Автор: Спицына Т. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

21 ноября 2022 года был опубликован и вступил в силу Федеральный закон № 443-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес многочисленные поправки в налоговое законодательство. Рассмотрим отдельные новшества НК РФ.

Полномочия Правительства РФ продлены на 2023 год

Согласно поправкам, внесенным в п. 3 ст. 4 НК РФ, Правительство РФ вправе в 2020, 2022 и 2023 годах издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в периоды с 1 января по 31 декабря 2020 года (включительно) и с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года (включительно):

1) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, определенных НК РФ, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;

2) продление установленных законодательством РФ о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;

3) продление определенных законодательством субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;

4) продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);

5) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

6) дополнительные основания предоставления в 2020, 2022 и 2023 годах отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;

7) основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;

8) основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

Новый подакцизный товар: сахаросодержащие напитки

С 1 июля 2023 года п. 1 ст. 181 НК РФ будет дополнен пп. 23, согласно которому подакцизными товарами признаются сахаросодержащие напитки.

Сахаросодержащими напитками являются упакованные в потребительскую упаковку, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды напитки (кроме изготовленных и упакованных организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере общественного питания), в состав которых в качестве компонентов входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 гр. на 100 мл напитка. При этом объемная доля этилового спирта в указанных напитках не должна превышать 1,2 % включительно.

В целях применения НК РФ не признаются сахаросодержащими напитками (п. 3 ст. 181 НК РФ):

1) специализированная пищевая продукция, прошедшая государственную регистрацию специализированной пищевой продукции в соответствии с правом ЕАЭС, обогащенная пищевая продукция, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода;

2) алкогольная продукция, указанная в пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ, виноградное, пивное, плодовое, медовое и иное сусло, плодовые сброженные материалы, квасы с содержанием этилового спирта до 1,2 % включительно;

3) соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молоко, молочная продукция, кисели и (или) напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса и (или) продуктов их переработки, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода.

Ставка акциза составит 7 руб. за 1 л (пп. 40 п. 1 ст. 193 НК РФ).

Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, сахаросодержащие напитки признаны подакцизными товарами в целях обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета для возможности выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов на реализацию мероприятий федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом».

При этом установлено, что в налоговых периодах по акцизу, дата начала которых приходится на период с 1 июля по 30 сентября 2023 года включительно, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции, указанные в пп. 1, 7–12 п. 1 ст. 182 НК РФ, совершаемые в отношении сахаросодержащих напитков, предусмотренных пп. 23 п. 1 ст. 181 НК РФ, организациями и индивидуальными предпринимателями, включенными по состоянию на 1 октября 2022 года в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Специальные налоговые режимы

Одновременно вносятся дополнения в гл. 26.1, 26.2, 26.5 НК РФ и федеральные законы от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ) и от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ).

Все новшества вступят в силу 1 июля 2023 года.

ЕСХН

Согласно пп. 2 п. 6 ст. 346.2 НК РФ не вправе переходить на уплату ЕСХН организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары, за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства, а также сахаросодержащих напитков, указанных в пп. 23 п. 1 ст. 181 НК РФ.

УСНО

В соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не могут применять УСНО организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары (за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства, сахаросодержащих напитков, указанных в пп. 23 п. 1 ст. 181 НК РФ), а также осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

АУСН

Подпунктом 9 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 17-ФЗ установлено, что не вправе применять данный спецрежим организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары (за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства, сахаросодержащих напитков, указанных в пп. 23 п. 1 ст. 181 НК РФ), а также осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

ПСНО

Патентная система налогообложения не применяется в отношении деятельности по производству подакцизных товаров, за исключением сахаросодержащих напитков, указанных в пп. 23 п. 1 ст. 181 НК РФ, а также по добыче и реализации полезных ископаемых (пп. 2 п. 6 ст. 346.43 НК РФ).

НПД

Не вправе применять НПД лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров, за исключением сахаросодержащих напитков, указанных в пп. 23 п. 1 ст. 181 НК РФ, и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 1 п. 2 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ).

Применение ККТ

Также с 1 июля 2023 года вступят в силу дополнения, внесенные в пп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»: пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в Интернете) вправе не выдавать кассовый чек или БСО на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или БСО в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также может применять ККТ (за исключением ККТ, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов в случаях осуществления расчетов за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, за исключением сахаросодержащих напитков, указанных в пп. 23 п. 1 ст. 181 НК РФ, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи товара, а также осуществления расчетов с использованием автоматических устройств за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении расчетов, названных в настоящем подпункте, на дисплее автоматического устройства QR-кода.

Налогообложение безотчетных сумм

Пункт 1 ст. 217 НК РФ дополнен нормой, согласно которой в доход, подлежащий налогообложению, не включаются также выплаты работнику в виде безотчетных сумм, предусмотренных актом Президента РФ и (или) актом Правительства РФ, в целях возмещения указанному работнику дополнительных расходов, связанных с командированием его на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры, в размерах, определенных локальными нормативными актами работодателя, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в такой командировке.

В данном случае речь идет о следующих документах:

  • Указе Президента РФ от 17.10.2022 № 752 «Об особенностях командирования лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»;

  • Постановлении Правительства РФ от 28.10.2022 № 1915 «Об отдельных вопросах, связанных с командированием на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

Новая норма применяется в отношении доходов, полученных с 1 января 2022 года.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в новой редакции к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности на выплаты работнику в виде безотчетных сумм, право на выплаты которых установлено актом Президента РФ и (или) актом Правительства РФ, в целях возмещения его дополнительных расходов, связанных с командированием на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры, в размерах, определенных локальными нормативными актами работодателя, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в такой командировке. Новая норма применяется в отношении расходов, понесенных с 1 января 2022 года.

Аналогичные нормы внесены:

Эти нормы также применяются в отношении расходов, понесенных с 1 января 2022 года.

Что касается страховых взносов, то согласно новой редакции п. 2 ст. 422 НК РФ при оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные и выплаты работникам в виде безотчетных сумм, определенные п. 1 ст. 217 НК РФ.

Кроме того, новшества п. 2 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусматривают, что при оплате страхователями расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные и выплаты работнику в виде безотчетных сумм, право на выплаты которых установлено актом Президента РФ и (или) актом Правительства РФ, в целях возмещения его дополнительных расходов, связанных с командированием на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры, в размерах, определенных локальными нормативными актами работодателя, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке.

Действие новых норм в отношении страховых взносов распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Повышенные суточные

Пункт 1 ст. 217 НК РФ дополнен нормой, согласно которой не облагаются НДФЛ суточные, выплачиваемые в размерах, установленных актом Президента РФ и (или) актом Правительства РФ, работникам при направлении их в служебные командировки на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры. Новая норма применяется в отношении доходов, полученных с 1 января 2022 года.

Постановлением Правительства РФ № 1915 определено, что дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), возмещаются в размере 8 480 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.

Налогообложение безвозмездно переданных (полученных) денежных средств и (или) иного имущества

Статья 217 НК РФ дополнена п. 93, действие которого распространяется на доходы, полученные с 1 января 2022 года: не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде денежных средств и (или) иного имущества, безвозмездно полученных лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) или проходящими военную службу по контракту, заключенному в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо заключившими контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ), и (или) налогоплательщиками, являющимися членами семей указанных лиц, при условии, что такие доходы связаны с прохождением военной службы по мобилизации названных лиц и (или) с заключенными данными лицами контрактами.

Освобождение от налогообложения доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств и (или) иного имущества распространяется также на лиц, проходящих военную службу в ВС РФ по контракту или находящихся на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, воинских формированиях и органах, отраженных в п. 6 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», и (или) на налогоплательщиков, являющихся членами семей указанных лиц, при условии, что эти доходы получены в связи с участием лиц, проходящих военную службу (службу), в специальной военной операции.

НДС. Пункт 2 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 40, в соответствии с которым не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации имущества физическому лицу, доходы от получения которого данного физического лица подлежат освобождению от обложения НДФЛ в соответствии с п. 93 ст. 217 НК РФ. Действие новых положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Налог на прибыль

Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 265 НК РФ, который дополнен пп. 19.12, в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества, названных в п. 93 ст. 217 НК РФ. Новая норма применяется в отношении расходов, понесенных с 1 января 2022 года.

ЕСХН и УСНО

В отношении специальных налоговых режимов – в виде уплаты ЕСХН и УСНО действуют нормы, согласно которым для налогообложения учитываются расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества, указанных в п. 93 ст. 217 НК РФ (пп. 48 п. 2 ст. 346.5 и пп. 43 п. 1 ст. 346.16 НК РФ соответственно). Данные расходы также можно учесть начиная с 1 января 2022 года.

Страховые взносы. Пункт 1 ст. 422 НК РФ дополнен пп. 18: не подлежат обложению страховыми взносами выплаты в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества работникам, призванным на военную службу по мобилизации в ВС РФ или проходящим военную службу по контракту, заключенному в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона № 53-ФЗ, либо по контракту о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ), при условии, что данные выплаты связаны с прохождением военной службы по мобилизации или с названными контрактами.

Одновременно аналогичные дополнения внесены и в ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ: согласно новому пп. 15 рассматриваемые выплаты не облагаются страховыми взносами.

Действие новых положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Применение ПСНО в период мобилизации

Статья 346.45 НК РФ дополнена п. 9.

Индивидуальный предприниматель – гражданин Российской Федерации, призванный в силу Указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ) на военную службу по мобилизации в ВС РФ (далее – мобилизованное лицо), получивший патент, срок действия которого истекает в период прохождения мобилизованным лицом военной службы, начиная с даты, непосредственно следующей за датой окончания действия указанного патента, считается получившим новый патент по тому же виду деятельности, действующий на той же территории и на тот же срок, но не позднее 31 декабря включительно соответствующего года, без подачи заявления на получение патента.

После окончания периода прохождения мобилизованным лицом военной службы такое лицо в срок не позднее 15-го числа включительно третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации, объявленной согласно Указу, или увольнения мобилизованного лица с военной службы по основаниям, установленным Указом, вправе уведомить налоговый орган:

  • о ведении в период его мобилизации предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ПСНО;

  • о прекращении в период его мобилизации предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента. В этом случае сумма налога пересчитывается в порядке, аналогичном порядку, установленному п. 1 ст. 346.51 НК РФ;

  • об утрате права на применение в период его мобилизации патентной системы налогообложения.

Если в течение указанного срока мобилизованное лицо не уведомило налоговый орган о ведении в период его мобилизации предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, либо о прекращении такой деятельности в период его мобилизации до истечения срока действия патента, данное лицо считается прекратившим предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась ПСНО, с даты начала его мобилизации. В этом случае сумма налога пересчитывается в порядке, аналогичном порядку, установленному п. 1 ст. 346.51 НК РФ.

Действие положений ст. 346.45 НК РФ (в новой редакции) распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года.

Единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов с 2023 года

С 1 января 2023 года абз. 8 п. 5 ст. 421 НК РФ будет представлен в новой редакции: установленная согласно настоящему пункту предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2022 году подлежит индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Одновременно в новой редакции будет действовать и абз. 4 п. 5.1 ст. 421 НК РФ: с 1 января 2023 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и примененного к нему коэффициента 2,3.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, ввиду возникшего в 2021-2022 годах отставания планового темпа роста заработной платы (на который с 2022 года индексируется предельная величина базы для исчисления страховых взносов) от фактического предлагается ежегодно с 2023 года определять предельную величину базы для обложения страховыми взносами как произведение прогнозной заработной платы, увеличенной в 12 раз, и коэффициента 2,3 (по аналогии с 2021 годом). Такой механизм расчета предельной величины базы позволит восстановить облагаемый страховыми взносами уровень выплат физическим лицам и учитывать фактически сложившийся размер заработной платы.

К сведению: Постановлением Правительства РФ от 25.11.2022 № 2143 предусмотрено, что единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 917 000 руб. нарастающим итогом с 1 января 2023 года.