Журнал Главбух

ПБУ 18/02 сделали понятнее

Чиновники внесли в ПБУ 18/02 уточнения, с которыми документ стал значительно понятнее. Приказ Минфина России от 11 февраля 2008 г. № 23н.
Вступает в силу с отчетности 2008 года.

Поправки в ПБУ 18/02 не принесут бухгалтеру дополнительных проблем. В большинстве своем они являются техническими и уточняющими.

Кто теперь должен и кто не должен применять ПБУ 18/02

С 2008 года ПБУ 18/02 должны применять и страховые организации. А вот с некоммерческих организаций такую обязанность сняли. В этом смысле они присоединились к субъектам малого предпринимательства, кредитным организациям и бюджетным учреждениям, которые и раньше были освобождены от необходимости учитывать постоянные и временные разницы.

Активы и обязательства надо по-прежнему учитывать на счетах бухучета

Активы и обязательства возникают из-за постоянных и временных разниц между расходами (доходами) в бухгалтерском и налоговом учете. Согласно новой редакции ПБУ 18/02, постоянные и временные разницы можно отражать двумя способами. Первый — по счетам бухгалтерского учета. Например, если организация отдельно учитывает расходы и доходы, которые в бухгалтерском учете признают, а в налоговом нет. Второй способ — в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно. Обычно на практике бухгалтеры показывают разницы в специальных справках, регистрах, таблицах и т. д. Отметим, что «Главбух» специально для своих подписчиков разработал программу, которая позволяет автоматически составить пояснительную записку для ситуации, когда бухгалтерская прибыль больше налоговой. Подробнее об этом — в следующем номере журнала.

Что же касается активов и обязательств, то их, как и раньше, следует показывать на счетах бухгалтерского учета. Правда, из ПБУ 18/02 теперь исключили указания о проводках, которыми надо было отражать активы и обязательства. Однако в Плане счетов информация по-прежнему есть.

Как отражать в отчетности информацию о налоге на прибыль

В новой редакции ПБУ 18/02 четко прописано, что задолженность или переплату по текущему налогу на прибыль надо отражать в бухгалтерском балансе. Задолженность — как кратко-срочное обязательство. А переплату или излишне взысканную сумму налога — как дебиторскую задолженность по строке 240.

Сумму текущего налога на прибыль надо по-прежнему отражать в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2). В этот отчет также еще следует вносить суммы недоплаты или переплаты по налогу из-за ошибок в прошлых налоговых периодах. Отражать в отчете их нужно после показателя текущего налога.

В бухгалтерском учете выявленные за прошлые налоговые периоды расходы (доходы) признаются в отчетном периоде. А в налоговом учете их надо признавать в тех периодах, когда они возникли. В результате в отчетном периоде сумма доначисления (переплаты) отражается три раза. Во-первых, в составе условного расхода (дохода) по налогу на прибыль. Во-вторых, как постоянный налоговый актив (при недоплате) или постоянное налоговое обязательство (при переплате). И наконец, в-третьих, как задолженность перед бюджетом (или задолженность бюджета) из-за ошибки прошлого периода.

ПРИМЕР

Бухгалтер ООО «Солнечный» в апреле 2008 года обнаружил ошибку при расчете налога на прибыль за 2007 год. Не были учтены доходы в размере 208 350 руб. Причем эти доходы одинаково признаются в налоговом и бухгалтерском учете. В результате организация недоплатила налог, сумма которого составила 50 004 руб. (208 350 руб. * 24%).

По декларации по налогу на прибыль за полугодие 2008 года налог к уплате составляет 200 000 руб. Таким образом, общая задолженность перед бюджетом составила 250 004 руб. (200 000 + 50 004), в том числе 200 000 руб. — текущий налог на прибыль и 50 004 руб. — доплата из-за ошибки прошлого периода. Бухгалтер сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

— 208 350 руб. — отражены доходы прошлого налогового периода, выявленные в отчетном периоде;

ДЕБЕТ 99 субсчет «Условный расход по налогу на прибыль»КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— 250 004 руб. (200 000 + 50 004) — отражен условный расход по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»КРЕДИТ 99 субсчет «Постоянный налоговый актив»

— 50 004 руб. — отражен постоянный налоговый актив на сумму дохода 2007 года, который в бухучете показан в доходах за полугодие 2008 года,а в налоговом учете — в 2007 году;

ДЕБЕТ 99 субсчет «Доплата по налогу на прибыль в связи с обнаружением ошибок» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— 50 004 руб. — отражена доплата по налогу на прибыль за 2007 год.

Никаких разниц между бухгалтерским и налоговым учетом за полугодие 2008 года не было, за исключением постоянной разницы, которая возникла из-за недоплаты.

В Отчете о прибылях и убытках за полугодие 2008 года данные о текущем налоге на прибыль и выявленной недоплате за предыдущий налоговый период надо заполнить следующим образом (текущий налог на прибыль за полугодие 2007 года равен 180 000 руб.): см. таблицу.

Еcли ошибка обнаружена в пределах одного налогового периода, то отражать в Отчете о прибылях и убытках сумму недоплаты или переплаты не нужно. Дело в том, что исчисленный налог в декларации и текущий налог на прибыль в Отчете о прибылях и убытках рассчитывают нарастающим итогом.

Постоянный налоговый актив признали официально

Наконец в Положении наряду с постоянным налоговым обязательством нашлось место и для постоянного налогового актива. Он возникает, когда расход в налоговом учете признается, а в бухгалтерском нет (либо доход признается только в бухгалтерском учете). Такое дополнение можно считать скорее техническим. Дело в том, что, несмотря на пробел в ПБУ 18/02, постоянный налоговый актив на практике бухгалтеры отражали. Даже форма № 2 предусматривает строку с таким показателем.

Почему исключили «текущий налоговый убыток»

Из ПБУ 18/02 исключили такое понятие, как «текущий налоговый убыток». Он был предусмотрен для того случая, если организация понесла убыток в налоговом учете. Никакого смысла в этом нет, так как сумма текущего налога на прибыль не может быть отрицательной величиной. Ведь она не должна отличаться от заявленной в декларации суммы исчисленного налога, которая не может быть меньше нуля.


За I квартал 2008 года по налогу на имущество надо отчитаться по новой форме

Появилось два новых бланка для отчетов по налогу на имущество: годовая декларация и расчет, который надо подать уже за I квартал. Приказ Минфина России от 20 февраля 2008 г. № 27н.
Применяется с отчетности за I квартал 2008 года.

Утверждены две новые отчетные формы по налогу на имущество вместо одной: декларация и налоговый расчет по авансовому платежу. Первую нужно подавать только по итогам года. Вторую — по итогам каждого отчетного периода. Первый раз сдать расчет авансовых платежей на новом бланке нужно уже по итогам I квартала 2008 года. Обратите внимание: отчитаться за 2007 год надо по старой форме декларации.

Что изменилось в расчетном разделе 2

В новых формах всего три раздела: итоговый и два расчетных (один для российских компаний и иностранных организаций, имеющих представительство в РФ, другой — для иностранных компаний — владельцев недвижимого имущества на территории РФ, которое не относится к их деятельности через постоянные представительства). В расчете (как и в декларации) вы больше не найдете разделов 4 и 5. Все данные из них перекочевали в раздел 2.

Большинство изменений раздела 2 декларации и расчета совпадают. Но есть и отличия.

Изменения в разделе 2, которые есть как в расчете, так и в декларации

Поскольку бухгалтерам совсем скоро предстоит отчитываться за I квартал 2008 года, то изменения в разделе 2 покажем на примере расчета по авансовому платежу.

Новый реквизит — код имущества. Если раздел 2 заполняют по основным средствам, расположенным на территории нескольких субъектов РФ, то нужно поставить код 2. Для имущества единой системы газоснабжения — код 1. Во всех остальных случаях надо ставить код 3.

Данные по имуществу, не облагаемому налогом. Стоимость льготируемого имущества теперь надо указывать в графе 4 раздела 2. А его среднюю стоимость — в строке 140.

Данные по имуществу, относящемуся к нескольким субъектам РФ. Если раздел 2 идет под кодом вида имущества 2, то по строке 150 следует отразить долю балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ.

Что изменилось только в декларации

В разделе 2 новой декларации изменили последнюю дату для определения среднегодовой стоимости имущества. Теперь это не 1 января следующего за отчетным года (как раньше), а 31 декабря отчетного года. Кроме того, в строке 260 декларации появился совершенно новый показатель «сумма налога, уплаченная за пределами Российской Федерации». Напомним, что статья 386.1 Налогового кодекса РФ позволяет уменьшать российский налог на имущество на налог, уплаченный в другом государстве за объекты, которые находятся за пределами РФ.

Как заполнять титульный лист

Титульный лист стал содержать больше кодов. В частности, коды отчетных периодов (например, за I квартал — 21, за полугодие — 31, за 9 месяцев — 33; при реорганизации (ликвидации) организации — 51, 52, 53 соответственно отчетному периоду). Теперь не надо ставить галочку напротив реквизита местонахождения имущества. Вместо этого нужно указывать код. Например, код местонахождения организации — 214; обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс — 221; объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) — 281; крупнейшего налогоплательщика — 213. А в зависимости от того, кто подписывает расчет (налогоплательщик или его представитель), надо проставить код 1 или 2 соответственно.

Подпись главного бухгалтера больше не обязательна. Если документ подписывает представитель налогоплательщика, то он должен указать наименование документа, подтверждающего полномочия.

В титульном листе появился новый реквизит ОКВЭД. А вот ОГРН больше указывать не надо.

Как заполнять текстовые и числовые показатели

Все текстовые и числовые показатели с ячейками надо начинать заполнять с крайней левой ячейки. Так что если будут оставаться незаполненные ячейки, то они будут справа. В последних незаполненных ячейках числовых показателей (как целых, так и дробных) ставится прочерк.

В последних незаполненных ячейках ОКАТО проставляются нули. При заполнении ИНН в последних двух незаполненных ячейках нужно ставить прочерк.


Компания должна уведомить налоговую инспекцию о каждом иностранце, принятом на работу, кроме белорусов

Это не вполне законное требование, но проще его выполнить, чем спорить с инспектором. Штраф достигает 800 000 руб. Письмо ФНС России от 14 февраля 2008 г. № ШС-6-3/102@

Нанимая иностранного работника, компания должна обязательно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. При этом не важно, на основании какого документа (миграционной карты или визы) иностранец прибыл в нашу страну. Такова основная мысль письма Федеральной налоговой службы от 14 февраля 2008 г. № ШС-6-3/102@.

Чиновники ссылаются на подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. В данной норме действительно говорится об обязанности работодателя сообщать о каждом иностранном работнике. Однако статья 18 Закона № 115-ФЗ распространяется только на те случаи, когда компания принимает на работу иностранца, прибывшего в Россию на основании приглашения и визы.

При этом Закон № 115-ФЗ не содержит требования уведомлять налоговую инспекцию о работниках, прибывших в Россию на основании миграционной карты. Напомним, что «безвизовыми» являются Украина, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Армения и Азербайджан.

Таким образом, требование чиновников сообщать в налоговую инспекцию о «безвизовых» иностранных сотрудниках, по сути, является незаконным. Однако, как правило, компании проще его выполнить, чем вступать в споры с инспекторами. Ведь заполнить бланк уведомления (утвержден письмом ФНС России от 24 августа 2007 г. № ГИ-6-04/676@) не так уж сложно. А штрафы за отсутствие уведомления серьезные: от 400 000 до 800 000 руб. для компаний и от 35 000 до 50 000 руб. для должностных лиц и предпринимателей. Кроме того, проверяющие могут приостановить деятельность провинившегося юридического лица на срок до 90 суток (п. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Отметим, что отдельной категорией иностранных работников являются граждане Белоруссии. Они обладают такими же правами, что и граждане России (п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4). Требования Закона № 115-ФЗ на них не распространяются. А это значит, что о гражданах Белоруссии не нужно специально сообщать в налоговую инспекцию. К счастью, с данным выводом в ФНС согласны.


В налоговом учете можно списать расходы за период, в котором не было доходов

Наконец с этим согласился и Минфин России. Он признал, что даже если доходов нет, то текущие расходы учитываются в обычном порядке. Письмо Минфина России от 6 марта 2008 г. № 03-03-06/1/153

Вопрос о том, можно ли учесть при налогообложении прибыли расходы, произведенные в периоде, ког-да доходов еще не было, до настоящего момента оставался спорным. И несмотря на то, что судьи подтверждали обоснованность таких расходов и разрешали компаниям уменьшать прибыль последующих периодов, инспекторы продолжали штрафовать компании (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 июня 2006 г. № А38-4713-12/257-2005(12/7-2006).

В «Главбухе» № 6, 2008 на странице 25 мы писали, что вполне вероятно, что вскоре чиновники все же сменят гнев на милость. И вот наконец Минфин России высказал позицию с учетом сложившейся арбитражной практики. Он указал, что обоснованные и документально подтвержденные расходы в периоде, в котором нет доходов от производства и реализации, уменьшают прибыль по итогам года на основании статьи 252 Налогового кодекса РФ. То есть по сути такие расходы учитываются в обычном порядке.

И если в итоге за налоговый период компания получит убыток, то его можно списывать в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 283 Налогового кодекса РФ. А именно за счет прибыли на протяжении десяти лет, следующих за периодом, в котором он получен.

Остается надеяться, что этой справедливой позиции в дальнейшем будут придерживаться и налоговики.


Переплату по ЕСН в федеральный бюджет нельзя зачесть в счет недоимки по пенсионным взносам

Переплату по ЕСН в счет пенсионных взносов не зачесть. Письмо Минфина России от 13 марта 2008 г. № 03-04-06-02/30

Компания спросила, можно ли зачесть переплату по ЕСН в федеральный бюджет в счет недоимки по пенсионным взносам. Чиновники ответили отрицательно. Они пояснили, что пенсионные взносы — это внебюджетные платежи, а ЕСН — федеральный налог. То есть речь идет о разных видах платежей, зачисляемых в разные бюджеты. Поэтому зачет невозможен.

Если компания неверно рассчитала размер взносов на обязательное пенсионное страхование и поэтому недоплатила их, инспекторы при проверке доначисляют взносы, а также пени и штрафы. А так как ЕСН в федеральный бюджет начисляют и уплачивают за вычетом пенсионных взносов, то в этой части налога возникает переплата.

ЕСН, излишне уплаченный в федеральный бюджет, придется возвращать в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ, или зачесть в счет предстоящих платежей.

Обратите внимание, что проверять, верно ли компания начислила и уплатила пенсионные взносы, может только ИФНС. Но взыскать недоимку согласно пункту 1 статьи 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, на основании сведений, предоставленных ИФНС, может только территориальное отделение Пенсионного фонда.


Сумму отпускных нужно отражать в формах1-НДФЛ и 2-НДФЛ в месяце их выплаты

Отпускные в формах 1-НДФЛ и 2-НДФЛотражаются в месяце выплаты. Письмо Минфина России от 6 марта 2008 г. № 03-04-06-01/49

Чиновники Минфина порадовали бухгалтеров. По их мнению, сумму отпускных в карточке по форме 1-НДФЛ и в справке по форме 2-НДФЛ не надо распределять между месяцами, в которых сотрудник отдыхал. Всю сумму выплаченных отпускных бухгалтер может отражать в месяце, когда деньги были фактически выплачены работнику.

В своем разъяснении представители Минфина совершенно справедливо заметили, что датой фактического получения дохода в виде отпускных считается день их выплаты. Это правило прописано в подпункте 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса РФ. А раз так, то отпускные в отчетности надо отражать в том месяце, когда они были выданы налогоплательщику или перечислены на его счет в банке. При этом не имеет значения, на какой именно месяц приходится отпуск.

Допустим, сотрудник получил отпускные 27 февраля 2008 года. А его отпуск продлился с 1 по 7 марта. В этом случае сумму отпускных надо отразить в доходах сотрудника за февраль. А как быть, если сотрудник отдыхал с 28 февраля по 7 марта? Точно так же. Распределять доход между февралем и мартом в данном случае не надо.

Письмо № 03-04-06-01/49 доведено до сведения налоговых органов. А это значит, что инспекторы не будут требовать от бухгалтеров распределять сумму отпускных, если отпуск работника приходится на разные месяцы.


Чиновники разъяснили, как учесть годовую премию при расчете отпускных

Премию, выплаченную за прошлый год, нужно учесть при расчете среднего заработка в текущем году. И время начисления роли не играет. Письмо Минздравсоцразвития России от 5 марта 2008 г. № 535-17

Чиновники Минздравсоцразвития подтвердили ту методику учета годовых премий при расчете среднего заработка для отпускных, которую «Главбух» приводил еще в № 3 за этот год (см. статью «Годовые премии в расчете нового среднего заработка» журнала «Главбух» №3, 2008).

Прежде всего, независимо от времени начисления премию, выплаченную за предшествующий календарный год, нужно учесть при расчете среднего заработка в текущем году.

Если расчетный период отработан полностью. Тогда премия за прошлый год учитывается в полном объеме. И не важно, что расчетный период может не совпасть с календарным годом. Например, работник идет в отпуск в апреле 2008 года, а в феврале ему начислена премия по итогам работы в 2007 году. Расчетный период (с апреля 2007 года по март 2008 года) отработан полностью. В таком случае премию нужно учесть целиком.

Расчетный период отработан не полностью. В этом случае годовая премия учитывается пропорционально отработанному времени. Исключение — ситуация, когда расчетный период совпадает с календарным годом. То есть когда работник, скажем, идет в отпуск или едет в командировку в январе. Тогда годовую премию можно учесть полностью. Но при условии, что ее начисляли за фактически отработанное время.


Утверждена новая форма заявления о постановке на учет плательщика ЕНВД

Эту форму надо предоставить в инспекцию не позднее чем через пять дней с того момента, когда компания начнет вести деятельность, облагаемую ЕНВД. Приказ ФНС России от 5 февраля 2008 г. № ММ-3-6/45@

Не позднее 5 рабочих дней с момента, когда компания начнет вести деятельность, облагаемую ЕНВД, ей следует встать на учет в ИФНС по месту работы. Для этого в инспекцию необходимо направить заявление установленного образца.

И вот сейчас появились новые формы заявлений о постановке на учет компаний и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых облагается ЕНВД. Документы утверждены приказом ФНС России от 5 февраля 2008 г. № ММ-3-6/45@.

Документы изменились незначительно. Так, например, заявление, которое следует подавать компании по форме № ЕНВД-1, больше не будет подписывать главный бухгалтер. Кроме того, если в прежней форме на одном листе приложения к заявлению можно было указать сведения о четырех видах деятельности, то сейчас — только о двух. Если видов деятельности будет больше двух, то надо заполнить необходимое количество листов приложения к форме № ЕНВД-1.

В заявлении, которое подает предприниматель по форме № ЕНВД-2, больше не нужно указывать личные сведения о заявителе: дату и место рождения, пол, гражданство, паспортные данные и адрес места жительства.

Документ вступил в силу с 25 марта 2008 года.


Ошибку в трудовой книжке, допущенную предпринимателем, может исправить новый работодатель

Минфин подсказал, как исправлять ошибки в трудовой книжке, если бывший работодатель вел предпринимательскую деятельность и уже закрыл бизнес. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 132

Чиновники внесли изменения в Правила ведения и хранения трудовых книжек… которые утверждены постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225. Среди внесенных поправок выделим две. Первая касается ситуации, когда в компании работает сотрудник, в чьей трудовой книжке обнаружена ошибка, допущенная предпринимателем, уже прекратившим свою деятельность. Вторая — когда бывший работник по тем или иным причинам не забрал свою трудовую книжку.

Если в трудовой книжке сотрудника обнаружена ошибка, которую сделал прежний работодатель, то он и должен ее исправить. Однако если работник раньше трудился у предпринимателя, который на момент обнаружения ошибки прекратил свою деятельность, то поправить неточность должна будет компания, в которой сотрудник работает сейчас. Основание — документ об исключении предпринимателя из госреестра.

Другая поправка касается правил хранения трудовой книжки, которую работник не забрал при увольнении. Теперь ее можно сразу после увольнения работника сдать в архив (а не держать два года в кадровой службе) и хранить там до востребования.


Коротко о других изменениях

Для кого Суть изменений Реквизиты
Для предприятий, привлекающих на работу иностранцев из «безвизовых стран» Утверждена новая форма уведомления ФМС и службы занятости о привлечении на работу иностранца, прибывшего в нашу страну на основании миграционной карты. Также правительство утвердило правила подачи этого уведомления. Новая форма практически не изменилась по сравнению с той, что действовала раньше. Главное новшество: на бланке появилась отрывная часть, которая с отметкой ФМС или службы занятости возвращается уведомителю Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 183 Действует с 30 марта 2008 года
Для организаций на общей системе налогообложения Отчитываться по налогу на имущество необходимо даже тогда, когда на балансе компании нет вообще никаких основных средств. А вот по транспортному и земельному налогам отчетность нужно представлять, только если у компании есть машины и земельные участки (на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования) Письмо Минфина России от 4 марта 2008 г. № 03-05-04-02/14
Для компаний с обособленными подразделениями Компания создает обособленное подразделение на территории, подведомственной той же налоговой инспекции, где состоит на учете головное отделение. В этой ситуации организация обязана письменно уведомить ИФНС об открытии подразделения Письмо Минфина России от 7 марта 2008 г. № 03-02-07/1-90
Для компаний — лизингополучателей Лизинговые платежи, уплаченные до ввода в эксплуатацию лизингового оборудования, можно учесть при расчете налога на прибыль при одном условии: если отсрочка начала использования оборудования обусловлена объективными причинами (например, оборудование необходимо довести до состояния, пригодного к эксплуатации) Письмо Минфина России от 7 марта 2008 г. № 03-03-06/1/160

 


У НАС В ГОСТЯХ

На подходе — новый закон о бухучете

Директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Леонид ШНЕЙДМАН поведал нам, как изменится бухучет в ближайшие годы.

— Леонид Зиновьевич, в последнее время складывается впечатление, что с бухгалтерским учетом происходит нечто революционное. Внесены изменения в некоторые ПБУ, появились также новые Положения по бухгалтерскому учету. И, насколько мы знаем, это еще не все поправки…

— Я бы это революцией не назвал. Идет плановая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы бухгалтерского учета. Основные направления этой работы были определены еще в 2004 году Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу. Все проекты нормативных актов, о которых вы говорите, достаточно долго находились в свободном доступе на сайте Минфина России. Желающие могли изучить их, направить нам свои замечания и предложения, заблаговременно подготовиться к новшествам, которые там содержатся.

— Не меньший интерес, чем проекты ПБУ, вызывает законопроект «О бухгалтерском учете», который недавно был передан на рассмотрение Правительству РФ. Какие самые важные моменты вы, как один из разработчиков, видите в этом законопроекте?

— Цель законопроекта — устранение противоречий и пробелов, которые пока есть в системе регулирования бухгалтерского учета. В работе над ним приняли участие представители как государственных структур — Минфина, МЭРТ, ФСФР, Росстата, Центробанка, так и профессиональных и бизнес-объединений.

Самое важное в законопроекте то, что он обеспечивает последовательное развитие бухгалтерского учета в стране, создает правовые основы выполнения учетом своих важнейших функций. Законопроект определяет четкую систему регулирования бухгалтерского учета, гарантирует права всех участников данного процесса.

Помимо отмеченного законопроект решает ряд важных с точки зрения хозяйственной практики вопросов. Уточняется, как составлять бухгалтерскую отчетность в условиях ликвидации и реорганизации компании. В действующем законодательстве сегодня существует пробел по данному вопросу. Решается такой актуальный вопрос, как использование электронных документов. Снимаются имеющиеся в дейст-вующем законе ограничения в части формирования учетной политики организации.

— В законопроекте сказано, что негосударственные организации, а не органы федеральной власти будут заниматься разработкой стандартов бухучета. Минфин России готов поделиться своими полномочиями?

— Минфин уже давно последовательно реализует идею саморегулирования в сфере бухгалтерского учета. Нет ни одного нормативного акта по учету и отчетности, который предварительно не прошел бы общественного обсуждения. Только в том случае, когда мы видим поддержку проекта бухгалтерского стандарта со стороны профессиональной общественности и деловых кругов, этот проект становится нормативным актом. В противном случае мы продолжаем активный диалог с заинтересованными сторонами в поисках качественного решения. Многие проекты ПБУ или изменений к ним, о которых мы говорили выше, были предложены именно профессиональным сообществом.

— Сам законопроект «О бухгалтерском учете» тоже активно обсуждался с профессиональным сообществом?

— Да. Только по информации, которая поступила к нам, в обсуждении этого проекта приняли участие более 6000 человек. Среди них — практикующие бухгалтеры и аудиторы, финансовые директоры, руководители крупных и малых организаций, научные работники, преподаватели. Все предложения внимательно рассматривались. Благодаря этому первоначальный вариант проекта претерпел существенные изменения. И сегодня любому не ангажированному человеку очевидно, что законопроект имеет самую широкую поддержку.

— Законопроект позволяет обычному бухгалтеру, если он является членом какого-либо профессионального объединения, влиять на стандарты бухучета. Но есть в проекте и не такие приятные нормы. Например, почему главбухов хотят лишить права второй подписи?

— В проекте действительно нет нормы сегодняшнего закона, согласно которой без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными. При подготовке проекта пришли к выводу, что этот вопрос выходит за рамки предмета данного законопроекта. Порядок подписания тех или иных документов, особенно не являющихся учетными, — вопрос не бухгалтерского законодательства.

— Меняются ли требования к тому, как оформлять первичные учетные документы?

— Да, меняются. Мы хотим отказаться от установления государством форм первичных учетных документов. В законопроекте лишь оговариваются обязательные реквизиты таких документов. Они призваны обеспечить данные для учетных записей, доказательную силу документов и возможность последующего контроля. Сама же форма документа, равно как и дополнительные реквизиты, должны разрабатываться самим юридическим лицом. При этом важно, какая техника используется организацией, как построен процесс подготовки и обработки документов, насколько компьютеризирован документооборот. Учесть все эти факторы при подготовке унифицированных форм документов сегодня вряд ли возможно.

— Законопроект вводит обязательные квалификационные требования для главбухов определенных компаний. Для чего это нужно?

— Такие требования предусмотрены для узкого круга главных бухгалтеров. Это главные бухгалтеры так называемых публичных организаций, то есть тех, чьи ценные бумаги торгуются на бирже, кредитных и страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов. Другими словами, в законопроекте идет речь о тех организациях, которые аккумулируют значительные финансовые ресурсы, в том числе ресурсы огромного числа физических лиц. Думается, что все мы заинтересованы, чтобы во главе таких организаций стояли грамотные специалисты, в том числе высококлассные главные бухгалтеры, ведь именно они готовят для нас финансовую информацию. А на основании этой информации принимаются решения об инвестициях, о покупке или продаже ценных бумаг. Включенные в законопроект минимальные квалификационные требования к главным бухгалтерам — это одна из гарантий качества обращающейся на рынке финансовой информации.

При этом речь идет о самых элементарных требованиях: главный бухгалтер должен иметь необходимые знания и навыки работы, не иметь судимости и являться членом одной из саморегулируемых профессиональных организаций. Представляется, что ничего избыточного в этих требованиях нет.

— Тем не менее появление квалификационных требований к главным бухгалтерам уже стало притчей во языцех. Что сказали представители профессионального сообщества по поводу этих требований во время обсуждений?

— Да, квалификационные требования к главным бухгалтерам стали одной из самых дискуссионных норм законопроекта. Данная норма была введена как раз после общественного обсуждения в ответ на настоятельные призывы бухгалтерского и аудиторского сообщества, руководителей организаций, инвесторов. Вопрос долго обсуждался на разных уровнях. Сегодня в законопроекте представлена, как мне кажется, обоснованная и взвешенная позиция, учитывающая интересы всех сторон.


Что нового предлагает Минфин

В ближайшее время Минфин отредактирует некоторые бухгалтерские нормативные акты и примет новые. Также нас ждет новая редакция закона «О бухгалтерском учете». Итак, самые важные моменты.

Законопроект «О бухгалтерском учете»

1. Исчезнет требование о том, что главбух обязан подписывать денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства.

2. К главбухам ряда компаний появятся квалификационные требования: бухгалтерское образование, опыт работы не менее трех лет, участие в одной из саморегулируемых организаций аудиторов, отсутствие судимости. В случае, если у главбуха нет бухгалтерского образования, опыт работы — не менее пяти лет.

3. Государство будет устанавливать только обязательные реквизиты первичных документов, но не формы.

4. Первичные документы можно будет составлять и хранить не только на бумаге, но и в электронном виде.

5. «Упрощенщики» обязаны будут вести бухучет в полном объеме.

6. Руководитель сможет одновременно быть главным бухгалтером только в компаниях, которые относятся к малому бизнесу.

7. Появятся саморегулируемые организации аудиторов (а также специалистов), которые смогут участвовать в разработке стандартов бухучета.

ПБУ 11/2007 «Информация о связанных сторонах»

Положение разъясняет, кто является связанными сторонами и какие операции между ними нужно дополнительно отражать в бухгалтерской отчетности. Требование будет обязательным для крупных компаний, а также для средних и малых при условии, что их отчетность — публичная, то есть находится в открытом доступе.

ПБУ 2/07 «Учет договоров строительного подряда»

Положение говорит о специфике строительных компаний при учете доходов и расходов. Выручка и доходы будут определяться исходя из степени завершенности работ на отчетную дату и независимо от того, предъявит ли организация эти работы к оплате заказчику до того, как они будут полностью выполнены.

Поправка в План счетов бухгалтерского учета и в Инструкцию по его применению

Поправка связана с появлением ПБУ 2/07. К счету 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» будет введен новый субсчет «Не предъявленная к оплате начисленная выручка». Также появится субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств», на котором будут учитываться расходы инвестора и заказчика по возведению зданий, монтажу оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами.

Поправка в ПБУ 9/99 «Доходы организации»

Нестроительные организации с длительностью производственного цикла свыше 12 месяцев смогут отражать выручку в порядке, установленном ПБУ 2/07.

Поправка в Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при существлении реорганизации организаций

Поправка указывает, как формировать вступительную отчетность правопреемника и заключительную отчетность компаний в двух случаях: при реорганизации в форме разделения одновременно со слиянием и при реорганизации в форме выделения одновременно с присоединением.