Л. П. Фомичева, налоговый консультант

Конституционный Суд в Постановлении от 22.03.2007 № 4-П признал утратившей силу норму федерального законодательства о максимальном размере пособия по беременности и родам, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ. В соответствии с названным постановлением указанная норма утратит свою силу в течение 6 месяцев с момента провозглашения постановления КС РФ. Законодатели в этот срок должны внести соответствующие изменения в федеральные законы. Комментирует постановление КС РФ Л.П. Фомичева, аудитор, член Палаты налоговых консультантов РФ.

Пособие по беременности и родам должно выплачиваться в размере 100 процентов среднего заработка женщины (ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"). До данного закона этот же размер был подтвержден "Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию" (утверждены Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 № 191).

До 2001 года размер пособия по беременности и родам и размер заработка, принимаемого во внимание для его исчисления, фактически и не ограничивались. Однако с 1 января 2001 года был введен (глава 24 НК РФ) новый порядок формирования средств обязательного социального страхования и осуществлен переход от уплаты страхователями страховых взносов в процентном отношении от фонда оплаты труда застрахованных к уплате единого социального налога (ЕСН).

Сохранив ставку пособия по беременности и родам в размере 100 % предшествующего среднего заработка, федеральный законодатель дополнительно установил максимальный размер этого пособия.

Данная норма ежегодно воспроизводилась в федеральных законах о бюджете ФСС РФ. При этом размер пособия составлял в 2002, 2003 и 2004 финансовых годах соответственно - 11 700 рублей, 12 480 рублей, 15 000 рублей. В настоящее время он составляет 16 125 рублей (ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год").

Поводом для рассмотрения дела в Конституционном суде послужила жалоба гражданки, которой в 2004 году было выплачено пособие по беременности и родам с учетом ограничения, установленного для бюджета ФСС на 2002 год. В результате она получила пособие, рассчитанное исходя из такой суммы, которая была значительно меньше ее среднего заработка за месяц. По мнению заявительницы, такое правовое регулирование ущемляет права тех женщин, чей средний заработок превышает предельный размер данного пособия.

Суд пояснил, что само по себе установление максимального размера пособия конституционные права граждан не нарушает, и не противоречит международным обязательствам РФ. В частности, в Конвенции МОТ от 28.06.1952 № 103 "Относительно охраны материнства", указано, что сумма денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам и рассчитываемого на основе предшествующего заработка женщины, не должна составлять менее двух его третей, но допускается и установление максимальных пределов для размера заработка, учитываемого с этой целью.

Однако суд подчеркнул, что в современной социально-демографической ситуации в РФ институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость, что обусловливает необходимость создания федеральным законодателем адекватной системы социальной защиты. При этом определение максимального размера пособия по беременности и родам не может осуществляться без учета природы и особого предназначения данного пособия. Наряду с компенсацией (минимизацией) последствий изменения материального положения работающей женщины вследствие рождения ребенка назначение пособия по беременности и родам состоит в обеспечении охраны здоровья женщины в период беременности и восстановления после родов и, таким образом, в создании благоприятных социальных условий для рождения детей, для достижения целей демографической политики.

При установлении регрессивной шкалы налогообложения ЕСН (в т.ч. взносов в ФСС) законодатель старался соблюсти баланс невысоких, средних доходов и доходов высоких и сверхвысоких. Такой же подход может использоваться и при определении критериев установления конституционно оправданного максимального размера пособия по беременности и родам, выплачиваемого из средств ФСС.

А в 2002 году такой баланс был нарушен, и в результате ухудшилось положение тех женщин, чей средний заработок значительно превышает установленный максимальный размер пособия.

В связи с этим суд признал норму о максимальном размере пособия по беременности и родам, первоначально установленную в бюджете ФСС на 2002 год и в последующем не соответствующей Конституции РФ. Данная норма утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента принятия судом решения. Причина - несоразмерное ограничение размера пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму.

Суд рекомендовал Федеральному Собранию внести изменения в действующее законодательство, с тем, чтобы обеспечить более справедливую пропорциональность между платежами в ФСС РФ и страховым обеспечением, что позволило бы в максимально возможной степени компенсировать женщинам утраченный в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок. Для внесения поправок отведено 6 месяцев. Так закончилась история борьбы еще одной гражданки нашей страны, продолжавшаяся с 2005 года.* Кстати, максимальным пределом ограничена также выплата пособия по временной нетрудоспособности всем работникам. Но соответствие этой нормы Конституции КС РФ еще не проверял.

Примечание:
* Напомним, что введению страхового стажа для исчисления пособия по временной нетрудоспособности мы обязаны настойчивости гражданина из Твери Владимира Корнилова, отстоявшего права всех граждан России в Конституционном Суде РФ (Определение от 02.03.2006 № 16-О).


 
Опубликовано на "БУХ.1С , май, 2007