В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. С 2012 г. целевое финансирование не будет включаться в доходы ТСЖ, ЖК и ЖСК по налогу на прибыль

2. Установлены предельные размеры ставок налога на игорный бизнес в отношении процессинговых центров и пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов

3. ФСС РФ дал разъяснения по вопросам оформления листка временной нетрудоспособности

 

Комментарии

1. Новые изменения налогового законодательства, касающиеся НДС, НДФЛ и налога на прибыль

2. Налогообложение передачи недвижимого имущества и ценных бумаг на пополнение целевого капитала некоммерческой организации и возврата такого имущества жертвователю

3. Изменения Налогового кодекса РФ, связанные с созданием консолидированной группы налогоплательщиков

 

Судебное решение недели

Инспекция не вправе принимать декларацию, подписанную факсимиле, и проводить ее проверку  

 

 

Новости

 

1. С 2012 г. целевое финансирование не будет включаться в доходы ТСЖ, ЖК и ЖСК по налогу на прибыль

Федеральный закон от 16.11.2011 N 320-ФЗ "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 

В Налоговый кодекс РФ внесены изменения, которые касаются доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль. В такие доходы Федеральным законом от 16.11.2011 N 320-ФЗ включены доходы ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов и управляющих организаций в виде средств от собственников помещений в многоквартирных домах на финансирование ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Соответствующие поправки внесены в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, который таким образом дополнен новым абзацем. Непосредственно в подп. 14 перечисляются виды целевого финансирования, с которого организациям не нужно платить налоги. В частности, к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному тем, кто эти средства выделил.

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль (то есть 1 января 2012 г.).

Напомним, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования. Следовательно, при отсутствии раздельного учета указанные потребительские кооперативы и управляющие организации обязаны включить средства целевого финансирования в облагаемые налогом доходы с даты их получения.

 

2. Установлены предельные размеры ставок налога на игорный бизнес в отношении процессинговых центров и пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов

Федеральный закон от 16.11.2011 N 319-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" 

С 2007 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) начался процесс по усилению мер административного контроля и ужесточению требований к субъектам предпринимательских отношений в сфере игорного бизнеса. В частности, были установлены ограничения для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр (ст. 5 Закона N 244-ФЗ), требования к организаторам азартных игр и игорным заведениям (ст. ст. 6 и 8 Закона N 244-ФЗ), а также созданы игорные зоны (п. 2 ст. 9 Закона N 244-ФЗ). Вне игорных зон могут быть открыты букмекерские конторы и тотализаторы, которые вправе осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр только на основании лицензии (ст. 14, ч. 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17.07.2007 N 451). Поправки, внесенные Федеральным законом от 16.11.2011 N 319-ФЗ в гл. 29 НК РФ, направлены на совершенствование налогообложения деятельности указанных игорных заведений.

Во-первых, скорректирован перечень объектов налогообложения (ст. 366 НК РФ). К их числу отнесены пункты приема ставок тотализаторов и букмекерских контор, а вместо кассы тотализатора и букмекерской конторы теперь значатся процессинговые центры этих игорных заведений (подп. 3 - 6 п. 1 ст. 366 НК РФ). Соответственно, налогоплательщики обязаны вставать на учет в налоговых органах по месту открытия процессинговых центров или пунктов приема ставок тотализаторов и букмекерских контор (соответствующее дополнение внесено в п. 2 ст. 366 НК РФ).

Данные изменения вызваны тем, что функционирование букмекерских контор и тотализаторов строится по сетевому принципу, то есть эти игорные заведения обладают головным офисом (процессинговый центр) и рядом обособленных подразделений (пункты приема ставок). Объектом налогообложения до 1 января 2012 г. являлась касса букмекерской конторы (тотализатора), которая у организаторов этих игровых заведений, как правило, была лишь одна, что ставило в неравное положение организатора игр, располагавшего одним пунктом приема ставок, и организатора, располагавшего сотней таких пунктов. Между тем именно количество пунктов приема ставок является критерием оценки масштаба деятельности организатора азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Во-вторых, установлены пределы налоговых ставок:

- за один процессинговый центр тотализатора или букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 руб. (подп. 3 и 4 п. 1 ст. 369 НК РФ);

- за один пункт приема ставок тотализатора или букмекерской конторы - от 5000 до 7000 руб. (подп. 5 и 6 п. 1 ст. 369 НК РФ).

Законами субъектов РФ определяются конкретные размеры ставок налога на игорный бизнес, в противном случае применяется нижний из установленных предельных размеров (п. 2 ст. 369 НК РФ).

В-третьих, плательщиками налога на игорный бизнес признаются только организации (ст. ст. 365 и 366 НК РФ). Дело в том, что индивидуальные предприниматели не вправе заниматься деятельностью по организации и проведению азартных игр (п. 1 ст. 6 Закона N 244-ФЗ).

В-четвертых, уточнены понятия, используемые для целей гл. 29 НК РФ. В ст. 365 НК РФ с 1 января 2012 г. останется только два понятия - игровой бизнес и игровое поле. При необходимости определения иных терминов следует руководствоваться понятиями, установленными в ст. 4 Закона N 244-ФЗ.

Рассмотренные изменения вступают в силу с 1 января 2012 г. (ст. 3 Федерального закона от 16.11.2011 N 319-ФЗ).

 

3. ФСС РФ дал разъяснения по вопросам оформления листка временной нетрудоспособности

Письмо ФСС РФ от 28.10.2011 N 14-03-18/15-12956 "О разъяснении отдельных положений Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н" 

ФСС РФ выпустил очередные разъяснения по вопросу заполнения нового бланка листка нетрудоспособности. В Письме от 28.10.2011 N 14-03-18/15-12956 дана информация о том, каким способом может заполняться бланк больничного, в каком порядке проставляются печати, каковы последствия заполнения листка нетрудоспособности с ошибками или его утери и др.

В частности, сообщается, что должность врача в соответствующей графе следует указывать с учетом специализации: "терапевт", "хирург", "педиатр" и т.д. То есть указывать в этой графе, например, "лечащий врач" - неправильно.

ФСС РФ также отметил, что не является основанием для переоформления листка нетрудоспособности и отказа в назначении и выплате пособий несоблюдение последовательности, установленной п. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н) для указания адреса местонахождения медицинской организации. Это обусловлено тем, что территориальный орган Фонда может идентифицировать медицинскую организацию по основному государственному регистрационному номеру.

В разъяснениях затронуты также вопросы, касающиеся оснований для переоформления больничного листка, порядка указания размера пособия, страхового стажа и среднего заработка, порядка подписания листка нетрудоспособности на основании доверенности и др.

 

 

Комментарии  

 

1. Новые изменения налогового законодательства, касающиеся НДС, НДФЛ и налога на прибыль  

Название документа:

Федеральный закон от 21.11.2011 N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" 

Комментарий:

21 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон N 330-ФЗ (далее - Закон), который внес многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ. Поправки затронули порядок уплаты НДС, налога на прибыль, НДФЛ. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ в редакции данного Закона уже вступили в силу. Ниже рассмотрены основные изменения. 

НДС  

1.1. Услуги в сфере культуры и искусства не облагаются НДС независимо от организационно-правовой формы организации-исполнителя  

Рассматриваемым Законом уточнен подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, который предусматривает освобождение от НДС услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых некоммерческими организациями. Теперь льгота распространяется не только на некоммерческие, но и на иные организации, которые осуществляют деятельность в сфере культуры и искусства. Напомним, что к ним относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные, природные и ландшафтные парки (абз. 5 подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Указанная поправка вступила в силу 22 ноября 2011 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2011 г. (п. 2, 4 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ).

Напомним, что в этом году в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ уже вносились изменения (п. "а" ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 235-ФЗ). До 1 октября 2011 г. данная норма предусматривала освобождение от НДС перечисленных выше услуг, оказываемых учреждениями культуры. После внесения изменений льгота стала распространяться на некоммерческие организации. Отметим, что до указанных поправок вопрос об освобождении от НДС услуг в сфере культуры и искусства, оказанных компаниями различных организационно-правовых форм, был спорным. См. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС. 

1.2. Транспортировка нефти и нефтепродуктов, помещенных под процедуру таможенного транзита, облагается НДС по нулевой ставке  

Рассматриваемым Законом уточнен подп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Напомним, что данной нормой предусмотрены случаи применения нулевой ставки НДС организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов при оказании услуг транспортировки, перевалки и перегрузки нефти и нефтепродуктов.

Теперь в этой норме указано, что перечисленные услуги облагаются НДС по нулевой ставке, даже если они оказаны в отношении:

- нефти и нефтепродуктов, помещенных под процедуру таможенного транзита;

- нефти и нефтепродуктов, вывозимых из России в государства - члены ТС.

В связи с этим внесены уточнения в комплект документов, подтверждающих нулевую ставку. Теперь если при вывозе в страны ТС товары не декларируются, необходимо будет представить документы, подтверждающие оказание услуг транспортировки (подп. 3 п. 3.2 ст. 165 НК РФ). В этом случае 180-дневный срок на представление документов, подтверждающих нулевую ставку, исчисляется с даты составления документов о транспортировке нефти и нефтепродуктов (абз. 7 п. 9 ст. 165 НК РФ).

Данные изменения вступают в силу 1 января 2012 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ).

Таким образом, в отношении перечисленных выше услуг, оказанных начиная с 1 января 2011 г., налогоплательщики вправе скорректировать свои налоговые обязательства, применив нулевую ставку НДС. Для этого необходимо подать уточненные декларации за те налоговые периоды, в которых НДС был исчислен по ставке 18 процентов, и за те периоды, в которых имелся комплект документов, подтверждающих нулевую ставку. 

1.3. Уточнен перечень документов, подтверждающих нулевую ставку при экспорте уловов водных биоресурсов  

При экспорте товаров судами через морские порты в комплекте документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, представляется копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни РФ (абз. 3 подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).

С 1 января 2012 г. данный документ не нужно представлять в случае вывоза уловов водных биоресурсов и произведенной из них продукции, доставленных в Россию без выгрузки на сухопутную территорию. 

НДФЛ  

1.4. Изменился размер стандартного вычета на ребенка  

Согласно ранее действовавшим правилам размер стандартного вычета на каждого ребенка составлял 1000 руб. и 2000 руб. на ребенка-инвалида (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Рассматриваемый Закон внес в порядок предоставления данного вычета изменения, которые вступили в силу 22 ноября 2011 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ).

С 1 января 2011 г. вычет на первого и второго ребенка составляет 1000 руб. (с 1 января 2012 г. - 1400 руб.), на третьего и каждого последующего - 3000 руб. На каждого ребенка-инвалида вычет предоставляется в размере 3000 руб.

В остальном порядок получения стандартного вычета на детей остался прежним.

Таким образом, работодатели должны будут пересчитать базу по НДФЛ с начала 2011 г. в отношении тех работников, у которых трое и более детей или есть дети-инвалиды (п. 3 ст. 220, п. 3 ст. 226 НК РФ). Переплату по заявлению работника можно направить в счет предстоящих платежей по налогу (ноябрь, декабрь) или перечислить на его банковский счет (п. 1 ст. 231 НК РФ). 

1.5. Отменен ежемесячный стандартный вычет в размере 400 руб.  

С 1 января 2012 г. будет отменен ежемесячный стандартный вычет в размере 400 руб. Напомним, что данный вычет предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 40 тыс. руб. с начала налогового периода (подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ). 

1.6. Пенсионеры смогут перенести имущественный вычет на предыдущие периоды  

Стандартные, социальные и имущественные вычеты уменьшают доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 210 НК РФ). Имущественный вычет по расходам на приобретение жилья может быть перенесен на последующие налоговые периоды (абз. 28 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Пенсионеры теперь смогут перенести данный вычет и на предыдущие налоговые периоды, но не более трех (абз. 3 п. 3 ст. 210, абз. 29 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Поправка вступит в силу 1 января 2012 г. 

1.7. Уточнен порядок освобождения от НДФЛ сумм материальной помощи  

Единовременная матпомощь, выплачиваемая физлицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, а также физлицам - членам семей лиц, погибших в результате таких событий, не облагается НДФЛ (абз. 2 п. 8 ст. 217 НК РФ). Указанное правило действует, если материальная помощь направлена на возмещение причиненного потерпевшим материального ущерба или вреда их здоровью.

С 1 января 2012 г. данные выплаты будут освобождаться от НДФЛ независимо от цели предоставления денежных средств. 

1.8. Негосударственный пенсионный фонд не должен удерживать НДФЛ при выплате правопреемникам пенсионных накоплений умершего застрахованного лица  

С 1 января 2010 г. суммы пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета и выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица, не облагаются НДФЛ (п. 48 ст. 217 НК РФ). Финансовое ведомство разъясняло, что данное освобождение не распространяется на пенсионные накопления, перечисляемые правопреемникам негосударственными пенсионными фондами (см. Письма Минфина России от 31.03.2011 N 03-04-06/10-65, от 13.05.2010 N 03-04-06/6-96, от 07.05.2010 N 03-04-06/1-91).

22 ноября 2011 г. вступила в силу новая редакция данного пункта. Теперь негосударственные пенсионные фонды не будут удерживать НДФЛ при выплате правопреемникам умершего застрахованного лица накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии.

Новые правила п. 48 ст. 217 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ). Для возврата излишне удержанного НДФЛ правопреемникам умершего застрахованного лица необходимо обратиться к налоговому агенту с соответствующим заявлением (п. 1 ст. 231 НК РФ). 

1.9. Внесены изменения в порядок обложения НДФЛ операций РЕПО  

1 января 2012 г. вступят в силу изменения ст. 214.3 НК РФ, которая устанавливает особенности определения базы по НДФЛ в отношении операций РЕПО.

Так, рассматриваемым Законом внесены изменения в порядок учета убытка, полученного в рамках операций РЕПО (абз. 6 п. 6 ст. 214.3 НК РФ). Теперь убыток уменьшает доходы по операциям с как обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, так и не обращающимися на данном рынке ценными бумагами.

Для определения доли убытка, уменьшающей соответствующую категорию доходов, применяется прежняя пропорция. Она рассчитывается как соотношение стоимости ценных бумаг, которые являются объектом операций РЕПО и обращаются (или не обращаются) на организованном рынке ценных бумаг, в общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО. При этом стоимость ценных бумаг теперь будет определяться исходя из их фактической стоимости по второй части РЕПО (абз. 7 п. 6 ст. 214.3 НК РФ).

С 1 января 2012 г. в налоговую базу по операциям РЕПО можно будет включить расходы в виде биржевых, брокерских и депозитарных комиссий, связанных с совершением таких операций (абз. 3 п. 6 ст. 214.3 НК РФ). Действующие правила такой возможности не предоставляют. 

Налог на прибыль  

1.10. Новый порядок учета расходов по стандартизации  

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" любое лицо может быть разработчиком национального стандарта. Минфин России в Письме от 28.04.2010 N 03-03-05/97 разъяснял, что расходы на разработку национального стандарта учитываются в целях налога на прибыль единовременно на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

С 1 января 2012 г. в Налоговом кодексе РФ будет предусмотрен специальный порядок признания затрат по стандартизации (подп. 2.1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Согласно новому п. 5 ст. 264 НК РФ к ним будут относиться следующие расходы:

- по разработке национальных стандартов, которые включены в программу разработки таких стандартов, утвержденную национальным органом РФ по стандартизации;

- по разработке региональных стандартов.

Расходы будут учитываться только в следующих случаях:

- если разработанный стандарт будет утвержден в качестве национального стандарта;

- если региональный стандарт будет зарегистрирован в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

При этом затраты по стандартизации не смогут признавать организации, разрабатывающие их в качестве исполнителей - подрядчиков или субподрядчиков (абз. 2 п. 5 ст. 264 НК РФ).

Согласно новому п. 5.1 ст. 272 НК РФ указанные расходы учитываются в отчетном (налоговом) периоде, следующем за периодом, в котором стандарты были утверждены в качестве национальных или зарегистрированы в качестве региональных. 

1.11. Компенсации затрат работников на уплату процентов по займам на покупку жилья можно будет учитывать в расходах и в 2012 г.  

Денежные средства, которые работодатели перечисляют своим сотрудникам в качестве возмещения затрат на уплату процентов по займам на приобретение жилья, учитываются в расходах (п. 24.1 ст. 255 НК РФ). Кроме того, такая компенсация не облагается НДФЛ (п. 40 ст. 217 НК РФ).

Рассматриваемым Законом отменено ограничение, согласно которому действие указанных норм должно было прекратиться 1 января 2012 г. (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ). Таким образом, работодатели в 2012 и последующих годах вправе учитывать в расходах суммы указанных компенсаций, а также не должны удерживать НДФЛ при их перечислении. 

Государственная пошлина  

1.12. Введена госпошлина за выдачу талона техосмотра тракторов, самоходных машин и прицепов к ним  

С 1 января 2012 г. вводится госпошлина за выдачу талона технического осмотра на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним (подп. 41.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлина будет взиматься как при первоначальной выдаче талона, так и при его выдаче взамен утраченного или пришедшего в негодность. Ее размер составит 300 руб. 

Списание задолженности по налогам  

1.13. Задолженность по налогам, пеням и штрафам, возникшая у физлиц по состоянию на 1 января 2009 г., признана безнадежной к взысканию  

Рассматриваемым Законом образовавшаяся у физлиц недоимка по налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2009 г. признана безнадежной к взысканию (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ). Данные суммы подлежат списанию на основании решения налогового органа (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ). Указанные правила не распространяются на недоимку и соответствующие суммы пеней и штрафов, в отношении налогов, перечисляемых в связи с ведением предпринимательской деятельности и занятием частной практикой (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ). 

Применение документа (выводы): 

Налог на добавленную стоимость

1. С 1 октября 2011 г. услуги в сфере культуры и искусства не облагаются НДС независимо от организационно-правовой формы организации-исполнителя (подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ).

2. С 1 января 2012 г. транспортировка нефти и нефтепродуктов, помещенных под процедуру таможенного транзита, будет облагаться НДС по нулевой ставке (подп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Другими словами, налогоплательщики в отношении таких услуг, оказанных начиная с 1 января 2011 г., будут вправе скорректировать свои налоговые обязательства, применив нулевую ставку НДС. 

Налог на доходы физических лиц

1. С 1 января 2011 г. стандартный вычет на третьего и каждого последующего ребенка составляет 3000 руб. (абз. 5 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Если у работодателя есть многодетные сотрудники, то в их отношении ему необходимо пересчитать базу по НДФЛ с начала 2011 г.

2. С 1 января 2011 г. стандартный вычет на каждого ребенка-инвалида предоставляется в размере 3000 руб. (абз. 6 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Если у работодателя есть сотрудники с детьми-инвалидами, то в их отношении ему необходимо пересчитать базу по НДФЛ с начала 2011 г.

3. С 1 января 2012 г. стандартный вычет на первого и второго ребенка составит 1400 руб. (абз. 8, 9 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

4. С 1 января 2012 г. будет отменен ежемесячный стандартный вычет по НДФЛ в размере 400 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ).

5. С 1 января 2011 г. негосударственные пенсионные фонды не должны удерживать НДФЛ при выплате правопреемникам умершего застрахованного лица его пенсионных накоплений (п. 48 ст. 217 НК РФ).

6. В 2012 г. работодатели вправе не удерживать НДФЛ при перечислении работникам денежных средств в счет возмещения затрат на уплату процентов по займам на приобретение жилья (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ). 

Налог на прибыль организаций

1. Компенсации затрат работников на уплату процентов по займам на покупку жилья можно будет учитывать в расходах и в 2012 г. (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ).

 

2. Налогообложение передачи недвижимого имущества и ценных бумаг на пополнение целевого капитала некоммерческой организации и возврата такого имущества жертвователю  

Название документа:

Федеральный закон от 21.11.2011 N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" 

Комментарий:

С 1 января 2012 г. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Закон N 275-ФЗ) будет действовать в новой редакции. Изменения в него внесены Федеральным законом от 21.11.2011 N 328-ФЗ.

Теперь Закон N 275-ФЗ регулирует отношения, возникающие не только при формировании и расформировании целевого капитала некоммерческих организаций (НКО), но и при его пополнении. К источникам формирования и пополнения помимо пожертвований относятся имущество, полученное по завещанию, а также неиспользованный доход от доверительного управления им (ч. 1 ст. 2 Закона N 275-ФЗ). Кроме того, НКО могут передавать на пополнение целевого капитала не только денежные средства, но и недвижимое имущество и ценные бумаги (ч. 6 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Закона N 275-ФЗ). Порядок первоначальной оценки такого имущества определен ч. 3.1 и 3.2 ст. 4 Закона N 275-ФЗ. Целевой капитал можно будет использовать в том числе в целях охраны окружающей среды, оказания гражданам бесплатной юридической помощи и их правового просвещения (ст. 3 Закона N 275-ФЗ).

В связи с этими и другими изменениями в порядке формирования и пополнения целевого капитала НКО внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. Применять их можно будет также с 1 января 2012 г. (п. 3 ст. 4 Закона N 275-ФЗ). До этой даты нормы, которые будут изложены в новой редакции, действуют без изменений (п. 4 ст. 4 Закона N 275-ФЗ). Рассмотрим поправки подробнее. 

2.1. Уточнен перечень операций, не признаваемых объектом НДС  

С 1 января 2012 г. НДС не облагается не только передача денежных средств на формирование целевого капитала НКО, но и передача недвижимого имущества на пополнение капитала (подп. 8 п. 2 ст. 146 НК РФ). При такой передаче недвижимости жертвователь должен будет восстановить по этому имуществу суммы НДС, принятые ранее к вычету (подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ). Напомним, что налог восстанавливается в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости объекта без учета переоценки.

Кроме того, согласно подп. 8.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не является объектом НДС передача недвижимости в случае расформирования целевого капитала, отмены пожертвования или при ином возврате этого имущества в порядке, предусмотренном договором или Законом N 275-ФЗ. Это правило применяется при передаче недвижимости некоммерческой организацией - собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам или другой НКО в соответствии с Законом N 275-ФЗ. 

2.2. Скорректирован порядок определения доходов и расходов для целей исчисления НДФЛ  

Во-первых, установлено, какие затраты признаются расходами при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, которые получены физическим лицом - жертвователем в случае расформирования целевого капитала, отмены пожертвования или при ином возврате ценных бумаг, переданных на пополнение капитала НКО. Расходом в этом случае признаются только те затраты по операциям с ценными бумагами, которые понесены физлицом до указанной передачи. Соответствующее дополнение внесено в п. 13 ст. 214.1 НК РФ.

Во-вторых, согласно п. 52 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ доходы в виде имущества (в том числе денежных средств), переданного на формирование или пополнение целевого капитала НКО и полученного физическим лицом - жертвователем в случае расформирования капитала, отмены пожертвования либо иного возврата, предусмотренного договором пожертвования или Законом N 275-ФЗ. Особый случай - когда жертвователю возвращаются не переданные на пополнение капитала НКО недвижимость или ценные бумаги, а их денежный эквивалент. Тогда не облагается НДФЛ только доход, равный расходам на приобретение, хранение или содержание такого имущества, осуществленным жертвователем на дату передачи имущества некоммерческой организации - собственнику целевого капитала (п. 52 ст. 217 НК РФ). Отметим, что никаких исключений в отношении такого дохода ст. 224 НК РФ не предусмотрено, поэтому применяется общеустановленная ставка (13 процентов). НДФЛ физические лица - жертвователи исчисляют и уплачивают самостоятельно, а также подают в инспекцию по месту своего учета соответствующую декларацию. Такое дополнение внесено в п. 1 ст. 228 НК РФ. Однако из этого правила есть исключение: если на дату передачи недвижимости она находилась в собственности жертвователя три года и более, то при возврате денежного эквивалента такого имущества доход в полном объеме освобождается от обложения НДФЛ (абз. 3 п. 52 ст. 217 НК РФ).

В-третьих, в ст. 219 НК РФ, в которой предусмотрено уменьшение налоговой базы на социальные вычеты, Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г. В частности, в указанный вычет будут включаться пожертвования, перечисленные физлицом на формирование или пополнение целевого капитала НКО (п. 1 ст. 219 НК РФ в редакции, которая будет действовать после 1 января 2012 г.). Федеральным законом от 21.11.2011 N 328-ФЗ эта норма дополнена. При возврате указанных пожертвований в случае расформирования целевого капитала, отмены пожертвования или при ином возврате, предусмотренном договором пожертвования или Законом N 275-ФЗ, физлицо обязано восстановить использованный социальный вычет. Другими словами, необходимо включить сумму этого вычета в налоговую базу того периода, в котором имущество или денежные средства фактически возвращены жертвователю. Следует отметить, что данное правило распространяется на все случаи возврата налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный вычет в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ.

В-четвертых, изменения коснулись порядка предоставления имущественного вычета по НДФЛ. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ физлица вправе воспользоваться таким вычетом в размере 1 млн руб. при реализации жилья, находившегося в их собственности менее трех лет. Вместо использования имущественного вычета доходы от продажи можно уменьшить на связанные с их получением документально подтвержденные расходы. Теперь указанная норма дополнена порядком уменьшения доходов от реализации физическим лицом - жертвователем недвижимого имущества, которое было передано им на пополнение целевого капитала НКО и получено обратно при расформировании целевого капитала, отмене пожертвования или при ином возврате в соответствии с договором или Законом N 275-ФЗ. В этом случае расходами признаются документально подтвержденные затраты на приобретение, хранение или содержание такого имущества, понесенные жертвователем на дату передачи недвижимости НКО - собственнику целевого капитала на пополнение капитала. Также установлено, как вычислить срок нахождения указанного имущества в собственности физического лица - жертвователя. Для целей исчисления НДФЛ такой срок определяется с учетом периода нахождения недвижимости в собственности до даты ее передачи на пополнение целевого капитала НКО. 

2.3. Дополнен порядок признания доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль  

Во-первых, введены следующие дополнения, касающиеся учета доходов жертвователей.

Не облагаются налогом на прибыль денежные средства, недвижимость и ценные бумаги, переданные на формирование и пополнение целевого капитала НКО и возвращенные жертвователю или его правопреемникам (подп. 42 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такой возврат возможен в случае расформирования целевого капитала, отмены пожертвования либо в ином случае, предусмотренном договором пожертвования или Законом N 275-ФЗ. Недвижимость и ценные бумаги учитываются по стоимости либо остаточной стоимости, по которой это имущество было учтено в налоговом учете на дату его передачи на пополнение целевого капитала.

Однако, как уже отмечалось выше, вместо недвижимости и ценных бумаг жертвователю (его правопреемникам) может возвращаться денежный эквивалент такого имущества. В случае возврата денежного эквивалента недвижимости во внереализационных доходах признается сумма превышения над стоимостью (остаточной стоимостью) объекта, по которой он учитывался в налоговом учете жертвователя на дату передачи на пополнение целевого капитала НКО. Если возвращается денежный эквивалент ценных бумаг, то к внереализационным доходам относится разница между возвращенным денежным эквивалентом и стоимостью, по которой ценные бумаги были учтены в налоговом учете жертвователя на дату их передачи на пополнение целевого капитала НКО. Такой порядок прописан в п. 23 ст. 250 НК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения дохода в виде денежного эквивалента имущества, переданного на пополнение целевого капитала НКО, признается дата зачисления средств на расчетный счет налогоплательщика. Если же стоимость недвижимости и ценных бумаг, установленная на указанные даты, превышает денежный эквивалент такого имущества, возвращенный жертвователю (его правопреемникам), то разница между этими величинами признается убытком. Данный убыток налогоплательщик вправе учесть в установленном порядке (ст. 268 и 280 НК РФ).

Во-вторых, для НКО - собственников целевого капитала предусмотрены льготы. С 1 января 2012 г. к необлагаемым доходам относятся:

- проценты от размещения на депозитных счетах денежных средств, полученных на формирование или пополнение целевого капитала либо возвращенных управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ);

- дивиденды, процентный (купонный) доход (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ);

- иные подлежащие передаче в управление управляющей компании в соответствии с Законом N 275-ФЗ доходы от погашения по ценным бумагам, полученным на пополнение целевого капитала НКО или возвращенным управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ);

- недвижимое имущество или ценные бумаги, полученные НКО на пополнение целевого капитала. Данное имущество, как и денежные средства, полученные на формирование капитала, относится к целевым поступлениям (подп. 13 п. 2 ст. 251 НК РФ).

 

3. Изменения Налогового кодекса РФ, связанные с созданием консолидированной группы налогоплательщиков  

Название документа:

Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" 

Комментарий:

С 1 января 2012 г. вступают в силу поправки к Налоговому кодексу РФ, вводящие новый порядок проверки правильности уплаты налогов в связи с применением сторонами сделки цен, не соответствующих рыночным. Подробнее см. выпуск обзора "Новые документы для бухгалтера" от 27.07.2011. Напомним, что теперь налоговый орган вправе будет проверять цены только по ограниченному кругу сделок, которые называются контролируемыми. Такими, за некоторым исключением, не признаются сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ вносит в Налоговый кодекс РФ положения, определяющие порядок создания, изменения, прекращения действия консолидированных групп налогоплательщиков, порядок уплаты налога на прибыль такими группами, особенности проведения налоговых проверок и привлечения к ответственности участников групп. Данные изменения вступают в силу с 1 января 2012 г. Рассмотрим основные нововведения.

Итак, консолидированная группа налогоплательщиков (далее - КГН) - это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного финансового результата их хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 25.1 НК РФ). Исчисление и уплату налога (авансовых платежей) производит ответственный участник КГН (п. 3 ст. 25.1, подп. 2 п. 3 ст. 25.5, п. 5 ст. 52 НК РФ). 

3.1. Создание КГН  

КГН может быть создана российскими организациями при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций и доля участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов (п. 1, 2 ст. 25.2 НК РФ). КГН создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль (п. 7 ст. 25.2 НК РФ).

Каждый участник КГН должен соответствовать следующим требованиям:

- он не должен находиться в процессе реорганизации или ликвидации (подп. 1 п. 3 ст. 25.2 НК РФ);

- в его отношении не должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве (подп. 2 п. 3 ст. 25.2 НК РФ);

- размер чистых активов, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговую инспекцию документов для регистрации договора о создании КГН, должен превышать размер уставного капитала (подп. 3 п. 3 ст. 25.2 НК РФ).

КГН может быть создана, если все ее участники в совокупности соответствуют следующим требованиям:

- совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором в инспекцию представляются документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 10 млрд руб. Налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, не учитываются (подп. 1 п. 5 ст. 25.2 НК РФ);

- суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором в инспекцию представляются документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 100 млрд руб. (подп. 2 п. 5 ст. 25.2 НК РФ);

- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в инспекцию документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 300 млрд руб. (подп. 3 п. 5 ст. 25.2 НК РФ).

Некоторые организации не могут быть участниками КГН. Соответствующий перечень установлен п. 6 ст. 25.2 НК РФ. В частности, в него включены:

- резиденты ОЭЗ;

- организации, применяющие специальные налоговые режимы;

- участники другой КГН.

Для создания КГН участники должны заключить договор. Требования к такому соглашению содержатся в п. 2 ст. 25.3 НК РФ. Договор подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения ответственного участника КГН (п. 5 ст. 25.3 НК РФ). Для этого необходимо представить следующие документы:

- заявление о регистрации договора, подписанное всеми участниками КГН (подп. 1 п. 6 ст. 25.3 НК РФ);

- договор о создании КГН в двух экземплярах (подп. 2 п. 6 ст. 25.3 НК РФ);

- документы, подтверждающие выполнение требований, предъявляемых к участникам КГН (подп. 3 п. 6 ст. 25.3 НК РФ);

- документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших договор о создании КГН (подп. 4 п. 6 ст. 25.3 НК РФ).

Указанные документы представляются в налоговый орган не позднее 30 октября года, предшествующего налоговому периоду, начиная с которого налог на прибыль будет исчисляться и уплачиваться в рамках КГН (п. 7 ст. 25.3 НК РФ).

Налоговый орган в течение месяца со дня представления документов обязан зарегистрировать договор или отказать в регистрации. Отказ должен быть мотивированным и допускается только в определенных налоговым законодательством случаях (п. 8, 11 ст. 25.3 НК РФ).

Следует отметить, что предусмотрена возможность создания КГН уже с 1 января 2012 г. (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ). Для этого необходимо документы, предусмотренные п. 6 ст. 25.3 НК РФ, представить в налоговый орган не позднее 31 марта 2012 г. Если документы будут поданы с нарушением указанного срока, то уплачивать налог на прибыль в рамках КГН можно будет только с 1 января 2013 г. 

3.2. Внесение изменений в договор о создании КГН  

Налоговым кодексом РФ предусмотрены случаи, когда в договор о создании КГН должны быть внесены изменения (п. 2 ст. 25.4 НК РФ). К ним относятся:

- ликвидация участника КГН (подп. 1 п. 2 ст. 25.4 НК РФ);

- реорганизация участника КГН в форме слияния, присоединения, выделения или разделения (подп. 2 п. 2 ст. 25.4 НК РФ);

- присоединение организации к КГН (подп. 3 п. 2 ст. 25.4 НК РФ);

- выход организации из КГН (подп. 4 п. 2 ст. 25.4 НК РФ);

- продление срока действия договора о создании КГН (подп. 5 п. 2 ст. 25.4 НК РФ).

Данные изменения вносятся в договор в обязательном порядке, в противном случае он прекращает действовать (п. 9 ст. 25.4 НК РФ).

Кроме того, КГН прекращает действовать и в других случаях (п. 1 ст. 25.6 НК РФ). Приведем некоторые из них:

- окончание срока действия договора о создании КГН (подп. 1 п. 1 ст. 25.6 НК РФ);

- расторжение договора о создании КГН по соглашению сторон (подп. 2 п. 1 ст. 25.6 НК РФ);

- вступление в законную силу решения суда о признании договора о создании КГН недействительным (подп. 3 п. 1 ст. 25.6 НК РФ);

- реорганизация (за исключением реорганизации в форме преобразования), ликвидация ответственного участника КГН (подп. 5 п. 1 ст. 25.6 НК РФ);

- возбуждение в отношении ответственного участника КГН производства по делу о банкротстве (подп. 6 п. 1 ст. 25.6 НК РФ);

- несоответствие ответственного участника КГН требованиям, предусмотренным ст. 25.2 НК РФ (подп. 7 п. 1 ст. 25.6 НК РФ). 

3.3. Уплата налога на прибыль в рамках КГН  

Ответственный участник ведет налоговый учет, исчисляет и уплачивает налог на прибыль (авансовые платежи) по КГН (подп. 2 п. 3 ст. 25.5, п. 2, 7 ст. 286 НК РФ). Он же представляет налоговые декларации (подп. 3 п. 3 ст. 25.5, п. 8 ст. 289 НК РФ). Остальные участники КГН исполняют обязанности плательщиков налога на прибыль в части, необходимой для его исчисления ответственным участником группы (абз. 5 п. 1 ст. 246 НК РФ). А именно, они ведут налоговый учет в соответствии со ст. 313 НК РФ и предоставляют данные учета ответственному участнику (п. 4 ст. 321.2 НК РФ).

Ответственный участник определяет базу по налогу на прибыль в рамках КГН на основании всех доходов и всех расходов участников группы (п. 1 ст. 278.1 НК РФ). При этом доходы участников группы, подлежащие налогообложению у источника выплаты, в консолидированную налоговую базу не включаются (п. 5 ст. 310 НК РФ).

Следует отметить, что ответственный участник определяет налоговую базу, к которой применяется 20-процентная ставка налога. Базу, к которой применяются иные ставки налога на прибыль, участники КГН определяют самостоятельно. При этом она не учитывается при исчислении налога по КГН (п. 9 ст. 278.1 НК РФ).

Есть и еще несколько особенностей, с учетом которых определяется база по налогу на прибыль в рамках КГН.

Так, участники группы не формируют резервы по сомнительным долгам, по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (п. 3, 4, 5 ст. 278.1 НК РФ). Перечисленные резервы не формируются в части задолженности одних участников группы перед другими, а также в части реализации товаров, работ другим участникам КГН.

Кроме того, участники КГН не вправе уменьшить консолидированную налоговую базу на убытки, понесенные в налоговых периодах, предшествующих периоду вхождения в группу (п. 6 ст. 278.1 НК РФ). Убытки, понесенные в период действия КГН, учитываются при определении консолидированной налоговой базы (п. 6 ст. 283 НК РФ).

В отношении налога на прибыль, уплачиваемого по КГН, не изменяется срок уплаты налога (п. 3 ст. 62 НК РФ). 

3.4. Взыскание налога, пеней, штрафов за счет денежных средств участника КГН  

Если ответственный участник КГН не уплатит налог, то инспекция вправе взыскать его за счет денежных средств всех участников КГН (п. 11 ст. 46 НК РФ). При этом взыскание производится в следующем порядке.

В первую очередь недоимка взыскивается за счет денежных средств ответственного участника КГН. При их недостаточности инспекция вправе взыскать оставшуюся сумму за счет денежных средств всех остальных участников. Последовательность такого взыскания налоговый орган определяет самостоятельно. Инспекция обращается для взыскания недоимки к следующему участнику КГН, если у предыдущего участника не осталось средств для погашения задолженности (подп. 2 п. 11 ст. 46 НК РФ).

Взыскание производится на основании требования, которое было направлено ответственному участнику КГН.

Следует отметить, что решение о взыскании налога может быть принято не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). После истечения данного срока инспекция вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки со всех участников КГН. Такое заявление необходимо подать в течение шести месяцев после истечения срока на взыскание налога в бесспорном порядке. Этот срок может быть восстановлен судом.

Если за счет денежных средств погасить недоимку не удалось, то налоговый орган вправе ее взыскать за счет иного имущества участников КГН (абз. 2 п. 7 ст. 46 НК РФ).

В первую очередь взыскание производится за счет наличных денежных средств ответственного участника КГН и его денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в порядке ст. 46 НК РФ. При недостаточности средств у ответственного участника КГН взыскание производится за счет наличных денежных средств других участников КГН и их денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в порядке ст. 46 НК РФ. Далее недоимка взыскивается за счет иного имущества ответственного участника КГН. В последнюю очередь взыскание обращается на иное имущество других участников КГН. Данные правила установлены в п. 11 ст. 47 НК РФ. 

3.5. Приостановление операций по банковским счетам участников КГН  

Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафа инспекция вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика (п. 1 ст. 76 НК РФ). Также блокировка счета возможна при непредставлении налоговых деклараций (п. 3 ст. 76 НК РФ). Эти правила будут применяться и в отношении участников КГН. Например, для обеспечения исполнения решения о взыскании недоимки операции по счетам будут приостанавливаться в той же последовательности, в какой происходит взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банке. Другими словами, сначала будут приостановлены операции по счетам ответственного участника КГН. Затем будут заблокированы счета остальных участников в последовательности, которую определяет налоговый орган (абз. 2 п. 13 ст. 76 НК РФ).

Если же решение о приостановлении операций принято при непредставлении декларации по налогу на прибыль, то могут быть заблокированы счета всех участников КГН одновременно (абз. 3 п. 13 ст. 76 НК РФ). 

3.6. Особенности проведения выездной налоговой проверки КГН  

Выездные налоговые проверки КГН будут проводиться по тем же правилам, что и обычные выездные проверки, с учетом некоторых особенностей (п. 18 ст. 89 НК РФ). Данные особенности предусмотрены новой ст. 89.1 НК РФ. Перечислим некоторые из них.

Во-первых, выездная проверка КГН будет проводиться только в отношении налога на прибыль на территории ответственного участника и иных участников КГН (п. 1 ст. 89.1 НК РФ).

Во-вторых, налоговый орган не вправе провести самостоятельную выездную проверку филиала или представительства участника КГН (п. 2 ст. 89.1 НК РФ).

В-третьих, проведение выездной проверки КГН в отношении налога на прибыль не препятствует проведению выездных проверок участников этой группы в отношении иных налогов. Результаты таких проверок должны быть оформлены отдельно (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).

В-четвертых, выездная проверка КГН не может продолжаться более двух месяцев. Данный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников группы (за исключением ответственного участника). Общий срок проверки не должен превышать один год (п. 5 ст. 89.1 НК РФ).

Также скорректирован срок представления документов, истребованных в ходе проверки в порядке ст. 93 НК РФ. Участник КГН обязан предоставить документы, необходимые налоговому органу для проведения проверки, не позднее 20 рабочих дней с момента получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Напомним, что по общему правилу этот срок равен 10 рабочим дням. 

3.7. Обжалование решения о привлечении к ответственности  

Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов выездной проверки КГН, может быть обжаловано ответственным участником группы. Если к ответственности привлечен также иной участник КГН, то этот участник вправе самостоятельно обжаловать решение в соответствующей части (п. 1 ст. 101.2, п. 2 ст. 138 НК РФ). 

3.8. Санкции за несообщение ответственному участнику КГН данных, необходимых для исчисления консолидированной налоговой базы  

Участники КГН обязаны представлять ответственному участнику группы расчеты базы по налогу на прибыль, данные регистров налогового учета и иные документы (подп. 1 п. 5 ст. 25.5 НК РФ). За непредставление участником КГН указанных сведений или сообщение недостоверных данных установлена ответственность (ст. 122.1 НК РФ). Она наступает, если такие действия участника КГН приведут к неуплате налога на прибыль ответственным участником группы. Штраф составляет 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Если же указанные деяния совершены умышленно, то взыскивается санкция в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога.

В случае если неуплата налога на прибыль в рамках КГН вызвана иными причинами, то штраф, установленный ст. 122 НК РФ, взыскивается с ответственного участника группы (п. 4 ст. 122 НК РФ). 

Применение документа (выводы): 

С 1 января 2012 г. налогоплательщики, соответствующие требованиям ст. 25.2 НК РФ, смогут создавать КГН. Сделки, заключенные между участниками одной КГН, не признаются контролируемыми, поэтому налоговый орган не может проверить соответствие примененных в сделке цен рыночным ценам. Для того чтобы КГН действовала уже с 1 января 2012 г., документы, предусмотренные п. 6 ст. 25.3 НК РФ, необходимо представить в налоговый орган не позднее 31 марта 2012 г. 

 

 

Судебное решение недели

 

Инспекция не вправе принимать декларацию, подписанную факсимиле, и проводить ее проверку

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2011 N А56-66090/2010) 

Инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации по НДС и вынесла по итогам этой проверки решение о привлечении налогоплательщика к ответственности и приостановлении операций по его банковским счетам. Организация обратилась в суд с заявлением о признании действий инспекции незаконными в связи с тем, что декларация была сфальсифицирована и не содержала подписи представителя налогоплательщика, а была подписана при помощи факсимиле. Инспекция отказалась проводить экспертизу подписи и печати. По мнению налогоплательщика, инспекция не должна была принимать декларацию, подписанную таким образом, проводить ее проверку и принимать по ней решение.

Суды всех трех инстанций признали решение инспекции недействительным в силу следующего. В соответствии с п. 5 ст. 80 НК РФ налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в ней. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ).

Письмом МНС России от 01.04.2004 N 18-0-09/000042@ разъяснено, что факсимиле не допускается использовать на доверенностях, платежных и других документах, имеющих финансовые последствия. Кроме того, законодательство о бухгалтерском учете и налоговое законодательство не предусматривают использование факсимильного воспроизведения подписи при оформлении первичных документов и счетов-фактур. Как указали суды, истолкование абз. 2 п. 5 ст. 80 НК РФ в том смысле, что он позволяет подписывать налоговую декларацию посредством факсимиле, привело бы к возникновению в налоговых отношениях неоправданно высоких рисков подтверждения полноты и достоверности сведений, указанных в налоговых декларациях ненадлежащими лицами.

Таким образом, суды пришли к выводу, что декларация, по которой налоговый орган принял оспариваемое решение, не соответствовала требованиям законодательства, что препятствовало ее рассмотрению. Следовательно, у инспекции не было обязанности принять декларацию, подписанную факсимиле, и производить ее проверку, поскольку такая декларация не подтверждает действительного заявления налогоплательщиком указанных в ней сведений.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.04.2008 N А11-2499/2007-К2-24/126.