Материал подготовлен: Зульфией Абзаловой, ведущим экспертом департамента бухгалтерских услуг АО «Бейкер Тилли»
Актуальные разъяснения законодательства
I. Внешнеэкономическая деятельность
О размещении форм уведомлений о счетах открытых в зарубежных организациях финансового рынка.
В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 № 265-ФЗ, для организаций резидентов РФ установлена обязанность уведомлять налоговые органы о счетах (вкладах) открытых не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
На основании указанных требований ФНС разместила на своем сайте рекомендуемые формы уведомлений об открытии, закрытии, изменении реквизитов указанных счетов.
Основание: Письмо ФНС России от 12.02.2020 № КВ-3-14/1063@
II. Налог на прибыль
Обоснование расходов копиями первичных документов
Минфин РФ дает разъяснения по вопросу неправомерности применения скан копий или фотокопий, документов выполненных с оригинала на бумажном носителе для подтверждения понесенных расходов.
Налоговое ведомство в своих выводах указывает на то, что копии первичных документов не являются оправдательными документами, достаточными для признания расходов в целях налогообложения прибыли.
Основание: Письмо Минфина России от 13.02.2020 № 03-03-06/1/9882
О списании кредиторской задолженности
При ликвидации кредитора организация должна отразить доход от списания кредиторской задолженности в периоде, соответствующем дате внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитора, указывает в своем письме Минфин РФ.
Однако задолженность не может быть списана в доход, если кредитор исключен из реестра по одному из следующих оснований:
-
нет денег на ликвидацию и расходы нельзя перенести на учредителей, поэтому юридическое лицо ликвидировать невозможно;
-
в реестре есть запись о недостоверных сведениях и с момента ее внесения прошло более шести месяцев.
В этих случаях доход от списания кредиторской задолженности возникнет только по истечении срока исковой давности.
Основание: Письмо Минфина России от 07.02.2020 № 03-03-06/2/7955
Изменения в формате расчета по налогу на прибыль для организаций, уплачивающих налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации.
Приказом ФНС России в п.1 ст.310 НК РФ внесены изменения, предусматривающие распространение обязанностей налогового агента по налогу на прибыль организаций на индивидуальных предпринимателей. В связи с чем, в формат расчета внесены изменения, касающиеся отражения данных о налоговом агенте (в части сведений об индивидуальном предпринимателе), а также уточнен порядок заполнения расчета.
Новый формат расчета применяется с предоставления отчетности за отчетные (налоговые) периоды 2020 года.
Основание: Приказ ФНС России от 19.12.2019 № ММВ-7-3/639@, начало действия документа - 29.03.2020.
III. НДС
О выставлении второго корректировочного счета – фактуры
Министерство финансов в своем письме разъясняет, что в случаях, когда на первоначально составленный счет-фактуру был оформлен корректировочный документ на определенные позиции, а позже возникла необходимость корректировки других позиций первоначального счета-фактуры, то составляется второй корректировочный счет-фактура, где в строке 1б которого указываются номер и дата первоначального счета-фактуры.
Основание: Письмо Минфина России от 07.02.2020 N 03-07-11/7830
Изменение контрольных соотношений к декларации по НДС
В пункт 1.50 Контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость для налоговых агентов внесены дополнения. В частности графа расчета КС дополнена следующими кодами операций, осуществляемыми налоговыми агентами: 1011716, 1011717, 1011718.
Основание: Письмо ФНС России от 13.02.2020 № СД-4-3/2460@
IV. Налог на имущество
Об упрощенном порядке предоставления декларации по налогу на имущество облагаемого по среднегодовой стоимости.
Федеральная налоговая служба в своем письме обобщила информацию по типовым вопросам применения упрощенного порядка преставления декларации по налогу на имущество, в отношении объектов недвижимости на территории субъекта РФ, облагаемых по среднегодовой стоимости.
К каждому вопросу приведены письма ФНС России, содержащие соответствующие разъяснения, в частности в письме даны рекомендации по заполнению и предоставлению уведомления о порядке представления декларации по налогу на имущество, а также перечислены условия применения упрощенного порядка представления налоговой декларации.
Основание: Письмо ФНС России от 12.02.2020 № БС-4-21/2240@
"О рекомендациях по типовым вопросам применения упрощенного порядка представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, предусмотренного п. 1.1 ст. 386 Налогового кодекса Российской Федерации".
Об отзыве ранее опубликованного письма ФНС о некоторых особенностях разграничения объектов движимого и недвижимого имущества.
Ранее опубликованное Письмо ФНС России от 14.02.2020 N БС-4-21/2584@ "О рекомендациях по разграничению движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов налогообложения по налогу на имущество организации" (вместе с Письмом Минэкономразвития России от 12.02.2020 N Д23и-4183 "Об отнесении объектов, входящих в состав имущественного комплекса атомной станции, к объектам недвижимого имущества"), в котором рассмотрены такие понятия как "объект капитального строительства" в градостроительном законодательстве и "недвижимая вещь" в гражданском законодательстве, отозвано Федеральной налоговой службой и потеряло свою силу.
Основание: Письмо ФНС России от 25.02.2020 № БС-4-21/3137@ "Об отзыве письма ФНС России от 14.02.2020 N БС-4-21/2584@".
V. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
О расчете платежной базы при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ дало разъяснение по вопросу определения платежной базы при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I; III и IV категорий.
Так для объектов I категории следует применять формулу, указанную в пункте 17 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (ред. от 27.12.2019).
Для объектов III категории необходимо учитывать загрязняющие вещества, включаемые в отчет в соответствии с Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля утвержденными Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74: "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля"
По объектам IV категории (для лиц, осуществляющих деятельность одновременно на объектах I и (или) II и (или) III и IV категории) платежная база определяется как объем или масса выбросов загрязняющих веществ и как объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления по данным учета в области обращения с отходами, без применения к ставкам платы повышающих коэффициентов 5 или 25.
При этом объем или массам выбросов загрязняющих веществ определяется по данным инвентаризации стационарных источников, проводимой в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Основание: Письмо Минприроды России от 03.02.2020 № 19-47/2482 "Об определении платежной базы".
VI. Транспортный налог
О расширении списка автомобилей для расчета транспортного налога с учетом повышающего коэффициента.
Утвержден список легковых автомобилей марок "Land Rover", "Porsche", "Audi", "Bentley" и "Mercedes-Benz" расчет транспортного налога, по которым должен производиться с учетом повышающего коэффициента.
Основание: Письмо ФНС России от 07.02.2020 N БС-4-21/2026.
Законодательные инициативы
Переходный период для налогоплательщиков применяющих УСН
В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания РФ находится на рассмотрении проект федерального закона N 875580-7 предусматривающий установление для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, переходного налогового периода, который позволяет налогоплательщикам продолжать применять упрощенную систему налогообложения в случае превышения установленных главой 26.2 Кодекса ограничений по доходам и (или) численности сотрудников.
Переходным периодом смогут воспользоваться налогоплательщики на УСН, у которых по итогам отчетного налогового периода не соблюдены следующие условия:
-
доходы превысили 150 млн. рублей, но не превысили 200 млн. рублей;
-
и (или) средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек.
В частности законопроектом предусматривается применение налоговой ставки в переходный период для налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов - 8 %, а для налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения являются "доходы минус расходы» - 20%.
Основание: Проект Федерального закона N 875580-7 "О внесении изменений в главу 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации отдельных положений национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 20.02.2020)
Валютное регулирование
Проектом Федерального закона N 891654-7 предлагается расширить перечень случаев зачисления на счета представительств или филиалов юридических лиц - резидентов в зарубежных банках денежных средств, полученных от нерезидентов.
К таким зачислениям могут быть отнесены :
-
Денежные средства, ранее внесенные представительством или филиалом юридического лица - резидента в виде залога по договору аренды помещения, возвращаемые нерезидентом;
-
Денежные средства, выплачиваемые в виде страховых выплат, осуществляемых страховщиками-нерезидентами.
Предлагается также расширить перечень разрешенных случаев зачета встречных требований с нерезидентами за международные перевозки и связанные с ними услуги, если расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в соответствии с правилами, принятыми международными организациями в области международных перевозок, устанавливающими порядок проведения таких взаиморасчетов.
В настоящий момент документ находится на предварительном рассмотрении в ГД.
Основание: Проект Федерального закона N 891654-7 "О внесении изменений в статьи 12 и 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в части расширения перечня разрешенных валютных операций, а также случаев нерепатриации денежных средств".
Правоприменительная практика
Верховный суд запретил включать в рыночную стоимость недвижимости НДС
Организация обратилась в суд с иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости без НДС.
Решением Московского городского суда от 12 декабря 2017 года кадастровая стоимость объектов недвижимости была установлена в размере, равном их рыночной стоимости, с учетом НДС.
Апелляционным определением судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 10 апреля 2019 года решение Московского городского суда от 12 декабря 2017 года изменено, кадастровая стоимость названных объектов недвижимости установлена в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по итогам проведения дополнительной судебной экспертизы без учета НДС.
Однако Правительство Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы подали кассационную жалобу на данное определение и просили отменить апелляционное определение судебной коллегии апелляционной инстанции Московского городского суда от 10 апреля 2019 года, оставив в силе решение Московского городского суда от 12 декабря 2017 года. Заявляя при этом, что определение рыночной стоимости объектов недвижимости с выделением или исключением НДС противоречит законодательству об оценочной деятельности.
Кассационная жалоба поступила в Верховный суд, по итогам которого верховная инстанция пришла к выводу, что включение НДС в рыночную стоимость недвижимости противоречит нормам законодательства об оценочной деятельности. При этом она поставила на разрешение эксперта вопрос определения рыночной стоимости без учета НДС, и эксперт определил ее с выделением налога.
Основание: Кассационное определение ВС от 05.02.2020 № 5-КА19-66
Верховный суд РФ отменил норму по ускоренной амортизации ОС, указанную в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействующим второго предложения подпункта "б" пункта 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. В данном пункте заложена возможность ускоренной амортизации при способе уменьшаемого остатка – для малого бизнеса (коэффициент 2) , а также для движимых объектов лизинга (коэффициент 3).
Применение данного положения налоговыми органами при определении размера налога на имущество привело к привлечению общества к ответственности за неуплату налога.
Однако применение указанных в подпункте «б» п.54 Методических указаний коэффициентов предусмотрено с оговоркой «в соответствии с законодательством РФ». В ПБУ 6/01 – «Учет основных средств » написано, что при способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости, нормы амортизации и коэффициента не выше 3, установленного организацией.
Таким образом, в сравнении с ПБУ 6/01 Методические указания ограничивают возможность применения коэффициента ускорения. В ходе налоговой проверки, представители налоговых органов применили именно Методические указания, а не ПБУ 6/01, которое имеет большую юридическую силу, в результате чего балансовая стоимость имущества организации пересчитана без коэффициента ускорения и оказалась выше, чем она учитывала в целях налога на имущество.
Кроме того, оспариваемая часть Методических указаний не соответствует установленным статьей 259.3 НК РФ правилам применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации.
С учетом изложенного ВС РФ решил признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу второе предложение подпункта "б" пункта 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н.
Основание: Решение Верховного Суда РФ от 23.01.2020 N АКПИ19-899
Прочее
Изменились сроки хранения некоторых бухгалтерских документов.
С 18 февраля 2020 года вступил в действие приказ Росархива от 20.12.2019 № 236, утвердивший Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности госорганов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения. В частности он установил новые сроки хранения бухгалтерских документов.
Прежний перечень, утверждённый Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, утратил силу. Он включал в себя 1003 наименования, новый перечень содержит 657 типовых управленческих архивных документов с указанием сроков хранения.
Так, например, согласно новому приказу счета-фактуры нужно будет хранить пять лет вместо четырех. Срок хранения документов о получении зарплаты повысили с пяти до шести лет. Кроме того в 15 раз снизили срок хранения реестров сведений о доходах физических лиц. Теперь этот срок 5 лет вместо 75.
Налогоплательщики, применяющие УСН, должны будут хранить книги учета доходов и расходов не постоянно, а всего пять лет.
Основание: Приказ Росархива от 20.12.2019 N 236