Журнал Главбух

Детские пособия вновь проиндексировали

Процент инфляции повышен до 10,5. Пересчитайте пособия по уходу за ребенком, выплаты за постановку на учет на ранних сроках беременности и «премию» при рождении.
Федеральный закон от 14 июля 2008 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг».
Изменения, касающиеся размера пособий, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 года.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”».
Вступил в силу 30 июля 2008 года

Некоторые детские пособия с 1 июля 2008 года снова нужно проиндексировать. Законодатели пытаются угнаться за инфляцией, которая никак не хочет укладываться в границы, отведенные для нее чиновниками.

Напомним, что сам механизм индексации был введен с 1 ян-варя 2008 года Федеральным законом от 1 марта 2008 г.№ 18-ФЗ. Он предусматривал, что пособия должны пересчитываться раз в год с 1 января.

Теперь же это ограничение снято. Новая редакция статьи 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ позволяет индексировать детские пособия несколько раз в год.

На сколько именно повысились пособия. Процент, исходя из которого пособия должны быть повышены, — это прогнозируемый уровень инфляции. Он устанавливается законом о бюджете на соответствующий год. На 2008 год этот показатель составлял 8,5 процента (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г.№ 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»).

С 1 июля 2008 года он повышен до 10,5 процента. То есть нынешнее повышение составляет всего 1,0185. Об этом сказано в новом пункте 2.1, который был добавлен в статью 11 Федерального закона № 198-ФЗ Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 122-ФЗ.

Но как бы то ни было, прежние размеры пособий следует пересчитать. Правда, далеко не все. Отметим те пособия, которые выдаются непосредственно в бухгалтерии, но за счет ФСС. Прежде всего, индексации подлежит минимальный и максимальный размер пособия по уходу за ребенком, которое полагается, например, работающей матери. Кроме того, нужно пересчитать:
— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
— единовременное пособие при рождении ребенка.

Как бухгалтеру пересчитать пособия. Рассмотрим механизм индексации на примере пособия по уходу за ребенком. Сотруднице, которая работала до начала отпуска по беременности и родам, это пособие выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка. При этом после последней индексации пособие по уходу за ребенком теперь не может быть меньше 1657,61 руб. за полный календарный месяц, если ребенок у мамы первенец, или 3315,22 руб. за полный календарный месяц, если ребенок второй, третий и т. д. А максимальный размер пособия составляет теперь 6630,44 руб. за полный календарный месяц.

Обращаем внимание на то, что суммы пособий, исчисленных в размере 40 процентов среднего заработка, индексировать не нужно. Повышаются только минимальный и максимальный размеры пособия по уходу за ребенком (письмо ФСС России от 25 июля 2008 г. № 02-10/07-7293).

Например, пособие на второго ребенка, исчисленное из заработка, составляет 4500 руб. В этом случае индексации оно не подлежит, поскольку больше минимального размера (3315,22 руб.) и не превышает максимального размера пособия (6630,44 руб.).

Кроме того, напоминаем, что единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 8840,58 руб. можно выплатить, только если ребенок родился 1 июля 2008 года или позднее.

Для назначения пособия по уходу за ребенком до полутора лет работодателю нужно получить от мамы (или папы — если отпуск по уходу за ребенком берет он) следующие документы (п. 50 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865):
— заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет;
— копию свидетельства о рождении ребенка;
— копии свидетельств о рождении других детей в семье;
— справку с места работы второго родителя о том, что он не получает пособие по уходу за ребенком.

И еще один важный момент. Несмотря на то что 2008 год високосный, при расчете пособия по уходу за ребенком до полутора лет надо брать среднее количество календарных дней месяца в размере 30,4 дня. Подробнее об этом вы можете прочитать в «Главбухе» № 13, 2008.

ПРИМЕР

Бухгалтер ООО «Сигнал» Ефимова А.А. с 11 марта 2008 года находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Ребенок у Ефимовой второй. Общий заработок сотрудницы за расчетный период (с 1 марта 2007 года по 29 февраля 2008 года), учитываемый для расчета пособия, составил 106 675,50 руб. На отработанное сотрудницей в течение расчетного периода время приходится 197 календарных дней.

Среднедневной заработок Ефимовой бухгалтер ООО «Сигнал» рассчитал так:

106 675,50 руб. : 197 дн. = 541,50 руб.

Теперь рассчитаем сумму ежемесячного пособия:

541,50 руб. * 40% * 30,4 дн. = 6584,64 руб.

Эта сумма на момент расчета (март 2008 года) была больше максимума в 6510 руб. Поэтому Ефимовой ежемесячно выплачивалось именно 6510 руб.

Однако с 1 июля максимум возрос до 6630,44 руб., что больше рассчитанной величины. Как следствие, с этой даты сотруднице полагается пособие уже исходя из ее заработка, то есть 6584,64 руб. Так как эта величина меньше нового максимума, равного 6630, 44 руб.

Размеры пособий до и после индексации см. таблицу.


Трудовой кодекс подкорректировали

С одной стороны, устранены неясности в расчете стажа, дающего право на отпуск. С другой стороны, у трудовиков будет больше полномочий.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 157-ФЗ«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации…».
Вступил в силу 10 августа 2008 года

Президент РФ в один день с многочисленными поправками в Налоговый кодекс РФ (см. стр. 16) подписал и изменения в Трудовой кодекс РФ. На некоторые из них стоит обратить внимание бухгалтерам.

Какие периоды входят в стаж, дающий право на оплачиваемый отпуск. Этому вопросу посвящена статья 121 Трудового кодекса РФ. В прежней редакции было сказано, что при расчете стажа исключается время отпусков за свой счет, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней за рабочий год. Но возникал вопрос: исключать это время полностью или только начиная с 15-го дня? Новая формулировка устраняет неясность. 14 дней включаются в стаж, а все что свыше — нет.

Напомним, что в стаж, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, включается время, когда работник фактически не трудился, но за ним сохранялось место работы (ст. 121 Трудового кодекса РФ). В частности, кроме отпусков за свой счет продолжительностью до 14 календарных дней включительно, в него входят оплачиваемые отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни, декретные отпуска, время болезни.

Однако в той же статье 121 кодекса приведены и исключения из общего правила. Например, в стаж работы, который дает право на отпуск, не входит время отпуска по уходу за ребенком.

ПРИМЕР

Сотрудник ООО «Вектор» Северов Н.П. устроился на работу в данную организацию 1 октября 2007 года. В августе 2008 года он написал заявление на очередной ежегодный отпуск. С начала работы в ООО он проболел в общей сложности четыре месяца, а также брал отпуск за свой счет на два месяца. Остальное время он отработал. Тем не менее при расчете стажа, дающего право на оплачиваемый отпуск, исключается только время отпуска за свой счет сверх 14 календарных дней. Таким образом, общий стаж Северова составляет больше шести месяцев и он имеет право на оплачиваемый отпуск.

Что смогут проверить трудовики. Другая поправка расширила полномочия трудовиков во время проверок. Инспекторы теперь вправе проверить, правильно ли компания назначила и рассчитала больничное пособие в той его части, которую оплачивает работодатель из своих средств. То есть за первые два дня болезни.


Малым предприятиям придется пересмотреть свой статус

Теперь годовой лимит выручки составляет 60 млн руб. для микропредприятий, 400 млн руб. — для малых предприятий и 1 млрд руб. —для средних предприятий. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556«О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Вступило в силу 30 июля 2008 года

Правительство РФ утвердило предельные значения выручки, при которых организации могут считаться малыми, средними или микропредприятиями. Учитывать этот критерий при определении статуса компании требует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. В нем же установлены и другие обязательные признаки, а именно численность работников и состав учредителей.

Лимит по выручке (также как и другие критерии) действует с 1 января 2008 года. Это означает, что компаниям, которые с начала текущего года причисляли себя к малому бизнесу, нужно рассчитать показатель выручки за 2007 год. Его предельные значения составляют 60 млн руб. для микропредприятий, 400 млн руб. для малых предприятий и 1 млрд руб. для средних предприятий.

При расчете показателя нужно учитывать выручку от реализации товаров, работ и услуг без учета НДС. Причем делать это нужно «в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ». Как понимать эту фразу, Правительство РФ не разъяснило. По нашему мнению, компания может выбрать порядок расчета самостоятельно. Так, если она работает по общей системе или на «упрощенке», можно ориентироваться на правила главы 25 Налогового кодекса РФ.

Если окажется, что лимит нарушен, у компании нет права на льготы малых предприятий (сдавать упрощенную статотчетность, не применять ПБУ 18/02…), причем с 1 января 2008 года. Тем не менее велика вероятность, что требовать пересдачи отчетов отделения статистики не будут. Ведь списки предприятий, которые в 2008 году отчитываются как малые, уже утверждены. И пересматривать их чиновники не собираются. Об этом нам сообщили в отделе статистики малого предпринимательства Управления статистики предприятий Росстата.

Успокаивающие разъяснения мы получили и из департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России. По мнению специалистов этого ведомства, корректировать бухгалтерскую отчетность за I квартал 2008 года тоже не надо. Также как и отчетность за полугодие (если она сдана до 30 июля 2008 года). Указать сведения по ПБУ 18/02 компания может по итогам 9 месяцев. Это следует из пункта 21 ПБУ 1/98.


В 2009 году порядок расчета акцизов изменится

С 2009 года число плательщиков акцизов может сократиться. Ведь налогом будет облагаться не всякое смешение подакцизных товаров. Разъясняет чиновник.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 142-ФЗ«О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ».
Вступает в силу 1 января 2009 года

В июле законодатели внесли поправки в порядок расчета и уплаты почти всех основных налогов. Вот с какими изменениями в следующем году столкнутся плательщики акцизов.

Ставки проиндексировали. Новая редакция главы 22 по-прежнему будет содержать ставки акциза на три последующих года. Только уже не с 2008-го по 2010-й, а с 2009-го по 2011-й год. Почти все ставки акцизов на 2009 и 2010 годы проиндексированы.

Плательщиков акцизов станет меньше. Напомним, что акцизы платят производители подакцизных товаров. С 2009 года их число может сократиться за счет того, что по новым правилам процедура смешения подакцизных товаров при определенных условиях уже не будет считаться производством. А именно заплатить акциз придется, если налоговая ставка на конечный продукт превысит ставки на подакцизные товары, использованные в качестве сырья. Например, если в бензин добавить присадки, которые увеличат его октановое число, то обязанность уплатить акциз возникнет. Ведь чем выше этот показатель, тем выше налоговая ставка. А если присадки улучшают топливо, не увеличивая его октановое число, налог платить не придется.

Сейчас компании платят акциз независимо от того, увеличилось или нет октановое число переработанного бензина. Значит, от новшеств выиграют те компании, которые улучшают бензин, не меняя его октанового числа. Правда, одновременно они лишатся права на вычет «входного» акциза, так как он положен только производителям подакцизного товара. Для тех же компаний, которые повышают октановое число бензина, ничего не изменится. Они по-прежнему будут начислять акциз и принимать к вычету налог, уплаченный производителям сырья. А если сырье куплено не у производителей, то компания просто начислит налог, а «входной» акциз включит в стоимость бензина.

Исключение составит только низкокачественное топливо, полученное путем смешения прямогонного бензина с высокооктановыми присадками. Ведь по прямогонному бензину ставка вырастет настолько, что будет всегда выше, чем ставка по переработанному из него топливу. Это означает, что по новым правилам сумму акциза по прямогонному бензину придется включать в стоимость конечного продукта.


Минфин считает, что решение по проверке компания получает на шестой день с даты отправки

Минфин считает, что датой получения решения, которое ИФНС выслала заказным письмом, является шестой день с даты отправки. Письмо Минфина России от 23 июля 2008 г. № 03-02-07/1-309

Минфин России еще раз подтвердил: ИФНС не в ответе за то, что налогоплательщик несвоевременно получил решение по результатам проверки. А если решение было отправлено по почте, то днем его вручения будет считаться шестой рабочий день с даты отправки. По всей вероятности, чиновники определили такой срок по аналогии с периодом, который отведен пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ на вручение по почте акта налоговой проверки. Между тем решение и акт — это абсолютно разные документы. И как раз про то, когда считать врученным решение, в Налоговом кодексе ничего не сказано.

Увы, но инспекторы будут следовать разъяснениям Минфина. А значит, компания, собирающаяся обжаловать решение налоговиков, попадет в серьезный цейтнот. Судите сами. Решение по проверке вступает в силу по истечении 10 рабочих дней с момента вручения (п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ). До этого момента компания может его обжаловать. Допустим, ИФНС 1 августа 2008 года отправила решение о привлечении к ответственности по почте. По мнению Минфина, письмо считается полученным уже 11 августа. Значит, подать апелляционную жалобу организация может только до 25-го числа включительно.


Не распечатывать можно только те документы, которые защищены электронно-цифровой подписью

Исключительно в этом случае бумаги, по мнению Минфина России, защищены от несанкционированных исправлений.
Письмо Минфина России от 24 июля 2008 г. № 03-02-07/1-314

Первичные документы и регистры бухгалтерского и налогового учета можно не распечатывать, а хранить в электронном виде. Но при одном условии — что они заверены электронно-цифровыми подписями.

В отношении бухгалтерской «первички» это следует из статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Изготавливать бумажные копии эта статья требует лишь в двух случаях: они необходимы контрагентам или их запросили представители контролирующих ведомств. В этой же статье приведен перечень обязательных реквизитов первичного документа. Один из них — личные подписи должностных лиц. Электронные документы могут соответствовать этому требованию, только если они заверены электронно-цифровыми подписями. О том, что их можно считать равнозначными собственноручным, сказано в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Что касается бухгалтерских и налоговых регистров, то хранить их в электронном виде разрешают статья 10 Закона № 129-ФЗ и статья 314 Налогового кодекса РФ. Но при этом компания должна позаботиться о их защите. По мнению Минфина России, обеспечить ее могут лишь электронно-цифровые подписи.


Авансовый расчет по земельному налогу за II квартал нужно сдавать по старой форме

За II квартал по «земельному» авансовому платежу надо отчитываться на бланках, утвержденных приказом Минфина России от 19 мая 2005 г. № 66н.
Письмо ФНС России от 24 июля 2008 г. № 3-7-04/178

Минфин России планирует утвердить новую форму расчета по авансовым платежам по земельному налогу. Это связано с тем, что с 1 января 2008 года изменены отчетные периоды по налогу. Теперь ими являются I, II и III квартал календарного года. А не I квартал, полугодие и 9 месяцев, как было ранее.

Пока новая форма не утверждена, за II квартал 2008 года компаниям нужно отчитаться по старой форме (утверждена приказом Минфина России от 19 мая 2005 г. № 66н). При этом бухгалтерам следует учесть один важный нюанс, о котором напомнили чиновники.

Если организация владела участком целый квартал, то в расчете по строке с кодом 210 нужно поставить «3». То есть количество полных месяцев владения землей. А в строке с кодом 220 нужно поставить «1».

Если же компания распоряжалась участком не весь квартал, то порядок расчета будет иным. В строке 210 организация указывает полное количество месяцев, в течение которых участок находился в ее собственности (пользовании или владении). А показатель по строке 220 (коэффициент К2) нужно будет рассчитать. Для этого число по строке 210 необходимо разделить на количество календарных месяцев в отчетном периоде, то есть на 3.


С 2009 года компании не будут возмещать расходы ревизоров на экспертизы

С 2009 года предприятия не должны будут оплачивать экспертизу, которую проводят чиновники.
Постановление Конституционного суда РФ от 18 июля 2008 г. № 10-П

Постановлением от 18 июля 2008 г. № 10-П Конституционный суд РФ запретил чиновникам требовать с компаний возмещения расходов на исследования (испытания) и экспертизы. Напомним, что сейчас любая организация обязана возместить расходы ревизоров на контрольные мероприятия, если по результатам этих мероприятий компания признается виновной(ст. 3 и п. 3 ст. 10 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ). С 1 января 2009 года этой обязанности у предприятий не будет.

Конституционный суд посчитал, что взыскание с компании одновременно и административного штрафа, и расходов на экспертизу — это двойное наказание за одно и то же правонарушение. Таким образом, нормы Федерального закона № 134-ФЗ противоречат Конституции РФ.

Отметим, что положения Закона № 134-ФЗ не распространяются на проверки налоговых органов, органов валютного и бюджетного контроля, а также других ведомств, перечисленных в пункте 3 статьи 1 данного нормативного акта. А вот в отношении ревизий Ростехнадзора или Роспотребнадзора этот Закон действует. Таким образом, данные ведомства начиная со следующего года не смогут требовать возмещения своих расходов с виновных компаний. То есть компания, скажем, продававшая некачественный бензин, должна будет заплатить только штраф. Взыскать стоимость расходов на экспертизу чиновники уже не смогут.


Коротко о других изменениях

Для кого Суть изменений Реквизиты
Для всех налогоплательщиков Пока счет компании заблокирован по решению ИФНС, банк может перечислять с него налоги, сборы, а также соответствующие пении штрафы. Взносы на обязательное социальное страхованиеот несчастных случаев не относятся к налогам. Поэтому заплатитьих с заблокированного счета не получится Письмо Минфина Россииот 24 июля 2008 г. № 03-02-07/1-311
Для плательщиков ЕНВД Компания занимается оказанием услуг общественного питания и розничной торговли на одной и той же площади. В этом случае считать налог по услугам общепита надо исходя из площади зала обслуживания. А налог по розничной торговле — исходя из площади торгового зала. Распределять общую площадь между видами деятельности Налоговый кодекс не разрешает Письмо Минфина Россииот 3 июля 2008 г. № 03-11-04/3/311
Для индивидуальных предпринимателей Индивидуальные предприниматели должны подавать в ИФНС сведения о среднесписочной численности работников вне зависимости от количества сотрудников. Даже если работников нет вообще, отчет о численности должен быть сдан Письмо Минфина Россииот 21 июля 2008 г. № 03-02-08-13

У НАС В ГОСТЯХ

Комиссии налоговых органов существовали еще в 90-е годы

Член Совета Федерации, бывший руководитель МНС России Александр ПОЧИНОК полагает, что ответственность налоговых инспекторов пора ужесточить.

— Александр Петрович, в работе ФНС России много нареканий вызывают административные методы воздействия — всевозможные комиссии налоговой службы. Как вы считаете, оправданны ли эти меры?

— Да. По крайней мере скажу так: это приносит результат. Благодаря деятельности комиссий по легализации зарплат улучшилось социальное положение миллионов граждан. Возьмем юг России. Еще несколько лет назад там процветала теневая экономика. А посмотрите, что происходит сейчас, например, в Краснодарском крае. Ситуация постоянно улучшается: на Кубани происходит прямо-таки повсеместное «обеление» зарплат!

Хотя, конечно, надо понимать, что все эти меры — временное явление. Довольно скоро исчезнет нужда в административных методах, в том числе в совместных комиссиях налоговой службы и администраций регионов. Вы вот представляете, чтобы на Запа-де, например в США, в штате Калифорния, губернатор Арнольд Шварценеггер чуть ли не выколачивал из местных работодателей повышение зарплат? Я — нет. Вот и мы со временем прекратим подобные уговоры.

— А что именно сделает владельцев компаний такими сознательными? Что поспособствует тому, чтобы они честно, до копейки, уплачивали все налоги?

— Если говорить о «зарплатных» налогах, то раскошелиться работодателей, полагаю, заставят профсоюзы. Уже сейчас в некоторых отраслях действуют соглашения, где установлен определенный уровень зарплат — его должны соблюдать все предприятия-участники. Это хорошо видно на примере такой отрасли, как металлургия. Крупные заводы уже подписали такие соглашения.

— Вернемся к административным мерам воздействия. В то время, когда вы возглавляли МНС России, комиссии тоже существовали?

— Да. Вызов налогоплательщика в инспекцию, в региональное управление или в администрацию региона — это не такая уж новая идея. В 90-е годы инспекторы тоже приглашали работодателей к себе и просили объяснить, почему так долго не выплачивается зарплата на предприятии или почему происходят массовые увольнения.

— С тех пор прошло почти десять лет. Какие изменения в работе налоговой службы вы считаете самыми положительными?

— Растет профессионализм сотрудников. Также большим достижением я считаю публикацию «Общедоступных критериев…». Это как картонные макеты инспекторов ГИБДД, которые иногда стоят вдоль дороги. Увидев их, любой нормальный водитель автоматически снижает скорость. А руководитель компании, ознакомившись с критериями, отказывается от самых одиозных схем.

— Другая интересная инициатива ФНС России: появились еще и критерии оценки деятельности самих инспекторов. За хорошую работу им выплачивают премии. Как вы считаете, не пора ли вводить еще и ответственность — административную или даже уголовную — за неправомерные дей-ствия инспекторов?

— Да, я согласен, что ответственность нужна. Механизм может выглядеть примерно так. Если сотрудник налоговой службы своими действиями нанес ущерб — например, компания не смогла вовремя расплатиться по обязательствам из-за незаконной блокировки счета, — это должно привести к двум последствиям. Во-первых, государство возмещает ущерб. Во-вторых, сам инспектор лишается своего места и права когда-либо в дальнейшем работать в налоговой службе.

— Да, сейчас многие законодатели говорят о необходимости ужесточить ответственность государственных служащих. Но пока такие меры не приняты, можно пытаться воздействовать на чиновников другими путями. Например, журнал «Главбух» уже во второй раз составляет Всероссийский рейтинг налоговых инспекций. Как вы считаете, такие инициативы могут повлиять на ситуацию?

— Да. И я отмечу такой момент: по итогам голосования лучшими стали те регионы, где УФНС возглавляют опытные и высококвалифицированные специалисты. Я лично знаю многих из них, могу подтвердить — они настоящие профессионалы. Думаю, такой результат подтверждает объективность рейтинга, проведенного журналом «Главбух».

— Теперь поговорим о налоговом законодательстве в целом. Какими законопроектами вы, как член Совета Федерации, занимаетесь в данный момент?

— Мы разрабатываем поправки, которые сблизят бухгалтерский и налоговый учет. Сейчас у бухгалтеров появляется много работы, по сути дела, совершенно ненужной, из-за того, что для руководителей и учредителей бухгалтерия готовит одни данные, а для налоговых органов — другие. Добавим, что крупные компании еще и ведут учет по МСФО. Получается, одну и ту же процедуру надо отразить трижды! Мы предлагаем создать универсальный бухгалтерский учет, подходящий также для налоговых целей, причем максимально приблизить его к МСФО.

— Какие случаи из работы главным налоговиком страны запомнились вам больше всего?

— Честно говоря, меня всегда, с одной стороны, восхищали, а с другой — удивляли некоторые наши «великие комбинаторы». Многомиллионные схемы рушились из-за жадности, которая порождала совершенно глупые нестыковки. Например, такой случай: компания якобы производила и продавала в московские магазины детские игрушки. Все материалы для производства закупались с 18-процентным НДС, а сами игрушки продавались с НДС по льготной ставке 10 процентов. Таким образом, налогоплательщик постоянно заявлял крупные суммы НДС к возмещению. В какой-то момент инспекторы, заподозрив неладное, провели определенные расчеты. Оказалось, что такое количество игрушек просто не поместилось бы в магазинах Москвы, даже если эта компания была бы единственным поставщиком на всем рынке!

Беседовала Н. Телегина