Автор: Борис Ангелов, независимый эксперт клининговой отрасли

Источник: СРО АКФО

«Покупатель услуги в сговоре с поставщиком и в этом случае налоговый орган просто обязан прийти к заказчику, доначислить ему налоги, доказать этот умысел, потому что пока сохраняется спрос на незаконное ценообразование - сохраняется и предложение», -заявила в одном из своих выступлений заместитель начальника Контрольного управления Варвара Бурлевич.

Пристальное внимание фискальных органов направлено сейчас клининговый бизнес. Несмотря на свою небольшую долю в экономике, он имеет 100% покрытие, то есть по факту не существует такого бизнеса, который в своей деятельности не встречается с клинингом. Отрасль, откровенно говоря, не самая технологичная, но зато с большим количеством ручного труда, и за счет ФОТ многие недобросовестные компании проворачивают свои налоговые схемы. Те, кто покупает дешевые услуги у поставщиков-уклонистов, должны понимать, что выгода неизбежно перекроется будущими налоговыми претензиями, так что сиюминутная выгода может перевесить экономию от работы с уклонистами. ФНС России считает заказчика прямым интересантом налогового демпинга. Фискальные органы исходят из того, что заказчик услуг в курсе махинаций с налогами со стороны клинеров.

- Прежде, чем выбрать бизнес- модель, заказчик просчитывает, сколько будет стоить та или иная услуга и принимает решение: нанимает ли он собственный персонал либо переводит данные услуги на аутсорсинг. Соответственно, он прекрасно осознает, что цена на услугу просто не включает налоги. Отсюда вполне закономерно следует, что покупатель услуги в сговоре с поставщиком и в этом случае налоговый орган просто обязан прийти к заказчику, доначислить ему налоги, доказать этот умысел, потому что пока сохраняется спрос на незаконное ценообразование - сохраняется и предложение, - заявила в одном из своих интервью заместитель начальника контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич.

С целью проверки контрагента по клинингу, ФНС предлагает использовать Инфоресурс ФМ.

Ресурс в разрезе каждого налогоплательщика содержит в общем доступе сведения об уровне нагрузки по страховым взносам и удельному вычету по НДС. В закрытом доступе через личный кабинет заказчика и исполнителя услуги - списки сотрудников, направляемых на объект к заказчику. Эти списки через информационный ресурс автоматически сверяются с ФНС с базами данных по расчетам страховых взносов в ежеквартальном режиме. По итогу заказчику выдается информация подтвержден сотрудник или не подтвержден. В случае, если не подтвержден, заказчик вправе наложить штрафные санкции в размере каждого неподтвержденного лица с целью стимулирования не допускать налоговых правонарушений, оформлять все как положено, не демпинговать по ценам.

Инфоресурс имеет окраску по принципу светофора. Зеленый цвет означает, что с подрядчиком можно работать, практически не опасаясь проблем со стороны ФНС, в этом случае подписание налоговой оговорки желательно, но остается на усмотрение заказчика. Желтая и, в особой степени, красная подсветка сигнализируют о том, что лучше всего обезопасить себя подписанием с подрядчиком особых условий - налоговой оговорки и обязательно работать через личный кабинет Инфоресура, где можно удостовериться в официальном трудоустройстве сотрудников подрядчика.

Немаловажно, работа с Инфоресурсом не требует финансовых затрат, а выгоду может принести немалую.

В рамках отраслевого проекта ФНС по обелению рынка клининга крупный бизнес проводит работу со своими подрядчиками по фасилити услугам по регистрации их в Инфоресурсе.

В частности, компания РОЛЬФ одним из требований к компаниям клининга выдвигает обязанность регистрации в Инфоресурсе. Инфоресурс позволяет формировать ведомости сотрудников клининговых компаний, задействованных на объектах заказчиков, подтверждать, что данные работники официально трудоустроены и за них уплачиваются все необходимые налоги. Таким образом заказчики могут удостовериться, что трудовые ресурсы клининговых компаний абсолютно официальны. По итогам месяца задействованный трудовой ресурс подтверждается актом на оказание услуг. По итогам квартала проводится сверка с данными ФНС из отчетности РСВ.

«Мы в Рольфе считаем, что эти меры помогают нам обезопасить свой бизнес, от возможных претензий и доначислений со стороны ФНС России», - считает Наталья Дронова Руководитель Службы методологии бухгалтерского учета и налогообложения.

Сбербанк также пошел на жесткие меры контроля подрядчиков по клинингу. Через личный кабинет Инфоресурса ФМ заказчик проверяет официальное трудоустройство сотрудников, которые непосредственно привлекались для проведения работ, сверяя их данные по своим учетам: действительно ли указанные люди проходили на объект. Процессы в настоящее время автоматизируются.