Журнал Главбух

Зарплатные карты: расходы на обслуживание списать можно, а на изготовление — нельзя

Плата за выпуск карты налог на прибыль не уменьшает. Комиссия же за перечисление зарплаты на пластик — наоборот. Это производственные расходы. Письмо Минфина России от 4 августа 2008 г. № 03-04-06-02/88

В письме от 4 августа 2008 г. № 03-04-06-02/88 Минфин России дал разъяснения о порядке учета расходов на обслуживание зарплатных карт. На повестке дня стоял вопрос компании, применяющей упрощенную систему налогообложения: надо ли начислять обязательные пенсионные взносы на сумму комиссии, уплаченную банку за перечисление работникам денежных средств? Чиновники ответили: нет, не надо. Ведь комиссионное вознаграждение банку не является оплатой услуг, оказанных работником. Данные комиссии являются прочими производственными расходами. Об этом говорится в подпункте 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Поэтому уплачивать с них пенсионные взносы не нужно (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 236 Налогового кодекса РФ).

Несмотря на то что в письме дается ответ для организации на «упрощенке», оно применимо и для компаний на общем режиме налогообложения. Для себя они могут сделать следующий вывод. Раз чиновники признали комиссии за перечисление средств производственными расходами, значит, их можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли. При этом начислять «зарплатные» налоги на данные затраты не нужно.

Отметим, что и раньше Минфин разрешал списывать данные расходы (см. письмо от 13 июля 2005 г. № 03-03-04/1/74). Сложнее обстоит дело с расходами на изготовление карт. В том же письме № 03-03-04/1/74 чиновники сообщали, что данные затраты — это расходы в пользу работников, которые при расчете налога на прибыль не учитываются (п. 29 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

К сожалению, данной позиции налоговики придерживаются до сих пор. Можно ли ее оспорить? Да, можно. Дело в том, что у арбитражных судов мнение относительно затрат на изготовление банковских карт с подходом налоговиков не совпадает. Судьи считают, что такие затраты можно списать в налоговом учете. Но для этого необходимо соблюсти одно важное условие: договор с банком должны заключить не работники, а сама компания, представляющая их интересы (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. № А33-21067/05-Ф02-1877/06-С1, ФАС Поволжского округа от 13 марта 2007 г. № А12-11353/06-С60).


Минфин настаивает: на выплаты совету директоров ЕСН начислять не надо

Уточнено, что ОАО не должно платить ЕСН за иностранцев, работающих в зарубежных филиалах, и членов совета директоров. Письмо Минфина России от 5 августа 2008 г. № 03-04-06-02/89

Сразу на несколько вопросов об уплате ЕСН ответил Минфин России в письме от 5 августа 2008 г. № 03-04-06-02/89. Рассмотрим их по порядку.

На сумму выплат членам совета директоров ЕСН начислять не надо. По мнению чиновников, отношения между директорами и компанией регулируются нормами Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. При этом их нельзя назвать ни трудовыми, ни гражданско-правовыми. Следовательно, начислять ЕСН на выплаты директорам не надо.

Отметим, что у Президиума ВАС РФ по этому вопросу позиция прямо противоположная (см. информационное письмо от 14 марта 2006 г. № 106). По мнению судей, платить ЕСН с выплат директорам нужно (за исключением налога в части ФСС России). При этом компания может списать эти выплаты при расчете налога на прибыль. В Минфине России о позиции ВАС РФ знают, однако, несмотря на это, продолжают настаивать на собственном мнении.

Отметим, что компаниям, работающим с убытком, более выгодна позиция Минфина (ведь она приводит к экономии на ЕСН). А для организаций, получающих прибыль, предпочтительнее мнение ВАС РФ.

Со всех доплат, предусмотренных трудовыми договорами, компания обязана начислить ЕСН. Сотрудники получают доплаты за то, что выполняют дополнительную работу (доплаты предусмотрены локальными нормативными актами). Минфин напомнил: если компания учитывает данные выплаты при расчете налога на прибыль, то ЕСН на них нужно начислить (п. 1 и 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ).

На выплаты иностранцам, работающим в загранпредставительствах, ЕСН начислять не надо с 2007 года. За границей у организации есть подразделение, в котором работают иностранцы. Выплаты в их пользу не облагаются ЕСН в силу последней редакции пункта 1 статьи 236 Налогового кодекса РФ. Вопрос: с какого момента на эти выплаты не надо начислять ЕСН? Чиновники отвечают: с 1 января 2007 года. Связано это с тем, что поправка в кодекс, разрешающая в данном случае не платить ЕСН, распространяется и на правоотношения, возникшие в 2007 году.


Комиссию банка, выраженную в процентах от суммы кредита, нужно нормировать

Комиссию, которая не зафиксирована, а выражена в процентах от остатка кредита, можно списывать на расходы только в пределах нормы. Письмо Минфина России от 22 июля 2008 г. № 03-03-06/1/418

В Минфине России вновь заявили о том, что если в кредитном договоре размер комиссии за услуги банка выражен в процентах от остатка по ссуде, то такие расходы в налоговом учете приравниваются к обычным процентам. То есть их нужно нормировать по правилам статьи 269 Налогового кодекса РФ. И только в пределах рассчитанного лимита относить на налоговые расходы.

Таким образом, чиновники разделяют комиссию банка, установленную на фиксированном уровне, и комиссию, установленную в процентах от остатка по кредиту. В первом случае комиссию можно в полном объеме учесть как прочие расходы (подп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Во втором же случае, по мнению чиновников, придется руководствоваться уже подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. То есть учесть комиссию можно в составе внереализационных затрат, но с учетом норматива, установленного статьей 269 кодекса.

На наш взгляд, такой подход обоснован только в том случае, когда под видом комиссионного вознаграждения банк фактически устанавливает проценты за пользование кредитом. Тогда оспорить точку зрения чиновников будет непросто.

В противном случае, то есть когда размер банковской комиссии не зависит от времени фактического пользования заемными средствами, есть все основания учесть ее полностью. Ведь тогда проценты по долговым обязательствам и комиссия за услуги банка, пусть даже установленная в процентах, — это далеко не одно и то же. И ставить между ними знак равенства неправомерно. Основанием для того, чтобы списать комиссию, будет либо подпункт 25 пункта 1 статьи 264, либо подпункт 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Конечно, поступив так, вам почти наверняка придется доказывать свою правоту в судебном порядке. Но, к счастью, арбитражная практика по этому вопросу складывается в пользу компаний. Отметим постановление ФАС Уральского округа от 10 октября 2006 г. № Ф09-9113/06-С7. Судьи отклонили доводы налоговиков о том, что комиссию банка, установленную в процентах, следует квалифицировать как проценты по кредиту и, как следствие, нормировать. Решение в пользу компаний принял и ФАС Поволжского округа в постановлении от 13 марта 2007 г. № А12-11353/06-С60.


Вступил в силу новый Порядок аттестации рабочих мест

Грамотно оформленная аттестация затем позволяет обосновать выплату компенсаций за вредные условия, раздачу спецодежды и бесплатного молока. Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569
Вступает в силу 1 сентября 2008 года

Еще в прошлом году Минздравсоцразвития России своим приказом от 31 августа 2007 г. № 569 утвердило новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако вступает в силу данный документ только 1 сентября этого года (п. 2 приказа № 569).

Напомним, что аттестация рабочих мест позволяет компаниям обосновать:
— выплату работникам компенсаций за работу во вредных условиях;
— выдачу спецодежды сотрудникам;
— бесплатную раздачу молока.

Именно протокол, который составляют по окончании аттестации, является документальным подтверждением расходов компании на компенсации, спецодежду и молоко.

Новый Порядок проведения аттестации в отличие от старого (утвержден постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12) распространяется не только на работодателей — юридических лиц, но и на индивидуальных предпринимателей. Кроме того, более детально изложены все стадии аттестации, прописаны критерии оценки условий труда.

Аттестацию рабочих мест компания может проводить как своими силами, так и привлекая стороннюю специализированную организацию. Новый Порядок предусмотрел оба варианта. При этом представители специализированной аттестующей организации могут быть привлечены в самом начале процедуры аттестации — в момент формирования аттестационной комиссии. Пункт 10 Порядка позволяет включить в ее состав приглашенных специалистов.

Чтобы выделить и оценить опасные факторы производства, теперь не надо проверять все рабочие места. Достаточно провести аттестацию 20 процентов (но не менее двух) аналогичных рабочих мест. При этом определение аналогичных рабочих мест есть в пункте 12 Порядка. Там сказано, что аналогичными являются рабочие места с одинаковыми условиями и режимом труда, где работают сотрудники с одинаковыми профессиями и профессиональными обязанностями, где установлено однотипное оборудование и т. д. Для аналогичных рабочих мест нужно заполнять одну карту аттестации.


Налоговики не вправе проверять подразделение, которое не является представительством или филиалом

Налоговики не вправе наносить визиты в подразделения, которые юридически не являются представительствами или филиалами компаний. Письмо Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327

Специалисты Минфина России в письме от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327 разъяснили, что если обособленное подразделение организации не является представительством или филиалом, то налоговики не вправе проводить там самостоятельную выездную проверку.

Напомним, что статус подразделения должен быть указан у организации в учредительных документах. Это следует из статьи 55 Гражданского кодекса РФ. В этой же статье даны и определения представительства и филиала.

Так, представительством признают обособленное подразделение, которое представляет интересы компании и осуществляет их защиту. Филиал же более универсален. На него могут возложить все или какую-то часть функций компании, в том числе и функции представительства.

В представительствах и филиалах налоговики могут проводить самостоятельные выездные проверки (п. 7 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Если же обособленное подразделение не является ни представительством, ни филиалом, отдельно проверять его не могут. Деятельность таких подразделений налоговики могут контролировать только в рамках проверки всей компании.


За какой период сравнивать цены, компании могут определить самостоятельно

Налоговая может придраться к ценам, если за непродолжительный период разброс был от 20 процентов. Но этот период компания определяет сама. Письмо Минфина России от 24 июля 2008 г. № 03-02-07/1-312

Одним из оснований, когда налоговики могут проконтролировать цены, является такое: компания в течение непродолжительного периода времени продает одинаковые товары с разбросом цен более чем на 20 процентов (подп. 4 п. 2 ст. 40 Налогового кодекса РФ). При этом, как следует из письма Минфина России от 24 июля 2008 г. № 03-02-07/1-312, компания вправе самостоятельно определить, что считать непродолжительным периодом времени исходя из особенностей своего бизнеса.

Определяя величину непродолжительного периода, можно учитывать, например, сезонность производства товаров, их распродажу по окончании сезона, сроки годности товаров и т. д. Отметим, что сами минфиновцы в своем более раннем письме в качестве варианта предлагали ограничиться месячным сроком (письмо от 18 июля 2005 г. № 03-02-07/1-190).

Разумеется, для компаний это наиболее оптимальный вариант. В то же время налоговики часто проверяют разброс цен в течение календарного года, мотивируя это тем, что именно году равняется налоговый период по налогу на прибыль. Поэтому зачастую окончательный ответ на вопрос, какой период времени считать непродолжительным, может дать только суд.


Чтобы поставить на учет филиал, подпись директора не нужна

Подписать заявление о постановке филиала на налоговый учет может любой сотрудник, имеющий доверенность. Приказ ФНС России от 16 июля2008 г. № ММ-3-6/314@

Отныне подписать заявление о постановке на налоговый учет подразделения может любой сотрудник компании, обладающий соответствующей доверенностью, а не только генеральный директор. Кроме того, уполномоченное лицо может подписать заявление о снятии с налогового учета филиала. Дело в том, что теперь бланки этих заявлений имеют специальную строчку, где может расписаться представитель компании. ФНС России утвердила это изменение приказом от 16 июля 2008 г. № ММ-3-6/314@.

Если заявление подает представитель компании, то помимо фамилии, имени и отчества он должен указать на бланке документа свой контактный телефон и ИНН (при наличии). Вместе с заявлением в налоговую инспекцию в данном случае надо представить копию доверенности.

Напомним, что заявление о постановке подразделения на налоговый учет компания должна подать в течение месяца со дня создания филиала. Таково требование пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ.

Однако дополнительных хлопот с созданием подразделения можно и избежать. О том, что для этого надо предпринять, мы рассказали в статье «Как вести бизнес в другом регионе без филиала».


Убытки от уничтожения алкоголя со старой маркировкой в налоговом учете списать нельзя

Стоимость спиртного с марками старого образца налогооблагаемую прибыль не уменьшает. Зато цена напитков из Молдавии и Грузии из базы исключается. Письмо Минфина России от 28 июля 2008 г. № 03-03-06/1/434

До сих пор многие компании, занимающиеся розничной торговлей алкоголем, задаются вопросом: можно ли уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму убытков, которые возникли в 2006 году в связи с уничтожением продукции? Напомним, что тогда компаниям пришлось ликвидировать все запасы алкоголя, маркированного до 31 декабря 2005 года. Кроме того, уничтожить пришлось алкогольную продукцию из Молдавии и Грузии. Ее продажу запретили весной 2006 года.

В своем письме от 28 июля 2008 г. № 03-03-06/1/434 Минфин России сообщил, что убытки от уничтожения алкогольной продукции с марками старого образца списывать в налоговом учете нельзя. Минфин считает, что такие расходы не являются обоснованными. По логике Минфина, компании должны были успеть распродать весь алкоголь со старой маркировкой.

А вот убытки от уничтожения алкогольной продукции, произведенной в Молдавии и Грузии, списать на расходы в налоговом учете можно. Ведь компании не знали заранее о том, что санитарно-эпидемиологические заключения в отношении этой продукции будут приостановлены. Поэтому убытков, связанных с уничтожением молдавских и грузинских вин, компании избежать не могли.


Коротко о других изменениях

Для кого Суть изменений Реквизиты
Для всех налогоплательщиков Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках должны содержать сведения о численности сотрудников Письмо Минфина России от 25 июля 2008 г.№ 07-05-10/52
Для компаний, привлекающих иностранных сотрудников Утвержден перечень 22 профессий (специальностей, должностей) иностранных сотрудников. На эти профессии в 2008 году квоты не распространяются Приказ Минздравсоцразвития России от 25 июля 2008 г. № 355н.
Для физических лиц Гражданин в течение года продает несколько квартир, которые принадлежали ему на праве собственности менее трех лет. В этой ситуации гражданину полагается один имущественный вычет на все объекты недвижимости не больше 1 млн руб. Письмо Минфина России от 31 июля 2008 г.№ 03-04-05-01/282
Для аудиторов Правительство утвердило три новых стандарта аудиторской деятельности: — стандарт № 32 «Использование аудитором результатов работы эксперта»;
— стандарт № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
— стандарт № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях»
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557

У НАС В ГОСТЯХ

О запрете на блокировки, консолидации налогоплательщиков и других перспективах

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей РАЗГУЛИН уверен: новые законы о налогах должны приниматься как минимум за полгода до вступления в силу.

— Сергей Викторович, совсем недавно было принято несколько важных налоговых законов. Многие поправки — в пользу налогоплательщиков. Но некоторые нормы, о которых ранее говорил Минфин, пока остались «за бортом». Например, что будет с блокировкой счета — любимой угрозой налоговых органов?

— К сожалению, нередко налоговые органы используют данную меру без достаточных оснований. А ведь запрет на распоряжение денежными средствами на счете практически парализует финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика. По нашему мнению, в случае злоупотреблений со стороны налоговых органов на всю сумму средств на счетах налогоплательщика, операции по которым были приостановлены незаконно, должны начисляться проценты по ставке рефинансирования Центрального банка. Такой вид финансовой ответственности — одна из гарантий от неправомерных действий налоговых органов. Ведь иногда нарушения допускаются при игнорировании очевидных требований. Например, операции приостанавливаются из-за непредставления расчетов по авансовым платежам. Хотя такое основание Налоговым кодексом не установлено. Кроме того, есть вопросы с очередностью списания средств на счете. Не урегулированы ситуации, связанные с закрытием счета, и т. п. В этой связи предлагается внести в статью 76 Налогового кодекса поправки, которые уточняют порядок приостановления операций по счетам. В настоящее время подготовленный Минфином законопроект находится на согласовании в органах власти и Центральном банке. Законопроект предполагается внести в Правительство РФ осенью текущего года. Но при этом еще раз отмечу, что большое значение играет правоприменительная практика — соблюдение уже установленных законом требований.

— А что ждет другие масштабные законопроекты? Например, о консолидированном плательщике налога на прибыль. Что представляет собой такой налогоплательщик?

— Если коротко, то группа компаний заключает договор о консолидации обязанностей по уплате налога на прибыль. Определяется механизм консолидации, а также лицо, ответственное за исчисление и уплату в бюджет налога на прибыль в отношении консолидированной группы налогоплательщиков. В налоговых целях не принимаются во внимание последствия операций внутри группы (сделки между членами группы). Результаты экономической деятельности компаний — прибыль и убытки всей группы компаний — суммируются.

Например, участник группы — компания 1 заканчивает период с прибылью 500 000 руб., а участник группы компания 2 — с убытком 100 000 руб. Значит, участник, который отчитывается за группу, подаст декларацию с прибылью в размере 400 000 руб.

— А как быть, если к данному холдингу присоединится еще компания 3 — хронически убыточная?

— Те убытки, которые компания получила до того, как стать участником консолидированной группы налогоплательщиков, не учитываются. То есть не будет смысла в целях минимизации налога на прибыль присоединять убыточную компанию. Также, кстати, будут предусмотрены ограничения на использование чистых убытков компаниями, которые выходят из группы.

— Но ведь если цель в данном случае — минимизация налога, можно не делать убыточную компанию участником холдинга, а просто присоединить ее к кому-то из действующих участников, то есть провести реорганизацию?

— Здесь тоже будут созданы определенные ограничения. Кстати, Минфину России известно, насколько популярна данная схема — присоединение убыточной компании к другой организации, которая в итоге тратит всю прибыль на погашение убытков. И на этот счет готовится отдельный законопроект. Предлагается особый порядок переноса убытков на будущее для реорганизуемой компании: установить ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытков.

— Скажите, каким критериям должна отвечать группа компаний, чтобы стать консолидированным плательщиком налога на прибыль?

— Определенно это будут крупные холдинги. По крайней мере на первом этапе. Это организации, которые прямо или косвенно принадлежат материнской компании не менее чем на 90 процентов, а также имеют высокую годовую выручку и высокую стоимость активов.

— Очевидно, что стать консолидированным налогоплательщиком смогут далеко не все организации. А на каком этапе находится та поправка, о которой ранее говорили в Минфине России, что сдавать декларацию по налогу на прибыль можно будет только один раз в год?

— Предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности отмены отчетных периодов по налогу на прибыль. Компании по-прежнему будут перечислять авансы в течение года, но рассчитывать их отдельно не придется: необходимая сумма будет определяться на основании финансового результата предыдущего года. Такая поправка готовится, но начнет действовать не раньше 2010 года.

— Хорошо, когда важные законопроекты принимаются заранее, а не в последние дни декабря, как уже случалось. Не получится, например, что новый порядок трансфертного ценообразования появится в самом конце 2009 года, а начнет действовать с 1 января 2010 года?

— Действительно, были прецеденты, ког-да важные и обширные поправки принимались в конце декабря с введением их в действие с января следующего года. Это не просто плохая, но и противоречащая налоговому и бюджетному законодательству практика. Напомню, что обратная сила возможна только в отношении законов, улучшающих положение налогоплательщиков. В этом году налоговые законы, внесенные правительством в Госдуму РФ, приняты в весеннюю сессию. В частности, новый способ начисления амортизации — по группам объектов, новый подход к финансированию обучения сотрудников и уплате процентов по кредитам на жилье, поправки в специальные налоговые режимы. Все эти новшества одобрены, как вы помните, в июле 2008 года, а действовать начнут с 2009 года. Как видите, у участников налоговых отношений есть полгода, чтобы разобраться с изменениями. Для вступления в силу законопроекта о трансфертном ценообразовании потребуется не меньший срок, а для отдельных его норм — и более длительное время.

— Насколько нам известно, планируется внести ряд изменений в расчет НДФЛ и ЕСН. Какие из возможных поправок представляются вам наиболее важными?

— В уточнении нуждаются нормы статей 217 и 238 Налогового кодекса, определяющие перечень сумм, освобождаемых от налогообложения. Причем речь идет как об исключении некоторых выплат из перечня, так и о включении в указанный перечень новых выплат. К последним, в частности, относятся следующие выплаты. Оплата организациями и индивидуальными предпринимателями стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Компенсация части родительской платы, фактически взимаемой с родителей за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В части ЕСН предлагается расширить перечень сумм, не подлежащих налогообложению, за счет включения в статью 238 кодекса сумм платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

— Законопроект предполагает, что суммы компенсаций за неиспользованный отпуск будут облагаться ЕСН. С чем связано такое изменение законодательства?

— Данный вид денежной компенсации в соответствии со статьей 126 Трудового кодекса РФ может выплачиваться вне зависимости от того, увольняется работник или продолжает осуществлять трудовую деятельность. ЕСН следует начислять на такую выплату также независимо от факта увольнения работника. А НДФЛ такая выплата облагается и в настоящее время.

— В законопроекте сказано, что налогоплательщик должен будет сам заплатить НДФЛ только в том случае, если он получил подарок от другого физического лица. Означает ли это, что в 2008 году исчислить НДФЛ налогоплательщик должен самостоятельно, независимо от того, от кого получен подарок — от юридического лица, предпринимателя или физического лица?

— Да. Напомню, что до 1 января 2008 года при получении подарков от организаций и индивидуальных предпринимателей обязанность по исчислению, удержанию и перечислению сумм НДФЛ была возложена на этих лиц. В целях уточнения порядка уплаты налога в подпункте 7 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса предлагается установить обязанность налогоплательщиков декларировать и уплачивать НДФЛ с доходов, полученных в порядке дарения только при получении таких доходов (в тех случаях, когда их налогообложение сохраняется) от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

— Будут ли внесены какие-либо изменения в налоговые ставки по НДФЛ? Иными словами, планируется ли вновь ввести прогрессивную шкалу по этому налогу?

— Нет, таких изменений Минфином не готовится.

Беседовали: С. Шилкин, Н.Телегина