Елена Тишина, ведущий эксперт «ДК»

Журнал «Документы и комментарии» № 17, сентябрь 2010 г.

Поправки внесены сразу в две части Налогового кодекса. Помимо урегулирования вопросов задолженности, которое было изначально заявлено в проекте, в закон включили множество других важных изменений. Одни исправляют неточности и решают вопросы, возникшие в последние годы в правоприменительной практике. Другие устанавливают новые возможности, а также дополнительные обязанности для налогоплательщиков. (Федеральный закон от 27.07.10 № 229-ФЗ О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (Положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования)

Скачать Федеральный закон от 27.07.10 № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (Положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"

Вопросы налогового администрирования

Комментируемый закон* 1 вносит серьезные правки в первую часть Налогового кодекса, на которые отважились законодатели и Правительство РФ после 2006 года. Как и в прошлый раз, они призваны усовершенствовать налоговое администрирование. 

* 1 Вступает в силу со 2 сентября 2010 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки. Часть поправок будет применяться с 2011 года, а некоторые распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Особенности постановки налогоплательщиков на учет

Порядок постановки на учет в налоговых органах и снятия с учета организаций (в том числе иностранных) и граждан теперь более четко регламентирован. В частности, определены особенности для иностранных компаний (ст. 84 НК РФ).

Правила постановки на учет и снятия с учета предприятия по местонахождению недвижимости или транспорта распространены на организации, которые пользуются и распоряжаются имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности (п. 5.1 ст. 83 НК РФ).

Эти и другие поправки должны усилить контроль налоговиков за деятельностью обособленных подразделений организаций. В то же время некоторые изменения упростят процесс постановки на учет.

Прежде всего российским компаниям необходимо будет в течение трех дней сообщить об изменении сведений об обособленных подразделениях (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Три дня отводится и на информирование налоговой службы о том, что организация решила прекратить деятельность через филиал (представительство) или обособленное подразделение (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Российскую организацию по местонахождению обособленного подразделения поставят на учет на основании сообщения. Заявление о постановке на учет должны будут подавать только иностранные организации, которые решили открыть обособленное подразделение. Им на это отведено 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности на территории России (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Комментируемый закон также уточняет порядок выбора налогового органа для постановки на учет нескольких подразделений, располагающихся в одном муниципальном образовании. Уведомление о выборе инспекции российская организация должна представить в налоговый орган по своему местонахождению (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Наконец, решена проблема смены адреса обособленным подразделением. Сейчас инспекторы отказываются ставить на учет такое подразделение. Они ссылаются на то, что термин «изменение места нахождения», используемый в Налоговом кодексе, применим только к организациям. Если же меняется адрес обособленного подразделения, то сначала его нужно закрыть (снять с учета) по старому адресу и затем открыть (поставить на учет) по новому* 2. После вступления поправок в силу достаточно будет сообщить об изменении адреса в налоговую инспекцию по первоначальному месту учета подразделения. На учет по новому местонахождению обособленное подразделение налоговики поставят сами, после того как получат информацию от «старой» инспекции (п. 4, 5 ст. 84 НК РФ).

* 2 См. письмо Минфина России от 18.06.10 № 03-02-07/1-282.

Электронный обмен документами

Другой блок вопросов, решенных данным законом, – возможность направлять и получать многочисленные сведения, справки и документы в электронном виде.

В электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщики смогут подавать следующую информацию:

– заявление о постановке на налоговый учет (снятии с учета), уведомление о выборе инспекции для постановки на учет организации по местонахождению одного из ее обособленных подразделений;

– сведения об открытии или закрытии счетов в банках, участии в российских и иностранных организациях, о создании обособленных подразделений на территории Российской Федерации, реорганизации или ликвидации организации (п. 7 ст. 23 НК РФ);

– копию документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации или расчета (п. 5 ст. 80 НК РФ);

– документы, запрашиваемые налоговым органом для проведения проверки.

Для этого документы должны быть составлены по специально установленным форматам (п. 1, 2 ст. 93 НК РФ).

От налоговых органов в электронном виде можно получить:

– свидетельство и уведомление о постановке на учет в налоговом органе;

– акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ);

– уведомления об уплате налогов, исчисление которых производит налоговая инспекция (п. 4 ст. 52 НК РФ);

– требование об уплате налога организацией (п. 6 ст. 69 НК РФ);

– требование о представлении документов (информации) о контрагентах (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Отметим, что налоговой службе вернули право утверждать формы и порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов), а также форматы для их представления в электронном виде (п. 7 ст. 80 НК РФ). Правда, делать это служба будет по согласованию с Минфином России.

Задолженность наконец-то спишут

Законодатели значительно расширили статью 59 НК РФ, где говорится о списании безнадежных долгов по налогам и сборам.

Напомним, что в нынешней редакции правила признания задолженности безнадежной устанавливает Правительство РФ* 3. Этот порядок позволяет налоговикам списывать задолженность только в трех случаях: при ликвидации организации, признании предпринимателя банкротом и смерти физического лица (объявлении его судом умершим).

* 3 Постановление Правительства РФ от 12.02.01 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам».

Со 2 сентября 2010 года признаваться безнадежной к взысканию будет также недоимка, задолженность по пеням и штрафам, уплата которых признана невозможной на основании решения суда. То есть когда суд подтвердил, что налоговики утратили возможность их взыскания в связи с истечением установленного для этого срока. К таким случаям относится и отказ судей восстановить пропущенный срок подачи заявления о взыскании недоимки и задолженности (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Таким образом, проблема с задолженностью, числящейся в лицевом счете налогоплательщика, но взыскать которую налоговики не могут, будет решена* 4. 

* 4 До сих пор споры по поводу просроченной задолженности решались в судебном порядке. Например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.09 № 4381/09 отмечено, что в справке о состоянии расчетов с бюджетом должно быть указано, что задолженность, числящуюся на лицевых счетах налогоплательщика, невозможно взыскать. А в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.09.09 № 6544/09 говорится о том, что, если срок принудительного взыскания задолженности истек, налоговый орган не вправе ее погашать путем зачета имеющейся переплаты.

Правила списания безнадежной задолженности распространят и на проценты, начисляемые в случае предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов или налогового кредита, а также на суммы процентов, уплачиваемые при заявительном порядке возмещения НДС (ст. 176.1 НК РФ).

Субъекты РФ и муниципалитеты получат возможность устанавливать дополнительные основания для признания недоимок по региональным и местным налогам безнадежными к взысканию (п. 3 ст. 59 НК РФ).

Порядок списания задолженности, а также перечень документов, на основании которых принимается решение о списании безнадежной к взысканию задолженности, утвердит ФНС России (п. 2, 5 ст. 59 НК РФ).

Отсрочка, рассрочка и налоговый кредит

На протяжении нескольких лет правительство собиралось уточнить правила предоставления отсрочек по уплате налогов, сделать их более понятными для организаций и расширить сферу их применения. Однако изменения, внесенные комментируемым законом, этой цели не достигли.

Единственный плюс поправок – у налогоплательщиков появилась возможность получить отсрочку или рассрочку не только по налогам, но и по пеням и штрафам. В остальном эти правила усложнились.

Установлен предельный размер отсрочки или рассрочки по уплате налога. Для организаций он не может превышать стоимость ее чистых активов (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Значительно расширен перечень представляемых документов. Помимо документов, которые подтверждают основания для получения отсрочки (рассрочки), будут нужны справки о состоянии расчетов с бюджетом, об открытии счетов в банках, о ежемесячных оборотах денежных средств за предшествующие шесть месяцев и об остатках денежных средств на всех счетах. Затребуют налоговики и перечень дебиторов с полной информацией о заключенных договорах и другую информацию (п. 5, 5.1–5.3 ст. 64 НК РФ).

Для предприятий, ведущих НИОКР, техническое перевооружение или инвестирующих средства в объекты с наивысшим классом энергетической эффективности, увеличен размер инвестиционного налогового кредита (подп. 1 п. 2 ст. 67 НК РФ). Они могут рассчитывать на кредит в размере 100 процентов стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей (в действующей редакции – 30%).

Предупредительные меры

Точечные изменения внесены в статьи Налогового кодекса, которые касаются общих процедур исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Большинство из них направлено на уточнение спорных вопросов, выявленных в процессе применения норм законодательства.

Так, в пункте 1 статьи 47 НК РФ уточнено, что решение о взыскании налога за счет имущества организации (налогового агента), вынесенное после истечения срока для его принятия, считается недействительным. В то же время инспекторы могут обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Заявление надо подать в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Согласно действующей редакции, налоговики навсегда теряют право на взыскание, если срок для вынесения решения о взыскании пропущен.

Исполнить требование об уплате налога организация теперь должна в течение восьми дней (ранее – 10 дней), если более продолжительный период времени в нем не указан (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В соответствии с новыми правилами банки обязаны приостановить операции по счетам и в отношении организации, изменившей свое наименование или реквизиты счета после принятия решения налоговиков (п. 7 ст. 76 НК РФ).

А теперь приятная новость. С 2011 года для инспекций вводится ответственность за неправомерное вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам организаций. С суммы денежных средств, в отношении которой действовало такое решение, они заплатят налогоплательщику проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Если налоговики арестовали имущество, а затем отменили свое решение, то они обязаны в течение пяти дней уведомить об этом налогоплательщика (п. 13 ст. 77 НК РФ).

Проверки

Изменение норм, связанных с проведением камеральных и выездных проверок, всегда вызывает беспокойство у налогоплательщиков. Но на этот раз законодатели ограничились лишь небольшими корректировками.

Так, если в рамках выездной налоговой проверки компания сдала уточненную декларацию, инспекторы должны будут проверить период, за который эти уточнения сделаны (п. 4 ст. 89 НК РФ).

За налоговыми органами законодательно закреплена обязанность представлять вместе с актом проверки документы, подтверждающие факты выявленных нарушений (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Такие поправки связаны с участившимися в последнее время судебными спорами. По мнению налогоплательщиков, обратившихся в суд, нормы приказа ФНС России от 25.12.06 № САЭ-3-06/892, которым утверждены форма и порядок заполнения акта проверок, нарушают их право на опровержение акта. Ведь они позволяют инспекции не предъявлять проверяемому лицу вместе с экземпляром акта проверки документы, подтверждающие обнаруженные правонарушения.

Интересно то, что в данном вопросе судебная практика на стороне налоговых органов. Дело в том, что, по мнению судей, Налоговый кодекс не содержит норм, обязывающих инспекцию направлять налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложений к акту (решение ВАС РФ от 09.04.09 № ВАС-2199/09).

В то же время ФАС Уральского округа в постановлении от 04.05.09 № Ф09-2653/09-С3 счел, что организация имеет право ознакомиться с документами, полученными в ходе проверки, в частности с приложениями к акту. Он посчитал, что в противном случае налогоплательщик не сможет получить полную информацию и подготовить свои возражения на акт.

Как мы видим, законодатели решили этот спор в пользу налогоплательщиков. Правда, к акту проверки налоговые органы должны будут прилагать только те документы, которые получены ими самостоятельно. Документы, поступившие от проверяемой компании, к акту не прилагаются.

Кроме того, если документы содержат не подлежащие разглашению сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц (персональные данные граждан), то они будут прилагаться к акту в виде заверенных выписок. Это уточнение не позволит налогоплательщикам в полной мере ознакомиться со свидетельскими показаниями контрагентов и других опрошенных в ходе налоговой проверки граждан.

Получили организации и право знакомиться с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 2 ст. 101 НК РФ). Таким образом, нормы законодательства приведены в соответствие с последними решениями ВАС РФ. В них судьи признали, что участие проверяемого лица в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях контроля (решения Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 391/09 и ВАС РФ от 22.12.09 № ВАС-16791/09, от 19.01.09 № ВАС-17322/08).

Помимо этого, в статье 101 НК РФ урегулирована процедура оповещения налогоплательщика о принятых налоговым органом решениях. Если решение о привлечении (непривлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения невозможно вручить представителю предприятия лично, оно пересылается по почте заказным письмом. Решение считается полученным компанией по истечении шести дней с даты направления (п. 10 ст. 101 НК РФ). Отметим, что до сих пор у Минфина России не было четкой позиции по вопросу даты вручения таких решений при отправке заказным письмом.

Аналогичным образом определяется дата получения организацией заказного письма с копией решения о принятии обеспечительных мер или об их отмене (п. 13 ст. 101 НК РФ).

Штрафы увеличат

Наиболее неприятная для организаций новость – увеличение штрафов за нарушение налогового законодательства.

Так, за несоблюдение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет придется заплатить 10 тыс. руб. (ранее – 5 тыс. руб.). Ведение деятельности без постановки на учет обойдется в 10 процентов от доходов, полученных в этот период, но не менее 40 тыс. руб. (ранее – 20 тыс. руб.). А вот повышенные штрафы за нарушение правил постановки на учет продолжительное время (более 90 календарных дней) отменены (ст. 116 НК РФ).

Значительно (со 100 до 1000 руб.) поднят минимальный штраф за непредставление в срок декларации (ст. 119 НК РФ). Именно этот размер штрафа применяется в случае опоздания с подачей «нулевой» декларации. Вместе с тем не придется платить увеличенный штраф за непредставление декларации в течение более 180 дней.

Со 2 сентября 2010 года налоговые органы получают право штрафовать за нарушение способа представления декларации (расчета). Как известно, налогоплательщики со среднесписочной численностью работников более 100 человек обязаны сдавать отчетность в электронном виде. Нарушение этого порядка влечет штраф в размере 200 руб. (новая ст. 119.1 НК РФ).

В два раза выросли штрафы за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). Причем под грубым нарушением будет также пониматься отсутствие регистров налогового учета и систематическое несвоевременное или неправильное отражение в них и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. Стоит отметить, что понятие «регистры налогового учета» введено в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Их должны будут вести налоговые агенты, выплачивающие доходы плательщикам НДФЛ.

За непредставление в установленный срок документов или иных сведений штраф увеличен с 50 до 200 руб. за каждый несданный документ (ст. 126 НК РФ).

Весьма существенно возросли штрафы за несанкционированное распоряжение имуществом, на которое наложен арест (оформлен залог) (ст. 125 НК РФ), а также за неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ).

Изменения в часть вторую в целом позитивны

Поправки, внесенные во вторую часть Налогового кодекса, должны порадовать налогоплательщиков. Речь идет о поправках по НДС, НДФЛ, налогу на прибыль, транспортному и земельному налогам.

НДС

Минфин России приступил к воплощению в жизнь идеи об электронных счетах-фактурах. Первый шаг по созданию нормативной базы для внедрения электронного документооборота сделан – внесены дополнения, которые позволяют организациям составлять счета-фактуры в электронном виде. Для этого необходимо согласие всех сторон сделки, а также наличие совместимых технических средств и возможности для приема и обработки электронных документов (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Порядок выставления и получения электронных счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью должен установить Минфин России. Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных документов, книг покупок и книг продаж в электронном виде утвердит ФНС России.

Еще одна поправка дополняет перечень обязательных реквизитов счета-фактуры наименованием валюты (подп. 6.1 п. 5, подп. 6.1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Такое уточнение означает только одно: составлять их в условных единицах больше нельзя; это будет считаться нарушением правил заполнения. Соответственно принять к вычету суммы НДС по таким счетам-фактурам налогоплательщики не смогут. В то же время сохранено право указывать сумму в иностранной валюте, если по условиям сделки обязательство выражено именно в валюте (п. 7 ст. 169 НК РФ).

НДФЛ

Изменения в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ в первую очередь коснутся налоговых агентов, которые выплачивают доходы налогоплательщикам. С 2011 года для них устанавливаются более жесткие правила.

Во-первых, им вменяется обязанность вести учет не только доходов, полученных от них гражданами, но и предоставленных налоговых вычетов, а также исчисленных и удержанных налогов. Для этого компаниям нужно разработать специальные регистры налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов. В обязательном порядке регистры должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных вычетов, суммы доходов и даты их выплат, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджет, реквизиты соответствующего платежного документа (п. 1, 2 ст. 230 НК РФ). Отсутствие указанных регистров или неправильное отражение в них данных грозит налоговым агентам штрафом (ст. 120 НК РФ).

Во-вторых, изменятся правила возврата работнику излишне удержанных сумм налога (п. 1 ст. 231 НК РФ). Агент будет обязан сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

На возврат этой суммы дается три месяца со дня получения соответствующего заявления от гражданина. Выплатить причитающиеся ему деньги налоговый агент сможет из сумм налога, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по данному налогоплательщику, так и по другим. Возврат излишне удержанных сумм будет производиться только в безналичной форме путем перечисления средств на счет в банке, указанный в заявлении.

Важный момент: если организация нарушит трехмесячный срок для возврата, ей придется заплатить налогоплательщику проценты за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока.

Законодатели предусмотрели и нормы на случай отсутствия у налогового агента сумм НДФЛ для возврата налогоплательщику. Тогда в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления от гражданина он должен направить в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат ему излишне удержанной суммы налога. К нему прилагается выписка из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджет.

Как известно, возврат налогов из бюджета – процесс длительный. Поэтому, не дожидаясь перечисления из бюджета, компания может вернуть налогоплательщику требуемую сумму за счет собственных средств.

Данный порядок будет применяться и когда агент удерживает НДФЛ без учета имущественного налогового вычета, после предъявления налогоплательщиком заявления о его предоставлении (п. 4 ст. 220 НК РФ).

Налог на прибыль

Изменения по этому налогу можно условно разделить на два блока. Одни затрагивают все организации, уплачивающие налог на прибыль. Другие предназначены для компаний, осуществляющих определенные виды деятельности.

С 2010 года предприятия имеют право уменьшать доходы от реализации имущества, полученного не только при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (при их ремонте), но и в результате модернизации, реконструкции, технического перевооружения, частичной ликвидации. В расходы включается рыночная стоимость имущества. Соответствующие коррективы внесены в пункт 2 статьи 254 НК РФ.

Расширяя возможность применения данной нормы, законодатели не учли одной важной детали. Нормы пунктов 13 и 20 статьи 250 НК РФ касаются учета материалов и имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, а также стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в ходе инвентаризации. В них не содержится требования о включении во внереализационные доходы стоимости имущества, полученного при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств. До сих пор Минфин России закрывал глаза на эти несоответствия и разрешал учитывать во внереализационных доходах имущество, полученное при ремонте основных средств* 5. Скорее всего данная позиция распространится и на остальные случаи.

*5 См. письма Минфина России от 02.06.10 № 03-03-06/1/365, от 27.05.10 № 03-03-06/1/352.

Наиболее существенной поправкой по налогу на прибыль можно считать увеличение стоимости имущества, признаваемого амортизируемым. С 2011 года амортизируемым будет признаваться имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 тыс. руб. (в действующей редакции – 20 тыс. руб.).

Данные изменения позволят компаниям единовременно списывать больше расходов на приобретение недорогого (до 40 тыс. руб.) имущества. Одновременно у них появится обязанность применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Ведь в бухгалтерском учете лимит отнесения имущества к основным средствам пока остается прежним – 20 тыс. руб. Если, конечно, до конца нынешнего года Минфин России не внесет соответствующие изменения в ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

С 2010 года организации будут учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, суммы страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФОМС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Сейчас данные платежи Минфин России позволяет учитывать на основании подпункта 49 пункта 1 данной статьи как другие расходы, связанные с производством и реализацией.

Изменен предельный размер процентов, признаваемых расходами, по долговым обязательствам, возникшим после 1 ноября 2009 года (п. 1.1 ст. 269 НК РФ). Проценты по таким обязательствам, выраженным в рублях, с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года не должны превышать ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза. По долговым обязательствам в иностранной валюте в 2010 году размер процентов сохранится на уровне 15 процентов. А вот в 2011 и 2012 годах он не сможет превышать произведение ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8.

Что касается долговых обязательств, возникших до 1 ноября 2009 года, то с 1 января по 30 июня 2010 года включительно к ним применяются прежние размеры предельной величины процентов (по рублевым обязательствам ставка рефинансирования ЦБ РФ увеличивается в два раза, а по валютным составляет 15%). С 1 июля 2010 года следует руководствоваться указанными выше ставками.

С 2011 года предприятия, получившие убытки в период применения ими ставки 0 процентов, лишены права уменьшать налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму таких убытков или на часть этой суммы (п. 1 ст. 283 НК РФ).

Увеличен размер доходов, который позволяет организациям уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (п. 3 ст. 286 НК РФ). С 2011 года такое право предоставляется компаниям, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал (сейчас – 3 млн руб.).

С 2011 года изменятся сроки перечисления налоговыми агентами сумм налогов, удержанных при выплате дохода (п. 2, 4 ст. 287 НК РФ). Налоговые агенты, выплачивающие доходы иностранным организациям, обязаны перечислить суммы удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств (в настоящий момент – в течение трех дней после дня выплаты).

По доходам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам удержанный налог перечисляется в бюджет агентом не позднее следующего дня после выплаты дохода (сейчас – в течение 10 дней).

Существенные льготы при уплате налога на прибыль получат сырьевые компании. Они смогут относить к расходам на освоение природных ресурсов, поименованным в пункте 1 статьи 261 НК РФ, затраты на строительство (бурение) или ликвидацию (консервацию) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом).

При этом с пяти до двух лет сократится срок учета затрат на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, охране земель, недр и окружающей среды, а также расходов на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений (п. 2 ст. 261 НК РФ). Данные новшества будут применяться в отношении расходов, осуществленных после 1 января 2011 года.

Кроме того, с 2011 года исключаются специальные нормы учета расходов на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов (п. 3, 5 ст. 261, п. 35 ст. 270 НК РФ). Такие расходы будут учитываться в общем порядке.

Уточнен перечень налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, которые вправе принимать для целей налогообложения фактические расходы на содержание таких объектов (ч. 7 ст. 275.1 НК РФ). Это предприятия, численность работников которых составляет не менее 25 процентов численности работающего населения населенного пункта и в состав которых входят структурные подразделения, эксплуатирующие объекты жилищного фонда, коммунального хозяйства и социально-культурной сферы.

Транспортный и земельный налоги

С 2011 года организациям, являющимся плательщиками транспортного и земельного налогов, не придется подавать в налоговые органы расчеты по авансовым платежам. Отчитываться они будут один раз в год.

Такие изменения внесены в главы 28 «Транспортный налог» и 31 «Земельный налог» НК РФ. Напомним, что декларации по данным налогам представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.