Л. П. Фомичева, налоговый консультант

Упрощаем декларации

Федеральный закон от 30.12.2006 № 268-ФЗ внес уточняющие положения в пункт 2 статьи 80 НК РФ:

1. Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не обязаны подавать в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, от уплаты которых они освобождены. Ранее слова "по тем налогам" было пропущено.

2. Уточнен перечень ситуаций, при которых налогоплательщик подает в налоговые органы единую (упрощенную) налоговую декларацию. Ее представляет налогоплательщик по одному или нескольким налогам, который не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеет по этим налогам объектов налогообложения. Ранее было сказано, что декларация по упрощенной форме подается при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Минфином России. На момент подписания номера в печать форма декларации еще не была утверждена.

Она представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Представлять упрощенную декларацию могут юридические лица по месту нахождения организации.

Электронная налоговая отчетность

Налогоплательщики, которые согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 137-ФЗ (комментарий к закону читайте в номере 9, сентябрь, "БУХ.1С" за 2006 год, стр. 4) обязаны представлять отчетность в электронном виде, должны подавать в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников. Однако в названном законе была допущена техническая неточность.

Среднесписочную численность было предписано считать на 1 января текущего года. Порядок расчета среднесписочной численности работников изложен в постановлении Росстата России от 03.11.2004 № 50. Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.

Закон № 268-ФЗ исправил погрешность, установив, что лимит среднесписочной численности нужно определять за предшествующий год. Сдавать декларации в электронном виде за первый отчетный период 2007 года должны те фирмы, среднесписочная численность которых за 2006 год превысит 250 человек. Такие налогоплательщики обязаны сообщить в налоговый орган о своей численности. Сделать это надо в течение одного месяца со дня вступления в силу закона. В свою очередь, закон вступает в силу через месяц после публикации.

Начиная с 2008 года представлять сведения нужно не позднее 20 января текущего года, если по итогам предшествующего года среднесписочная численность превысит 100 человек.

Сведения подаются в инспекцию по месту жительства индивидуального предпринимателя (местонахождению юридического лица) по специально утвержденной ФНС форме. Видимо, в ближайшее время ее утвердят.

Вновь созданные, реорганизованные организации, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, представляют отчетность в электронном виде на общих основаниях. Сведения о своей численности такие налогоплательщики подают не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла реорганизация (создание).

Поскольку к декларациям могут прилагаться подтверждающие документы, определено, что налогоплательщики вправе представить такие документы также в электронном виде.

С 01.01.2008 крупнейшие налогоплательщики должны будут представлять все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков в электронном виде. Исключением может быть сделано для информации, отнесенной к государственной тайне.

Сказанное не относится к бухгалтерской отчетности, но вряд ли налогоплательщики, сдающие налоговую отчетность в электронном виде, будут иным способом представлять бухгалтерскую отчетность.

В связи с представлением деклараций в электронном виде уточнены положения пункта 8 статьи 80 НК РФ. Налоговый орган раньше был не вправе отказать в принятии декларации (расчета), теперь он вправе это сделать, если декларация представлена не по установленной форме (формату). Перефразирована часть статьи о том, что дату и отметку о принятии декларации (расчета) по просьбе плательщика можно поставить на бумажной декларации. При приеме ее по телекоммуникационным каланам налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) передается квитанция о приеме в электронном виде.

Минфин определяет не только порядок представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде, но и документов в электронном виде.

Расходы на землю

Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, имевшие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, обязаны провести переоформление своих прав. Им был дан выбор оформить право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ).

Для целей исчисления налога на прибыль земля не подлежит амортизации (п. 2 ст. 256 НК РФ).

Федеральным законом № 268-ФЗ глава 25 НК РФ о налоге на прибыль организаций дополнена новой статьей 264.1 "Расходы на приобретение прав на земельные участки".

В ней, в частности, сказано, что расходами для прибыли признаются расходы на приобретение права на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках.

По выбору налогоплательщика сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается прочими расходами отчетного периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно. Однако этот срок не должен быть менее пяти лет. Если земельные участки приобретаются на условиях рассрочки, срок которой превышает 5 лет, то такие расходы признаются равномерно в течение срока, установленного договором.

Помимо этого, расходы на земельные участки могут признаваться расходами отчетного периода в размере, не превышающем 30 % налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы расходов.

Для расчета предельных размеров расходов налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов указанного налогового периода на приобретение права на земельные участки.

Выбор способа погашения указанных расходов указывается в учетной политике налогоплательщика.

Сумма расходов на приобретение права на земельные участки подлежит включению в состав прочих расходов с момента подачи документов на государственную регистрацию указанного права. Факт подачи документов должна подтверждать расписка в получении документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учесть при расчете налога на прибыль расходы на приобретение земельных участков можно будет, если договоры заключены в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года.

К расходам на приобретение права на земельные участки относятся затраты на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков, при условии заключения такого договора аренды.

Эти расходы можно учесть для прибыли в том же порядке, что и расходы на приобретение права на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Если договор аренды земельного участка в соответствии с законодательством РФ не подлежит государственной регистрации, то расходы признаются расходами равномерно в течение срока действия этого договора аренды.

3. В пункте 5 новой статьи описан порядок определения величины прибыли (убытка) при продаже земельного участка и зданий (строений, сооружений), расположенных на нем.

Прибыль (убыток) от реализации зданий (строений, сооружений) принимается для целей налогообложения в общем порядке, установленном 25 главой НК РФ.

А прибыль (убыток) от реализации права на земельный участок определяется как разница между ценой реализации и не возмещенными налогоплательщику затратами, связанными с приобретением права на этот участок. Под невозмещенными затратами понимается разница между затратами налогоплательщика на приобретение права на земельный участок и суммой расходов, которые он учел при исчислении налога на прибыль до момента реализации этого права.

Если при реализации права на земельный участок получен убыток, то он включается в состав прочих расходов налогоплательщика. Включение производится равными долями в течение оставшегося срока, в течение которого следовало бы погашать эти расходы.

Статья 250 НК РФ дополнена положением о том, что внереализационными доходами являются доходы от сдачи имущества в аренду, включая земельные участки. Скорректирована статья 264 НК РФ - арендные платежи за арендуемое имущество, включая земельные участки, считаются прочими расходами. Изменения статей действуют с 01.01.2007.


 
Опубликовано на "БУХ.1С № 2 (февраль), 2007