Фомичева Людмила Петровна, налоговый консультант

Опубликовано в журнале "БУХ.1С" № 5/2011

Минфин России приказом от 24.12.2010 № 186н* внес изменения в ряд нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Анализирует новшества Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России, налоговый консультант.

Нововведения 2011 года

Примечание:
* О поддержке в "1С:Бухгалтерии 8" изменений законодательства в соответствии с этим приказом читайте в следующем номере. Обновление уже выпущено.

Приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н (далее - Приказ № 186н) внесены изменения в ряд нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету:

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение № 34н);
  • ПБУ 6/01 "Учет основных средств";
  • ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов";
  • ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций";
  • ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".

Кроме того, изменениями затронуты Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента и т. п., утвержденные приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н. Многие изменения в них связаны с приведением в соответствие методичек действующей редакции ПБУ.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 22 февраля 2011 года № 19910 и вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.

Стоимость имущества, относимого в состав ОС, увеличена до 40 тысяч рублей

Приказом № 186н увеличен лимит стоимости имущества, включаемого в состав основных средств, с 20 000 до 40 000 рублей (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). Это избавит бухгалтеров от необходимости применения ПБУ 18/02, поскольку стоимостной критерий для отнесения имущества к основным средствам в бухгалтерском и в налоговом учете теперь совпадает (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ). Кроме того, данные нововведения помогут компаниям снизить налог на имущество.

Как только приказ опубликуют, он вступит в силу. Нововведения потребуют внесения изменений в учетную политику организаций для целей бухгалтерского учета. Напомним, что в соответствии с пунктом 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики можно произвести в связи с изменением нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. В случае, когда изменения в учетной политике связаны с изменением законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету, последствия подобных изменений отражаются в бухгалтерском учете в порядке, который указан в соответствующем нормативном акте (п. 14 ПБУ 1/2008). Поскольку в приказе № 186н не предусмотрено переходных положений, следует распространить новые изменения на операции, произведенные с 01.01.2011 (п. 3 Приказа № 186н).

Эти изменения не требуют никаких доработок или настроек в программе "1С:Бухгалтерия", т. к. лимит для учета активов в составе материальных запасов в программе нигде явно не устанавливается. Бухгалтер сам решает, как принимать к учету тот или иной актив в зависимости от положений его учетной политики.

Однако в связи с тем, что регистрация Приказа № 186н явно запоздала, в I квартале 2011 года уже выполнены операции по оприходованию активов с учетом старого норматива, встает вопрос о том, с какой датой следует отразить данные корректировки и как это повлияет на налог на имущество за I квартал 2011 года?

Поскольку на дату представления декларации по налогу на имущество за I квартал 2011 года правила учета основных средств уже изменились, учетная политика уже изменена с 01.01.2011, соответствующие корректировки (перевод отдельных объектов, поступивших в 2011 г., из ОС в материалы, пересчет сумм начисленной амортизации и величины расходов) в бухгалтерский учет уже должны быть внесены, то сумма налога за I квартал 2011 года должна быть рассчитана исходя из новых правил.

По мнению автора, ждать каких-то разъяснений от Минфина и переплачивать налог на имущество смысла нет. Остаточная стоимость основных средств на 01.02 и на 01.03 для целей исчисления налога на имущество должна быть скорректирована исходя из новых правил.

Иной подход означал бы невозможность правильного исчисления налога на имущество в случае любых ошибок в отношении остаточной стоимости основных средств.

Обычно составляют справки с указанием тех величин, которых де-факто в учете нет, но которые должны бы быть, как если бы ошибки не было, и уже исходя из них считают налог правильно.

К нашему рассматриваемому случаю эта логика вполне применима. И после внесения изменений в учетную политику мы рекомендуем расчет налога произвести исходя из положений, что стоимость основных средств от 20 000 руб. до 40 000 руб., приобретенных с 1 января 2011 г., была списана на материальные расходы своевременно. Конечно, при условии, что в учетной политике для целей бухгалтерского учета налогоплательщик установил лимит отнесения к основным средствам активов стоимостью свыше 40 000 руб.

В программе "1С:Бухгалтерия" эти корректировки сделать просто, достаточно показать "непроведенными" операции принятия к учету основных средств, изменить лимит стоимости на новый с датой 01.01.2011, повторно провести ранее введенные операции.

Переоценка внеоборотных активов

Внесены изменения в ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", ПБУ 6/01 "Учет основных средств", а также в Методические указания по учету основных средств в части переоценки основных средств и нематериальных активов.

Во-первых, теперь такая переоценка будет проводиться, и результаты ее будут отражаться в отчетности не на начало года, как ранее, а на конец отчетного года.

Вопрос с переоценкой конца 2010 года остается открытым. Если компании ее проводили по старым правилам и отразили в отчетности на 01.01.2011, то они действовали правильно. Формально получается, что они вправе провести повторную переоценку данных объектов в конце 2011 года. Представляется, что пользователям отчетности лучше представить информацию о данном факте в пояснениях к годовой отчетности.

Во-вторых, с 2011 года надо будет переценивать все внеоборотные активы, а не только основные средства и нематериальные активы (новая редакция Положения № 34н).

Третье важное изменение касается порядка учета результатов переоценки. Сумма дооценки объекта (основных средств или нематериальных активов), равная сумме проведенной его уценки, а также сумма уценки в результате переоценки объекта относится теперь на финансовый результат в качестве прочих расходов (на счет 91 "Прочие доходы и расходы"), без изменения счета учета нераспределенной прибыли/непокрытого убытка (счет 84 "Нераспределенная прибыль"). Иными словами, компании переоценкой могут скорректировать финансовый результат на отчетную дату. Правда, придется заплатить с такой переоценки и налог на имущество в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Пример проведения пересчета стоимости объекта при первой переоценке и последующих дооценках и уценках приведен в пункте 48 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н). В данный пример приказом № 186н были внесены изменения, учитывающие новый порядок отнесения сумм на прочие доходы и расходы.

Отметим также попутно иные изменения, внесенные в данные Методические указания.

Из пункта 43 исключили положение о том, что земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) переоценке не подлежат. Это положение Методических указаний расширяло ограничения установленные в ПБУ 6/01. В ПБУ указано, что данные объекты не амортизируются (п. 17), но о том, что они не подлежат переоценке, речи нет.

Исключен из пункта 53 последний абзац, в котором говорилось, что объекты основных средств со стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т. п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в организации должен быть организован контроль за их движением. Это вызвано тем, что в пункте 5 ПБУ 6/01 прописаны правила учета "малоценных" активов, отвечающих критериям основных средств, стоимость которых ниже лимита, установленного организацией в учетной политике.

В пункте 79 Методических указаний изменили положение о том, как учитывать детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы. Ранее было указано, что они приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прибылей и убытков в качестве операционных доходов. Теперь указали, что приход следует отражать на дату списания объектов основных средств, а слова о корреспонденции счетов убрали. Привели в соответствие этим изменениям и пункт 54 Положения 34н.

Признан утратившим силу пункт 84 Методических указаний, где описывалось, какая корреспонденция должна быть использована при списании выбывшего объекта основных средств. Ранее операции "сворачивались" на отдельном субсчете к счету 01 "Основные средства" и затем разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и начисленной амортизацией относилась на операционные расходы. Эта норма вступила в противоречие с пунктом 31 ПБУ 6/01, в котором указано, что доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.

Что касается "сворачивания" первоначальной стоимости и суммы амортизации, то в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (комментарии к счетам 01 "Основные средства" и 02 "Амортизация основных средств") сказано следующее: "Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы"".

При выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 "Амортизация основных средств" в кредит счета 01 "Основные средства" (субсчет "Выбытие основных средств"). Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основным средствам. Иными словами, порядок учета выбытия основного средства регулируется в Инструкции к Плану счетов, и дублирование этого текста в Методических указаниях было излишним.

Последнее изменение - из пункта 24 Методических указаний исключили текст о том, что в состав фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление ОС включаются регистрационные сборы, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств. Таких сборов уже давно нет, и речь может идти только о взимании государственных пошлин за соответствующие регистрационные действия.

Осторожнее с учетом недвижимости

Подвергся корректировке текст пункта 52 Методических указаний по бухучету основных средств, который критиковался специалистами. Теперь он звучит так "По объектам недвижимости, по которым закончены капвложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухучету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухучету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств".

Напомним, что ранее действовавшая редакция данного пункта допускала два варианта учета фактически эксплуатируемых объектов недвижимости в зависимости от передачи документов на государственную регистрацию. Их можно было учитывать в незавершенных капитальных вложениях либо в составе ОС. Такая "вольность" вела к недоплате налога на имущество. Это положение оставалось со старых времен, когда данным налогом облагались объекты, учитываемые как в составе основных средств, так и в незавершенных капитальных вложениях.

В ПБУ 6/01 уже давно были внесены изменения по критериям признания ОС, но они не коснулись Методических указаний. И Минфин России неоднократно разъяснял, что объекты капитального строительства включаются в состав основных средств при соблюдении условий, установленных в данном ПБУ (письма Минфина России от 03.03.2009 № 03-05-05-01/15, от 09.08.2006 № 03-06-01-04/154, от 03.08.2006 № 03-06-01-04/151).

Изменили правила учета незавершенных капитальных вложений и в пункте 41 Положения № 34н. Согласно прежней редакции данного пункта к таким относились объекты, не оформленные документами, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях. В новой редакции данного пункта это требование исключили, как и текст о том, что объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию отражаются как незавершенные капитальные вложения. Теперь все три документа - Положение № 34н, ПБУ 6/01 и Методические указания - не содержат противоречий.

Курсовые разницы по активам и обязательствам за границей

Согласно новой редакции пункта 19 ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" разница, возникающая в результате пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств организации, используемых для ведения деятельности за пределами РФ, теперь подлежит зачислению не на финансовые результаты организации, а в добавочный капитал. Этот пункт также дополнен нормой, согласно которой при прекращении (полном или частичном) организацией деятельности за пределами России часть добавочного капитала, соответствующая сумме курсовых разниц, относящихся к прекращаемой деятельности, присоединяется к финансовому результату организации (в качестве прочих доходов или прочих расходов).

Уточнение формулировок отложенных налоговых активов и обязательств

Изменения внесены в пункты 14, 15, 19, 24, 25 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02.

Изменения в пунктах 14 и 15 ПБУ устраняют техническую ошибку в изложении расчета отложенных налоговых активов и обязательств. Дана формула не их расчета, а изменения их величины. Например, изменение величины отложенных налоговых активов в отчетном периоде равняется величине, определяемой как вычитаемые временные разницы, возникшие (погашенные) в отчетном периоде, умноженные на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

В случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, величина отложенных налоговых активов подлежит пересчету на дату, предшествующую дате начала применения измененных ставок. При этом разницы по пересчету относятся не на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а на счет прибылей и убытков с отражением по отдельной статье отчета о прибылях и убытках (после статьи текущего налога на прибыль).

Согласно новому тексту пункта 24 ПБУ 18/02 в отчете о прибылях и убытках отражаются не отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, а их изменения. При наличии таких изменений, следует детально расписать их причины в пояснительной записке (п. 25 в новой редакции).

В пункте 19 ПБУ 18/02 также уточняются условия, при которых возможно отражение в бухгалтерском балансе сальдированной (свернутой) суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства. Теперь указано, что это невозможно, если законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено раздельное формирование налоговой базы.

Доходы и расходы будущих периодов учитываем только по ПБУ

Наиболее важные изменения коснулись расходов и доходов будущих периодов.

Утратил силу пункт 81 Положения, касающийся учета доходов будущих периодов.

Изменен пункт 65 Положения № 34н о равномерном списании расходов будущих периодов. Теперь затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, предусмотренном для списания стоимости активов данного вида. Иными словами, Положение № 34н приводится в соответствие с действующими ПБУ. Если какие-либо ПБУ не обязывают считать затраты расходами будущих периодов, компания вправе признавать их сразу при начислении на счете соответствующих затрат или в стоимости активов. В последнем случае они подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида. Случаи упоминания расходов и доходов будущих периодов мы находим, к примеру, в пункте 16 ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", пункте 39 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", пунктах 9, 14 и 20 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" и др.

Возможно, что Минфин России до составления годовой бухгалтерской отчетности даст пояснения о том, следует ли признанные по "старым" правилам доходы и расходы будущих периодов оставить до полного их списания, или нужно будет произвести их признание в составе расходов, если они не отвечают определениям, данным в соответствующем ПБУ.

Представляется, что факт нововведений и решение организации по данному вопросу следует описать в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.

Сомнительная дебиторская задолженность

В Положении № 34н дополнено определение сомнительной задолженности, приведенное в пункте 70. Теперь к ней также относится задолженность, которая с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, что предполагает определение такой вероятности организацией самостоятельно.

В пункте 70 Положения № 34н в прежней редакции было предусмотрено, что организация может создавать резерв по сомнительным долгам. Это позволяло многим организациям делать вывод, что в учетной политике можно указать, что указанный резерв организация не создает. Однако Минин России указывал на неправильность такой трактовки. Решение о создании резервов должно приниматься исходя из совокупности норм, установленных ПБУ "Учетная политика организации" (в части требования осмотрительности) и пунктом 70 Положения № 34н. Если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение следующих 12 месяцев полной оплаты конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями, то она может не создавать резерв по данному долгу, т. е. не рассматривать его как сомнительный. В противном случае резерв создать необходимо (см. письма Минфина России от 19.12.2006 № 07-05-06/302, от 29.01.2008 № 07-05-06/18). Иными словами, создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не является элементом учетной политики. Не создавая резерв, организация вводит в заблуждение своих внешних пользователей, отражая в составе ликвидных активов суммы сомнительной дебиторской задолженности. Но, если, к примеру, на конец отчетного периода выявлена просроченная дебиторская задолженность покупателя, с которым деловые отношения поддерживаются долгое время, и свои долги он погашает регулярно, хоть и с опозданием, создавать резерв по такой задолженности не обязательно.

Согласно новой редакции пункта 70 Положения № 34н резервироваться будет любая сомнительная "дебиторка", которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. При этом исключается требование о том, что сомнительным признается долг только по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. Кроме того, из пункта 70 исключили фразу об обязательном проведении инвентаризации при создании резерва сомнительных долгов. Ведь данный резерв является оценочным к дебиторской задолженности, а не самостоятельным объектом учета. Следовательно, вопрос инвентаризации данного резерва - это вопрос инвентаризации дебиторской задолженности. А она должна проводиться согласно статье 12 Закона № 129-ФЗ. В ходе инвентаризации, помимо прочего, проверяется правильность оценки активов. Поскольку резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки, он должен инвентаризироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности.

Резервы предстоящих расходов

Из Положения № 34н исключен пункт 72. Он был посвящен возможности формирования резервов предстоящих расходов: на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат. Такие резервы отражались по кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" (обособленно по каждому виду резервов) и начислялись за счет прочих расходов либо расходов по обычным видам деятельности.

Также признан утратившим силу пункт 69 Методических указаний по учету основных средств. В нем были указаны правила образования резерва на ремонт ОС.

В связи с отменой данного положения компании будут руководствоваться действующими ПБУ, в частности, вступившим в силу с отчетности за 2011 год ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы". Напомним, что резервы под будущие ремонты и обслуживание основных средств в соответствии с ПБУ 8/2010 не создаются. Это прямо указано в Приложении № 1 к данному ПБУ.

В связи с внесенными изменениями организациям, которые создавали такой резерв, следует привести в соответствие положения учетной политики действующему законодательству и внести изменения в бухгалтерский учет.

Уточнения, связанные с бухгалтерской отчетностью

Часть изменений в данном документе касается бухгалтерской отчетности. В пункте 32 Положения № 34н теперь указано, что при составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется этим Положением, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

В пункте 86 Положения № 34н исключен текст о том, что годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании отчетного года, и что она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

На один месяц увеличен срок публикации бухгалтерской отчетности (п. 90 Положения № 34н). Таким образом отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. При этом печатается полностью аудиторское заключение, а не только его итоговая часть.

В пункте 79 Положения № 34н установили, что бухгалтерская прибыль (убыток) за отчетный период представляет собой результат, выявленный в результате всех хозяйственных операций и оценки статей баланса по правилам ПБУ, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Ранее было указано, что этот момент регулировался только Положением № 34н.

Приказом № 186н признан утратившим силу приказ Минфина России от 15.01.1997 № 3 "О сводной годовой бухгалтерской отчетности организаций, составляемой федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации". Этот документ был издан во исполнение Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170. А последний приказ и Положение утратили силу с 1 января 1999 года в связи с изданием приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н, утвердившего Положение № 34н.

Одновременно Приказом № 186н признаны утратившими силу пункты 92, 93 и 94 Положения № 34н. В них как раз и говорилось о такой сводной отчетности.

Отметим, что в данный момент составление консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности регулируется Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112.

Кроме того, Приказом № 186н признаны утратившими силу положения части абзацев пункта 3 в приложении к приказу Минфина России от 24.03.2000 № 31н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету". Они в свое время вносили изменения в Положение № 34н.

Бухгалтерские нововведения 2011 года: иное

Внесены изменения в пункт 3 Положения № 34н. Указано, что Минфин России разрабатывает и утверждает нормативные и методические указания по учету только на основании Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Ранее, помимо закона, была дана ссылка и на Положение № 34н.

Изменен текст пункта 45 Положения № 34н, в котором говорится о том, как отражать на конец года вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже. Теперь при составлении баланса они отражаются на конец отчетного года в любом случае по рыночной стоимости. Ранее так можно было поступать, только если рыночная стоимость была ниже той, по которой акции принимали к учету. На эту разность формировался резерв под обесценение ценных бумаг. Данная норма исключена. Новая редакция пункта 45 теперь соответствует пункту 20 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".

В пункте 60 Положения № 34н удалено требование о том, что торговая наценка у розничных торговых предприятий, которые учитывают товар по продажным ценам (счет 42), должна отражаться в бухгалтерской отчетности отдельной статьей. Это корректирующая величина к стоимости товаров, и отельной строкой в балансе она давно не отражается.

В пункте 61 Положения № 34н внесено уточнение о том, что оказанные услуги отражаются в балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, если по ним не признается выручка.

В пункте 79 Положения № 34н установили, что бухгалтерская прибыль (убыток) за отчетный период представляет собой результат, выявленный в результате всех хозяйственных операций и оценки статей баланса по правилам ПБУ, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Ранее было указано, что этот момент регулировался только Положением № 34н.