Материал подготовлен: Зульфией Абзаловой, ведущим экспертом департамента бухгалтерских услуг
«Бейкер Тилли»
I. НДС
Продлен пилотный проект по компенсации иностранным гражданам НДС по вывозимым с территории ЕАЭС товарам
В соответствии с Постановлением Правительства РФ продлен пилотный проект tax free на период до конца 2021 года.
Проект заключается в предоставлении права иностранцам (кроме граждан ЕАЭС) на компенсацию НДС, который был уплачен ими при покупке товаров в России и дальнейшем их вывозе.
Организации розничной торговли (уполномоченная ею компания) предоставляют компенсацию НДС при обращении иностранного гражданина и при условии соблюдения ряда условий.
Например, покупки должны быть совершены в течение одного дня и на сумму не менее 10 000 руб. при этом иностранцем должен быть предъявлен чек с отметкой таможенного органа РФ.
При этом организация вправе принять к вычету НДС в отношении товаров, по которым иностранцу была выплачена компенсация (п. 4.1 ст. 171 НК РФ).
Основание:Постановление Правительства РФ от 20.01.2021 № 22 "О внесении изменения в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N 105".
II. Налог на прибыль
ФНС разъясняет порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в 1 квартале 2021 года
В связи с поступающими вопросами об уплате ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций в 1 квартале 2021 год ФНС России опубликовала письмо с разъяснениями.
Налоговое ведомство указало, что согласно п. 3 статьи 286 НК РФ организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст.249 Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода.
На налоговый период 2020 год предельная величина доходов от реализации была увеличена до 25 млн. рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Как известно, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода (п.2 ст.286 НК).
Таким образом, если, в связи с применением положений Федерального закона № 121-ФЗ, ежемесячные авансовые платежи на 4 квартал 2020 года у налогоплательщика были равны нулю, ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате им в первом квартале 2021 года, также равны нулю, в том числе в случаях, когда по итогам 2020 года доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, за предыдущие четыре квартала превысили пороговое значение в 15 млн. рублей.
При этом предоставлять уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2020 года не требуется.
Основание: Письмо ФНС России от 27.01.2021 № СД-4-3/868.
III. Внешнеэкономическая деятельность
Российская Федерация уведомила ОЭСР и Договаривающиеся государства о начале применения MLI BEPS
Минфин России разместил на своем сайте информационное сообщение о начале применения многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI BEPS).
В сообщении приводится перечень государств, с которыми в настоящее время Российская Федерация имеет соглашения об избежании двойного налогообложения и в отношении которых завершены внутригосударственные процедуры, необходимых для начала применения многосторонней Конвенции.
Перечень содержит 34 государств, на СИДН с которыми с 1-го января 2021 года будут распространяться требования MLI BEPS в отношении налога у источника.
В полном объеме положения MLI будут применяться при работе с контрагентами из 27 государств, например, таких как Нидерланды, Мальта и Люксембург;
При работе с партнерами из 7 стран: Кипра, Чехии, Индонезии, Казахстана, Кореи, Португалии и Саудовской Аравии Конвенция будет применяться для налогов у источника.
Для прочих налогов конвенция заработает с 2022 года.
Основание: Информационное сообщение Минфина России, опубликованное на сайте https://minfin.gov.ru/ru по состоянию на 21.01.2021.
IV. Налог на имущество
Утверждена новая форма декларации по налогу на имущество
ФНС России опубликовала приказ, в котором утвердила новую форму декларации по налогу на имущество, а также порядок ее заполнения.
В декларации появился Раздел 4, где должны быть указаны сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. Такие изменения были установлены масштабными изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ.
Раздел заполняют российские и иностранные организации, имеющие на балансе движимое имущество. Также заполняются сведения о движимом имуществе обособленного подразделения выделенного на отдельный баланс.
В новой форме утверждены коды налоговых льгот (2010501 и 2010505) для предприятий малого и среднего бизнеса пострадавших отраслей, которым было предоставлено право списать налоги и взносы за 2 квартал 2020 года.
Приказ вступает в силу с 14 марта 2021 года. Таким образом отчитаться по налогу за 2020 год нужно будет уже по новой форме.
Основание:Приказ ФНС России от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@.
V. Транспортный и земельный налоги
Заявление о налоговой льготе по транспортному и земельному налогам за 2020 год нужно подать в 1 квартале 2021 года
ФНС России разместил на своем сайте информацию, в которой рекомендует представлять организациям заявление о налоговой льготе за 2020 год по транспортному и земельному налогам в течение I квартала 2021 года.
Налоговое ведомство также напоминает, что с 2021 года отменена обязанность организаций представлять декларации по транспортному и земельному налогам за 2020 год и последующие налоговые периоды.
С 2021 года для обеспечения полноты уплаты налогов ФНС России направляет налогоплательщикам - организациям (их обособленным подразделениям) сообщения об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов.
При этом для применения установленных законодательством льгот по указанным налогам за 2020 год юридическое лицо вправе подать в любой налоговый орган заявление о предоставлении льготы, а также подтверждающие документы.
Если на дату формирования сообщения у налогового органа нет информации о заявленной организацией льготе, в него будут включены суммы исчисленных налогов без учета льгот, что может привести к выявлению недоимки или перерасчету налога.
Учитывая, что Главы 28 "Транспортный налог" и 31 "Земельный налог" НК РФ не устанавливают предельный срок для представления указанного заявления, а также не связывают применение налоговых льгот с обязательным его представлением в течение какого-либо периода, ФНС рекомендует подать заявление о применении льготы в течении I квартала 2021 года.
Основание: Публикация на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 14.01.2021. Название документа: "Организации могут заявить в любой налоговый орган об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год".
VI. Бухгалтерский учет
-
Минфин выпустил информационное сообщение с перечнем случаев обязательного аудита по итогам 2020 года.
Минфин России в своем сообщении приводит таблицу с указанием федеральным законов, в соответствии с которыми установлено прохождение обязательного аудита определенными категориями организаций.
Ведомство при этом указывает, что часть 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 476-Ф включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в случаях, определенных законом № 307-ФЗ.
Согласно пояснениям Минфина бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.
К примеру, акционерное общество обязано проводить аудит в силу Федерального закона "Об акционерных обществах", независимо от размера выручки и активов.
Минфин также указывает, что для обязательного аудита по финансовым критериям теперь используется такой показатель, как доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее - выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг)).
Целью данного изменения явилось приведение указанного критерия в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства, которые установлены Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Таким образом, для целей Федерального закона "Об аудиторской деятельности" показатель дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, определяется:
-
в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, согласно главе 25 НК РФ к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;
-
в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;
-
за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.
Кроме того в сообщении ведомство информирует о новшествах в требованиях к независимости аудиторов и аудиторских организаций и нормах о кодексе профессиональной этики аудиторов введенных Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ.
На сайте финансовым ведомством также размещена дополнительная информация, в которой указан Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 г., опубликованный 19.01.2021 г. в рубрике «Аудиторская деятельность – Общая информация – Обязательный аудит».
Основание:Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2021 № ИС-аудит-37 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии", Информационное сообщение Минфина России от 20 января 2021 г. № ИС-аудит-39.
-
С 1 января 2021 года отменяется возможность представления бухгалтерской (финансовой) отчетности на бумажном носителе для формирования ресурса БФО
ФНС России разместил на своем сайте сообщение о том, что начиная с отчетности за 2020 год, все экономические субъекты, включая субъекты малого предпринимательства, обязаны предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность только в электронном виде.
Ведомство также напоминает о том, какие организации освобождаются от предоставления обязательного экземпляра отчетности в налоговые органы. В перечень входят:
-
организации бюджетной сферы;
-
ЦБ РФ;
-
религиозные организации;
-
организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк РФ;
-
организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Основание: Публикация на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 15.01.2021. Документ: Информация ФНС России "Для формирования ресурса БФО отчетность представляется в ФНС России только в электронном виде".
-
Больше организаций смогут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета
Минфин России разместил на сайте информацию о том, что в связи с утверждением Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 476-ФЗ организации, освобожденные от обязанности проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, получили право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета с 1 января 2021 г., а также составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, начиная с отчетности за 2021 г.
Решение о применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета закрепляется в учетной политике организации. Последствия таких изменений, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств могут отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно.
Напомним, что от прохождения обязательного аудита освобождены следующие организации:
-
Организации (за исключением субъектов, определенных федеральными законами), доход которых, за год, предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн. руб. и сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, не превышает 400 млн. руб.;
-
Некоммерческие организации (за исключением субъектов, определенных федеральными законами) в следующих случаях:
-
доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 800 млн. руб. и сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, не превышает 400 млн. руб.;
-
является организацией, созданной в организационно-правовой форме фонда, поступление имущества, в том числе денежных средств, в который за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
-
является организацией потребительской кооперации, осуществляющей деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
-
Основание: Публикация на сайте https://minfin.gov.ru по состоянию № ИС-учет-31 "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии".