Журнал Главбух

Несколько отгрузок одному покупателю в течение дня — один счет-фактура!

Это возможно, если один вид товара отгружают конкретному покупателю несколько раз в сутки. Но такую ситуацию надо предусмотреть в договоре. Письмо Минфина России от 11 сентября 2008 г. № 03-07-09/28

Если компания ежедневно многократно отгружает товар в адрес одного покупателя, то бухгалтер поставщика вправе составлять один счет-фактуру на каждую дату отгрузки. При этом выставить такой «единый» документ можно не сразу, а в течение пяти календарных дней, включая дату, когда товар был отгружен (п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ). Однако так можно делать только при одном условии — если в договоре поставки есть пункт о том, что товар передают покупателю регулярно и многократно. Именно такие разъяснения дал Минфин России в своем письме от 11 сентября 2008 г. № 03-07-09/28, отвечая на вопрос компании, занимающейся поставкой продуктов питания.

Отметим, что раньше чиновники придерживались другой, более выгодной для налогоплательщиков точки зрения. Так, в письме МНС России от 21 мая 2001 г. № ВГ-6-03/404 налоговики сообщали, что при ежедневной многократной отгрузке в адрес одного покупателя продавец вправе выставить один счет-фактуру на все отгрузки месяца. Сделать это можно до 5-го числа месяца, который следует за истекшим. Данную позицию поддерживали и чиновники Минфина (см. письмо от 18 июля 2005 г. № 03-04-11/166), и некоторые судьи (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 16 мая 2006 г. № А12-28393/05-С51). Кстати, что не так давно специалисты главного финансового ведомства вновь подтвердили правильность данной точки зрения. В письме от 25 июня 2008 г. № 07-05-06/142 Минфин сообщил, что компания, которая длительное время оказывает услуги одному и тому же партнеру, может выставлять ему один счет-фактуру не позднее 5-го числа месяца, который следует за истекшим налоговым периодом (кварталом).

Теперь позиция Минфина изменилась. Чиновники сообщили, что при ежедневной многократной отгрузке составлять единый счет-фактуру надо на каждый день, когда организация отгружает товар. Очевидно, что такой порядок только добавляет работы в бухгалтерии. Однако компаниям-поставщикам лучше учесть последние разъяснения Минфина. Ведь скорее всего инспекторы будут ориентироваться именно на них. Более того, в некоторых регионах налоговики и судьи и прежде придерживались схожей позиции (см. письмо УФНС России по г. Москве от 12 апреля 2007 г. № 19-11/033658 и постановление ФАС Центрального округа от 22 июня 2006 г. № А14-28631/2005/1202/24).


Срок службы WiFi и другие изменения в Классификации основных средств

С 2009 года вводится новая редакция Классификации. Но ничего пересчитывать не придется: поправки касаются только объектов, введенных в эксплуатацию в 2009 году и позднее. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 676. Начало действия документа — 1 января 2009 года.

С 1 января 2009 года начнет действовать новая редакция Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Изменения внесены постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 676.

Сразу скажем, что, хотя поправки и затронули целых восемь амортизационных групп (с первой по восьмую), лишь некоторые из них будут интересны всем бухгалтерам без исключения. Наиболее важные изменения касаются амортизации средств связи. Итак, в третью амортизационную группу (срок полезного использования — от трех до пяти лет включительно) теперь входят не только телефонные аппараты (они были там и ранее), но и, например, аппаратура уплотнения абонентских линий, а также аккумуляторные батареи на объектах связи и источники бесперебойного электропитания. К четвертой группе (от пяти до семи лет включительно) приписали кабельные модемы, телефонные факсимильные аппараты (факсы), цифровые мини-АТС, усилители и точки доступа WiFi. А кроме того — телевизионные приставки и абонентские декодеры.

Отметим, что стоимость популярных офисных устройств (телефонов и факсов) сейчас, как правило, не превышает 20 000 руб. Поэтому такое имущество бухгалтер может отражать не как основные средства, а в составе материально-производственных запасов. И списывать расходы на приобретение сразу, не начисляя амортизацию ни в бухгалтерском (п. 5 ПБУ 6/01), ни в налоговом учете (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ).

Есть приятная новость для бухгалтеров строительных и нефтедобывающих компаний: некоторые виды основных средств, которые используются в этих отраслях, перенесены в амортизационные группы с меньшим сроком полезного использования. В качестве примера упомянем, что в первую группу (срок полезного использования от одного года до двух лет включительно) были добавлены: насосы, компрессоры, бурильные установки и молотки, оборудование для работы со взрывными и эксплуатационными скважинами и др.

Обратите внимание: все новшества в Классификации касаются только той аппаратуры, которая будет введена в эксплуатацию в 2009 году и позднее.


Чиновники подсказали, как уменьшить прибыль на любые выплаты работникам

В налоговом учете можно списать даже те суммы, которые не оговорены Трудовым кодексом. Главное — предусмотреть эти выплаты в локальном документе. Письма Минфина России от 26 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/546 и № 03-03-06/1/548

Некоторые компании, увольняя сотрудников, выплачивают им соответствующие выходные пособия. Другие организации, отправляя работников в служебные командировки, доплачивают им определенную сумму до полного оклада. Мотив выплат может быть различным: в первом случае выдать пособие при определенных обстоятельствах обязывает закон, во втором — доплату руководитель производит по собственной инициативе, чтобы возместить работнику потери в заработке. В любом случае у бухгалтера возникает вполне закономерный вопрос: а можно ли подобные выплаты учесть при расчете налога на прибыль?

Минфин России в письмах от 26 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/546 и № 03-03-06/1/548 ответил на него положительно. Однако главное финансовое ведомство акцентировало внимание на том, что сделать это можно только в том случае, если указанные выплаты будут прописаны в локальном нормативном акте организации. При этом Минфин ссылается на статью 255 Налогового кодекса РФ.

Выполнив это условие, компания сможет учесть в расходах даже те выплаты, которые не предусмотрены непосредственно Трудовым кодексом РФ. Например, при наличии в договоре соответствующей записи у организации появится возможность включить в расходы затраты по выходному пособию, которое она оплатила увольняемому сотруднику по основанию, прямо не указанному в статье 178 Трудового кодекса РФ.

Если трудовой или коллективный договор не содержит подобной оговорки, то компании вправе составить к нему отдельное дополнительное соглашение и прописать там все недостающие условия. Минфин пояснил это в письме от 26 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/546. При этом данное соглашение в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ будет являться неотъемлемой частью соответствующего договора, а определенные в нем условия — основанием для включения сумм в расходы.

Уменьшая на перечисленные выплаты налогооблагаемую прибыль, не стоит забывать о ЕСН. Ведь на выплаты, которые компания учла при расчете налога на прибыль, в обязательном порядке нужно начислить соцналог. Это следует из пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ.


Минфин уточнил, как списать амортизационную премию после реконструкции

Проведя реконструкцию, учесть амортизационную премию можно в месяце госрегистрации объекта. Если же реконструированный объект регистрации не подлежит, то амортизационную премию можно списать в месяце, следующем за вводом в эксплуатацию. Письмо Минфина России от 23 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/539

Чиновники Минфина России пояснили, в каком периоде амортизационную премию по реконструированному объекту можно отнести к расходам (письмо от 23 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/539). Если регистрировать изменения стоимости не нужно, то амортизационную премию рекомендуют списать в месяце, следующем за тем, в котором реконструированный объект ввели в эксплуатацию. По тем же основным средствам, которые нужно регистрировать в установленном порядке, — с момента передачи документов на регистрацию.

Отметим, что из пункта 3 статьи 272 Налогового кодекса РФ невозможно сделать однозначный вывод о том, когда правильно списать амортизационную премию. С одной стороны, этот расход по капвложениям нужно отнести к периоду, на который приходится дата начала амортизации. Но в той же норме кодекса упомянут период, в котором изменилась первоначальная стоимость основного средства (месяц ввода в эксплуатацию). И этот подход был официально озвучен ранее (письмо Минфина России от 22 января 2008 г. № 03-03-06/1/29).

Разумеется, безопаснее руководствоваться последним разъяснением чиновников, так как в этом случае расходы признают в более позднем периоде.


Вернули переплату по «упрощенному» налогу? Придется включить ее в доходы!

Минфин требует, чтобы возвращенную из бюджета переплату компания-«упрощенщик» облагала налогом. Письмо Минфина России от 2 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/130

Минфин России в письме от 2 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/130 дал неожиданное разъяснение. Представьте ситуацию: компания применяет упрощенную систему налогообложения и перечислила большую сумму налога, чем нужно. Так вот, по мнению чиновников, возвращенную из бюджета переплату придется включить в доходы.

Объясняют это в финансовом ведомстве так. О возвращенной переплате в статье 251 Налогового кодекса РФ ничего не сказано. Напомним, что в этой норме идет речь о доходах, не учитываемых при налогообложении. Следовательно, сумма переплаты является доходом компании (п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что сумму уплаченного «упрощенного» налога специалисты Минфина совершенно справедливо расходом не признают (см. письмо Минфина России от 3 июня 2005 г. № 03-03-02-04/1-134). В связи с этим вывод чиновников о возвращенной переплате, которую нужно учесть как доход, кажется несправедливым.

К сожалению, арбитражной практики по вопросу уплаты налога с суммы возвращенной переплаты пока не сложилось. Поэтому безопаснее данную переплату в доходах учесть. Или изначально требовать не возврата излишне уплаченного налога, а его зачета в счет предстоящих платежей.


Заявить о своем праве на материнский капитал теперь можно и по почте

Оптимальный вариант — заказное письмо с уведомлением, куда вложены заверенные копии документов. Сертификат на материнский капитал тоже могут прислать. Постановление Правительства РФ от 22 сентября 2008 г. № 709

Подать заявление на материнский капитал теперь можно не только лично, но и по почте. При этом прикладывать к заявлению подлинные документы не нужно. Достаточно заверить их копии у нотариуса или у должностных лиц консульств, если заявитель проживает за границей. Причем отправить документы в фонд нужно таким способом, который позволил бы подтвердить факт и дату отправки. Оптимальный вариант — выслать документы заказным письмом с уведомлением. Отметим, что и сам сертификат на материнский капитал фонд по желанию заявителя теперь тоже вправе высылать по почте заказным письмом.

Напомним, что получить сертификат может:
— женщина, которая родила или усыновила не первого ребенка;
— мужчина, который является единственным усыновителем второго, третьего или последующих детей.

Важный нюанс: получить материнский капитал можно только один раз. При этом мама для того, чтобы получить сертификат, помимо заявления должна представить свой паспорт и свидетельства о рождении детей (или их заверенные копии). К слову, по новым правилам подать все документы можно не только лично, но и через доверенное лицо.

Кроме того, чиновники откорректировали саму форму заявления на получение материнского капитала, предписав указывать в ней еще и пол ребенка.


У НАС В ГОСТЯХ

Цель комиссий — прекратить сомнительные сделки прежде, чем наступит ответственность

Советник государственной гражданской службы РФ 2-ого класса Олег Хороший полагает: инспектор должен заставить судью обратить внимание на странную сделку.

- Олег Давыдович, в настоящее время у налогоплательщиков есть четыре повода получить «приглашение» в налоговые органы: низкие зарплаты, убытки, высокая доля НДС к вычету, нежелание отчитываться через Интернет. Такая своеобразная форма контроля останется и в будущем?

— По-моему, работа этих комиссий вполне подтверждает их эффективность. Главная их задача — работать на опережение. С их помощью налоговые органы стараются внушить налогоплательщику, что ему выгодно правильно отражать все полученные доходы и своевременно рассчитываться с бюджетом. Убеждают его прекратить сомнительные операции, не дожидаясь, пока наступит ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом РФ. Ведь наступление этой ответственности зачастую приводит предприятие к банкротству. Что касается отчетности через Интернет, то это тоже важно для самих налогоплательщиков: каналы связи позволяют иметь обратную связь с инспекцией, отслеживать свои взаимоотношения с бюджетом, оперативно вести диалог, то есть вступать в неформализированную переписку.

— Причины вызова в инспекцию зачастую совпадают с Общедоступными критериями… отбора налогоплательщиков для выездной проверки (утверждены приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333). От чего же зависит, пригласят компанию на комиссию или сразу назначат проверку?

— Мне неизвестны указания о том, чтобы вызывать налогоплательщиков на комиссии в случае, если у них выявляются соответствия критериям. При этом хотел бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Часто приходится сталкиваться с не совсем верным представлением, зачем были нужны эти критерии. Многие считают, что соответствие им сразу вводит плательщиков в разряд недобросовестных. Но это не так. Этот факт лишь означает, что к данному налогоплательщику будет повышенное внимание со стороны инспекторов и вероятность выездной проверки подобного плательщика значительно возрастает.

Комиссии — это одна из форм такого внимания. Инспекторы пытаются получить объяснение по специфике деятельности, узнать, что именно стало причиной «необычных» показателей в отчетности. И только если объяснения не удовлетворяют налоговые органы, может быть назначена выездная проверка.

— Вопрос, связанный с деятельностью «зарплатной» комиссии. Допустим, компания не хотела бы попасть в поле зрения налоговых органов. Как высчитать среднюю зарплату по организации, которую нужно сравнивать со среднеотраслевой? Нужно ли включать сюда выплаты совместителям и сотрудникам, работающим по гражданско-правовым договорам?

— Чтобы посчитать среднюю зарплату, нужно поделить фонд оплаты труда на количество работников. Количество работников (среднесписочная численность), в частности, указывается в Отчете по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования… (утвержден постановлением ФСС России от 25 апреля 2003 г. № 46).

— Вы сказали, что помимо Общедоступных критериев… у налоговых органов есть другие источники информации, которые позволяют решить, назначать ли налогоплательщику выездную проверку. Какие, например? Правда ли, что для инспекторов подозрительный признак — если крупная организация работает со «спецрежимником»?

— Под подозрение может попасть любая сделка, деловая целесообразность которой вызывает сомнение. Но это — внимание! — означает лишь более пристальное внимание инспектора к этому контрагенту. Мне доводилось слышать такие мнения, что, мол, сделки, в которых участвуют организации, находящиеся на разных режимах налогообложения, не нравятся налоговым органам и они тотчас «снимают» расходы по ним и доначисляют налог. Но это полная ерунда. Квалифицированный инспектор либо соберет доказательства о нереальности такой операции или об отсутствии деловой цели, либо признает, что с данной сделкой все в порядке.

— Помимо Общедоступных критериев… не так давно появились и другие критерии — оценки эффективности самих налоговых инспекторов. Один из показателей — число судебных побед. Это уже отразилось на работе инспекторов? Как вы считаете, теперь налоговые органы чаще выигрывают споры?

— Я думаю, да, появление новых показателей уже отразилось на работе инспекторов. Во-первых, больше внимания теперь уделяется поиску доказательств, которые наглядно покажут судье, в чем правонарушение налогоплательщика. Во-вторых, инспекторам приходится быть более красноречивыми и убедительными непосредственно в зале суда. К сожалению, судьи не всегда пытаются понять экономическую суть деятельности предприятия. Порой они ограничиваются пустой констатацией факта, что налоговое законодательство не запрещает налогоплательщику совершать те или иные действия. Да, не запрещает! Но ведь надо понимать, что «схемы» становятся все более сложными, изощренными, и чаще всего они прикрываются странными, нелогичными, но не запрещенными законом сделками. Задача налогового юриста — донести это до судьи. Заставить того оставить свою формальную позицию.

Беседовала Н. Телегина