Источник: Адвокатская газета

Согласно поправкам, за организацию деятельности по представлению в налоговые органы деклараций, содержащих ложные сведения об отгрузке товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, о передаче имущественных прав, можно получить штраф до 300 тыс. руб. либо лишение свободы до четырех лет.

По мнению одного из экспертов «АГ», применение данного закона должно быть максимально точным и объективным, чтобы исключить возможность привлечения к ответственности лиц, не осознававших противоправного характера своих действий или действовавших без злого умысла. Другой считает, что используемые сегодня налоговыми органами автоматизированные средства контроля за НДС в полной мере позволяют выявить «бумажный» НДС, поэтому использование подобных схем фактически свелось к нулю. Третья отметила, что принятие закона является следствием общей государственной политики по повышению собираемости налогов.

23 ноября Владимир Путин подписал Закон о внесении в УК и УПК РФ изменений, устанавливающих уголовную ответственность за предоставление и сбыт подложных налоговых деклараций и счетов-фактур (законопроект № 263208-8).

Закон дополняет Уголовный кодекс новой статьей 173.3 «Организация деятельности по представлению в налоговые органы РФ и (или) сбыту заведомо подложных счетов-фактур и (или) налоговых деклараций (расчетов)». Организация такой деятельности от имени юридических лиц, образованных через подставных лиц либо с использованием персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере, будет наказываться штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. либо принудительными работами или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом до 80 тыс. руб. За совершение тех же деяний группой лиц по предварительному сговору или с извлечением дохода в особо крупном размере грозят принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет со штрафом до 800 тыс. руб.

Согласно закону счета-фактуры или налоговые декларации (расчеты) признаются подложными, если они содержат ложные сведения об отгрузке товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, о передаче имущественных прав. Корреспондирующие поправки внесены в УПК.

Авторы законодательной инициативы отмечают, что в настоящее время широкое распространение приобрел вид противоправной деятельности, связанный со сбытом подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Схема преступной деятельности заключается в том, что злоумышленниками приобретаются уставные документы организаций, зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых осуществляется изготовление подложных счетов-фактур и налоговых деклараций, подтверждающих налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков. Счета-фактуры и налоговые декларации сбываются заказчику либо по его поручению предоставляются в налоговые органы. За указанные действия организаторы противоправной деятельности получают незаконное вознаграждение в виде 2–3% от суммы фиктивно подтвержденных налоговых вычетов.

«Отсутствие специальной нормы уголовного права не позволяет проводить оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности, до того момента, пока фиктивными налоговыми вычетами не воспользуется реальный налогоплательщик, то есть до появления признаков преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ. В такой ситуации достаточно сложно задокументировать связь между организатором фиктивного документооборота и налогоплательщиком, применившим вычет, поскольку “сбыт” документов, как правило, осуществляется через цепочку посредников либо с использованием сети Интернет», – подчеркивается в пояснительной записке.

В комментарии «АГ» председатель совета МКА «Андреев, Каганский, Гузенко и Партнеры» Андрей Андреев подчеркнул, что принятие данного закона отражает очередной шаг государства к ужесточению контроля за налоговой дисциплиной и борьбе с теневыми схемами. Он отметил, что основной акцент закона сделан на пресечении преступных действий, связанных с использованием подставных юридических лиц и незаконно полученных персональных данных. «Такие схемы наносят существенный ущерб бюджету и создают недобросовестную конкуренцию на рынке. Новый закон повышает ответственность для тех, кто осознанно занимается изготовлением и сбытом фиктивных документов с целью уклонения от уплаты налогов, усиливая меры наказания за особо крупные нарушения», – считает эксперт.

Андрей Андреев указал, что с одной стороны, это шаг в защиту добросовестного бизнеса, поскольку подложные счета-фактуры используются для построения нелегальных финансовых схем. С другой стороны, адвокат отметил, что применение данного закона должно быть максимально точным и объективным, чтобы исключить возможность привлечения к ответственности лиц, не осознававших противоправного характера своих действий или действовавших без злого умысла. «Для бизнеса новый закон подчеркивает необходимость усиленного внимания к налоговому комплаенсу. Особое значение приобретает проверка контрагентов, обеспечение прозрачности документооборота и регулярные внутренние аудиты. В условиях введения уголовной ответственности компании должны пересмотреть свои подходы к управлению налоговыми рисками, а также обучать сотрудников основам налогового законодательства и правильной работе с документами», – полагает адвокат.

Рассуждая о практике применения закона, Андрей Андреев обратил внимание, что основным вызовом будет разграничение преступных действий от добросовестных ошибок. Например, бывают ситуации, когда компании сталкиваются с мошенничеством со стороны контрагентов, что может повлечь риски предъявления претензий и к ним. Поэтому важно обеспечить четкую методологию расследования таких дел и учитывать все обстоятельства, чтобы избежать неправомерного привлечения к ответственности. Он добавил, что для бизнеса и граждан это также сигнал о необходимости повышенной юридической грамотности: «Если возникают сомнения в легитимности финансовых операций или документов, важно своевременно проконсультироваться с юристами и принимать меры по снижению рисков».

Адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко отметил, что принятый закон направлен на регулирование такого давно существующего негативного явления, как организация схем с «бумажным» НДС, направленных на фиктивное формирование учитываемого к вычету НДС и расходов налогоплательщика без реальной оплаты указанных в бухгалтерских документах, якобы имевших место быть фактов хозяйственной деятельности.

Он пояснил, что до настоящего времени подобные действия по сбыту заведомо подложных счетов-фактур или налоговых деклараций от фирм-однодневок обычно квалифицировались как мошенничество. По мнению Павла Гейко, данная квалификация является не совсем корректной, поскольку недополучение бюджетом НДС и налога на прибыль не всегда является аналогичным происходящему в хищении выбытию имущества. «В связи с этим законодатель ввел специальный состав для борьбы с данным видом неправомерного поведения, последствия от которого могут быть весьма существенными. Вместе с тем используемые сегодня налоговыми органами автоматизированные средства контроля за НДС в полной мере позволяют выявить “бумажный” НДС, поэтому использование подобных схем фактически свелось к нулю независимо от появившейся уголовно-правовой нормы. Представляется, применение данной нормы широким не будет», – прокомментировал адвокат.

Адвокат АП Санкт-Петербурга, АБ «СОВЕТНИКЪ» Марина Шумилина считает, что закон, которым предусматривается уголовная ответственность для «площадок», предоставляющих «бумажный» НДС, является следствием общей государственной политики по повышению собираемости налогов. Она обратила внимание на то, что уголовная ответственность будет наступать за организацию представления в налоговый орган заведомо подложных счетов-фактур или налоговых деклараций. «Представляется, что указанное предполагает, что следственные органы должны будут доказывать систематичность таких действий, а также “заведомость” подложности документов для лиц, привлекаемых к ответственности. При этом, на мой взгляд, даже после конкретизации формулировки вызывают определенные вопросы», – полагает эксперт.

Мария Шумилина также отметила, что в законе идет речь об ответственности за организацию деятельности по сбыту заведомо подложных счетов-фактур или налоговых деклараций, что влечет риски привлечения к ответственности всех лиц, являющихся посредниками, в том числе организаций, осуществляющих ведение бухгалтерского учета; работников, предоставивших документы в организацию. «Пока не понятно, как норма будет соотноситься со ст. 199 УК в ситуации, когда организаторы предоставляют предпринимателям от подставных лиц электронные ключи подписи и предприниматели сами осуществляют представление документов в налоговую. В такой ситуации вменение совокупности преступлений представляется избыточным, ведь для предпринимателя указанные действия имеют цель совершения иного преступления – уклонение от уплаты налогов. При этом освобождение от ответственности, как по ст. 199 УК в связи с погашением задолженности перед бюджетом, в ст. 173.3. УК не предусмотрено. Следовательно, представляется, что дополнительная квалификация действий по совокупности может стать неформальным способом давления следственных органов на предпринимателей», – пояснила адвокат.

Анжела Арстанова