Автор: Данченко С. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Минфин обнародовал ставший уже традиционным документ, который подводит итоги прошедшего года и ставит цели и задачи на ближайшие три года в бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике страны, – Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Нас в первую очередь интересуют планы государства в налоговой сфере. Это поможет хозяйствующим субъектам скорректировать свои планы.
Итоги 2020, 2021 годов
В течение 2020 года экономическая политика в первую очередь была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями с помощью создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.
Признано, что в целом антикризисные программы оказались действенными и своевременными. К концу 2020 года уровень деловой активности за вычетом нефтяного сектора достиг допандемийных значений, а к концу первого полугодия текущего года ненефтяная экономика преодолела допандемийный тренд.
Особо отмечен структурный маневр в налоговой системе: существенное сокращение налоговой нагрузки на сектор МСП (двукратное снижение тарифов страховых взносов), для IT-компаний и разработчиков электронной компонентной базы (снижение эффективной ставки страховых взносов до 5 %, налога на прибыль до 3 %) с одновременным повышением эффективности льгот в нефтедобыче, перераспределением природной ренты при добыче ряда твердых полезных ископаемых, усилением деофшоризации и введением налогообложения пассивных доходов обеспеченных граждан.
В рамках стимулирования инвестиционной активности в 2020 году и начале 2021 года был принят ряд изменений в налоговое законодательство. Выделим меры, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства:
-
расширение применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на отдельные виды предпринимательской деятельности, где ранее применялся режим в виде уплаты ЕНВД (с возможностью дальнейшего расширения по решению региона);
-
продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей;
-
предоставление права налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО;
-
расширение применения УСНО за счет повышения пороговых значений доходов (со 150 млн до 200 млн руб.) и занятости (со 100 до 130 работников).
В рамках мер по деофшоризации российской экономики были сделаны следующие шаги:
-
в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы пересмотрены соглашения об избежании двойного налогообложения с ключевыми транзитными юрисдикциями;
-
в целях упрощения администрирования и привлечения в Россию налоговых резидентов с высокими доходами предоставлено право уплачивать НДФЛ с доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере – 5 млн руб. (с одновременным усилением контроля для лиц, не перешедших на уплату налога с прибыли КИК в фиксированном размере (документальное подтверждение размера прибыли, ужесточение ответственности за непредставление и др.));
-
повышена эффективность обмена финансовыми данными (между организациями финансового рынка и налоговыми органами) в рамках работы по приведению законодательства о международном автоматическом обмене информацией в соответствие Единым стандартам отчетности (Common Reporting Standard).
На создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов:
-
расширение применения специального налогового режима в виде уплаты налога на профессиональный доход (НПД) на территории всех регионов;
-
запуск с июля 2021 года национальной системы прослеживаемости товаров, обеспечивающей контроль оборота товаров на всех этапах – от ввоза до реализации в розничном звене;
-
развитие системы налогового мониторинга, в том числе снижение пороговых требований (для входа) по доходам и активам с 3 млрд до 1 млрд руб., по налогам с 300 млн до 100 млн руб., а также предоставление права участникам налогового мониторинга на возмещение НДС (акциза) в заявительном порядке без оформления банковской гарантии или договора поручительства;
-
расширение информационного взаимодействия между налоговыми органами и кредитными организациями в рамках осуществления налогового контроля (надзора);
-
сокращение издержек и создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей (отмена с 2021 года деклараций по транспортному и земельному налогам, введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам, отмена декларации для налогоплательщиков, применяющих режим в виде УСНО с объектом налогообложения «доходы», использующих ККТ, введение предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам и переводов (за непредставление налоговой декларации), развитие электронного документооборота в налоговой сфере);
-
в целях повышения информационной открытости хозяйствующих субъектов и снижения административной нагрузки на базе сайта ФНС осуществлен запуск общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИРБО);
-
повышение качества работы с дебиторской задолженностью, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (независимо от вида налога (сбора)), усовершенствованию порядка уплаты (возврата) госпошлины, уточнению случаев признания задолженности безнадежной, совершенствованию механизма уточнения невостребованных платежей и возврата неналоговых платежей.
Условия реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2022 – 2024 годах
По поводу внешних условий Минфин сделал такой вывод: среднесрочные глобальные перспективы остаются неопределенными и неустойчивыми.
При этом среди внешнеэкономических предпосылок базового прогноза основными являются:
-
снижение влияния на экономическую активность распространения коронавирусной инфекции, в том числе в результате массовой вакцинации;
-
активный восстановительный рост мирового ВВП (6 % и 4,6 % в 2021, 2022 годах соответственно) с последующим возвратом показателя к уровню, наблюдавшемуся до пандемии (3,3 % и 3,2 % в 2023, 2024 годах соответственно);
-
сохранение на протяжении всего прогнозного периода ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России.
Предполагается, что в 2022 – 2024 годах курсовая динамика сложится на уровне 72 – 74 руб. за доллар США. В реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным.
Структурные меры налоговой политики на 2022 – 2024 годы
На содействие структурным изменениям, необходимым для достижения национальных целей развития, будет ориентирован весь инструментарий бюджетной политики, включая налоговую систему.
По заявлению Минфина, в целом в налоговой политике приоритетом остается обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, а акцент сохранится на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки для налогоплательщиков и повышением собираемости налогов.
В частности, обелению экономики и созданию справедливых условий для конкуренции за счет роста собираемости налогов будут способствовать:
-
развитие национальной системы прослеживаемости товаров, обеспечивающей контроль оборота товаров на всех этапах – от ввоза до реализации в рознице;
-
формирование правовых основ для внедрения таможенного мониторинга;
-
запуск нового налогового режима «УСН.Онлайн» для микропредприятий с численностью сотрудников до пяти человек (аналогично режиму в виде уплаты НПД администрирование будет осуществляться в бездекларационном формате через удобный интерфейс);
-
введение института единого налогового платежа, предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и других параметров) с последующим принятием в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
-
повышение качества администрирования акцизов на табак.
Системные изменения предусмотрены в налогообложении ресурсной ренты в отраслях горно-металлургического комплекса. С 2022 года предполагается модернизация принципов налогообложения в этих секторах с привязкой ставок НДПИ к уровню мировых цен на соответствующие сырьевые товары.
Меры налоговой политики по видам налогов на 2022 – 2024 годы
Виды налогов, взносов, мер администрирования | Меры совершенствования налогового администрирования |
Налоги | |
Налог на прибыль организаций | Предлагаемые меры:
|
Налог на доходы физических лиц | Предлагаемые меры:
|
Налог на имущество организаций | Предлагаемые меры:
|
Земельный налог | Предлагаемые меры:
|
Налог на имущество физических лиц | Ограничение применения коэффициента 1,1 в налоговом периоде, в котором изменены характеристики объекта недвижимости, влияющие на кадастровую стоимость (площадь, вид разрешенного использования, степень готовности объекта и т. п.) |
Налог на добавленную стоимость | Предлагаемые меры:
|
Акцизы | Предлагаемые меры:
|
Специальные налоговые режимы | |
УСНО | Предлагаемые меры:
|
ПСНО | Ежегодная индексация размера потенциально возможного к получению дохода на коэффициент-дефлятор, утверждаемый на федеральном уровне |
Страховые взносы | |
Страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с гл. 34 НК РФ | Предлагаемые меры:
|
Международное налогообложение | |
Избежание двойного налогообложения | Предлагаемые меры:
|
Налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний | |
Устранение двойного налогообложения КИК | Предлагается не учитывать прибыль иностранной структуры без образования юридического лица в налоговой базе контролирующего лица указанной структуры в случае, если у него отсутствует возможность определить сумму прибыли этой структуры в силу установленных ее личным законом особенностей создания и ведения деятельности |
Совершенствование налогового администрирования | |
Обеспечительные меры, досудебный порядок | Предлагаемые меры:
|
Перспективные планы в налоговой сфере
Планируется решение следующих актуальных вопросов в налоговой сфере:
1. Налог на прибыль организаций: установление дополнительных преференций для компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в части предоставления таким организациям возможности применять инвестиционный налоговый вычет в отношении отдельных видов расходов, а также применять повышающий коэффициент к норме амортизации в отношении отдельных видов амортизируемого имущества.
2. Налог на доходы физических лиц:
-
установление налоговой ставки на доходы от осуществления трудовой деятельности физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в размере, аналогичном действующему для налоговых резидентов РФ;
-
в настоящее время при определении налоговой базы по НДФЛ в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках исключается доход в виде процентов, рассчитанный как произведение 1 млн руб. и ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на первое число налогового периода. Если произведение 1 млн руб. и ключевой ставки ЦБ РФ за налоговый период больше, чем фактически полученные налогоплательщиком проценты, то соответствующий остаток в целях налогообложения не учитывается. Предлагается дополнительно проработать вопрос о переносе неиспользованного остатка на следующий налоговый период по вкладам со сроком действия более одного года;
-
разработка порядка исчисления и уплаты НДФЛ в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц – налоговых резидентов РФ. Решение данного вопроса обусловлено тем, что с 1 января 2021 года доходы налогоплательщиков, превышающие 5 млн руб., подлежат налогообложению по повышенной ставке;
-
разработка инструментов налогового стимулирования привлечения денежных средств физических лиц на финансовый рынок на долгосрочной основе, в том числе с использованием индивидуальных инвестиционных счетов нового типа.
3. Налог на добавленную стоимость: внесение изменений в понятие международной перевозки товаров для целей применения ст. 164 НК РФ в части ограничения ее перевозкой только тем транспортным средством, на котором товар пересек границу РФ, либо определения, что международной признается только та перевозка товаров, которая оформлена международным перевозочным документом, в котором указан один пункт, находящийся на территории РФ, а другой – за ее пределами (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Данные изменения необходимы в связи с различными толкованиями судами положений п. 1 ст. 164 НК РФ и возникающей неопределенностью в применении ставки НДС (0 или 20 %) перевозчиками и экспедиторами.
4. Акцизы: проработка предложения Минздрава о введении акциза на калорийные безалкогольные газированные напитки с целью ограничения потребления таких продуктов, что принесет дополнительные доходы бюджетной системе РФ.
5. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья: проведение мониторинга применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию НДД, в том числе посредством постепенного расширения периметра его применения после завершения сделки ОПЕК+ для повышения экономической эффективности разработки месторождений, которые в текущих условиях нерентабельны.
6. Совершенствование налогового администрирования: гармонизация законодательства РФ о налогах и сборах и иных отраслей законодательства, определяющих порядок открытия и использования специальных банковских счетов, имеющих законодательно установленное целевое предназначение, в части взыскания обязательных платежей, регулируемых НК РФ, с таких специальных счетов и применения обеспечительных мер в отношении этих счетов.