ЗАО "Консультант Плюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. С 1 июля 2011 г. изменится форма бланка больничного листа

2. Особенности представления сведений индивидуального учета

3. ФНС России разъяснила порядок применения льготы по НДС субъектами малого и среднего предпринимательства, которые в установленном порядке выкупают арендованное государственное (муниципальное) имущество

4. Исчисление налога на прибыль при применении различных ставок в одном налоговом периоде

 

Комментарии

1. При списании товаров, возвращенных продавцу, восстанавливать ранее принятый к вычету НДС не нужно

2. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей можно выдать лицу, не работающему в организации

3. Налоговые последствия списания морально устаревших непродовольственных товаров - разъяснения Минфина России

 

Судебное решение недели

При отсутствии первичных учетных документов размер убытка прошлых лет можно подтвердить результатами проведенной ранее выездной налоговой проверки

 

 

Новости

 

1. С 1 июля 2011 г. изменится форма бланка больничного листа

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности" 

Форма бланка листка нетрудоспособности с 1 июля 2011 г. изменит внешний вид. Теперь будет заполняться только лицевая сторона бланка, дополненная матричным кодом и штрихкодом. Отметим, что для более разборчивого внесения информации предусмотрены клеточки для каждой буквы или цифры.

Новая форма бланка больничного отличается от старой (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 N 172) тем, что в ней будет кодироваться больше информации, в частности: причина нетрудоспособности, отметка о нарушении режима, родственная связь (если больничный выдается по уходу за членом семьи). Необходимые для заполнения бланка коды будут содержаться на оборотной стороне формы.

Остановимся на полях, которые придется заполнять работодателю.

Во-первых, в новом бланке предусмотрены отдельные поля, в которых будут указываться средний заработок для исчисления пособий и средний дневной заработок. Это связано с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Напомним, что с 1 января 2011 г. для исчисления пособий по временной нетрудоспособности берутся два года, предшествующие тому, в котором наступил страховой случай. А средний дневной заработок определяется путем деления заработка за два года на 730 (ч. 1, ч. 3 ст. 14 этого же Закона).

Во-вторых, введены дополнительные для заполнения работодателем поля, в частности: наименование организации, ее регистрационный номер и код подчиненности. Добавлена информация и о работнике: необходимо будет указывать его ИНН (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования РФ, дату начала работы и страховой стаж. Следует отметить, что в настоящее время листок нетрудоспособности заверяется главным или старшим бухгалтером, а с 1 июля 2011 г. его будут подписывать главный бухгалтер, а также руководитель организации.

 

2. Особенности представления сведений индивидуального учета

Письмо ПФР от 23.05.2011 N 08-25/5577 "О представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета" (вместе с Письмами ПФР от 18.05.2011 N 08-26/5304 "Об алгоритме проверки сумм страховых взносов по индивидуальному лицевому счету застрахованного лица", от 18.05.2011 N 08-26/5320 "О представлении страхователями корректирующих сведений персонифицированного учета", от 19.05.2011 N 08-26/5404 "О порядке заполнения корректирующих форм индивидуальных сведений") 

ПФР обращает внимание на некоторые особенности представления форм сведений индивидуального учета, утвержденные Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п. Для использования в практической работе нижестоящим органам были направлены Письма от 18.05.2011 N 08-26/5304, от 18.05.2011 N 08-26/5320, от 19.05.2011 N 08-26/5404. Рассмотрим их по порядку.

1. Погашение в текущем периоде задолженности по страховым взносам за предыдущие периоды (Письмо от 18.05.2011 N 08-26/5304).

В этом случае уплаченные страховые взносы отражаются в сведениях персонифицированного учета без разделения на платежи текущего отчетного периода и доплату за предыдущие периоды. ПФР подчеркивает, что формировать отдельные пачки документов для текущих платежей и платежей в счет погашения задолженности не нужно. Это также касается работодателей, применяющих пониженные тарифы страховых взносов.

2. Доначисление страхователю взносов по результатам выездной проверки (Письмо от 18.05.2011 N 08-26/5320).

В этом случае работодатель обязан подать корректирующие формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 в отношении тех работников, на выплаты в пользу которых были доначислены взносы. Данные документы представляются вместе с исходными сведениями персонифицированного учета за тот период, в котором проверяющими вынесено решение по результатам рассмотрения материалов проверки. При этом в форме АДВ-6-2 потребуется заполнить раздел "Сведения о корректирующих (отменяющих) сведениях". В нем, в частности, следует указать сумму доначислений (это сумма, которая вносится в строку 120 расчета РСВ-1).

3. Корректировка сведений персонифицированного учета (Письмо от 19.05.2011 N 08-26/5404).

Для уточнения сведений индивидуального учета необходимо подать корректирующие формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2. Они представляются вместе с исходными сведениями за тот отчетный период, в котором произведена корректировка. ПФР отмечает, что сумма доначислений страховых взносов учитывается в сведениях персонифицированного учета только после завершения камеральной проверки расчета РСВ-1. В ходе такой проверки подтверждается правильность формирования базы для начисления страховых взносов, а также суммы начисленных взносов.

 

3. ФНС России разъяснила порядок применения льготы по НДС субъектами малого и среднего предпринимательства, которые в установленном порядке выкупают арендованное государственное (муниципальное) имущество

Письмо ФНС России от 12.05.2011 N КЕ-4-3/7618@ "О порядке применения подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации" 

С 1 апреля 2011 г. пополнен перечень операций, не признаваемых объектом НДС. К их числу теперь относится реализация субъектам малого и среднего предпринимательства арендованного ими государственного и муниципального имущества, которое не закреплено за соответствующими предприятиями и учреждениями и составляет казну РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Согласно подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ выкуп данного имущества должен происходить в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).

ФНС России обратила внимание на то, что этот Закон регулирует отношения, возникающие при отчуждении из государственной собственности субъектов РФ или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 1 Закона N 159-ФЗ). Выкуп указанного имущества в порядке Закона N 159-ФЗ является условием применения подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ. Следовательно, данная норма распространяется только на передачу госимущества, не закрепленного за госпредприятиями и госучреждениями и составляющего государственную казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Также указанный пункт применяется при реализации муниципального имущества, которое не закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляет казну соответствующего муниципального образования.

Таким образом, как указала ФНС России, подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не распространяется на операции по реализации (передаче) госимущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего госказну РФ. Поэтому организации и предприниматели, приобретающие такое имущество, должны расчетным путем определить сумму НДС, удержать ее из выплачиваемых доходов и перечислить в бюджет (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Кроме того, Федеральная налоговая служба разъяснила: несмотря на то, что реализация (передача) недвижимого имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 159-ФЗ, объектом НДС не признается, указанные субъекты являются налоговыми агентами. Это следует из абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, предусматривающего лишь одно исключение: при реализации имущества, о котором идет речь, налоговыми агентами не признаются только физлица, не являющиеся предпринимателями.

Поскольку операции, перечисленные в подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ, налогообложению не подлежат, субъекты малого и среднего предпринимательства не должны составлять счета-фактуры, исчислять и перечислять НДС в бюджет.

При этом указанные субъекты заполняют разд. 7 декларации по НДС (форма утверждена Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н). Согласно абз. 3 п. 44.2 Порядка заполнения декларации по НДС в графе 2 по строке 010 отражается сумма выплачиваемых доходов, а в графе 1 по строке 010 указывается код операции. Напомним, что ранее ФНС России разъясняла, что до внесения изменений в перечень кодов операций (приложение к Порядку заполнения декларации по НДС) в подобном случае можно указывать код 1010815 или 1010800 (Письмо от 28.03.2011 N КЕ-4-3/4782@).

И последнее, на что обращает внимание Федеральная налоговая служба, - подпункт 12 п. 2 ст. 146 НК РФ применяется с 1 апреля 2011 г. Это означает, что если право собственности на имущество, выкупаемое в порядке Закона N 159-ФЗ, перешло к субъектам малого и среднего предпринимательства до указанной даты, то к такой операции применяется ранее действовавшее законодательство. Другими словами, указанные субъекты должны исчислить и уплатить НДС в бюджет независимо от даты оплаты имущества. Аналогичные разъяснения давал и Минфин России (Письма от 02.06.2011 N 03-07-11/155, от 12.05.2011 N 03-07-07/25).

 

4. Исчисление налога на прибыль при применении различных ставок в одном налоговом периоде

Письмо Минфина России от 08.06.2011 N 03-02-07/1-184 

Налог на прибыль зачисляется в федеральный и региональный бюджеты (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Субъекты РФ вправе понизить до 13,5 процента ставку налога, перечисляемого в региональный бюджет (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ).

На практике возможна ситуация, когда право на применение пониженной региональной ставки налога на прибыль утрачивается в середине календарного года. В этом случае налогоплательщик сталкивается с вопросом: как правильно исчислить сумму налога на прибыль?

В рассматриваемом Письме Минфин России обращает внимание, что Налоговый кодекс РФ не содержит специального порядка расчета обязательного платежа с применением разных ставок в одном налоговом периоде. Однако в декларации по налогу на прибыль (утв. Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@) предусмотрена возможность исчислить с части налоговой базы сумму налога с применением пониженной ставки.

Так, в строке 130 листа 02 декларации указывается база для расчета налога, зачисляемого в региональный бюджет по пониженной ставке. В строку 170 вносится величина этой пониженной ставки, а в строку 200 - общая сумма рассчитанного по разным ставкам налога, зачисляемого в региональный бюджет.

С вопросом, как определить сумму налога при применении различных ставок в течение одного налогового периода, организации сталкиваются и при исчислении налога на имущество. Финансовое ведомство отмечает, что декларация по этому налогу (утв. Приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н) также предусматривает возможность исчислить базу при применении льготы как за полный, так и за неполный налоговый период. 

 

 

Комментарии  

1. При списании товаров, возвращенных продавцу, восстанавливать ранее принятый к вычету НДС не нужно  

Название документа:

Решение ВАС РФ от 19.05.2011 N 3943/11 

Комментарий:

ВАС РФ рассмотрел требование об отмене п. 1 и 4 Письма Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/29 (далее - Письмо Минфина). По мнению заявителя, данные положения противоречат Налоговому кодексу РФ и устанавливают дополнительное обременение для налогоплательщиков. Одно из оспариваемых положений ВАС РФ признал недействующим, а другое оставил в силе.

Рассмотрим подробнее решение, принятое ВАС РФ. 

1.1. Восстанавливать НДС при списании возвращенных ему товаров продавец не должен  

В п. 4 Письма Минфина говорится, что если продавец не использует возвращенные ему товары для операций, облагаемых НДС, то суммы налога, принятые к вычету при приобретении этих товаров, он должен восстановить и уплатить в бюджет. Сделать это он обязан в том налоговом периоде, в котором возвращенные товары были приняты к учету. В книге продаж при этом регистрируется счет-фактура на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).

Возвращенный продавцу товар не может использоваться в операциях, облагаемых НДС, в частности, если истек его срок годности (например, это касается продовольственных или косметических товаров). Однако условия договора поставки могут предусматривать возврат покупателем просроченного товара. Получив обратно такой товар, продавец может его только списать.

ВАС РФ указал, что все случаи, при которых необходимо восстанавливать НДС, перечислены в п. 3 ст. 170 НК РФ. Поскольку списание товаров в данном перечне не значится, обязанность по уплате налога в бюджет у продавца в рассматриваемом случае отсутствует. Пункт 4 Письма Минфина не может возлагать на налогоплательщиков обязанность, не предусмотренную Налоговым кодексом РФ, поэтому данный пункт признан недействующим.

Отметим, что федеральные арбитражные суды ранее решали этот вопрос в пользу налогоплательщиков (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 27.12.2010 N Ф03-8694/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4806/2007(36309-А03-42), ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1). 

1.2. Когда покупатель возвращает продавцу товар, происходит его повторная реализация  

В соответствии с п. 1 Письма Минфина покупатель, возвращающий оприходованный товар, обязан выставить продавцу счет-фактуру. Второй экземпляр счета-фактуры покупатель регистрирует в книге продаж. Продавец может зарегистрировать полученный счет-фактуру в книге покупок при возникновении права на вычет НДС.

Напомним, что данное положение уже было предметом рассмотрения ВАС РФ (Решение от 30.09.2008 N 11461/08, подробнее см. выпуск от 03.12.2008). Сейчас суд вновь не согласился с тем, что данная норма не подлежит применению. Переубедить суд не смогли даже доводы заявителя о том, что возвращаемую продукцию с истекшим сроком годности продавец реализовать уже не сможет.

ВАС РФ указал, что в п. 1 Письма Минфина воспроизведены п. 3 ст. 168, п. 5 ст. 171, п. 1 и 4 ст. 172 НК РФ, а также п. 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914). Пояснения к порядку применения данных норм при выставлении счетов-фактур, по мнению ВАС РФ, не возлагают на налогоплательщиков дополнительного обременения.

Вместе с тем ранее некоторые арбитражные суды признавали, что возврат товара покупателем неправомерно рассматривать как обратную реализацию, поэтому при возврате покупатель оформлять счет-фактуру не должен. Подробно данный вопрос был освещен в выпуске обзора от 11.04.2007. Отметим, что теперь при рассмотрении аналогичных спорных ситуаций арбитражные суды будут руководствоваться позицией ВАС РФ. 

Применение документа (выводы):

1) При списании возвращенного покупателем товара в связи с истечением срока его годности продавец не должен восстанавливать в бюджет НДС, ранее принятый к вычету. Пункт 4 Письма Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/29 признан недействующим.

2) При возврате товара с истекшим сроком годности покупатель должен выставить счет-фактуру, а продавец сможет по этому счету-фактуре заявить вычет только при возникновении права на него. Товар в данном случае реализуется повторно. Пункт 1 Письма Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/29 оставлен в силе.

 

2. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей можно выдать лицу, не работающему в организации  

Название документа:

Решение Верховного Суда РФ от 06.06.11 N ГКПИ11-617 

Комментарий:

Организации (предприятия, учреждения) не могут оформлять доверенность на лиц, которые у них не работают. Таково положение Инструкции Минфина СССР от 14.01.1967 N 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности" (далее - Инструкция).

Верховный Суд РФ признал недействующим это положение Инструкции. Он указал, что ограничение, которое содержится в абз. 2 п. 1 Инструкции, не предусмотрено Гражданским кодексом РФ. Согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.

Требования к доверенности, выдаваемой от имени юрлица, установлены в п. 5 указанной статьи. Такой документ должен быть подписан руководителем (лицом, уполномоченным учредительными документами организации) и заверен печатью организации. Доверенность от имени юрлица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана и главным (старшим) бухгалтером организации.

Также Верховный Суд РФ отметил, что запрет на выдачу доверенностей лицам, не работающим в организации, не содержится и в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете).

Отметим, что ранее Президиум ВАС РФ указывал: с момента введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ, то есть с 1 января 1995 г., доверенности от имени юридического лица должны оформляться в порядке, установленном п. 5 ст. 185 ГК РФ (Постановление от 13.08.1996 N 1792/96).

Арбитражные суды также признавали, что для представления своих интересов юрлицо или предприниматель вправе выдать доверенность гражданину независимо от того, состоит он в трудовых отношениях с доверителем или нет (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 02.03.2007 N А12-14441/06-С51, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 N 18АП-12615/2010).

Таким образом, Верховный Суд РФ подтвердил, что действующее законодательство не ограничивает право юрлица на выдачу доверенности на получение (отпуск) товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) только работникам, состоящим в штате.

В то же время рассматриваемая проблема полностью не разрешена.

Дело в том, что помимо Инструкции, утвердившей бланки доверенностей на получение ТМЦ (формы N М-2 и N М-2а) и порядок их выдачи, существует Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а (далее - Постановление), которое было принято в целях реализации Закона о бухучете.

В Постановлении также содержатся формы N М-2 и N М-2а и указания по их применению. Причем эти формы имеют аналогичные поля, что и формы, утвержденные Инструкцией.

Кроме того, указания Постановления по заполнению доверенности содержат такое же ограничение, как и абз. 2 п. 1 Инструкции: нельзя выдавать доверенность лицам, не работающим в организации. Однако абз. 2 п. 1 Инструкции Верховный Суд РФ признал недействующим. Вероятно, этот вывод Верховного Суда РФ применим и к аналогичным положениям Постановления

Применение документа (выводы):

При оформлении доверенности на получение ТМЦ организация может выдать ее:

- только своему работнику, руководствуясь указаниями по заполнению такого документа, содержащимися в Постановлении;

- лицу, не работающему в организации. В данном случае компания будет действовать в соответствии с гражданским законодательством и Законом о бухучете, в которых право выдачи доверенности на получение ТМЦ не ограничено определенным кругом лиц. 

3. Налоговые последствия списания морально устаревших непродовольственных товаров - разъяснения Минфина России  

Название документа:

Письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332 

Комментарий:

Некоторые категории товаров быстро морально устаревают. Например, это касается компьютерной техники, мобильных телефонов и прочей высокотехнологичной продукции. Поскольку устаревшие модели не удается распродать, налогоплательщики списывают их с учета. В связи с этим организации сталкиваются со следующими вопросами: можно ли учесть затраты на приобретение таких товаров? необходимо ли восстанавливать НДС по списанному непроданному имуществу?

Минфин России ответил на них в комментируемом письме

3.1. Налог на прибыль  

По мнению финансового ведомства, затраты на приобретение указанных непродовольственных товаров не учитываются. При этом не имеет значения тот факт, что данное имущество морально устарело и не пользуется потребительским спросом. Дело в том, что такие затраты не отвечают одному из условий, необходимых для признания расходов: они не направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Однако к этой проблеме есть и другой подход. Данные затраты можно учесть на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, как другие расходы, связанные с производством и реализацией. Эту точку зрения подтверждает Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.09.2008 N А56-3652/2007. Рассматривая данное дело, суд признал правомерным включение в расходы стоимости товарно-материальных ценностей, которые не были использованы в производстве и были списаны (в том числе в связи с моральным износом). При этом суд подчеркнул, что изначально данные товары приобретались для осуществления производственной деятельности, а значит, соответствующие расходы были направлены на получение дохода. Отметим, что налогоплательщик, желающий учесть такие затраты, должен документально подтвердить невозможность реализации морально устаревших товаров. 

3.2. НДС  

Кроме того, Минфин России разъяснил, что НДС, принятый к вычету при покупке данных товаров, необходимо восстановить. Это связано с тем, что списание морально устаревшего имущества не признается операцией, облагаемой НДС. А значит, не выполняется необходимое для применения вычетов условие, согласно которому приобретенные товары должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Здесь также возможен альтернативный подход. Налогоплательщику не нужно восстанавливать налог по товарам, списанным в связи с моральным износом. Данная точка зрения обосновывается следующим. Закрытый перечень случаев, когда необходимо восстанавливать налог, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ. И там ничего не говорится о списании товара по причине морального износа. Этот вывод подтверждается Постановлениями ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1, Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2009 N 09АП-19813/2009-АК.

Кроме того, одним из условий для применения вычета является не использование товара в облагаемых НДС операциях (как указывает Минфин России), а приобретение товара с целью использования в таких операциях либо для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ). Организация приобретала товары, чтобы в дальнейшем их реализовать, следовательно, данное условие было выполнено. По этому вопросу см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 N А45-26108/2009, ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 N А12-7415/2009, а также другие материалы в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС. 

Применение документа (выводы):

При списании морально устаревших непродовольственных товаров у организации есть два варианта действий:

- не учитывать в расходах затраты на приобретение данного имущества и восстановить НДС, принятый к вычету при его покупке. В этом случае споров с контролирующими органами не будет;

- учесть в расходах указанные затраты и не восстанавливать НДС. У организации, которая выберет данный вариант, неизбежно возникнет спор с проверяющими. 

 

 

Судебное решение недели

 

При отсутствии первичных учетных документов размер убытка прошлых лет можно подтвердить результатами проведенной ранее выездной налоговой проверки

(Постановление ФАС Уральского округа от 01.06.2011 N Ф09-2789/11-С3) 

В течение 2003 - 2005 гг. налогоплательщик нес убытки, которые отражал в бухгалтерской и в налоговой отчетности. Часть полученного убытка налогоплательщик учел при формировании налоговой базы по налогу на прибыль за указанный период. Выездная налоговая проверка подтвердила правильность расчета налога за 2004 и 2005 гг. Оставшуюся часть суммы убытка налогоплательщик в порядке, определенном ст. 283 НК РФ, перенес на 2006 и 2007 гг. В ходе выездной налоговой проверки за 2006 - 2007 гг. инспекция не нашла доказательств, которые подтвердили бы размер убытков прошлых лет, отраженный налогоплательщиком в декларациях, и начислила сумму недоимки, а также пени. Налогоплательщик обратился в суд.

Суды всех трех инстанций поддержали налогоплательщика, исходя из следующего. Согласно ст. ст. 252 и 283 НК РФ основанием для переноса убытка является наличие документов, подтверждающих его возникновение в тех налоговых периодах и в тех объемах, в которых они были понесены. Суды пришли к выводу, что наличие убытка и его размер надлежащим образом подтверждаются итоговыми документами выездной налоговой проверки общества за 2004 и 2005 гг., по результатам которой отражен данный убыток и подтверждено отсутствие нарушений при исчислении налога на прибыль организаций. При таких обстоятельствах иных документов (в т.ч. первичной учетной документации), подтверждающих размер и период возникновения убытка, не требуется.

Аналогичные выводы содержит, например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.02.2008 N А11-2175/2007-К2-20/131. Однако в судебной практике встречаются примеры и противоположных решений (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.08.2010 N А44-5770/2009).

Официальная позиция заключается в том, что списать убыток прошлых лет можно только при наличии первичных документов (см., например, Письмо Минфина России от 23.04.2009 N 03-03-06/1/276).