Распределять налог на прибыль в бюджеты нужно по новым ставкам
В федеральный бюджет надо перечислять 2 процента от суммы налога, а в региональный — оставшиеся 18 процентов (или даже меньше — смотря по тому, какая ставка введется в субъекте РФ).Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 305-ФЗ
Платить налог на прибыль в федеральный бюджет в 2009 году нужно по ставке 2 процента, а в региональный — по ставке 18 процентов (либо по установленной в субъекте РФ более низкой ставке). Соответствующая поправка внесена в пункт 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ.
Допустим, в 2008 году компания платила авансовые платежи по налогу ежемесячно, исходя из прибыли за предыдущий квартал. И в 2009 году применяет этот же метод. Как в этом случае платить авансовые платежи в I квартале 2009 года? Специальный порядок, учитывающий понижение ставки и ее новое распределение по бюджетам, Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Поэтому самое безопасное — во всех месяцах I квартала перечислять авансовые платежи в суммах, равных ежемесячному авансовому платежу, установленному на IV квартал 2008 года (п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ). В Минфине России нам это подтвердили. Соответствующие суммы для каждого из бюджетов можно взять из строк 300 и 310 листа 02 декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года.
И еще один момент. Тот факт, воспользовалась ли компания правом уплачивать авансовые платежи в IV квартале 2008 года исходя из фактической прибыли (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ), на сумму ежемесячных авансовых платежей в I квартале также не влияет.
ПРИМЕР
ЗАО «Сервисстрой» расположено в г. Москве. С начала 2008 года компания перечисляла авансовые платежи исходя из прибыли за предыдущий квартал.
Общая сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего к уплате в IV квартале 2008 года, была равна 10 000 руб. При этом в федеральный бюджет причиталось 2708 руб. (10 000 руб. : 24% * 6,5%), а в бюджет г. Москвы — 7292 руб. (10 000 руб. : 24% * 17,5%).
В 2009 году компания уплачивает авансовые платежи исходя из прибыли за предыдущий квартал. Соответственно, в январе, феврале и марте 2009 года компания должна будет перечислять авансовые платежи в федеральный бюджет в сумме 2708 руб., а в бюджет г. Москвы — в сумме 7292 руб.
Аудиторские лицензии отменят с 2010 года
Лицензирование аудиторской деятельности отменяется с 2010 года. Но все аудиторские компании (и специалисты-частники) должны войти в саморегулируемые объединения.
Новый нормативный акт пришел на смену Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ и кардинально меняет действующую систему регулирования аудиторской деятельности. Главное нововведение: с 1 января 2010 года окончательно отменяется лицензирование аудиторской деятельности. Однако вместо этого вводится новое требование — все аудиторские организации обязаны являться членами саморегулируемых объединений (то есть некоммерческих организаций, членами которых являются не менее 700 физических лиц или не менее 500 организаций).
При этом аудиторские компании смогут стать членами саморегулируемых организаций, только если выполняются следующие требования: — в штате работают не менее трех аудиторов; — аудиторам и (или) аудиторским организациям принадлежит не менее 51 процента уставного капитала; — руководитель (управляющий) аудиторской организации является аудитором и т. д.
С 1 января 2013 года аудиторская компания обязана будет помимо указанных требований соблюсти еще одно — предоставлять письменные рекомендации не менее трех аудиторов, не являющихся ее учредителями или работниками. Впрочем, до указанной даты организация также вправе предоставить саморегулируемой организации какие-либо рекомендации.
Новым нормативным актом предусмотрен переходный порядок для аудиторских компаний. В 2009 году организации могут продолжать работать по старым лицензиям. Но к 1 января 2010 года аудиторские компании должны будут соответствовать требованиям нового Федерального закона. Иначе продолжать работать они не смогут. А вот аудиторским организациям, которые захотят зарегистрироваться в 2009 году, получать лицензии уже не придется. Вновь созданным компаниям нужно сразу же соблюдать требования Федерального закона № 307-ФЗ.
Что касается аудиторов, которые занимаются частной практикой, то они тоже должны обязательно являться членами саморегулируемых организаций. Для этого аудиторам необходимо прежде всего иметь квалификационный аттестат (а с 2013 года — еще и письменные рекомендации).
Неналоговые проверки будут проходить по новым правилам
Вводятся новые болеее выгодные правила неналоговых проверок. Показательно уже то, что срок проверки сократится на треть. Правда, новый порядок вступает в силу только через несколько месяцев — с 1 июля 2009 года.Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ
1 июля 2009 года вступит в силу Федеральный закон, устанавливающий новые правила неналоговых проверок. Одновременно утратит силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ, который сейчас регулирует порядок проведения таких ревизий. Положения нового документа позволяют сделать оптимистичный вывод: количество проверок должно сократиться, а правила их проведения будут более четко регламентированы.
Новый закон вводит два понятия — документарная и выездная проверка. В ходе первой проверяющие анализируют сведения, которые содержат документы компании или предпринимателя. Проводится такая ревизия по местонахождению госоргана. Вторая, как следует из названия, предполагает визит ревизоров в офис компании. Причем плановая проверка не может проводиться чаще, чем один раз в три года.
Срок проведения каждой из этих проверок не может превышать 20 рабочих дней (сейчас — месяц). При этом плановая выездная проверка малого предприятия не может длиться в общем более 50 часов, а микропредприятия — 15 часов в год.
По результатам проверки в двух экземплярах составляется акт.
Скорректировано законодательство об ООО
ООО может быть учреждено одним лицом. Размер уставного капитала не должен быть менее 10 000 руб. Единственный учредительный документ — устав и т. д. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ
Законодатели внесли поправки в первую часть Гражданского кодекса РФ, а также в Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Выделим те из них, которые в той или иной степени затрагивают работу бухгалтера.
Во-первых, установлено, что учредительным документом ООО является только его устав. Сейчас к таким документам относится также и учредительный договор. Новые правила устанавливают, что этот договор к учредительным относиться не будет.
Во-вторых, участник вправе выйти из общества, продав ему свою долю, без согласия других участников, только если это предусмотрено уставом общества. Ныне действующие правила такой оговорки не содержат.
В-третьих, уточнено, что общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании в результате реорганизации.
Наконец, в-четвертых, размер уставного капитала ООО будет зафиксирован в конкретной сумме — не менее 10 000 руб. (а не 100 МРОТ, как сейчас).
Инспекторам разрешили отправлять налоговые уведомления физлицам с опозданием
По мнению Минфина, если в инспекции поздно узнали о регистрации машины или земли, чиновники могут выслать уведомление об уплате налога и с нарушением срока. Письма Минфина России от 2 декабря 2008 г. № 03-05-04-02/71, ФНС России от 17 декабря 2008 г. № ШС-6-3/935@
Минфин России рассмотрел ситуацию, когда инспекторы по вине регистрирующих органов не успели направить в срок физическому лицу уведомление для уплаты транспортного или земельного налога. По мнению финансового ведомства, если налоговики узнали о регистрации машины или земельного участка с опозданием, уведомление может быть выслано собственнику позже установленного срока.
Свой вывод сотрудники финансового ведомства обосновывают тем, что обязанность гражданина заплатить в бюджет указанные налоги возникает только после получения уведомления из ИФНС (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).
В письме Минфина России от 2 декабря 2008 г. № 03-05-04-02/71, которое Федеральная налоговая служба довела до сведения ИФНС письмом от 17 декабря 2008 г. № ШС-6-3/935@, также уточняется срок уплаты налога. Он должен составлять не менее одного месяца со дня получения налогоплательщиком уведомления (п. 6 и 8 ст. 58 Налогового кодекса РФ). Это правило действует и для случаев, когда инспекторы направили уведомление с опозданием.
Гасим ипотеку материнским капиталом: три года ждать не нужно
Если вы решили с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года потратить материнский капитал на погашение ипотеки, то можете не ждать, пока ребенку исполнится три года.Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 288-ФЗ.
Родителю, который решил с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года израсходовать материнский капитал на погашение ипотечного кредита и процентов по нему, не нужно ждать, когда ребенку исполнится три года. Такая поправка незадолго до новогодних праздников внесена в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ.
Воспользоваться положительной поправкой может любой родитель, у которого на руках есть государственный сертификат, подтверждающий право на материнский (семейный) капитал. Чтобы направить средства на погашение ипотечного кредита и процентов, в территориальное отделение ПФР необходимо помимо заявления, сертификата и его копии подать: — документы, подтверждающие личность и место жительства (пребывания);> — документы по ипотеке. Их перечень приведен в пункте 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №. 862.
Если бумаги подают через представителя, необходимы также документы, подтверждающие его личность и полномочия.
Рассмотрев заявление, территориальный орган ПФР вынесет решение. На это ему отведен месяц. Уведомление о своем решении чиновники обязаны направить заявителю в течение пяти дней. А деньги должны быть переведены по назначению не позднее чем через два месяца с даты вынесения решения.
У НАС В ГОСТЯХ
Поисково-мониторинговая система ФСС экономит время бухгалтеров
Заместитель председателя Фонда социального страхования Сергей Ковалевский рассказал о возможностях поисково-мониторинговой системы Фонда социального страхования РФ.
— ФСС создал и поддерживает поисково-мониторинговую систему. А чем эта система может помочь бухгалтеру?
— Поисково-мониторинговая система рассчитана в основном на бухгалтеров, поэтому именно им предлагаются основные сервисы. Во-первых, бухгалтер прямо в системе может подготовить отчет по форме 4-ФСС РФ. Во-вторых, официально зарегистрированный пользователь имеет возможность предварительно проверить отчет с помощью специальной программы, а затем самостоятельно найти и устранить ошибки. Кроме того, страхователь может узнать о планируемых выездных проверках и о результатах уже проведенных камеральных проверок, автоматически рассчитать пени за несвоевременную уплату взносов. Еще система дает возможность получать дополнительную информацию из баз данных ФСС: регистрационные данные страхователей, формы 4-ФСС РФ за предыдущие периоды, состояние взаиморасчетов с исполнительным органом фонда.
— Как можно получить доступ к сервисам системы?
— Пользование системой бесплатное. Для работы с поисково-мониторинговой системой в ней надо зарегистрироваться. Можно выбрать один из двух способов регистрации: либо создание личного пользовательского профиля, либо регистрация в качестве официального пользователя. Статус официального пользователя подтверждается органом ФСС и требует немного больше времени. Зато такой способ регистрации дает больше возможностей, чем первый.
— Вы сказали, что можно подготовить отчет по форме 4-ФСС РФ. А сдать его тоже можно через поисково-мониторинговую систему?
— Конечно, пользователь отправляет свой отчет в электронном виде. Но загвоздка в том, что электронную форму фонд рассматривает как копию, так что бумажный документ все же приходится распечатывать, подписывать и сдавать в территориальное отделение ФСС. Но подготовка отчета через систему все равно облегчает его сдачу. Дело в том, что процесс сдачи отчетности работнику фонда небыстрый: основная масса времени уходит на выверку, что способствует росту очередей. Если же бухгалтер уже сдал электронную копию, подготовленную в поисково-мониторинговой системе, сверка происходит не в момент сдачи отчетности инспектору, а на рабочем месте бухгалтера. Проще говоря, бухгалтер подготавливает отчет в системе, и если есть какие-нибудь ошибки, то программа сама выдает их для исправления. А во время сдачи бумажного отчета работник ФСС уже не проводит сверку.
— Можно. И это, по моему мнению, один из самых важных сервисов. Сам процесс расчета достаточно прост: заполняются данные карточки листка нетрудоспособности, сохраненный расчет попадает в реестр листков нетрудоспособности. Если появилась необходимость внести исправления в расчет какого-либо больничного листа, достаточно отыскать его в реестре, щелкнуть по фамилии и в раскрывшийся расчет внести нужные коррективы. Кроме того, недавно в поисково-мониторинговой системе появился новый сервис — расчет пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
Есть еще один плюс: когда на предприятие придет ревизор, алгоритмы проверки расчета больничного листа или пособия по уходу у него будут такие же, по каким делал расчет бухгалтер через поисково-мониторинговую систему. Это снижает количество спорных моментов, да и проверка идет быстрее.
— Вы сказали, что через систему можно узнать, когда в компанию придут с проверкой? Фонд не делает из этого секрета?
— А какой смысл секретничать? Действительно, в поисково-мониторинговой системе высвечивается план выездных документальных проверок, а также их результаты. Зарегистрировавшийся в системе страхователь может всегда посмотреть, к чему ему готовиться. Это очень удобно и для бухгалтера, и для проверяющего: у первого есть время подготовиться, а второй может быстрее и качественнее осуществить ревизию.
— Значит, сотрудники ФСС тоже получают выгоду от новой системы?
— Конечно. В региональных отделениях ФСС утверждают, что благодаря информационной системе стало меньше очередей, работники фонда тратят меньше времени на сверку отчетности. Кроме того, система востребована и налоговыми органами.
— Здесь уже чувствуется какой-то подвох…
— Подвоха никакого нет, добросовестной компании никак не повредит регистрация налоговых органов в системе. Всем налоговым инспекторам фонд дал возможность
регистрироваться в поисково-мониторинговой системе, получить расширенные пра-ва. Информация, содержащаяся в системе, помогает инспекторам решать свои задачи при подготовке к налоговой камеральной проверке. Налоговики могут смотреть отчетность предприятия, выяснить, когда в компании была проверка ФСС, какие были наложены там штрафы, как предприятие расходует средства на цели социального страхования.
Технологические возможности у системы огромные, но мы должны ориентироваться на те задачи, которые на нас возложены. Не наша задача бороться с фирмами-«однодневками», но, проанализировав информацию, содержащуюся в системе, можно такие фирмы обнаружить.