Автор: Зайцева Г.Г., редактор журнала

Журнал "Руководитель автономного учреждения" № 12/2019

Правовое поле, определяющее работу государственных и муниципальных учреждений (в том числе автономных), постоянно меняется. Очередной рубеж, с которого начнет действовать ряд изменений, – начало 2020 года. Некоторые поправки законодательства мы уже рассматривали на страницах журнала. Кратко напомним об основных новшествах, напрямую затрагивающих АУ.

Выдача и финансирование задания.

Часть поправок, внесенных в Положение № 640[1] Постановлением Правительства РФ от 09.07.2019 № 873, начали применяться при формировании заданий на 2020 год и плановый период, а значит, повлияют на деятельность учреждений в следующем году. И хотя изменения касаются федеральных учреждений, для региональных и муниципальных АУ правила тоже могут измениться[2] – органы власти «на местах» зачастую берут за основу федеральные правила.

Так, в п. 44 Положения № 640 сказано, что орган-учредитель должен заключить с подведомственным учреждением соглашение о предоставлении субсидии на госзадание в течение 15 рабочих дней со дня утверждения задания. Раньше этот срок не регламентировался.

Само задание должно утверждаться по обновленной форме, которая, впрочем, существенно не изменилась (см. приложение 1 к Положению № 640). Но появилась дополнительная форма – «Распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в государственном задании». Она пригодится учреждениям с обособленными подразделениями, между которыми распределяются общие объемы услуг и работ, зафиксированные в задании.

В пункте 41 Положения № 640 уточняются условия, позволяющие корректировать объем субсидии на госзадание в течение срока его выполнения. Помимо прочего это можно сделать, если изменились состав и стоимость имущества учреждения, признаваемого объектом обложения налогом на имущество и земельным налогом, введены налоговые льготы или учреждению нужно обеспечить целевые показатели по зарплате работников, установленные Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597.

Если же по итогам года возникнет необходимость вернуть часть субсидии на выполнение задания, эквивалентной объему неоказанной услуги (невыполненной работы), это придется сделать до 1 мая текущего года (раньше срок определялся иными нормативными актами). Сумма субсидии, подлежащая возврату, должна рассчитываться с применением утвержденных органом-учредителем нормативных затрат (п. 46 Положения № 640).

Составление плана ФХД.

Как и раньше, базовые правила работы с этим документом устанавливаются на общефедеральном уровне, а дополнительные, касающиеся конкретной группы подведомственных учреждений, определяются на уровне учредителей. Но планировать свою финансово-хозяйственную деятельность (план фхд) автономным учреждениям теперь надо иначе. Вместо Требований № 81н[3] при составлении автономными учреждениями плана ФХД на 2020 год - они должны руководствоваться Требованиями № 186н[4].

Рекомендуемая форма плана ФХД автономных учреждений приведена в приложении к Требованиям № 186н. Основных разделов станет меньше: вместо пяти таблиц нужно заполнять только две («Поступления и выплаты», «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг»). При этом в их графах проставляются суммы, относящиеся к конкретному году планирования – в границах трехлетнего периода и при необходимости за его пределами (п. 5 Требований № 186н).

А вот дополнительных таблиц станет больше – к обоснованиям расходов добавляются обоснования доходов (п. 8 Требований № 186н). Если учреждение не планирует получать отдельные виды доходов, обоснования по ним не формируются – пустые таблицы включать в план не надо. То же самое касается обоснования расходов (п. 45). Таким образом, количество расчетных таблиц будет напрямую зависеть от количества источников доходов и расходов, имеющихся у АУ, а в случае с расходами – еще и от решения о раздельном формировании обоснований по источникам финансового обеспечения (если такое решение примет орган-учредитель) (п. 31).

Формирование отчета о результатах деятельности.

Правила подачи отчетности о результатах деятельности и использовании имущества тоже скорректированы. Поправки в Общие требования № 114н[5] внесены Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 287н, который вступает в силу 01.01.2020. Учреждения должны составлять отчет за 2019 год по обновленной форме – в ней нужно указывать больше сведений.

Отчет о результатах деятельности АУ за 2019 год составляется по обновленной форме. Потребуется раскрывать больше деталей: установленную и фактическую численность на начало и конец года, среднюю зарплату по группам сотрудников и др.

Так, в разд. 1 отчета, в котором содержится общая информация, нужно раскрывать установленную штатную численность и фактическую численность работников на начало и конец года. Детализировать придется данные о средней зарплате сотрудников (в том числе руководителей, их заместителей и специалистов). Учреждениям, исполняющим государственные функции или наделенным полномочиями по обеспечению деятельности федеральных органов – учредителей, надо указывать и количество структурных подразделений, штатных единиц, задействованных в основной деятельности, а также осуществляющих правовое, кадровое, административно-хозяйственное, информационно-техническое обеспечение, ведущих бухучет, делопроизводство, и вакантных должностей (на начало и конец отчетного года).

В разделе 2, где отражается результат деятельности АУ, понадобится раскрывать суммы доходов, полученных не только от предоставления платных услуг, но и от оказания основных услуг сверх задания, а также при осуществлении иных видов деятельности. Раскрывать понадобится и общие сведения об оказании услуг (выполнении работ) сверх государственного (муниципального) задания.

Следующие два изменения касаются только учреждений, наделенных государственными функциями. При описании результатов использования имущества (разд. 3 отчета) надо указать сведения об общей площади объектов недвижимого имущества, арендованного для размещения учреждения, а также заполнить новый разд. 4 «О показателях эффективности деятельности учреждения».

Закупки у предпринимателей.

С начала нового года меняются и правила закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства: поправки в Положение № 1352[6] внесены постановлениями Правительства РФ от 01.08.2019 № 1001 и от 18.09.2019 № 1205. Правда, эти новшества коснутся только крупных АУ, у которых общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки за предшествующий год, превышает 250 млн руб., – только они обязаны осуществлять целевые закупки у предпринимателей.

Согласно поправкам объемы целевых закупок вырастут, а оплачивать работу предпринимателей, с которыми заключен договор, придется быстрее.

Как сказано в п. 5, 5(1) Положения № 1352, годовой объем планируемых закупок, участниками которых являются только малые и средние предприниматели, теперь будет составлять не менее 18% (вместо 15%) совокупного годового стоимостного объема планируемых закупок. По итогам года стоимостный объем договоров, заключенных по результатам закупок исключительно у предпринимателей, тоже должен достигнуть 18% (вместо 15%), а объем договоров, заключенных по результатам всех закупок у предпринимателей, – 20% (вместо 18%).

Максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) будет уменьшен с 30 календарных до 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (п. 14(3), 28, 32(1) Положения № 1352). Это правило станет действовать во всех случаях, когда к закупкам привлекаются малые и средние предприниматели: когда участниками являются любые лица (в том числе предприниматели), только представители малого и среднего бизнеса, а также когда предприниматели привлекаются в качестве субподрядчиков. Указанный срок нужно соблюдать в отношении закупок, по которым извещения или приглашения принять участие размещаются в ЕИС после 01.01.2020.

Кроме того, планировать закупки у малых и средних предпринимателей (то есть заполнять соответствующий раздел плана закупки) теперь понадобится не на один год, а на три года вперед (ч. 3.1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 263-ФЗ). Это новшество касается заказчиков, подпадающих под действие Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169 и подвергаемых оценке либо мониторингу соответствия (крупные автономные учреждения тоже входят в эту группу).


[1] Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

[2] См., например, постановления Правительства Республики Алтай от 18.09.2015 № 301 (в ред. от 14.10.2019), администрации Владимирской области от 05.08.2015 № 757 (в ред. от 11.10.2019), правительства Пензенской области от 13.10.2015 № 561-пП (в ред. от 14.10.2019).

[3] Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

[4] Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н.

[5] Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утв. Приказом Минфина РФ от 30.09.2010 № 114н.

[6] Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352.