Журнал "Главбух"

 

 

 

Наконец-то! Долгожданные поправки Минфина по реформе налогового администрирования внесены в Госдуму России. Несколько месяцев чиновники обсуждали эти изменения с деловым сообществом. В результате Минфин обвинили в нарушении многих договоренностей, особенно по вопросу упорядочивания налоговых проверок. Слово за депутатами. На вопросы корреспондента журнала отвечает Михаил Юрьевич ОРЛОВ, председатель экспертного совета комитета по бюджету и налогам Государственной думы.

- Минфин отчитался: все пожелания бизнеса и президента учтены в новом законопроекте. Дескать, процедура выездных проверок теперь строго упорядочена и больше они не будут обременительны для предпринимателей.

- Действительно, в ходе доработки совместно с представителями бизнеса законопроекта о поправках в первую часть Налогового кодекса ряд пожеланий бизнесменов были учтены. Однако говорить о том, что внесенный в правительство законопроект учитывает все пожелания предпринимателей, - это сильное преувеличение.

Пожалуй, единственным завоеванием бизнеса является упорядочивание выездных налоговых проверок. Минфин предлагает такую схему для выездных проверок. Устанавливается базовый срок контроля - два месяца. Причем этот срок исчисляется независимо от присутствия или отсутствия налоговых инспекторов у налогоплательщика и не прерывается. Продлить этот срок еще на два месяца может вышестоящая организация - областное управление ФНС. Причем налогоплательщик может оспорить ее решение в суде. Если же фискалам не хватило и этого срока, то продлить его на четыре месяца может центральный аппарат ФНС. Кроме того, лично руководитель ФНС может продлить проверку еще на четыре месяца. В итоге набегает максимум год. И очень важно, что проектом установлено: на предприятие налоговики могут прийти не более двух раз в год. Тогда как сейчас они имеют возможность проверять фирму по каждому налогу по каждому налоговому периоду.

- На первый взгляд хоть схема и выглядит громоздкой, но зато она задает четкие правила игры и действительно облегчит жизнь бизнесменов...

- Проблема в том, что, во-первых, такая схема не решает проблему "заказных" выездных проверок крупнейших налогоплательщиков. А ведь по ним выездные проверки ударяют сильнее всего. И во-вторых, никакого положительного эффекта от этих нововведений не почувствуют и другие российские компании. Ведь вместе с либерализацией выездных проверок Минфин планирует ужесточить камеральные. И еще как! По сути, они превратятся в те же выездные. Так, не ограничен, как обещано, а, наоборот, расширен перечень документов, которые налоговые органы смогут требовать от налогоплательщика. Инспекторам также предоставят право запрашивать письменные пояснения к сданным отчетам и учетные документы - налоговые и бухгалтерские регистры.

- Но ведь о том, чтобы "закрыть" перечень документов, договаривались на самом высоком уровне - на уровне премьера и президента.

- Очевидно, у Минфина есть свое мнение на этот счет. И это мнение полностью противоречит воле президента. И это, кстати, не первый случай, когда они игнорируют его слова. Еще в прошлом году Путин потребовал отменить налогообложение всех авансов и поручил правительству далее снижать налоговое бремя. Ну и что? Это лет 5-10 назад чиновники брали "под козырек" и бежали выполнять пожелания главы государства. Сейчас, видимо, что-то изменилось.

- А ведь якобы для того, чтобы определить этот перечень, Минфин и разрабатывал законопроект.

- Получилось с точностью до наоборот. Право инспекторов требовать любые документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов, будет сохранено в статье 31. А обновленная статья 88 еще более расширяет полномочия налоговиков, позволяя запрашивать регистры бухгалтерского и налогового учета. Сейчас считается, что они предназначены лишь для систематизации информации из первичных документов. Но если вариант Минфина будет принят, они станут относиться к документам, на основе которых инспектор будет делать вывод о правильности расчета налогов. И налоговики будут вправе их истребовать и проверять. Соответственно любая ошибка в регистрах будет расцениваться как попытка не платить налоги.

Появился и новый пункт, который содержит внушительный перечень документов для обоснования права на возмещение и возврат налогов. В него входят даже копии бланков векселей! Не сомневаюсь, что наличие такого списка заставит налогового инспектора затребовать "все из названного", дабы его не обвинили в неполном исследовании вопроса. Ситуацию доводит до абсурда фраза о том, что перечень документов, которые вправе затребовать налоговые органы, утверждается министром финансов. Так что не исключено, что вскоре может появиться аж два таких перечня - один, подписанный министром, второй - прописанный в кодексе. И при этом изобилии налоговики все равно будут иметь право требовать все, что им заблагорассудится. И в отличие от сегодняшнего положения дел "обновленный" кодекс не позволит обвинить в суде налоговых инспекторов в необоснованном истребовании документов - ведь это будет указано в кодексе.

- Еще одна проблема, которая волнует бухгалтеров не первый год, - настоятельные требования проверяющих сдавать "электронные" отчеты. В чью пользу решена эта проблема в поправках Минфина?

- В пользу ФНС. Планируется обязать все организации, в которых работают более 100 человек, сдавать отчеты только в электронном виде. Но тут налоговики перестарались: они просто игнорируют тот факт, что не только налогоплательщики, но и налоговые органы просто не готовы перейти на сдачу "электронной" отчетности. В инспекциях не хватает и компьютеров, и квалифицированного персонала. Не говоря уже о том, что организациям придется понести колоссальные затраты на покупку специального программного обеспечения.

- А что с повторными проверками? Предприниматели требовали запретить эту форму контроля. В ответ Минфин просто добавил к имеющимся еще три основания для повторных проверок. А уж возможность проводить повторные проверки "по просьбе налогоплательщика" вообще выглядела как издевательство!

- Да, в первоначальном варианте проекта Минфин выдвигал такие экстраординарные идеи. Но в итоге было решено оставить два прежних основания: в связи с реорганизацией или ликвидацией фирмы, а также в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа. Но здесь все же есть определенные подвижки. Усложняется сама процедура назначения повторной проверки, теперь она может быть санкционирована только центральным аппаратом ФНС, по просьбе руководителя регионального налогового управления. Понятно, что вряд ли руководители налоговых органов будут злоупотреблять такими просьбами - ведь чем чаще они будут бегать в ФНС, тем больше там будут убеждаться, что в данном регионе плохо работают на стадии первоначальной проверки.

- Хорошо хоть, что Минфин отказался от планов по бесспорному взысканию штрафов и не стал менять действующий порядок признания обязанности налогоплательщика исполненной.

- Это был очень ловкий ход. Уверен, что эти предложения были специально включены именно в этот законопроект, чтобы иметь возможность маневра при переговорах с предпринимателями. Это не улучшение, а просто отказ от жестких мер. Они были нужны для того, чтобы максимально запугать деловое сообщество, а потом широким жестом от них отказаться и под шумок провести остальные. Заметьте: хотя эти нормы из проекта убрали, ничто не мешает Минфину оформить эти новации отдельными проектами. А вообще печально видеть, что под предлогом улучшения налогового администрирования чиновники пытаются переписать первую часть Налогового кодекса. А ведь это последний "бастион демократии", документ, которого пока еще не касалась рука Минфина.

- А есть надежда, что этот проект будет доработан депутатами?

– Не сомневаюсь в этом. Думается, что после закона о монетизации льгот и ОСАГО кредит доверия к Минфину со стороны депутатов исчерпан, так что этот проект будет очень внимательно изучен и, надеюсь, существенно доработан. Тем более что проект написан юридически безграмотно. Такое впечатление, что законопроект написан людьми, имеющими довольно смутное представление об основах правового регулирования налоговых отношений, основах теории права и юридической техники; в нем масса противоречий и недоработок. Многие предложенные нормы просто смешно комментировать. Надеюсь, что после доработки текста в Госдуме его не стыдно будет показывать людям.

Как поработал Минфин России

Беседовала
Александра Баязитов