Автор: Линара Хабирова, Руководитель отдела юридического сопровождения АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Коронавирусное законодательство: какие изменения внесли власти для поддержки бизнеса на карантине
Коронавирусное законодательство: какие изменения внесли власти для поддержки бизнеса на карантине

Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Российской Федерации с 30 марта по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни. Это, конечно, сказалось не только на настроении людей и российского бизнеса, но и на законодательстве, которое в последние дни стало меняться со скоростью света. Основные изменения коснулись НК РФ, КоАП РФ, УК РФ.

О легитимности внесенных изменений в юридическом сообществе много споров, ответы на вопросы о послаблении обязательственных нагрузок для бизнеса также неоднозначны. Законодатель предоставил отсрочку в вопросах исполнения налоговых обязательств, лицензируемой деятельности, не предусмотрев при этом возможность неисполнения обязательств в целом, кроме того, ужесточены санкции за несоблюдение режима «повышенной готовности». Министерствами даны разъяснения о правилах соблюдения режима карантина, а также рекомендации по соблюдению работодателями ТК РФ.

Изменения в Налоговом кодексе

Итак, рассмотрим какие же изменения коснулись НК РФ.

На кого распространяются меры налоговой поддержки

По поручениям Президента и Правительства Российской Федерации, с целью реализации мер поддержки налогоплательщиков, на время уменьшения деловой и потребительской активности из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции, применение мер взыскания приостанавливается до 1 мая 2020 года:

  • для налогоплательщиков, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • для налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок;

  • для субъектов предпринимательства, работающих в сферах физической культуры, спорта, искусства, культуры и кинематографии;

  • для иных отраслей, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки. Перечень таких отраслей утвержден Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.

Приостановка применения мер взыскания

Для субъектов МСП также откладывается принятие решений о приостановлении операций по их счетам для обеспечения взыскания задолженности.

Указанные меры Налоговая служба применит самостоятельно. Налогоплательщикам не требуется дополнительно подавать заявления. Списки компаний и коды основного вида экономической деятельности для предоставления отсрочки взыскания Налоговой службе предоставляют уполномоченные министерства и ведомства.

Если вы не обнаружите свою компанию в размещенных списках налогоплательщиков или не относитесь к соответствующему виду экономической деятельности, но считаете себя осуществляющим основную деятельность в соответствующем виде отрасли, вам необходимо обратиться в соответствующее отраслевое министерство или ведомство, предоставляющее списки налогоплательщиков или видов экономической деятельности.

Меры взыскания приостанавливаются с 25 марта 2020 года. При этом решения, принятые ранее, отозваны не будут. Суммы задолженности, которые взысканы до этой даты относятся к периодам 2019 года.

Отсрочка означает, что налоговики будут направлять требования об уплате недоимки и решения о взыскании долга не ранее 1 мая. То есть если вы не заплатите, к примеру, налог на прибыль 30 марта, требование вам пришлют не раньше 1 мая. Пени начислять не будут — это закрепят в законе.

При этом отсрочка не должна привести к тому, что налоговики пропустят предельные сроки выставления требований и взыскания долгов. Требование инспекторы должны выставить, как правило, в течение трех месяцев после того, как выявили недоимку (п. 1 ст. 70 НК). Это означает, что если у вас есть задолженность, по которой трехмесячный срок скоро пройдет, требование вам направят. Например, это могут быть суммы, которые вы не перечислили в бюджет в январе.

Отсрочки или рассрочки платежей после 1 мая будут предоставляться в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации, направленными на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, микропредприятий и компаний, которые работают в пострадавших отраслях. Планируется, что чиновники на период до 31 декабря 2020 года смогут также предоставлять дополнительные основания для отсрочки и списывать задолженность по пеням и штрафам.

Перенос сроков уплаты налогов

Кроме того, Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление от 02.04.2020 № 409, содержащее информацию о мерах поддержки бизнеса.

В частности, субъектам малого и среднего бизнеса, которые включены в реестр МСП и ведут деятельность в пострадавших отраслях (перечень определяется Правительством РФ), перенесены сроки уплаты налогов:

  • на шесть месяцев: налога на прибыль, единого сельскохозяйственного налога и налога по УСН за 2019 год;

  • налогов (авансовых платежей) за март и первый квартал 2020 года (за исключением НДС, НПД и налогов, уплачиваемых налоговыми агентами);

  • на четыре месяца: налогов (авансовых платежей) за апрель – июнь, второй квартал и первое полугодие 2020 года;

  • налога по патенту, срок уплаты которого приходится на второй квартал 2020 года;

  • на три месяца: НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей за 2019 год.

Также для указанных организаций продлены сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (в тех регионах, где установлены авансовые платежи):

  • за первый квартал 2020 года – до 30 октября 2020 года включительно;

  • за второй квартал 2020 года – до 30 декабря 2020 года включительно.

Для микропредприятий из пострадавших отраслей продлевается срок уплаты страховых взносов:

  • на шесть месяцев - за март-май 2020 года;

  • на четыре месяца - за июнь-июль и по страховым взносам, исчисленным с суммы дохода более 300 тысяч рублей.

Для всех организаций и ИП переносится срок представления налоговой отчетности:

  • на три месяца: деклараций, расчетов по авансовым платежам (кроме НДС и расчетов по страховым взносам), расчетов, представляемых налоговыми агентами, бухгалтерской отчетности, срок сдачи которых приходится на март-май 2020 года;

  • до 15 мая 2020 года - налоговых деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за первый квартал 2020 года.

Также на три месяца продлевается срок представления:

  • финансовой информации о клиентах – иностранных налоговых резидентах за 2019 год и предыдущие отчетные годы организациями финансового рынка;

  • заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.

Блокировка счетов

До 31 мая 2020 года налоговыми органами не будут блокироваться расчетные счета в банке, если декларация или расчет по страховым взносам представлены несвоевременно.

Также до начала июня сняты запреты на открытие банковских или лицевых счетов при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а также запреты на расходование средств с заблокированных счетов медицинских организаций на покупку медицинских изделий или лекарств.

Истребование документов

При получении требований о представлении документов, пояснений с 1 марта по 1 июня 2020 года срок их представления для налогоплательщиков также продлевается:

  • на 10 рабочих дней – по требованиям по НДС;

  • на 20 рабочих дней – в остальных случаях.

Не будут налагаться штрафы по статье 126 НК РФ в случае несвоевременного представления документов или иных сведений с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.

Кроме того, на полгода увеличены предельные сроки направления требований об уплате налогов и принятия решения о взыскании налогов.

Получение индивидуальной отсрочки (рассрочки)

Также организации и индивидуальные предприниматели, в том числе не являющиеся субъектами МСП, ведущие деятельность в пострадавших отраслях, смогут получить индивидуальные отсрочки (рассрочки). Для этого необходимо обратиться с заявлением в налоговый орган.

Одно из условий для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов – это снижение доходов более чем на 10%. На эту меру поддержки смогут рассчитывать и те, кто получил убыток, при условии, что в 2019 году зафиксирована прибыль. В зависимости от выполнения определенных в постановлении условий могут быть предоставлены:

  • отсрочки - на срок до года (до шести месяцев – без представления обеспечения);

  • рассрочки - на срок до трех лет, а крупнейших налогоплательщиков, стратегических, системообразующих и градообразующих организаций до пяти лет.

Сдача отчетности

Хорошая новость для бухгалтеров — сроки отчетности наконец сдвинули официально. За год можно отчитаться в конце июня. Исключение — баланс, его сдаем в мае. Сроки отчетности за I квартал теперь приходятся на май — июль.

ПФР также напоминают, что прием страхователей, которые представляют отчетность на бумажном носителе, ведут только по предварительной записи. Это делают, чтобы снизить скорость распространения коронавирусной инфекции.

Сдать СЗВ-ТД можно на бумаге или в электронном виде. Если численность работников 25 и более, представлять СЗВ-ТД надо в электронной форме. Если численность работающих менее 25, можно представлять форму СЗВ-ТД на бумаге.

Мораторий на процедуры банкротства

ФНС до 1 мая не будет направлять в суды заявления о банкротстве должников перед бюджетом. Правительство порекомендовало регионам и ЦБ, чтобы они тоже не банкротили должников, у которых есть задолженность перед бюджетами или банками (поручение Правительства от 18.03.2020). Так что, если у компании есть долги перед бюджетом на сумму 300 000 руб. и больше, банкротство как минимум откладывается.

Приостановление выездных проверок

В постановлении также говорится о приостановлении до 31 мая 2020 года включительно вынесения решений о выездных налоговых проверках, в том числе, повторных, а также проведения уже назначенных проверок. Это же касается проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, Инспекторы не будут назначать выездные налоговые проверки и ревизии по онлайн-ККТ, а также по валютному контролю. Сначала речь шла только о проверках малых и средних предприятий, но теперь эту меру распространили на всех. Те ревизии, которые уже начали, приостановят (новость на сайте nalog.ru от 20.03.2020). Налоговики также временно откажутся от допросов, осмотров и вызовов в инспекцию (приказ ФНС от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181).

Другие ведомства, например, Роструд также введут мораторий на ревизии (поручение Правительства от 18.03.2020). Исключение — внеплановые проверки, основанием для которых является вред жизни, здоровью граждан, чрезвычайные ситуации, а также ревизии, по результатам которых выдают разрешения и лицензии.

Таким образом, в период до 31.05.2020 включительно приостановлено:

  • вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок;

  • проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок;

  • течение сроков, установленных Кодексом (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении выездных (повторных выездных) налоговых проверок;

  • течение сроков, предусмотренных статьей 101.4 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок приостанавливается до 31.05.2020 включительно и возобновляется 01.06.2020.

Приостановление проведения назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок в данном случае влечет установление запрета на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок.

Приостановление течения сроков, установленных Кодексом (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, распространяется на сроки осуществления следующих мероприятий (действий):

  • проведение выездной налоговой проверки;

  • приостановление проведения выездной налоговой проверки;

  • составление акта выездной налоговой проверки;

  • вручение акта выездной налоговой проверки;

  • представление возражений на акт налоговой проверки;

  • рассмотрение материалов выездной налоговой проверки;

  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;

  • составление дополнения к акту налоговой проверки;

  • вручение дополнения к акту налоговой проверки;

  • представление возражений на дополнение к акту налоговой проверки;

  • составление акта, предусмотренного статьей 101.4 Кодекса;

  • представление возражений на акт, предусмотренный статьей 101.4 Кодекса;

  • рассмотрение дела о налоговом правонарушении, предусмотренного статьей 101.4 Кодекса.

Изменения в Административном кодексе

Нарушение санэпидправил

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ внесены изменения в КоАП, согласно которым установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания или проведения ограничительных мероприятий (карантина), а также за невыполнение в установленный срок требования органа, осуществляющего федеральный государственный санэпиднадзор, о проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий. Соответствующие поправки внесены в ст. 6.3 КоАП РФ. Данные нарушения влекут наложение административного штрафа на:

  • граждан – в размере от 15 тыс. до 40 тыс. руб.;

  • должностных лиц – от 50 тыс. до 150 тыс. руб.;

  • ИП – от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

  • юрлиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Названная статья также дополнена нормой о повышенной ответственности за те же действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если в них отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния.

Глава 20 КоАП РФ теперь включает в себя ст. 20.6.1, устанавливающую административную ответственность за нарушение режима самоизоляции, а именно, за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. Ответственность за указанное правонарушение наступит, если эти действия не подпадают под нормы ст. 6.3 КоАП РФ (с учетом вышеуказанных новых поправок). За нарушение правил установлены следующие санкции:

  • для граждан – предупреждение или штраф от 1 тыс. до 30 тыс. руб.;

  • для должностных лиц – штраф от 10 тыс. до 50 тыс. руб.;

  • для ИП – штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;

  • для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Совершение данных действий (бездействия), повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, либо совершенные повторно, влекут более строгие наказания.

Следует отметить, что вступил в силу Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ, который усиливает также и уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если оно повлекло массовое заболевание или отравление людей, или если виновными действиями создана угроза таких последствий.

Распространение ложной информации

Поправки внесены и в ст. 13.15 КоАП РФ. Для юрлиц установлен штраф от 1,5 млн до 3 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой за распространение в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.

Если же такие действия юрлица повлекли смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи – штраф будет варьироваться в пределах от 3 млн до 5 млн руб.

В примечании к статье уточняется, что обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни, признаются ЧС природного, техногенного, в том числе экологического характера, эпидемии, эпизоотии, аварии, катастрофы и т. д., повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Продажа лекарств

Установлена административная ответственность за реализацию либо отпуск лекарств с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части, касающейся превышения установленных предельных размеров оптовых, розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на указанные лекарственные препараты (дополнена ст. 14.4.2 КоАП РФ).

Наказание за совершение данного правонарушения:

  • для должностных лиц – штраф от 250 тыс. до 500 тыс. руб.;

  • для юрлиц и ИП – размер штрафа будет зависеть от суммы излишне полученной выручки от реализации лекарств в двукратном размере за весь период совершения правонарушения, но не более года.

Частная охрана

В ст. 20.16 КоАП РФ уточняются положения об административной ответственности за частную охранную, частную детективную деятельности без специальных лицензий, а также за оказание охранных услуг лицом, не имеющим статуса частного охранника.

Подведомственность

Кроме того, в КоАП РФ установлена подведомственность всех указанных дел. В частности, прописано, что должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных новой ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне чрезвычайной ситуации). Перечень таких должностных лиц утверждается Правительством РФ.

А в период до конца текущего года правом составлять протоколы по таким правонарушениям наделены должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, перечень которых будут утверждать высшие должностные лица регионов.

Изменения в Уголовном кодексе

Содержание статьи 236 УК изменил федеральный закон № 100-ФЗ от 01.04.2020. Данная норма предусматривает наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, по неосторожности приведшее к соответствующим последствиям. В частности, она может применяться к случаям, когда лицо, вернувшись из зарубежной поездки в «неблагополучную» по коронавирусу страну, идет на работу, не соблюдая двухнедельный карантин, и тем самым не имея умысла, но самонадеянно думая, что вируса у него нет, создает угрозу заражения своих коллег и окружающих.

Благодаря последним поправкам наказание стало более суровым. Что изменилось, указано в таблице:

Последствие нарушения санэпидправил

Уголовная ответственность за нарушение карантина в России

Новые нормы с 01.04.2020

Старые нормы до 01.04.2020

Ч. 1 ст. 236 УК РФ:

  • Массовое отравление/заболевание людей по неосторожности;

  • Создание угрозы возникновения массовых отравлений/заболеваний по неосторожности (до 01.04.2020 такое преступное последствие в ст.236 УК отсутствовало).

Суммы штрафов:
500 000 – 700 000 рублей или в размере общего дохода осужденного за 12 - 18 мес. До 80 000 рублей или в размере общего дохода осужденного за период до полугода.
Лишение гражданина права занимать определенную должность, заниматься определенной деятельностью:
От 1 года до 3-х лет До 3-х лет.
Срок обязательных работ:
- До 360 часов.
Срок исправительных работ:
- До 1 года.
Срок принудительных работ:
До 2-х лет. -
Ограничение свободы:
До 2-х лет. До 1 года.
Лишение свободы:
До 2-х лет. -

Ч. 2 ст. 236 УК РФ:

Смерть человека (по неосторожности).

Суммы штрафов:
1 000 000 – 2 000 000 рублей или в размере общего дохода осужденного за период от 1 года до 3-х лет. -
Срок обязательных работ:
- До 480 часов.
Срок исправительных работ:
- От полугода до 2-х лет
Срок принудительных работ:
От 3-х до 5-ти лет. До 5-ти лет.
Ограничение свободы:
От 2-х до 4-х лет. -
Лишение свободы:
От 3-х до 5-ти лет. До 5-ти лет.

Ч. 3 ст. 236 УК РФ:

  • Смерть 2-х и более лиц (по неосторожности).

Это последствие преступления также не охватывалось ст.236 УК до 01.04.2020.

Срок принудительных работ:
От 4-х до 5-ти лет. -
Лишение свободы:
От 5-ти до 7-ми лет. -

Закон № 100-ФЗ от 01.04.2020 (ст.2) внес поправки и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, определив, кто будет расследовать преступления, связанные с нарушением карантина. Как и прежде, за полицией останутся преступные деяния, предусмотренные ч.1 и ч.2 ст.236 УК (ст.151 УПК РФ). Если нарушение санитарно-эпидемиологических правил гражданином стало причиной смерти двух и более человек, расследование поручается Следственному комитету.

Уголовная ответственность за нарушение карантина: особенности применения ст. 236 УК РФ

Ужесточение санкций по данной статье не облегчает возможность ее применения, так как в реальности непросто установить причинно-следственную связь между действиями предполагаемого преступника и наступившими последствиями. В частности, обвинению в суде придется доказывать, что потерпевший умер именно от болезни, которой его заразил конкретный субъект, а не от сопутствующих заболеваний. А также подготовить убедительные доказательства, что к смерти, массовой эпидемии или отравлению привел контакт с обвиняемым, а не другим лицом.

Данная статья наиболее применима в связи с угрозой возникновения эпидемии (массового отравления) из-за преступных действий нарушителя. Такое последствие, как угроза заражения других лиц, появилась в ст.236 УК только 1 апреля 2020 года – на фоне быстрого распространения коронавирусной инфекции по стране. Его добавление призвано дисциплинировать граждан, не желающих соблюдать обязательные карантинные ограничения.

Однако, несмотря на поправки, которые одобрила и приняла Госдума, уголовная ответственность за нарушение карантина не распространяется на россиян, не выполняющих режим самоизоляции. Самоизоляция подразумевает минимальные контакты с окружающим миром лиц, у которых не выявлены признаки инфекционного заболевания и нет высокой вероятности заражения коронавирусом в поездке или от заболевших знакомых (родственников, коллег, и т.д.). То есть, режим самоизоляции используется в профилактических, упреждающих целях, а карантин – при наличии риска массово заразиться от контакта с определенным человеком.

Для применения ст.236 УК от предполагаемого преступника должна исходить реальная угроза заражения других людей, о которой ему известно. Поэтому для привлечения к уголовной ответственности граждан, не желающих самоизолироваться, она не подходит.

Нормы ГК РФ: Обстоятельства непреодолимой силы

Что касается разъяснений в ГК РФ относительно обстоятельств непреодолимой силы, хотелось бы обратить внимание на следующее: даже тот факт, что пандемия признана обстоятельством непреодолимой силы, не освобождает корпорации от исполнения основного обязательства, как решили многие собственники бизнеса, а лишь освобождает от ответственности за несвоевременное исполнение обязательств.

Арендаторы и арендодатели

Данным вопросом, в первую очередь, заинтересовались арендаторы, поскольку они оказались в том положении, когда их бизнес не приносит доходы, а расходы никуда не делись. В соответствии с п. 3 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Арендаторам по договорам аренды недвижимого имущества предоставили право требования уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации».

Однако, закон не обязывает Арендодателя уменьшить арендную ставку. Условие о размере арендной платы в некоторых случаях является существенным для договоров аренды: здания или сооружения (п. 1 ст. 654 ГК РФ); земельного участка (п. 12 ст. 22 ЗК РФ), соответственно, согласование стоимости арендной платы осуществляется по соглашению сторон, путем подписания дополнительного соглашения к договору аренды.

В таком случае, арендатор может попытаться в судебном порядке снизить стоимость аренды, сославшись на ст. 451 ГК РФ. Однако на данный момент суды работают частично, в основном – на приемку документов. Кроме того, сроки рассмотрения судами дел увеличились в конце 2019 года, соответственно, решение вопроса придется ждать очень долго, а вот его исход также не однозначен:

Во-первых, не все сферы деятельности отнесены к пострадавшим от распространения коронавируса, соответственно, получение Заключения об обстоятельствах непреодолимой силы может стать проблемой.

Во-вторых, практика применения ст. 451 ГК РФ, скорее всего только начнет формироваться, и в чью пользу – на данный момент, гадание на кофейной гуще.

В-третьих, остается открытым вопрос определения суммы снижения арендной ставки. Согласно судебной практике применения положений ст. 451 ГК РФ возможно, при наличии одновременно следующих условий:

  1. в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

  2. изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

  3. исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Снова возвращаясь к установлению суммы ущерба и определения снижения суммы арендной ставки. Кроме того, нельзя отменить аргумент арендодателя о предпринимательских рисках.

Таки образом, обобщая вышеизложенное, лучшим вариантом для снижения арендной ставки остается договоренность сторон. Аргументами для достижения соглашения могут стать:

  • каким образом и какие фактические обстоятельства повлияли на ваш бизнес;

  • зависимость работы вашего бизнеса и бизнеса арендодателя. Предоставив снижение арендной платы сейчас, он сохранит арендатора на будущее;

  • указание на количество занимаемых площадей, а также сроки долгосрочного сотрудничества (когда применимо);

  • указание на то, что арендатор самостоятельно оплачивает коммунальные платежи, услуги клининговой компании, а кроме того, в период режима самоизоляции арендатору не требуются услуги эксплуатирующей компании, что может являться некой преференцией для арендодателя;

  • указание суммы основного обязательства и суммы предполагаемого дисконта. Т.е. необходимо на цифрах показать разницу, которую потеряет арендодатель при снисходительности к вам и возможность потери дохода на несколько месяцев, в случае если вам придется съехать. Ведь в ближайшее время маловероятно, что он сможет найти новых арендаторов. Следует учитывать при этом и прогнозы аналитиков, согласно которым ожидается снижение цен на аренду недвижимости в ближайшие месяцы, поскольку многие откажутся от площадей, как только организуют удаленную работу;

  • в некоторых случаях аргументом может послужить предоставление арендодателю гарантий об аренде помещения на длительный срок;

  • точное определение срока, на который просите снижения арендной ставки.

Обратите внимание на региональные законодательные акты, возможно в некоторых регионах предоставлены льготы для арендаторов и собственников помещений.

В заключении...

Можно ли с уверенностью сказать, что предоставленные Президентом и Правительством «поблажки» очень помогут бизнесу и он не просядет окончательно? Скорее нет, чем да.

Отсрочка платежей, предоставление отчетностей более поздней датой – не отменяют самого обязательства. Так же, как и обстоятельства форс-мажор, они лишь освобождают от ответственности за несвоевременное исполнение этого самого основного обязательства.

Вместе с тем, Президент этой весной неоднократно обращался к нации, и с каждым его обращением речь становилась более лояльной по отношению не только к народу, но и к бизнесу. Поэтому с верой в более серьезную помощь от государства будем ждать новых изменений, пояснений и рекомендаций.