Автор: Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В ближайшее время в Госдуму для рассмотрения депутатами будет внесен законопроект об объединении Пенсионного фонда и Фонда социального страхования (о создании Социального фонда России) и о введении единого тарифа страховых взносов (см. Информацию Минтруда России от 19.05.2022). Отметим, что концепция объединения фондов обсуждается на протяжении длительного периода. И вот, наконец, дело сдвинулось с места. Объединение фондов и введение единого тарифа планируется осуществить с 1 января 2023 года.
Объединение фондов
Сегодня Пенсионный фонд и Фонд социального страхования – это два разных ведомства. Оба призваны оказывать меры социальной поддержки гражданам, в частности назначать и выплачивать пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия нуждающимся семьям. При этом часто гражданам в одной жизненной ситуации, например при рождении ребенка или установлении инвалидности, приходится обращаться в оба фонда одновременно. Объединение фондов упростит получение мер социальной поддержки – все федеральные выплаты можно будет получать в режиме одного окна.
Государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (сокращенно – Социальный фонд России) будет осуществлять функции по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и меры социальной поддержки, то есть выполнять все те полномочия, которые сегодня выполняют ПФ РФ и ФСС.
Создание Социального фонда России позволит:
-
повысить доступность услуг, которые сегодня оказывают ПФ РФ и ФСС, для граждан – все эти услуги будут доступны в единых клиентских службах, причем все точки присутствия фондов будут сохранены;
-
обеспечить единый – более высокий – стандарт сервиса на базе единых клиентских служб;
-
повысить прозрачность управления через Наблюдательный совет;
-
ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы;
-
сократить расходы на содержание за счет отказа от поддержания разрозненной IT-инфраструктуры и оптимизации имущественного комплекса.
Что уже сделано?
В настоящее время уже создан Единый контакт-центр, который консультирует по всем федеральным мерам социальной поддержки, на базе ПФ РФ создается единая цифровая платформа. В некоторых регионах клиентские службы ведут прием в пилотном режиме, то есть неважно, куда обратился клиент: в ПФ РФ или ФСС.
При этом все клиентские службы, куда сегодня обращаются граждане за получением мер поддержки ПФ РФ или ФСС, будут сохранены. Таким образом, граждане смогут прийти по привычным адресам.
В чем принципиальная новация?
Принципиальная новация – создание нового органа управления. Это первый прецедент публичного управления внебюджетным фондом. Деятельность фонда будет подотчетна Наблюдательному совету. В фонд будут входить 7 человек:
-
представитель профсоюзов (координатор от профсоюзной стороны в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений);
-
представитель работодателей (координатор от стороны работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений);
-
представитель Государственной Думы;
-
представитель Совета Федерации;
-
представитель Правительства (координатор со стороны Правительства в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений);
-
координатор Российской трехсторонней комиссии;
-
председатель объединенного фонда.
В качестве учредителя фонда будет выступать Правительство РФ, в качестве собственника имущества фонда – Российская Федерация. При этом Российская Федерация будет нести ответственность по публичным обязательствам фонда (выплата пенсий, пособий и др.).
Введение единого тарифа страховых взносов
Минтруд отмечает, что введение единого тарифа позволит без повышения общего размера тарифов увеличить максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, выплачиваемых застрахованным (работающим) гражданам. Это решение также обеспечит выплаты по больничным листам тем, кто сегодня трудится по гражданско-правовым договорам. Напомним, что сегодня такие граждане охвачены только обязательным пенсионным и медицинским страхованием.
Увеличение объема социальных гарантий станет возможно благодаря установлению единого круга застрахованных лиц в рамках всех видов социального страхования и формирования единой базы для исчисления страховых взносов.
Сейчас работодатели уплачивают:
-
на медицинское страхование – 5,1% на весь фонд оплаты труда лиц, работающих по трудовым договорам, и на лиц, занятых по гражданско-правовым договорам;
-
на пенсионное страхование – 22% с облагаемой базы (1,565 млн руб. в год) и 10% с зарплаты сверх этой базы на лиц, работающих по трудовым договорам, и на лиц, занятых по гражданско-правовым договорам;
-
на обязательное социальное страхование – 2,9% с облагаемой базы (1,032 млн руб.) на лиц, работающих по трудовым договорам.
После перехода на единый тариф платеж составит 30% с облагаемой базы и 15,1% сверх облагаемой базы на лиц, работающих по трудовым договорам, и на лиц, занятых по гражданско-правовым договорам.
Облагаемая база (то есть тот заработок гражданина, который страхуется в рамках социального страхования) будет установлена на уровне базы для обязательного пенсионного страхования для работающих граждан. Иными словами, увеличение облагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат в размере 92 тыс. руб. в месяц и выше (это порядка 9% сотрудников). Причем предельный размер роста нагрузки составит 16 тыс. руб. на сотрудника в год. Вместе с тем это решение даст возможность в 1,5 раза увеличить максимальные размеры выплат в рамках обязательного социального страхования.
Все существующие льготные категории плательщиков будут объединены в три группы со следующими тарифами страховых взносов: 15% с выплат выше МРОТ, 7,6% и 0%. Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены.
Переход на единый тариф позволит обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом, который автоматически будет направлен Федеральным казначейством на пенсионное, социальное и медицинское страхование в следующей пропорции: 72,8% – на пенсионное страхование, 18,3% – на медицинское страхование и 8,9% – на обязательное социальное страхование.
Это также позволит сократить количество форм отчетности, установить единую дату подачи единой формы отчетности – до 20-го числа месяца. Те данные, которые сейчас подаются раз в квартал, так и будут подаваться раз в квартал, но уже в составе единой формы.
Что касается взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями с доходом менее 300 тыс. руб., то изменение тарифов не затронет ранее установленный фиксированный платеж.
Что ожидается в недалеком будущем?
Предполагается, что к 2025 году введение единого тарифа страховых взносов позволит увеличить максимальные размеры пособий.
Наименование пособия |
Максимальный размер пособия в настоящее время |
Максимальный размер пособия к 2025 году |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (выплачивается в размере 40% от средней зарплаты, но не больше страхуемого заработка) |
37 900 руб. |
57 400 руб. |
Пособие по беременности и родам (за 140 календарных дней) |
435 900 руб. |
660 900 руб. |
– при стаже 8 лет и более |
94 700 руб. |
143 500 руб. |
– при стаже от 5 до 8 лет |
75 700 руб. |
114 800 руб. |
– при стаже до 5 лет |
56 800 руб. |
86 100 руб. |
* * *
Объединение ПФ РФ и ФСС, а также введение единого тарифа страховых взносов позволят, во-первых, обеспечить равный доступ к социальному страхованию гражданам, работающим по трудовым и гражданско-правовым договорам, во-вторых, в 1,5 раза увеличить максимальный размер выплат по больничному листу, по уходу за ребенком и декретных, в-третьих, уплачивать страховые взносы одним платежом.
Для граждан будет упрощено взаимодействие с фондами, поскольку будет действовать режим одного окна.
Ввести единый тариф предполагается с 1 января 2023 года.
Что касается взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями с доходом менее 300 тыс. руб., то изменение тарифов не затронет ранее установленный фиксированный платеж.