Материал подготовлен: Зульфией Абзаловой, ведущим экспертом департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли»

Актуальные разъяснения законодательства

I. Внешнеэкономическая деятельность

1. Срок проведения эксперимента по прослеживаемости товаров продлен до 30.06.2020

Срок проведения на территории РФ эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, продлен до 30.06.2020.

Ранее срок окончания эксперимента был установлен 31.12.2019.

Напомним, что в перечень прослеживаемых товаров входят:

  • бытовые холодильники;

  • морозильники;

  • стиральные машины;

  • машины для сушки одежды;

  • мониторы;

  • проекторы;

  • интегральные электронные схемы;

  • детские коляски;

  • погрузчики;

  • бульдозеры;

  • грейдеры;

  • экскаваторы;

  • и др.

Основание: Постановление Правительства РФ от 06.01.2020 N 2

2. Уточнение обязанностей резидентов в отношении внешнеторговых договоров (контрактов).

ФНС в своем письме сообщает, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2020 года Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», продолжают свое действие требования Инструкции Банка России № 181-И от 16.08.2017 «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» для внешнеторговых договоров (контрактов) заключенных в иностранной валюте.

В требованиях в частности указывается обязательность учета внешнеторговых договоров (контрактов) в уполномоченном банке в отношении которых не применяется требование пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также обязанность представления в уполномоченный банк, принявший на учет такой внешнеторговый договор (контракт), информации о сроках и способах исполнения обязательств в рамках таких договоров (контрактов).

Кроме того, для резидентов заключивших договор в иностранной валюте устанавливается обязанность обеспечить получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), в том числе на свои счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации.

Основание: Письма Банка России № ИН-014-12/102, ФТС России № 01-28/80440, ФНС России № ОА-4-17/26935@ от 26.12.2019 «О требованиях валютного контроля в отношении внешнеторговых договоров (контрактов) в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ».

II. Налог на прибыль

1. Опечатки в Порядке заполнения декларации по налогу на прибыль

ФНС России прокомментировала обнаруженные опечатки в Порядке заполнения декларации по налогу на прибыль организаций утвержденных Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@.

Некорректные формулировки касаются заполнения Листа 09 декларации контролируемых иностранных компаний (КИК).

  1. Приложение №1 к листу 09 (Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу по налогу с доходов в виде прибыли КИК): значение строк заполняются в рублях, значит, показатель по строке 130 равен показателю строки 150 Раздела Б1 Листа 09 или показателю строки 170 Раздела Б2 Листа 09 (в зависимости от способа определения прибыли контролируемой иностранной компании);

  1. Значение показателя строки 170 Раздела Б2 Листа 09 Декларации: если при определении прибыли (убытка) КИК получен убыток, то соответствующую сумму убытка следует указывать по строке 170 Раздела Б2 Листа 09 Декларации со знаком минус («»). Предыдущая оговорка (указание убытка без знака «минус») является технической ошибкой;

  1. По строке 100 Раздела Б3 Листа 09 отражается прибыль или убыток в рублях, в тексте Порядка заполнения допущена опечатка и указано, что показатель по строке 100 приводится в валюте;

  1. При заполнении строки 060 Раздела Б3 Листа 09, сказано о возможном отрицательном значении показателя, и ошибочно приведен номер строки 040. Следует читать: «Если итоговое значение показателя по строке 060 отрицательное, то оно указывается со знаком минус («»)».

2. Форма уведомления об уплате налога на прибыль через ответственное подразделение

ФНС России обновила форму уведомления об уплате налога на прибыль через ответственное подразделение в случае, когда организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ и принимает решение платить налог через одно ответственное подразделение. Новая форма объединила в себе три формы, ранее существовавшие в виде отдельных документов.

Основание: Письмо ФНС России от 26.12.2019 N СД-4-3/26867@.

III. НДС

1. Обложение НДС при ввозе некоторых категорий медицинских товаров.

Освобождение от НДС ввоза некоторых категорий медицинских товаров предусмотренных ст.149 НК РФ не распространяется на контактные линзы с нулевой рефракцией. При этом тот факт, что такие линзы могут использоваться в терапевтических целях, не имеет значения. Об этом указывает Минфин в своем письме от 23 декабря 2019 года.

Основание: Письмо Минфина России от 23.12.2019 N 03-07-14/100528

2. Иностранный индивидуальный предприниматель не обязан вставать на учет в российских налоговых органах.

Если индивидуальный предприниматель нерезидент РФ оказывает электронные услуги местом реализации, которых признается Россия, то вставать на учет в налоговых органах он не обязан. Российская организация покупатель при этом становится налоговым агентом по уплате НДС.

Основание: Письмо Минфина России от 09.01.2020 N 03-07-08/38

IV. Налог на имущество

Налогообложение предмета аренды при применении нового ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

Согласно правилам ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» плательщиком налога на имущество организаций в отношении предмета аренды признается та сторона договора, у которой объект недвижимого имущества учитывается на балансе в составе основных средств.

В случаях, когда раннее применение нового ФСБУ состоялось только у одной стороны договора, могут возникнуть ситуации, когда переданные в аренду объекты недвижимого имущества и права пользования ими отражаются в составе основных средств одновременно у арендодателя и арендатора.

ФНС в своем письме разъясняет, как избежать двойного налогообложения в таких случаях. Стоимость объекта, который учитывается арендодателем на балансе в составе основных средств, арендатором при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций в расчет не включается.

При этом в письме еще раз подчеркивается, что с 1 января 2020 года вне зависимости от правил бухгалтерского учета арендуемых объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 Кодекса, налог на имущество организаций уплачивается организацией, являющейся собственником или владельцем на праве хозяйственного ведения этих объектов недвижимого имущества.

Такой же порядок применяется и в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих иностранной организации на праве собственности, переданных в финансовую аренду (лизинг) российской организации.

Основание: Письмо ФНС России от 23.01.2020 N БС-4-21/926@.

V. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

С января 2020 года вступили в силу поправки к Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В частности изменился порядок исчисления авансовых платежей. До 2020 года авансовые платежи рассчитывались одинаково: одна четвертая часть платы за предыдущий год.

Теперь налогоплательщики могут выбрать один из способов:

  • в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пунктами 10 12.1 статьи 16.3 настоящего Федерального закона) за предыдущий год;

  • одна четвертая платы, при расчете которой базу определяют исходя из объемов или массы выбросов и сбросов в пределах нормативов, лимитов на размещение отходов, а также из временно разрешенных уровней выбросов и сбросов;

  • произведение платежной базы, определенной на основании данных экологического контроля в предыдущем квартале, и ставки с учетом коэффициентов.

Для каждого вида НВОС можно выбрать любой из указанных способов. Выбранный способ нужно будет указать в декларации.

Кроме того установлен коэффициент 1,08 к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2020 год. В прошлом году значение коэффициента составляло 1,04.

Основание: Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 N 39; Федеральный закон от 27.12.2019 N 450-ФЗ.

VI. ЕНВД

Срок введения обязательной маркировки лекарств перенесен на 1 июля 2020 года

Федеральным законом от 27.12.2019 N 462-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» перенесен срок обязательной маркировки лекарств. Большинство препаратов произведенные до 1 июля 2020 года, будут хранить, перевозить, отпускать, реализовывать, передавать, применять без нанесения средств идентификации до истечения срока годности. По новому закону средства идентификации могут отсутствовать и на препаратах, которые произведены до 31 декабря 2019 года. Их можно не изымать из оборота до истечения срока годности.

Введение штрафов за некорректную работу в системе мониторинга движения лекарств также отложили до 1 июля 2020 года.

Кроме того в своем письме от 20.12.2019 Минфин разъясняет, что в отношении предпринимательской деятельности по розничной продаже указанных лекарств, не подлежащих обязательной маркировке, в 2020 году можно применять ЕНВД.

Основание: Федеральный закон от 27.12.2019 N 462-ФЗ; Федеральный закон от 27.12.2019 N 448-ФЗ; Письмо Минфина от 20.12.2019 № 03-11-09/100308.

Законодательные инициативы

1. Минтранс вводит новое понятие в электронный документооборот: электронную транспортную накладную. Планируется, что она будет представлять собой электронный документ, подписанный электронными подписями. Такие изменения подготовлены Минтрансом в проекте изменений Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272). В проекте изменений предусмотрено также введение целого раздела, посвященного организации электронного документооборота. В настоящее время документ выставлен на общественное обсуждение.

Основание: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=98335)

2. На рассмотрение Государственной думы РФ представлен Законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования уголовно-правового регулирования в сфере экономических отношений). В частности среди прочих изменений предложено изменить Примечания 1 к статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией плательщиком страховых взносов».

Размер ущерба бюджету из-за неуплаты налогов предлагается перевести в абсолютные величины. Крупным размером ущерба будет считаться сумма свыше 15 млн. руб., а особо крупным более 45 млн. руб.

В действующих правилах прописан способ определения размера ущерба с учетом срока образования недоимки (за три финансовых года) и процентного соотношения (больше 25 или 50% от общей суммы налогов и взносов).

Такие же нормы предлагается закрепить для преступлений в виде неисполнения обязанностей налогового агента.

При неисполнении обязанностей страхователя по уплате взносов на травматизм, крупным размером ущерба предлагается считать сумму более 6 млн. руб., а особо крупным свыше 13 млн. руб. Также исключена возможность рассчитать размер ущерба с привязкой к сроку и общему объему уплаченных взносов.

В настоящий момент документ находится в ГД в первом чтении.

Основание: Проект Федерального закона N 871811-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/871811-7).

Информация и информатизация

С 1-го июля 2020 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Внесенные изменения направлены на усиление требований к электронной цифровой подписи. В частности вводятся понятия «доверенная третья сторона» и «метка доверенного времени».

Доверенная третья сторона – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами и иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

Метка доверенного времени – достоверная информация в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью, создаваемая и проверяемая доверенной третьей стороной, удостоверяющим центром или оператором информационной системы и полученная в момент подписания электронного документа электронной подписью.

В документе также определены условия признания электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях.

Кроме того усилены требования к аккредитованным удостоверяющим центрам, регламентированы процедуры использования квалифицированной электронной подписи при участии в различных правоотношениях: физических и юридических лиц, лиц замещающих государственные должности и пр. Установлен порядок оформления доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи.

Основание: Федеральный закон от 27.12.2019 N 476-ФЗ.