Журнал Главбух

Предельная сумма, на которую нужно начислять страховые взносы, увеличена до 463 000 рублей

Что изменилось в работе: С 2011 года сумма, в пределах которой надо начислять страховые взносы, увеличена с 415 000 до 463 000 руб.
Вступает в силу: 1 января 2011 года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933.

В 2011 году возрастет сумма выплат, сверх которой работодатель не должен начислять страховые взносы. Сейчас она составляет 415 000 руб., а будет равна 463 000 руб.

Порядок расчета предельной суммы останется прежним. Во-первых, в нее входят только те выплаты, на которые начисляются страховые взносы. Во-вторых, каждый работодатель определяет ее размер отдельно, не учитывая доходы сотрудника от других организаций.

Важная деталь

При расчете лимита по-прежнему учитывайте только ту заработную плату, которая была начислена человеку именно в вашей компании. 

Это правило действует, даже если новый сотрудник принесет справку от предыдущего работодателя с указанием своего дохода, на который были начислены страховые взносы. Такую бумагу обязаны выдавать с будущего года все компании. Ее прямое назначение — расчет социальных пособий. Поэтому, как бы ни был велик соблазн использовать информацию из справки для определения суммы лимита по страховым взносам за год, делать это чиновники запрещают.

Кстати, о пособиях. Их предельная величина также зависит от страхового лимита. Но на выплатах 2011 года новый лимит никак не скажется. И вот почему. Порядок расчета пособий с января изменится — средний заработок надо будет определять по выплатам за два календарных года, предшествовавших страховому случаю. Но только в пределах облагаемого страховыми взносами лимита, действовавшего в эти годы. И в 2009-м, и в 2010 году эта сумма равна 415 000 руб. Это значит, что новый лимит в 463 000 руб. скажется на размере пособий только в 2012 году. Правда, оговоримся: на момент подписания номера в печать данные поправки в правила расчета социальных выплат президент еще не подписал.


Заработал новый порядок сдачи электронной отчетности

Что изменилось в работе: Налоговые инспекции возобновили прием отчетности через Интернет по новым правилам. С каждым отчетом теперь необходимо отправлять сообщение о доверенности.
Вступили в силу: С 25 ноября 2010 года.

Документы: Приказы ФНС России от 17 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/610@ , от 2 ноября 2009 г. № ММ-7-6/534@.

Все налоговые инспекции страны обновили программное обеспечение. Это значит, что отчеты можно опять отправлять через Интернет. Чтобы подготовиться к изменениям и перенастроить программу, налоговики с 12 по 24 ноября не принимали декларации через электронные каналы связи.

Благодаря новой программе наконец начали действовать Методические рекомендации по организации электронного документооборота, которые были утверждены еще 2 ноября 2009 года приказом ФНС России № ММ-7-6/534 @. Поэтому c 25 ноября сдавать электронную отчетность нужно уже по новым правилам.

Сам процесс остался тот же, но с каждой отправкой надо заполнять еще информационное сообщение о доверенности на бухгалтера. Это если в отчетности ставится именно его электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Ведь бухгалтер — это лишь уполномоченный представитель, и, значит, сдавать декларации, в том числе через Интернет, он может только по доверенности. Предварительно этот документ необходимо представить в ИФНС — отсканированную копию можно направить через оператора связи. Если же ЭЦП оформлена на руководителя, к отчетам с такой подписью доверенность, естественно, не понадобится (ст. 27 Налогового кодекса РФ).

Осторожно!

Если на электронной отчетности вы ставите свою ЭЦП, не забудьте переслать в инспекцию доверенность, а потом сообщать о ней при каждой отправке деклараций через Интернет.

Инспекторы советуют уже сейчас порепетировать с отправкой документов. Сначала переслать доверенность на бухгалтера, потом любую «псевдоуточненку» (в ней повторить показатели ранее сданного отчета) и информационное сообщение о доверенности. Если инспектор вдруг допустит ошибку, вводя данные доверенности в базу, вы вместе с ИФНС и оператором связи успе- ете вовремя ее исправить. Тогда при сдаче реальной отчетности за год сбоев уже не будет.


Малым предприятиям упростили бухгалтерский учет

Что изменилось в работе: Бухгалтер малого предприятия сможет применять в работе новые упрощенные правила бухгалтерского учета.
Вступает в силу: Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год.

Документ: Приказ Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н. Зарегистрирован в Минюсте России 1 декабря 2010 г. № 19088.

Чиновники из Минфина России пошли навстречу малому бизнесу и внесли поправки сразу в несколько ПБУ. А именно в ПБУ под номерами 9/99, 10/99, 16/02, 19/02, 1/2008, 2/2008, 15/2008, 22/2010. Утверждены они приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н. Все нововведения упростят бухучет и отчетность небольших компаний.

В частности, ПБУ 9/99 «Доходы организации» теперь прямо разрешает представителям малого бизнеса признавать в бухучете выручку по кассовому методу. Ранее же этот вопрос был спорным.

Еще одно приятное дополнение внесено в ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Оно позволяет небольшим компаниям единовременно списывать любые проценты по займам к прочим. В том числе и те, что были истрачены на покупку инвестиционных активов.

Важная деталь

Все расходы малого предприятия по погашению займов можно относить к прочим, формировать из них стоимость инвестиционного актива не нужно.

Такие нормативные акты, как ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», малые предприятия теперь смогут и вовсе не использовать в учете.

Напомним, кто считается субъектом малого бизнеса. Это компания (или предприниматель), средняя численность работников которой не превышает 100 человек. А выручка без учета НДС составляет не более 400 млн руб. Все показатели берутся за прошлый год. Для организаций есть еще одно условие: суммарная доля государства, иностранных компаний или граждан, различных общественных или благотворительных объединений, других компаний, не являющихся малыми, в уставном капитале не должна превышать 25 процентов.


С 2011 года снижаются базовые ставки транспортного налога

Что изменилось в работе: Снизится налоговая нагрузка на владельцев наиболее распространенных видов транспорта.
Вступает в силу: 1 января 2011 года.

Документ: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 307-ФЗ.

Новая редакция Налогового кодекса РФ порадует владельцев транспортных средств. С 1 января 2011 года базовые ставки транспортного налога по всем легковым и грузовым автомобилям, а также автобусам и мотоциклам будут снижены в два раза (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ). Аналогичная поблажка станет действовать и для собственников тракторов (иного самоходного транспорта), снегоходов и мотосаней.

Но платить налог по сниженной ставке вы сможете только в том случае, если ее не повысят региональные власти. А полномочия у них такие есть. Власти субъектов РФ вправе как уменьшить, так и увеличить базовые тарифы по всем видам транспорта, но не более чем в 10 раз. Исключение — легковые автомобили мощностью до 150 «лошадей» включительно. С начала2011 года ставки по этой категории транспорта регионы смогут снижать вплоть до нуля. Об этом сказано в абзаце втором новой редакции пункта 2 статьи 361 Налогового кодекса РФ.

Будем надеяться, что региональные власти сделают владельцам автомобилей малой мощности новогодний подарок и существенно понизят налоговую ставку для этой категории транспорта.


Конкретизирован перечень экспортных работ и услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке

Что изменилось в работе: Будет действовать закрытый перечень работ и услуг, по которым можно применять «нулевую» ставку НДС.
Вступает в силу: 1 января 2011 года.

Документ: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 309-ФЗ.

Перечень работ и услуг, связанных с экспортом товаров, сейчас в Налоговом кодексе неполный. Поэтому инспекторы сейчас не разрешают применять ставку НДС 0 процентов, если работы или услуги прямо в кодексе не упомянуты.

В 2011 году ситуация должна измениться. В статье 164 Налогового кодекса РФ теперь четко прописано, какая именно деятельность, обслуживающая экспорт, подпадает под нулевую ставку. В частности, это международная перевозка товаров водным, воздушным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Также прямо упомянуты хранение и перевалка ТМЦ в морских и речных портах. Конечно, ставку 0 процентов можно применить, если пункт отправления или назначения таких товаров находится за пределами России.

Чтобы воспользоваться нулевой ставкой, к декларации по НДС придется прикладывать те же бумаги, что и раньше. Речь идет о копиях контракта, выписки банка, транспортных и товаросопроводительных документов. Данные правила закреплены в новой редакции статьи 165 Налогового кодекса РФ.


Сотрудники будут самостоятельно получать медицинские полисы уже в 2011 году

Что изменилось в работе: Компании не будут выдавать полисы ОМС сотрудникам. Оформить полис работник сможет самостоятельно в страховой медицинской организации.
Вступает в силу: 1 января 2011 года, за исключением некоторых положений.

Документ: Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Хотя закон вступает в силу с 1 января, но до 1 мая 2011 года порядок выдачи полисов останется прежним (ст. 51 Федерального закона от 29 ноября № 326-ФЗ). А дальше — оформление медицинских полисов уже перестанет быть заботой работодателя. Каждый человек сможет застраховаться самостоятельно.

Для этого ему в первую очередь нужно будет определиться со страховой компанией. Затем сообщить о своем выборе в страховую медицинскую организацию, подав соответствующее заявление. А если в регионе такой организации нет, то заявление можно отнести в территориальный медицинский фонд (ст. 46 Закона № 326-ФЗ). Полис ОМС работники страховой организации или сотрудники фонда должны выдать сразу же в день обращения человека.

Бумажный вариант полиса будет действовать до введения универсальных электронных карт в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ. Эта карта в числе прочего заменит и полис ОМС (ст. 45 Закона № 326-ФЗ).


Коротко о других изменениях

Для кого
Что изменилось
Реквизиты
Для всех граждан, уплачивающих налоги Задолженность перед бюджетом налоговики смогут взыскать через суд, если ее общая сумма превысила 1500 руб. или прошло три года с тех пор, как истек срок исполнения первого выставленного ими требования. Сейчас налоговики вправе обращаться в суд с любой суммой недоимки Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 324-ФЗ. Вступает в силу 3 января 2010 года
Для компаний, покупающих программное обеспечение Вычислительная техника без минимального программного обеспечения не может использоваться в деятельности. Поэтому налоговики настаивают, что стоимость операционной системы, например Windows, нельзя списывать отдельно в расходы, а нужно включать в стоимость компьютера Письмо ФНС России от 29 ноября 2010 г. № ШС-17-3/1835