Материал подготовлен: Зульфией Абзаловой, ведущим экспертом департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли»
I. НДС
-
Камеральные налоговые проверки по НДС сокращаются до одного месяца
ФНС России объявила о старте пилотного проекта по сокращению сроков камеральной проверки по НДС до одного месяца. Соответствующая информация доведена до сведения налоговых органов.
Так, в отношении налоговых деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение сумм налога из бюджета, предусмотренное ст. 176 НК РФ, камеральная налоговая проверка может быть завершена по истечении одного месяца со дня представления налоговой декларации по НДС.
I. Не позднее 10 календарных дней со дня представления налоговой декларации по НДС, налоговыми органами осуществляется оценка на соответствие условиям:
-
не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;
-
налогоплательщик в соответствии с данными ПП «Контроль НДС» относится к низкому, среднему либо неопределенному (для индивидуальных предпринимателей) уровню риска;
-
возмещение НДС из бюджета Российской Федерации заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении (полностью либо частично) подтверждение суммы НДС к возмещению составило более 70 % от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;
-
более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (индивидуальные предприниматели) уровней риска, и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;
-
сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации.
II. По истечении одного месяца со дня представления налоговой декларации, налогоплательщики, соответствующие вышеуказанным условиям оцениваются на одновременное соответствие следующим условиям:
-
отсутствие ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
-
отсутствие противоречий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, и несоответствий сведениям об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (далее - Расхождения), либо Расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации или о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ;
-
отсутствие признаков нарушений законодательства РФ о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации.
-
При проведении камеральной налоговой проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по НДС, определяется с учетом информации (сведений), имеющихся в распоряжении налогового органа.
Управлениям, МИ ФНС России по КН необходимо обеспечить завершение камеральных налоговых проверок по истечении одного месяца со дня представления налоговых декларации по НДС (уточненных налоговых деклараций по НДС), в отношении налогоплательщиков при одновременном соблюдении условий, указанных в пунктах I и II настоящего поручения.
Основание: Письмо ФНС России от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129@.
-
Расширен список организаций и ИП имеющих право на списание налогов, организации банкроты не будут платить НДС с текущей хозяйственной деятельности.
Опубликован Федеральный закон, который вносит изменения в главу 21 НК РФ в части освобождения от НДС операций организаций признанных несостоятельными.
Новая редакция подпункта 15 п.2 ст.146 НК звучит следующим образом:
«В целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами)».
В предыдущей редакции не облагались НДС только операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников.
Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.
Кроме того внесены изменения в Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ в части расширения списка организаций и ИП пострадавших отраслей имеющих право на списание налогов. Пункт 1 статьи 2 указанного закона опубликован в следующей редакции.
Установить, что ИП и включенные в связи с созданием в период с 1 января 2018 по 29 февраля 2020 или на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации, пострадавших отраслей, а также организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, а также некоммерческие и религиозные организации, указанные в подпункте 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ, освобождаются от исполнения обязанности уплатить налоги и авансовые платежи по налогам, сборам в соответствии с п.1 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ.
В предыдущей редакции налоги могли списать только налогоплательщики сдавшие отчетность за 2018 год.
Поправка уже действует и распространяется на отношения с 1 апреля 2020 г.
Основание: Федеральный закон от 15.10.2020 N 320-ФЗ
-
Расширен перечень печатной продукции облагаемой по ставке НДС 10%.
С 1-го января 2021 года расширяется список печатных изданий и книжной продукции, которые при продаже облагаются по ставке 10%.
Так к такой продукции будут относится:
-
книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, в электронном виде, в том числе в аудиоформате, распространяемая, в частности, на магнитных носителях, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по каналам спутниковой связи:
- книги на дисках, лентах или прочих физических носителях;
- книги электронные.
Основание: Постановление Правительства РФ от 09.10.2020 № 1643 "О внесении изменений в перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов".
II. Налог на прибыль
-
Расходы на тестирование работников на COVID-19 можно учитывать в расходах и не облагать НДФЛ. Минфин подтвердил свою позицию.
Министерство финансов РФ дало комментарии по поводу учета расходов по проведению тестирования работников на коронавирусную инфекцию в целях расчета налога на прибыль и НДФЛ.
Ведомство подчеркивает, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В связи с чем, подтверждает что, расходы организаций на оплату услуг по проведению тестирования на COVID-19, направленные на выполнение требований действующего законодательства РФ в части обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 7 п. 1 ст.264 НК РФ.
Подобную позицию ведомство уже высказывало в Письме от 23.06.2020 № 03-03-10/54288.
Что касается обложения НДФЛ, в письме указано что, если проведение исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством РФ, обусловлено обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, то экономической выгоды (дохода) у таких работников возникать не будет.
Основание: Письмо Минфина России от 09.10.2020 № 03-03-06/1/88521.
-
Минтруд разъяснил, когда однодневные поездки считаются командировкой
Минтруд опубликовал письмо, в котором разъясняет какие поездки можно считать командировками. Например, в письме указывается, что если работники постоянно перемещаются в пределах обслуживаемых ими участков, в случаях, когда их работа имеет «разъездной характер» то данные поездки служебными командировками не являются.
По мнению ведомства, под определение "разъездной характер работ" подпадает трудовая функция работника, при которой он постоянно выполняет должностные обязанности за пределами своей организации. При этом работник может ежедневно после работы возвращаться домой. Примерами таких должностей являются курьеры, наладчики, работники связи и городского хозяйства (электрических, газовых, водопроводных сетей). Служебные поездки этих работников не считаются командировкой, а являются условиями, в которых осуществляется выполнение работником его трудовой функции.
В таких случаях работникам возмещаются расходы, связанные со служебными поездками, в соответствии со статьей 168.1 Кодекса, как работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.
Если же поездки работников не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, то данные поездки следует рассматривать как служебные командировки и возмещать расходы по ним в соответствии со ст. 168 ТК РФ.
Основание: Письмо Минтруда России от 02.09.2020 № 14-2/ООГ-14185.
-
Дивиденды, выплаченные по данным промежуточной бухгалтерской отчетности, не переквалифицируются по итогам года
Минфин России дает разъяснения по поводу переквалификации дивидендов выплаченных в течение года по данным промежуточной бухгалтерской отчетности, если по итогам года чистая прибыль оказалась меньше выплаченных дивидендов.
Финансовое ведомство указывает, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (части 4 и 5 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ).
Таким образом, для организаций предусмотрен порядок определения чистой прибыли как источника выплаты дивидендов в случаях, когда решение о распределении прибыли принимается по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и (или) отчетного года.
По мнению Минфина, действующее законодательство РФ не содержит положений, изменяющих экономическую квалификацию выплаченных дивидендов в случаях, когда размер чистой прибыли хозяйственного общества, определенный по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, меньше, чем величина дивидендов, выплаченных таким хозяйственным обществом на основании соответствующих решений, принятых на основании данных промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Ведомство считает, что доходы в виде дивидендов, выплаченные акционерам (участникам) хозяйственных обществ по результатам работы указанных хозяйственных обществ за квартал, полугодие и девять месяцев отчетного года, в дальнейшем переквалификации для целей налогообложения не подлежат.
Ранее была неопределенность, следует ли в случаях, когда чистая прибыль по итогам года оказывалась меньше уже выплаченных дивидендов, переквалифицировать такие дивиденды в прочие внереализационные доходы и облагать их по иной налоговой ставке, а не по ставке для дивидендов.
Основание:Письмо Минфина России от 15.10.2020 № 03-03-10/90152 доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 19.10.2020 № СД-4-3/17130@.
III. Внешнеэкономическая деятельность
-
Подписан протокол об изменении налогового соглашения между Россией и Мальтой
1 октября 2020 года состоялось подписание протокола по внесению изменений в СИДН между Россией и Мальтой в части увеличения налога на дивиденды и проценты до 15% у источника доходов.
Аналогично подписанному ранее Протоколу с Кипром, документом определен перечень исключений, в соответствии с которыми будет применяться льготный режим в отношении доходов в виде дивидендов и процентов. Исключения предусмотрены для институциональных инвестиций, а также для публичных компаний, не менее 15% акций которых находятся в свободном обращении, и владеющих не менее 15% капитала компании, выплачивающей указанные доходы, в течение года. Для таких доходов ставка налога установлена в размере 5%.
Как уже сообщалось, изменения не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигациям, облигационным займам российских компаний, а также займам, предоставляемым иностранными банками.
Следующее подписание аналогичного соглашения планируется с Люксембургом, с Нидерландами продолжаются переговоры.
Основание: информация, размещенная на сайте Минфина России на 01.10.2020, https://minfin.gov.ru/ru/press-center
-
Утвержден формат электронного отчета о движении средств по счету (вкладу) в зарубежной организации финансового рынка
ФНС России опубликовал письмо об электронном формате предоставления сведений по отчету о движении средств физического лица – резидента и юридического лица – резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенный за пределами территории РФ.
Утверждены электронные форматы следующих документов:
-
Отчета о движении средств физического лица (КНД 1112520), представляемого через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России;
-
Отчета о движении средств юридического лица (КНД 1112521), представляемого по ТКС через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика.
Форматы отчетов применяются с 15.12.2020.
Основание:Письмо ФНС России от 19.10.2020 N ВД-4-17/17065@ "О форматах Отчетов о движении средств".
-
Расходы по приобретению доли в ООО физическим лицом нерезидентом РФ не учитываются при удержании НДФЛ с выплат при его выходе из состава общества.
Минфин России рассмотрело вопрос удержания НДФЛ при выплате стоимости доли участника физического лица при выходе его из ООО, и сделало вывод, что при выходе из состава участников общества физического лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, налоговый агент обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц с полной суммы полученного налогоплательщиком дохода с применением налоговой ставки 30 процентов.
В своих выводах ведомство указывает, что в ст.226 НК не предусмотрена возможность учета налоговым агентом расходов налогоплательщика на приобретение долей в уставном капитале общества в отношении доходов налогоплательщика, получаемых при его выходе из состава участников общества. На основании пункта 3 статьи 224 Кодекса в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов, за исключением отдельных видов доходов.
Основание: Письмо Минфина России от 02.10.2020 № 03-04-06/86502
-
Выплата дивидендов иностранной организации, когда фактическим получателем дохода является физическое лицо резидент РФ.
ФНС Росси в своем письме от 29.09.2020 дает разъяснения о заполнении и представлении отчетности по налогу на прибыль и НДФЛ, зачете (возврате) излишне уплаченного налога при выплате дохода физическому лицу резиденту РФ через иностранную организацию.
-
В случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется СИДН, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (или их часть), и такое лицо признается в соответствии с НК РФ налоговым резидентом РФ, российской организацией, выплачивающей доход, не удерживается налог с иностранного лица, не имеющего фактического права на выплачиваемые доходы (их часть), однако согласно соответствующим положениям Кодекса она будет выступать налоговым агентом в отношении дохода, получаемого российским резидентом - фактическим получателем.
Таким образом, при выплате дохода (в том числе в виде дивидендов) иностранному получателю, фактическим правом на который обладает физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, российская организация - налоговый агент обязана удержать с суммы такой выплаты соответствующую сумму налога на доходы физических лиц.
При этом при заполнении Раздела 3 налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, если доход от источника в РФ не подлежит налогообложению или облагается налогом на доходы физических лиц:
-
по строке 070 "Ставка налога, в %" подраздела 3.2 Раздела 3 указывается условное значение "99.99";
-
при указании по строке 070 значения "99.99" строки 080 - 140 подраздела 3.2 Раздела 3 не заполняются;
-
по строке 040 отражается сумма дохода физического лица, которая не подлежит налогообложению или подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
-
Сумма налога на доходы физических лиц, удержанная при этом российской организацией подлежит перечислению на код бюджетной классификации (КБК) 18210102010011000110.
-
Российская организация - налоговый агент, выплачивающая доход иностранной организации, фактическим правом на который обладает физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, обязана представить в налоговый орган по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ и справку о доходах и суммах налога физического лица (форма 2-НДФЛ) в отношении указанного лица.
-
В случае, когда доход от источников в РФ выплачивался иностранному лицу, не имеющему фактического права на такой доход, а фактическое право на доход (его часть) имеет физическое лицо, то за зачетом (возвратом) суммы излишне уплаченного налога вправе обратиться физическое лицо, имеющее фактическое право на доход, с которого был удержан налог. При этом указанное иностранное лицо, не имеющее фактического права на доход, не вправе обратиться за зачетом (возвратом) суммы излишне уплаченного налога, поскольку не обладает статусом налогоплательщика и не обладает правами, указанными в статье 21 Кодекса.
Основание: Письмо ФНС России от 29.09.2020 N БС-4-11/15898@.
IV. Налог на имущество
-
Новые контрольные соотношения
ФНС России разослала в налоговые органы новые контрольные соотношения показателей формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденной приказом ФНС России от 28.07.2020 N ЕД-7-21/475@.
Изменения связаны с утверждением новой формы декларации и выделением тех категорий налогоплательщиков, для которых в рамках поддержки пострадавших отраслей экономики, перенесены сроки уплаты налога в течение 2020 года, для таких налогоплательщиков были введены новые коды налоговых льгот.
Основание: Письмо ФНС России от 30.09.2020 № БС-4-21/15947@
"О направлении контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций".
V. Транспортный налог
-
Об исчислении транспортного налога в случае гибели или уничтожения транспортного средства.
ФНС России указала о недопустимости исчисления транспортного налога в случае гибели или уничтожения транспортного средства независимо от его снятия с регистрационного учета.
Несмотря на то, что до налоговых органов уже доводилась правовая позиция Верховного Суда РФ, Минфина и ФНС России по вопросу о прекращении исчисления транспортного налога в случае гибели или уничтожения транспортного средства независимо от его снятия с регистрационного учета (письма ФНС России от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@, от 25.10.2019 № БС-4-21/21862@), в судебном порядке продолжают выносится решения об отказе в удовлетворении административных исковых заявлений налоговых органов по взысканию недоимки по налогу за период с момента гибели (уничтожения) транспортного средства.
В своем письме налоговое ведомство указывает, что согласно п.1 ст.235 ГК РФ, основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества, то есть право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.
Ведомство поручает налоговым органам субъектов РФ принять исчерпывающие меры по урегулированию споров по данному вопросу, учитывая практику рассмотрения аналогичных споров Верховным Судом РФ и исключить причины и условия их возникновения.
Основание: Письмо ФНС России от 14.10.2020 № БС-4-21/16809@ "О прекращении исчисления транспортного налога в случае уничтожения транспортного средства"
VI. Налоговое администрирование
-
Утверждены форма и формат заявления о представлении справки о состоянии расчетов в электронном виде.
ФНС России утвердило форматы электронной справки о состоянии расчетов с бюджетом.
Приказом утверждены:
-
форма заявления о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в соответствии с приложением № 1 к Приказу;
-
формат представления в налоговый орган заявления о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в электронной форме согласно приложению № 2 к Приказу.
Основание: Приказ ФНС России от 03.09.2020 № ЕД-7-19/631@
-
Минфин России уточнил перечень доходов для применения повышенной ставки НДФЛ
По итогам обсуждения Законопроекта № 1022669-7 с парламентом и регионами перечень доходов, облагаемых по повышенной ставке НДФЛ в 15%, уточнен.
Основной принцип законопроекта – применение повышенной ставки НДФЛ к периодическим и активным доходам свыше 5 млн. рублей, связанным непосредственно с трудовой деятельностью людей (включая зарплату и дивиденды), и исключение из базы расчета нерегулярных доходов.
Минфин уточняет, что повышенная ставка не распространяется на доходы от продажи любого личного имущества граждан (за исключением ценных бумаг) и страховым выплатам. Соответствующие поправки ко второму чтению законопроекта внесены в Правительство РФ.
В противном случае, говорит ведомство, повышенный налог пришлось бы, в том числе платить людям с невысоким уровнем доходов, что в целом противоречит концепции введения новой ставки налогообложения и принципу социальной справедливости.
Ведомство также напоминает, что новой ставкой будет облагаться исключительно та часть доходов, которая превышает 5 млн. рублей в год. При определении параметров повышения ставки учитывали необходимость в повышенном налогообложении лишь незначительной части населения с высокими доходами. И одновременно преследовали цель избежать оттока налоговых резидентов из страны, поскольку в сравнении с другими странами ставка НДФЛ в России остается более привлекательной, даже с учетом повышения.
Поясняется, что данная налоговая новация не приведет к увеличению административной нагрузки на граждан, так как налоговые органы самостоятельно будут исчислять сумму налога, которую необходимо доплатить по итогам налогового периода. Процесс администрирования таких доходов будет в высокой степени автоматизирован, предоставление дополнительных налоговых деклараций не потребуется.
Основание: информация, размещенная на сайте Минфина России https://minfin.gov.ru/ru/press-center, дата размещения 21.10.2020; Проект Федерального закона № 1022669-7.
-
Документы для заключения соглашения о ценообразовании можно будет отправлять в электронном виде
ФНС России рекомендовала формат подачи документов и информации в электронном виде для заключения соглашения о ценообразовании.
Напомним, что соглашение о ценообразовании представляет собой соглашение между налогоплательщиком и налоговым органом, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия.
Приказом ФНС утверждены:
-
рекомендуемый формат представления документов (информации), предоставляемых налогоплательщиками в целях заключения соглашения о ценообразовании, в электронной форме;
-
рекомендуемый формат представления документов (информации), направляемых налогоплательщикам в целях заключения соглашения о ценообразовании, в электронной форме.
Направлять в электронном виде можно будет следующие документы:
-
заявление о заключении соглашения;
-
заявление о повторном направлении доработанного проекта соглашения;
-
письмо о предварительной встрече;
-
заявление об изменении соглашения;
-
заявление о продлении срока действия соглашения;
-
письмо о досрочном прекращении соглашения;
-
письмо о возврате заявления о заключении соглашения;
-
заявление о заключении или изменении соглашения в отношении внешнеторговых сделок;
-
письмо о предоставлении отчета об исполнении соглашения;
-
заявление о повторном представлении проекта соглашения в отношении внешнеторговых сделок.
Основание:Приказ ФНС России от 21.10.2020 N ЕД-7-13/768@.
4. Утвержден перечень технологий в сфере цифровых инноваций для применения экспериментальных правовых режимов
Правительство РФ утвердило перечень технологий, в отношении которых будет действовать особое регулирование. Как известно в июле 2020 года был подписан Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". К полномочиям Правительства входило утвердить перечень технологий, которые можно будет применять в рамках таких режимов в области цифровых инноваций.
Утверждение перечня позволит освободить разработчиков от излишней административной нагрузки и ускорить вывод на рынок новых цифровых сервисов. В него вошли следующие технологии:
1. Нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта.
2. Технологии работы с большими данными.
3. Квантовые технологии.
4. Производственные технологии.
5. Технологии робототехники и сенсорики.
6. Технологии систем распределенного реестра.
7. Технологии беспроводной связи.
8. Технологии виртуальной и дополненной реальности.
9. Технологии промышленного интернета (интернет вещей).
10.Отраслевые цифровые технологии.
Упрощённые правовые режимы в сфере цифровых инноваций это особая правовая среда для тестирования новых продуктов, которая помогает снизить издержки бизнеса и ускорить разработку перспективных идей.
Правительством подписано также Распоряжение, наделяющее АНО «Цифровая экономика» полномочиями представлять интересы бизнеса в этих вопросах, которая создавалась для поддержки общественно значимых проектов в области информационных технологий. В число учредителей «Цифровой экономики» входят ведущие российские инновационные компании, включая «Сбер», «Яндекс», Mail.ru, Rambler, «Роснано».
Закон вступит в силу 28.01.2021 года.
Основание: Постановление Правительства РФ от 28.10.2020 N 1750; Распоряжение Правительства РФ от 28.10.2020 N 2790-р.
VII. Законодательные инициативы
-
Цифровые рубли. Центробанк выпустил доклад на общественное обсуждение.
Центробанк России изучит вопрос выпуска в Российской Федерации цифрового рубля, который может стать новой формой денежных средств, помимо наличных и безналичных.
В консультационном докладе, выпущенном на общественное обсуждение, регулятор в частности заявляет, что отвечая на меняющиеся потребности граждан и бизнеса, Банк России проводит оценку возможностей и перспектив выпуска цифрового рубля, поскольку многие Центробанки миро уже активно обсуждают введение цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ; central bank digital currencies, CBDC).
Предполагается, что цифровой рубль станет доступен всем: гражданам, бизнесу, участникам финансового рынка, государству и станет как средством платежа, так и мерой стоимости и средством сбережения. При этом все три формы российской валюты будут абсолютно равноценными.
В дополнение к безналичным расчетам организации смогут использовать его в расчетах с государством, контрагентами, финансовыми организациями, работниками. ЦБ будет выпускать новую валюту в форме уникального цифрового кода, хранящегося в специальном электронном кошельке, подчеркивается в документе. При этом, как заявляют эксперты, цифровой рубль не будет считаться криптовалютой, поскольку его эмитентом выступает ЦБ.
Граждане смогут зачислять цифровые рубли на свои электронные кошельки и пользоваться ими с помощью мобильных устройств и других носителей в онлайн - и офлайн-режиме, но для функционирования цифрового рубля в офлайне необходимо разработать специальные технологии.
Целью создания цифрового рубля, как объясняется в докладе, является способствование снижению издержек на проведение расчетов и повышению финансовой доступности, а также открытие возможности для развития финансовых услуг и инструментов.
Как говорят эксперты, цифровой рубль также нужен ЦБ для полного контроля эмиссии.
До 31 декабря 2020 года регулятор планирует получить отзывы экспертов и участников рынка по поводу инициативы. На разработку всего проекта понадобится около двух лет.
Основание: информация Банка России http://cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/. Дата публикации 13.10.2020.
-
Для сохранения льготы по НДС, требования к программным продуктам для включения в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предлагается уточнить.
Изменения, внесенные ст.149 НК РФ освобождают, начиная с января 2021 года, от НДС реализацию исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных при условии включения их в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
В законопроекте предлагается требование о включении программных продуктов в реестр исключить для того, чтобы сохранить право применения налоговой льготы для программных продуктов, не включенных в реестр.
Предполагается что, в реестр российского программного обеспечения будут включаться сведения о программах для ЭВМ и о базах данных, соответствующие требованиям, установленным Правительством РФ.
Основание: Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" , ID проекта 01/05/09-20/00108738.
-
Законопроект, предусматривающий уплату фиксированного налога с прибыли КИК подготовлен ко второму чтению.
Предусматривается, что уплачивать налог в размере 5 млн. руб. смогут физические лица, добровольно раскрывшие сведения о КИК и своевременно уведомившие налоговый орган о переходе на новый порядок уплаты налога. При этом декларировать доход не нужно.
Применение льготного режима планируется распространить на 5 лет. Для лиц, перешедших на такой порядок уплаты в 2020 и 2021 годах, обязательный минимальный срок применения этого порядка будет сокращен до 3 лет.
Основание: Проект Федерального закона № 990129-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 21.10.2020).
VIII. Бухгалтерский учет
-
Меняются банковские счета Федерального казначейства для перечисления налогов
ФНС России уведомляет, что с 1 января 2021 года будет осуществлен переход на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ. В связи с чем, направила информацию о реквизитах казначейских счетов Федерального казначейства и реквизитах счетов, входящих в состав единого казначейского счета, указываемых в поле 15 платежного поручения.
Инспекциям, в свою очередь, поручено проинформировать налогоплательщиков о том, как правильно заполнять реквизиты казначейских счетов в платежках на перечисление налогов.
ФНС приложила к своему письму таблицу с реквизитами каждого территориального органа Федерального казначейства, где указаны его наименование, БИК (поле 14), наименование банка получателя средств (поле 13), номер счета банка получателя средств (поле 15).
Переход на самостоятельную работу вновь открываемых казначейских счетов планируется, начиная с 01.05.2021 года, с 01.01.2021 по 30.04.2021 года будет установлен переходный период одновременного функционирования двух счетов.
Основание: Письмо ФНС России от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@
-
Опубликован закон об ужесточении наказания за неправильное хранение документов
Опубликован Федеральный закон, вносящий изменения в ст.13.20 «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов» КоАП РФ.
С 26 октября 2020 года нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В предыдущей редакции штрафы составляли:
-
для граждан от 100 до 300 рублей;
-
для должностных лиц от 300 до 500 рублей.
Основание: Федеральный закон от 15.10.2020 № 341-ФЗ
-
Утверждены новые стандарты бухгалтерского учета: ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
Минфин России утвердил приказом от 17.09.2020 применение с 1-го января 2022 года Федеральных стандартов бухгалтерского учета 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
С указанного периода прекращают свое действие ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (со всеми изменениями и дополнениями) и «Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств» утвержденные Приказом № 91н от 13.10.2003.
Организации могут принять решение о применении утвержденных ФСБУ до 2022 года.
Основание: Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н (зарегистрирован 15.10.2020).