Автор: Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Федеральный закон от 22.04.2020 № 121-ФЗ (далее – Закон № 121-ФЗ) внес изменения в отдельные главы ч. II НК РФ, в том числе в гл. 25: добавились новые расходы, понесенные организацией из-за эпидемии коронавируса; у организации появились новые возможности для смены способа уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Подробности – в данной публикации.
Сразу отметим, закон вступил в силу со дня его официального опубликования. При этом действие рассмотренных ниже норм распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Субсидии для организаций, ведущих деятельность в отраслях, отнесенных в специальном перечне к наиболее пострадавшим
Пункт 1 ст. 251 НК РФ дополнен пп. 60, согласно которому при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
При этом расходы, осуществленные за счет указанных субсидий, при определении базы по налогу на прибыль, также не учитываются (в ст. 270 НК РФ добавлен п. 48.26).
Аналогичная норма предусмотрена для предпринимателей: согласно новому п. 82 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде субсидий, указанных в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ.
К сведению: в отношении субсидий, названных в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, не применяются положения п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (п. 1 ст. 2 Закона № 121-ФЗ).
Расходы на дезинфекцию, приобретение СИЗ и оборудования, используемых для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований
Подпункт 7 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает отнесение к прочим расходам затрат на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, затрат, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
Теперь эта норма дополнена. В ней говорится, что к таким расходам относятся также расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не указанных в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) коронавируса
Пункт 1 ст. 264 НК РФ дополнен пп. 48.12, согласно которому в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, теперь учитываются расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования.
Внесены изменения и в другие положения гл. 25 НК РФ, связанные с указанной нормой. Так, теперь согласно п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде затрат на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, за исключением расходов, названных в пп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ
Кроме того, новый пп. 11 п. 2 ст. 256 НК РФ предусматривает, что медицинские изделия, расходы на приобретение которых учтены налогоплательщиком в соответствии с пп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ, не подлежат амортизации.
Таким образом, названные затраты отражаются в прочих расходах единовременно (даже если по стоимости и сроку полезного использования эти изделия отвечают признакам амортизируемого имущества).
Новые возможности для смены способа уплаты авансовых платежей
Статья 286 НК РФ предусматривает три способа уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.
По общему правилу авансовые платежи по налогу на прибыль перечисляются по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные платежи внутри каждого квартала (1-й способ).
При этом организация может добровольно перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае отчетными периодами будут признаваться месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года (2-й способ).
Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрена преференция – внесение в бюджет авансовых платежей по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев без ежемесячных авансовых платежей (3-й способ). В частности, согласно п. 3 ст. 286 НК РФ уплачивать авансы раз в квартал вправе организации, если их доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 15 млн руб. за каждый квартал.
Обратите внимание: при применении в налоговом периоде 2020 года положений п. 3 ст. 286 НК РФ используется предельная величина доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ, в сумме в среднем 25 млн руб. за каждый квартал (п. 2 ст. 2 Закона № 121-ФЗ).
Например, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала (II, III и IV кварталы 2019 года и I квартал 2020 года) не превысили в среднем 25 млн руб. за каждый квартал, то налогоплательщик вправе вносить авансовые платежи по итогам полугодия и девяти месяцев без ежемесячных авансовых платежей.
Кроме того, согласно п. 2.1, внесенному в ст. 286 НК РФ, налогоплательщики, уплачивающие в налоговом периоде 2020 года ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного (налогового) периода (1-й способ), вправе перейти до окончания налогового периода 2020 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли (2-й способ).
При этом указанные налогоплательщики вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода «четыре месяца», «пять месяцев» и т. д. до окончания календарного года. Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
К сведению: изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу должно быть отражено в учетной политике организации.
Чтобы воспользоваться правом, предусмотренным п. 2.1 ст. 286 НК РФ, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.
При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода «четыре месяца» налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 8 мая 2020 года.
Обратите внимание: рекомендуемая форма и формат уведомления об изменении порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, разработанные ФНС, доведены до территориальных налоговых органов Письмом от 22.04.2020 № СД-4-3/6802@.