Поправки в закон о хранении персональных данных не усложнят выдачу россиянам иностранных виз, считают опрошенные РБК эксперты. Из требования от интернет-операторов хранить данные на российских серверах есть исключения, в том числе и касающиеся международных договоров. Ранее опасения в невозможности выдачи виз при новых правилах выразил Интерфаксу источник в европейских дипломатических кругах. Собеседник РБК в постпредстве Евросоюза в Москве подтверждает, что требования о хранении данных прописаны российским законодателем неясно.

Вступающие в силу с 1 сентября 2016 года поправки в закон «О персональных данных», обязывающие интернет-операторов хранить персональные данные россиян на серверах, расположенных на территории России, вряд ли осложнят выдачу россиянам виз. В законе есть ряд исключений из требования использовать российские сервера – в том числе если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Процесс выдачи виз регулируется международными соглашениями, и потому он не попадает под действие закона о переносе серверов, заявил РБК консультант по безопасности Cisco Systems Алексей Лукацкий. То же мнение в эфире BusinessFM высказал партнер адвокатского бюро «Киап» Константин Суворов. Со странами Евросоюза порядок выдачи виз определяется соглашением об упрощении выдачи виз от 25 мая 2006 года, подобные договоренности заключены и с другими иностранными государствами.

Партнер юрфирмы Threefold Legal Advisors LLC Марат Давлетбаев также указывает на существование множества соглашений о торговом и культурном сотрудничестве между Россией и другими странами. «Мы видим, что их целями является расширение торговых и культурных связей между странами. Означает ли это, что из-под действия закона будет выведена интернет-торговля или, например, социальные сети? Ответ на этот вопрос сможет дать только практика применения этого закона в России», ‒ рассуждает он. У Давлетбаева есть и другой аргумент в пользу того, что выдача виз консульствами не пострадает от закона: дипломатические и консульские учреждения иностранных государств в России обладают суверенным иммунитетом  и не подпадают при осуществлении своих функций под российскую юрисдикцию. «Если же консульские учреждения сотрудничают с частными фирмами, которые помогают им выполнять консульские функции, в том числе в части выдачи виз, то формулировка закона весьма расплывчата», ‒ заявил он РБК.

Ранее о возможных проблемах с выдачей виз говорил европейский дипломатический источник Интерфакса. «Если российские законодатели хотят, чтобы гражданам было невозможно [получить шенгенскую визу], то это российское решение. Это не проблемы ЕС», – заявил в среду собеседник агентства, отвечая на вопрос о влиянии закона на работу шенгенской информационной системы.

На официальном уровне комментировать, распространяется ли инициатива законодателей на процедуру выдачи виз, в представительстве Евросоюза в Москве не стали, сославшись на недавнее интервью главы дипмиссии Вигаудаса Ушацкаса РБК. Дипломат заявил, что в Брюсселе следят за дискуссией о законе о персональных данных, который «является предметом озабоченности не только европейских компаний», но и его лично. Точно сказать, как будет работать закон, могут российские законодатели, заявил РБК собеседник в постпредстве ЕС.

Принятые в июле поправки в ст. 18 закона обязывают интернет-оператора «обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации». Собеседник Интерфакса заявил, что серверы, где хранятся данные о европейских визах граждан России, находятся на территории Европы. «Этот закон не имеет связи с реальностью XXI века, если вы хотите покупать в интернет-магазинах книги и товары», – отметил также источник.

В настоящее время в Госдуме обсуждается возможность пересмотра сроков вступления в силу поправок о хранении данных – не с 1 сентября 2016 года, а ровно на год раньше. Соответствующий законопроект депутаты приняли 24 сентября во втором чтении, однако в начале октября источник, близкий к руководству Госдумы, рассказал РБК, что дальнейший ход документа застопорен на неопределенный срок. В тот же день председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин заявил, что работа по этому законопроекту продолжаетcя. Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев в среду высказал мнение, что исполнить закон «с технической точки зрения невозможно», а под его ударом окажутся «социальные сети, интернет-магазины, облачные сервисы, сервисы по продаже и бронированию билетов и гостиниц».