ООО "Небо"

На прошлой неделе предприниматели узнали, что маркировка обуви не начнется 1 марта. Ее отложили еще на 3 месяца. Рассказываем, почему так произошло и что делать бизнесу. 

Что решило правительство?

Обязательную маркировку обуви перенесли с 1 марта на 1 июля 2020 года. Об этом написано в постановлении Правительства РФ от 29.02.2020 № 216. Участники рынка должны сделать следующее:

  • Производители с 1 июля 2020 года обязаны принимать на учет и продавать только маркированную обувь. Если на 1 июля 2020 года есть нереализованная обувь, которую ввели в оборот (а производитель принял на учет), то ее нужно промаркировать до 1 сентября 2020 года.

  • Импортеры с 1 июля 2020 года должны ввозить (помещать под таможенные процедуры) и реализовывать в РФ только маркированную обувь. Если импортер купил обувь до 1 июля 2020 года, а ввез в РФ позже, он должен промаркировать ее до 1 августа 2020 года.

  • Продавцы (розничные и оптовые) с 1 июля 2020 года будут реализовывать только маркированную обувь. Если на 1 июля 2020 года у них есть нереализованная обувь, она должна быть промаркирована до 1 сентября 2020 года.

Почему маркировку перенесли?

Мы писали, что сама система не готова технически к таким изменениям. Поэтому отсрочку взяли, чтобы устранить недоработки:

  • Невозможность вернуть марку в оборот. Если компания продала кроссовки, то марка автоматически выводится из оборота. Но есть Закон о защите прав потребителей. Если покупатель возвращает или меняет обувь, то марку невозможно вернуть в оборот. Продавцу надо зарегистрироваться в GS1, чтобы промаркировать обувь. 

  • Создание дублей. Есть системная ошибка при перепродаже. Например, ИП на УСН(доходы минус расходы) купил обувь у крупного магазина для перепродажи. Сделал это официально на деньги бизнеса. И дальше он будет это продавать, как контрафакт или ему придется маркировать обувь. И это приведет к дублям в Национальном каталоге товаров.  

И еще несколько десятков ошибок, которые нужно решить до 1 июля. Об этих ошибках говорят специалисты Ассоциации развития технологий маркировки и прослеживаемости «Альянс Форта». 

Надо сказать. что подобные переносы были в истории с тендерами. Когда правительство решило перевести все закупки в электронный вид, то  рынок был к этому не готов, и решение переносили на более поздний срок. Возможно, что это не последний перенос обязательной маркировки обуви. 

Что делать бизнесу?

Готовится к 1 июля. Решение об отмене были опубликовано 3 марта, но в документе стоит дата 29 февраля, то есть решение принимали задним числом. Но вот «Честный знак» с 1 марта продает марки по 5 копеек. И если вы не успели запастись ими, то теперь придется делать это за деньги.

Кроме этого, есть лайфхак, но это предприниматели делают на свой страх и риск. Это не рекомендации Неба. Немаркированные товары можно продавать до 1 сентября 2020 года, если они были в остатках на 1 июля. Но в Гражданском кодексе и Налоговом кодексе не прописаны первичные документы для доказательства остатков. 

Например, приходная или расходная накладные показывают движение товаров, а не остатки. Поэтому можно сделать акт инвентаризации, и показать, что остатки на складе были до 1 июля. Скорее всего, контролирующие органы не смогут доказать,что обувь появилась на остатках в другое время. Остатки такой обуви можно маркировать до 1 сентября 2020 года.

Другая непонятная ситуация с налогообложением. Если товары были промаркированы до 1 марта, то есть соблазн продолжить продавать по ЕНВД, но в этом случае с обуви надо убрать марки. И это подходит для товаров, которые не введены в оборот. Пока никаких документов на этот счет нет. Предпринимателям придется действовать на свой страх и риск.