В ожидании принятия закона, позволяющего предпринимателям полноценно заменять все бумажные документы, отправляемые в госорганы, на электронные, Правительство заранее облегчило жизнь небольшой части бизнеса. Отрасль воспринимает это со сдержанным оптимизмом, но не ждет быстрых полномасштабных перемен.

Правительство РФ утвердило новые шесть групп документов, которые предприниматели могут предоставлять в органы госвласти в электронном виде. Проект соответствующего постановления был разработан Минкомсвязью, которое считает, что нововведение, в частности, позволит уменьшить операционные издержки российских компаний с развитыми внешнеторговыми отношениями и организаций, работающих в сферах здравоохранения, соцобеспечения и безопасности.

Как следует из текста постановления, в основном речь идет о документах, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, пересылаемых по электронной почте, через Единый портал госуслуг или через собственные сайты некоторых госорганов. Среди указанных документов — справки валютного контроля, протоколы согласования цены в фармацевтической отрасли, заявления на регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, результаты проведения независимой оценки пожарного риска и пр.

Несмотря на то, что речь идет о достаточно простых видах документов, которые (в отличие, скажем, от счетов-фактур) не требуют для пересылки специальных защищенных каналов связи уполномоченных операторов ЭДО, директор направления ЕСМ компании TerraLink Александр Бейдер в беседе с CNews оценил новое постановление Правительства как позитивное событие.

Он считает, что важно любое, даже постепенное, движение вперед, потому что сразу полный переход от бумажных документов к электронным осуществить не удастся — принимающим органам потребуется время, чтобы создать и отладить систему накопления, защиты и пр. для огромного потока информации, которая на них вскоре обрушится. Кроме того, по мнению Бейдера, следует научиться правильно и эффективно работать с электронными документами, поскольку прямой перенос традиционных практик работы не даст никакого эффекта. То есть государству необходимо время, чтобы создать и обкатать новые решения.

При этом Александр указывает на возможные дополнительные сложности при решении данной задачи в контексте экономических санкций, направленных против России на фоне украинского кризиса. Если вскоре невозможно будет использовать промышленные инфраструктурные продукты, необходимые для работы СЭД (например, СУБД Oracle), и придется заменять их на ПО российского производства, то и так непростая задача государства усложнится в разы.

О целесообразности (и даже неизбежности) поэтапного движения во время разговора с CNews рассуждал и председатель совета директоров компании ЭОС Владимир Баласанян. «В течение нескольких последних лет ведется масштабная кодификация нормативно-правовых актов с целью легализации использования электронных документах в различных отраслях и сферах деятельности. И каждый шаг в этом направлении можно только приветствовать. Но для полноценного перехода к использованию электронных документов необходимо еще решить ряд инфраструктурных проблем, в частности, связанных с архивным хранением электронных документов, а также включением адреса электронной почты в число обязательных реквизитов организации», — считает Баласанян.

Во многом согласен с коллегами руководитель направления «Логика ECM. Бизнес-платформа» компании «Логика бизнеса» (ГК «АйТи») Олег Бейлезон. «На мой взгляд, данное постановление стоит воспринимать как расширение «пилотной зоны» по использованию электронных документов вместо бумажных. То есть, выбраны еще несколько конкретных документопотоков (из тысяч имеющихся) и дано разрешение на их перевод в электронный вид. На основании результатов этой работы, видимо, будет приниматься решение о принятии соответствующего «широкого» постановления или же о добавлении еще нескольких документопотоков», — говорит он.

«Судя по осторожности жестов Минкомсвязи, принятия полноценного постановления о замене бумажных документов на электронные в ближайшее время ждать не стоит — продолжается обкатка подходов и технологий. Должны быть получены определенные результаты — собрана статистика по появляющимся в ходе эксплуатации электронного документообмена вопросам и проблемам, сделаны выводы. На это должно уйти, по моим предположениям, не меньше года, скорее, даже больше. Хотя, конечно, возможны и форсированные варианты», — добавляет Бейлезон.

«Работа по конкретным шести группам документов, безусловно, может быть интересна для бизнеса, особенно для поставщиков отраслевых решений и решений по защищенному электронному документообороту. Первые получают шанс на создание добавленной ценности в своих продуктах и предложению этой ценности своим клиентам, вторые просто экстенсивно нарастят свои поступления за счет роста электронных транзакций. СЭД-поставщики здесь тоже могут найти свою нишу, добавив в свои системы возможность работы с указанными типами документов (это было возможно и раньше, но теперь для этого появились более веские основания). В целом для ИТ-рынка событие, конечно, положительное», — заключает Бейлезон.

Проект рассматриваемого постановления был подготовлен при участии «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в рамках плана мероприятий «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса».

В Минкомсвязи сообщают, что для бизнеса итоговое решение задачи полноценной замены бумажных документов на электронные должно произойти после принятия соответствующего проекта федерального закона, находящегося сейчас на рассмотрении в Госдуме.