Автор: Аюбджон Маруф Солехзода, Кандидат экономических наук, первый заместитель председателя Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан

Цифровизация налогового администрирования в Республике Таджикистан
Цифровизация налогового администрирования в Республике Таджикистан

Активное развитие цифровых технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности человека является важным фактором развития общества, экономики и государственного управления. Не остается в стороне от общемировых тенденций и Республика Таджикистан, где властями задан курс на создание современной цифровой экономики. Большой вклад в данный процесс вносит Налоговый комитет — им реализуется проект цифровой трансформации налогового администрирования.

В рамках воплощения в жизнь реформы налогового администрирования Правительство Республики Таджикистан на своем официальном веб-портале https://andoz.tj предоставило посетителям возможность использования порядка 40 электронных сервисов и услуг. Они предназначены для юридических лиц, государственных организаций, коммерческих банков, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств. С помощью этих сервисов можно уплачивать налоги, получать сведения из Единого государственного реестра, провести акт сверки с налоговым органом, проверять фискальные чеки, запрашивать справки в инспекции, подавать заявления на возврат НДС и т.д.

Все формы деклараций и отчетов доступны теперь в электронном формате, а уведомления приходят налогоплательщикам в режиме реального времени. Также доступен электронный архив данных. Статистика показывает, что цифровые сервисы востребованы и среди государственных служащих, и среди представителей бизнеса, и среди частных лиц. Так, например, Налоговым комитетом создан сервис, позволяющий получать электронные акты сверки и справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам. Так, если в 2019 году налогоплательщиками было запрошено 24 тыс. акта, то в 2020 году — свыше 144 тыс. Электронных справок об отсутствии задолженности запрошено в 2019 году 2,6 тыс., в 2020 — 5,5 тыс.

Налогоплательщики понимают, что удобнее получать услуги не выходя из офиса или дома. Физические лица все чаще пользуются такими услугами, как онлайн-консультации, налоговый калькулятор, проверка ИНН, онлайн-запись на посещение налоговой инспекции, подача электронного обращения. Значимым шагом в цифровой трансформации налогового администрирования стало внедрение Налоговым комитетом Таджикистана сервиса «Электронный склад». Этот сервис позволяет отслеживать движение товарно-материальных ценностей между складами, благодаря чему все операции в налоговой отчетности отображаются автоматически, что значительно снижает нагрузку на бизнес, а налоговым органам позволяет получать от налогоплательщиков максимально точную информацию.

В настоящее время работа по цифровизации сервисов и услуг продолжается. Речь, в частности, идет о развитии «Личного кабинета налогоплательщика», предназначенного для сдачи налоговой отчетности. В этом кабинете физическое лицо либо представитель юридического лица может скачать декларации в электронном формате, выполнить автоматическую калькуляцию полей, запросить документы из электронного архива, а также получить сообщения от инспекции.

Большим прорывом в работе Налогового комитета стала разработка и внедрение сервисов для подачи электронных документов и представления налоговых электронных счетов-фактур. Данные сервисы синхронизированы с сервисами Таможенной службы, и с момента их внедрения было выписано более 3,8 млн счетов-фактур и подано 12,5 тыс. заявок на аннулирование счетов-фактур. В настоящее время ежемесячно выписывается порядка 100 тыс. счетов-фактур — это в 10 раз больше, чем выписывалось ранее в бумажном виде.

Внедрение механизма подготовки счетов-фактур в электронном виде обеспечивает:

  • снижение административной нагрузки на бизнес, экспортирующий товары;

  • сокращение временных и трудовых затрат плательщиков налогов и налоговых инспекций;

  • прозрачность транзакций между компаниями.

Согласно прогнозу, в ближайшие два года цифровизация налогового администрирования будет развиваться в первую очередь в направлении совершенствования технологии BigData, которая подразумевает поиск, обработку и хранение больших объемов структурированных и неструктурированных данных. Кроме того, Налоговым комитетом реализуется проект электронной коммерции, который предусматривает внедрение виртуальных облачных касс, то есть касс, физически размещаемых не у налогоплательщика, а в дата-центре, предоставляющем услугу. Также в Республике Таджикистан планируется внедрить систему маркировки и отслеживания товаров, которая позволит контролировать движение продукции от производителей до потребителей.

Основной целью цифрового реформирования налогового администрирования является повышение его эффективности. Достижение этой цели связано с обеспечением единства собираемости налогов на территории всего государства, снижением издержек юридических и физических лиц, возникающих при исполнении налогового законодательства, и упрощением процесса взаимодействия налогоплательщиков и Налогового комитета. Фундаментом для реализации перечисленных выше задач как раз и станет цифровизация налоговой системы, направленная на формирование условий, благоприятных для укрепления налоговой дисциплины, выполнения стоящих перед государством задач в сфере налоговой политики и наведения порядка в отношениях между государством в лице налоговых инспекций и налогоплательщиками.

Подводя итог, стоит сказать, что цифровая трансформация и дальнейшее совершенствование работы Налогового комитета позволит сделать налоговое администрирование существенно более эффективным. Самыми значимыми результатами проводимых мероприятий можно будет считать:

  • повышение прозрачности начисления и собираемости налогов;

  • снижение административной нагрузки на бизнес;

  • повышение уровня самообслуживания налогоплательщиков;

  • снижение количества проводимых проверок за счет осуществления контроля в удаленном доступе;

  • снижение издержек налоговых инспекций и налогоплательщиков;

  • улучшение предпринимательского климата, повышение уровня доверия бизнеса и общества в целом к органам власти.

Все эти результаты будут получены в случае, если удастся достичь:

  • унификации работы налоговых органов;

  • прозрачности начисления и сбора налоговых платежей;

  • снижения риска технических сбоев в работе электронных сервисов Налогового комитета.

Как ожидается, внедрение цифровых технологий в налоговой системе должно положительно сказаться на развитии малого бизнеса. Этому будет способствовать создание равных для всех налогоплательщиков условий и снижение административной нагрузки на компании. Кроме того, внедрение цифровых технологий в области налогового администрирования станет залогом добровольного исполнения гражданами и предприятиями налогового законодательства. В конечном счете все изменения, происходящие в сфере налогового администрирования, приведут к увеличению поступлений налогов и сборов в бюджет, что, в свою очередь, улучшит состояние экономики и социальной сферы Республики.