырев-Лукин».

С декабря 1995 года - депутат Госдумы второго созыва. С января 1996 года - председатель подкомитета по бюджету, внебюджетным фондам и взаимоотношениям с бюджетом Российской Федерации комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам. В апреле 1998 года назначена министром труда и социального развития России. Возглавляла министерство до сентября 1998 года. Далее до декабря 1999 года работала в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов. Профессор кафедры экономической теории и мировой экономики. Параллельно с ноября 1998 года занимала должность председателя регионального отделения общественно-политического движения «Развитие предпринимательства» в Санкт-Петербурге. В декабре 1999 года избрана депутатом Госдумы третьего созыва. Была заместителем председателя комитета по бюджету и налогам. В марте 2000 года Оксана Дмитриева создала и возглавила избирательный блок по выборам депутатов муниципальных советов Санкт-Петербурга - «Блок Оксаны Дмитриевой».

В декабре 2003 года избрана депутатом Госдумы четвертого созыва. В Госдуме не вошла ни в одно из депутатских объединений.

Символичное прощение

Только что правительство России в целом одобрило предложения по налоговой амнистии. Я же считаю, что в рекомендованном сейчас виде и в комплексе всей государственной политики амнистия не дает ничего хорошего для предпринимательского климата. Также она не может обеспечить безопасность бизнеса. Почему? Это амнистия доходов физических лиц, налог с которых - около 12 процентов от консолидированного бюджета, а у нас львиная доля налогов платится юридическими лицами. К тому же прощение идет только по факту неуплаты налогов, но никто не сказал, что отменяются наказания за коррупцию, легализацию доходов, полученных преступным путем, и т. д.

Нужно слушать, что говорит господин Кудрин. Вот если сокрыты два миллиона, а вы пришли и сказали, что миллион, то прощают только на миллион, - примерно такие перспективы он обрисовывает. Никто не обещает, что те, кто заявил о своих доходах, освобождаются от проверки. При этом налоговое администрирование, особенно для предприятий, усиливается. В частности, глубина налоговых ревизий теперь может составлять не три года, а десять лет и больше[1]. Ну и о чем тут разговор? Если государство хочет прижать, оно надавит на юридическое лицо, а именно у него основные налоги.

Амнистия получилась символическим жестом на фоне отсутствия реальной демократии бизнеса и процедур его ведения, а также резкого усиления олигархического влияния. Рост олигархии, то есть сращивание предпринимательства с властью, идет нарастающими темпами. Причем это происходит не только на верхнем уровне, но и на среднем и мелком. Возникает зависимость от бюрократии, без которой нельзя выйти на рынок реальному, свободному, честному налогоплательщику. Люди понимают свою подневольность и необходимость поддержания определенных отношений с чиновниками. Свою роль сыграл процесс над Ходорковским, хотя я бы не стала преувеличивать его значение. Он затронул сверхкрупный капитал. На мой взгляд, гораздо более опасной является ситуация с малым бизнесом. Она ухудшается с каждым годом. А без мелкого предпринимательства не может быть реальной конкуренции и как следствие - развития экономики.

Взятки или налоги?

Бедственное положение малого бизнеса показывает наше недавнее исследование. Мы изучали уровень административных барьеров в Санкт-Петербурге, обследуя малые предприятия. Опрос был анонимным. В ходе работы пытались понять, сколько стоят взятки, ревизии, затраты на мероприятия, которые различные ведомства обязывают осуществлять. Выяснилось, что на налоги, по оценкам бизнесменов, они тратят порядка 4 процентов от выручки, а на взятки, расходы на рекомендации по налоговым проверкам, выдачу всех разрешений и так далее - около 3,5 процента. Последняя цифра, полагаю, на самом деле больше - не думаю, что при опросе нам рассказали все. Кроме того, из выборки мы исключили организации, имевшие государственный или муниципальный заказ (это не характерно для МП). При нем идет откат, дополнительно и очень сильно влияющий на коррупционные издержки. Здесь их общая величина доходит до 10 процентов от выручки. Как видим, затраты на преодоление административных барьеров сопоставимы, а то и превышают налоги. Причем никто из опрошенных не отметил расходы на рэкет - неорганизованный криминал. Криминальным стало само государство.

По структуре отчислений для малого бизнеса первое место занимает милиция. Она лидирует и по количеству средств, туда уходящих, и по числу ревизий. На втором месте по проверкам - налоговая служба, что естественно. По сумме взяток налоговики не столь коррупционны, хотя на поддержание хороших отношений с ними тоже тратятся значительные деньги.

Сейчас предприниматели понимают, что сколько бы они ни отдали налогов - это не обеспечивает безопасность деятельности. Ее гарантирует взаимодействие с чиновниками. Утверждение можно применять и затрагивая другую тему - благотворительность, социальная ответственность бизнеса и т. д. Бизнес, наверное, готов для обеспечения своей стабильности иметь хорошее социально-политическое лицо. Но он прекрасно знает, что стабильность зависит не от этого. Губернатора не интересует, что налогоплательщик сделал для региона. Интересует, сколько он заплатил ему и его команде. Может быть, в десятую очередь, если очень нужно по политическим соображениям, чем-то власть готова поделиться с обществом. Вот такая система приоритетов.

Кассовый барьер

Еще один фактор, о котором стоит сказать, - контрольно-кассовые аппараты. Их обязаны применять все розничные торговцы, в том числе находящиеся на «вмененке». Доход государства от «вмененного» налога - порядка 27 млрд рублей. Сама же контрольно-кассовая техника и ее обслуживание для «вмененщиков», по нашим подсчетам, обходятся примерно в 30 млрд рублей. Вот вам и стоимость только одного административного барьера. Создана кормушка для соответствующих силовых ведомств, например для милиции, проверяющей наличие ККТ. Типичный государственный рэкет.

Сравню нашу ситуацию с Болгарией, откуда я недавно вернулась. Кассы там везде, причем малый бизнес развит, и это видно. Но у них кассовый аппарат размером с мобильный телефон, может, чуть больше. Еще я спросила его цену - от 150 до 200 долларов. У нас ЭКЛЗ (электронная кассовая лента защищенная) обходится дороже.

Неразумный НДС

Изменения в налоговом законодательстве тоже далеко не всегда идут на пользу налогоплательщикам. К примеру, я считаю крайне неразумной мерой вводимое с 2006 года требование платить НДС сразу после отгрузки[2]. Причем установлено, что начислять налог следует по первой из дат: отгрузки или оплаты. То есть выбран самый худший вариант. Здесь однозначно пострадают предприятия с большой дебиторской задолженностью, с которыми вовремя не расплачиваются покупатели. Это очень многие организации естественных монополий и коммунальщики. Часть из них и так уже работает на грани убытков, и дополнительное изъятие оборотных средств ухудшит положение компаний. Кроме того, я думаю, что налоговые ухудшения естественные монополии постараются компенсировать за счет повышения тарифов.

Отменят ли новшество, иногда задают вопрос. Ответить на него трудно. Если фирмы уже перейдут на НДС «по отгрузке», получается, при отмене им нужно будет снова менять режим. Это тяжело. В принципе, удобен современный вариант - право выбора учетной политики. Это как естественное голосование, да и налоговая служба заявляла: треть предприятий сейчас работает «по отгрузке». Следовательно, большинству пока выгодно начислять НДС «по оплате».

Тем не менее большинство слушать не стали. Такая у нас Госдума. Замечу, что предпринимательское сообщество тоже должно думать, за кого они голосуют. Но в России, видимо, вся экономика строится на том, что проще дать взятку, а не добиваться принятия разумных законов.

От спада до застоя

Из-за множества отрицательных моментов, на мой взгляд, сейчас нет экономического роста бизнеса. В I квартале ВВП по обрабатывающим производствам составил 99,6 процента от уровня соответствующего периода 2004 года. Только в июне отмечается небольшой подъем, но определить его причины сложно. Цены на нефть опять зашкаливают, и доля стоимостного фактора велика.

Ситуация по отдельным отраслям тоже не радует. В обрабатывающей промышленности - спад, в добывающих отраслях - слабый рост из-за сверхвысоких цен на нефть, по сельскому хозяйству - нулевое увеличение по сравнению с I кварталом предыдущего года. Улучшение в секторе строительства имеет место, что связано с оживлением инвестиционной деятельности. Увеличение инвестиций за июнь составило 11,1 процента, но это частично объясняется сезонностью. Кроме того, жилищное строительство растет благодаря капитализации полученных нефтедолларов. В целом структура ВВП меняется только в сторону деградации. Тревожно и то, что в некоторых регионах, которые должны быть пионерами в малом бизнесе, его значимость становится все меньше. Например, резкое ухудшение ситуации наблюдается в Санкт-Петербурге. Там уменьшается и доля в валовом продукте, и сокращается число малых предприятий.

Приток нефтедолларов несколько смягчает ситуацию. Он позволяет затыкать дыры по крупнейшим социальным просчетам и как бы делает не настолько очевидной реальность застоя экономики.

Внутренние войны

Власть не заботится ни о крупном бизнесе, ни о малом. Сейчас по некоторым вопросам большие предприятия уже противодействуют другим компаниям. Например, это было видно, когда обсуждали увеличение предела дохода, позволяющего работать по упрощенной системе налогообложения. Правительство подняло его с 15 до 20 млн. рублей, а были разные инициативы - и 30, и 40, и 50. Все в сторону повышения. Но категорически против выступили торговые сети, не скрывая, что они лоббируют свои интересы - устранить конкуренцию со стороны малого бизнеса.

Антимонопольное регулирование - задача государства, но оно этим не занимается. Хотя понятно, что для мелкого предпринимательства должен быть обеспечен льготный режим. Ведь при прочих равных условиях небольшие фирмы платят больше налогов. В любом учебнике написано, что в целом оптимизация налогообложения доступна в основном для крупных компаний, где есть возможность привлечь тех же налоговых консультантов.

Бизнес как гарант

Малый бизнес надо поддерживать не потому, что все его любят. Просто без него экономика не сможет развиваться. Когда хозяин малого предприятия сам выполняет часть операций, то нет отрыва менеджмента от собственника. Это позволяет быстро реагировать на все изменения рынка. А если останутся только крупные предприятия, произойдет отрыв управленцев от владельца фирмы. Из-за этого все проблемы, которые мы с вами знали при социализме. Они всплывают, поскольку появляются бюрократические структуры. Нормальная активность малого бизнеса вынуждает работать и их. Собственник всегда может сравнить положение на крупном предприятии и на мелком. Когда этого нет, то, как сказал классик, «любая монополия ведет к загниванию». Проблемы больших корпораций очень близки к проблемам бюрократической государственной структуры.

Подводя итог, можно задать вопрос: что нас в ближайшее время ждет? Да ничего не ждет. Застой. Пока высоки цены на нефть, у нас не произойдет особых изменений.

от редакции

Многие нашумевшие события в сфере налогов имеют неоднозначную оценку представителей власти, бизнеса и судебных инстанций. То, что одним кажется нерушимым и верным, другим представляется разорительным и несправедливым. И каждая сторона приводит неоспоримые доказательства правильности собственных суждений. В этом номере мы продолжаем публиковать материалы признанных экспертов, в которых они высказывают свою точку зрения.

Мнение авторов в этой рубрике не всегда совпадает с мнением редакции.



[1] Подобные проверки КС РФ узаконил постановлением от 14 июля 2005 г. № 9-П. Как избежать вечных ревизий, читайте в статье «Бесконечная ответственность от Конституционного суда» («ДЗ» № 8, 2005).

[2] О новшествах по НДС читайте в августовском номере «ДЗ».