Бондаренко Роман, Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»

Наверное, многие помнят ту шумиху с транспортным налогом, которая прошла в конце прошлого года. Напомню, что федеральный законодатель повысил акцизы на бензин, понимая, что это неминуемо приведет к росту цен на бензин и, соответственно, недовольству народа, было принято решение компенсировать этот рост снижением ставок транспортного налога.

Безусловно, идея заслуживает положительной оценки, в кой-то веки о тяжелой ноше простого налогоплательщика задумались еще на стадии принятия закона. Но, как всегда у нас бывает, все вышло опять наперекосяк.

В соответствии с действующим налоговым законодательством акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В нашем случае это значит, что для того, чтобы новые (уменьшенные) ставки транспортного налога начали действовать с 01.01.2011 года закон необходимо принять и опубликовать до конца ноября месяца 2010 года. Наш федеральный законодатель поступил очень хитро, он принял и опубликовал соответствующий закон в самом конце ноября месяца 2010 года. Поясню в чем хитрость, в соответствии с действующим законодательством транспортный налог является налогом региональным и для того, чтобы он действовал на территории конкретного субъекта России, необходимо принятие соответствующего закона законодательным органом соответствующего субъекта России, но принять и опубликовать закон с условием соблюдения условий, описанных выше. То есть, до конца ноября месяца 2010 года. Но именно этого временного промежутка федеральный законодатель не оставил своим коллегам на местах. Может быть я ошибаюсь и где-то местный законодатель проявил чудеса по скоростному принятию законов, но о таком прецеденте автору не известно.

Сложилась следующая картина. На федеральном уровне на 2011 год установлены пониженные ставки транспортного налога, но на местах, применяться будут ставки 2010 года, которые выше федеральных (но в рамках закона, т. е. не более чем в десять раз), а значит вся забота о положении рядового налогоплательщика пошла в пустую и будем мы с вами покупать дорогой бензин, платить повышенный транспортный налог.

Остается еще один маленький шанс и именно по нему можно будет судить о том, было так задумано специально или произошла нелепая случайность.

Согласно все тому же налоговому законодательству акты законодательства о налогах и сборах снижающие размеры ставок налогов (сборов) могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это. Соответственно если законодатели соответствующего субъекта примут закон, содержащий соответствующую норму, вопрос отпадет сам собой.

А пока как-то некрасиво получилось, господа депутаты.