За год в России средняя стоимость 1 Гб мобильного интернета снизилась почти на 48%, следует из данных Content Review. На это повлиял пересмотр архивных тарифов, в которые операторы включили больше трафика, увеличив при этом и сумму платежа. В других странах интернет дешевел еще быстрее.

Средняя стоимость 1 Гб мобильного интернета в России за год снизилась на 48%, составив 37,3 руб., подсчитали аналитики Content Review. При этом в ряде других стран интернет дешевел быстрее, и в рейтинге государств с самой низкой стоимостью мобильного интернета Россия с июня по декабрь переместилась с четвертого на шестое место. В среднем в мире стоимость мобильного интернета в декабре составила 187 руб. в рублевом эквиваленте (по курсу на 23 декабря). Годом ранее показатель составлял 269,3 руб. Россия при этом сохранила первое место в рейтинге стран с самым дешевым безлимитным мобильным интернетом со средней ценой 602,5 руб., что на 1,6% ниже по сравнению с июлем 2019 года. В мире средняя стоимость безлимитного тарифа составила 3181 руб.

Снижение средней стоимости 1 Гб в России в том числе связано с тем, что операторы в 2019 году пересматривали архивные тарифы, включая в пакетные предложения больше трафика.

При этом стоимость тарифа увеличивалась, но средняя стоимость 1 Гб становилась ниже, поясняет руководитель Content Review Сергей Половников.

О том, что операторы связи начали повышать абонентскую плату, “Ъ” сообщал 17 декабря. «Вымпелком» предупредил абонентов, что с 16 января 2020 года повысит цены на ряд архивных тарифов на 17-18%. Необходимость корректировки в компании объяснили рыночной ситуацией, на изменение которой повлияли затраты на «закон Яровой» и планируемые расходы на реализацию закона о «суверенном рунете». Корректировку устаревших тарифов и роуминговых опций провели также МТС, «МегаФон» (для корпоративных клиентов) и Tele2.

Потребление мобильных услуг с каждым годом растет, в третьем квартале средний объем трафика передачи данных на абонента в месяц в «Вымпелкоме» вырос более чем на 50%, отметили в компании. «В связи с постоянной высокой конкуренцией и растущим потреблением цены на единицу услуг связи действительно снижаются. Хотя операторам при этом приходится инвестировать огромные средства в сеть, чтобы удовлетворять требования потребителей»,— добавил представитель «Вымпелкома».

Снижение средней цены за 1 Гб неудивительно — пользователи активно переходили на тарифы с большими пакетами трафика, значительно прирастала и база абонентов с безлимитными тарифами, утверждают в МТС. В Tele2 напомнили, что запустили сервис, где абоненты могут покупать и продавать минуты и гигабайты, что также могло повлиять на снижение средней стоимости трафика.

В России имеет смысл измерять не среднюю стоимость 1 Гб, а услуг в том объеме, который позволяет пользователям пользоваться необходимыми онлайн-сервисами, считает инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. По его оценке, в среднем для этого сейчас ежемесячно нужно около 7-10 Гб, «и год от года стоимость этой услуги растет, как и потребление». Еще одним фактором остается высокий уровень конкуренции между операторами, соглашается господин Нигматуллин. «Продолжает влиять ценовая политика Tele2 в некоторых регионах»,— полагает он.

В целом рынок телекоммуникаций в России вырастет в 2019 году на 2,1%, до 1,73 трлн руб., следует из данных «ТМТ Консалтинга». Рынок рос медленнее, чем в 2018 и 2017 годах, когда выручка увеличилась соответственно на 3,3% и 2,7%. Операторы продолжали стимулировать рост выручки повышением цен и переходом на расширенные тарифные планы, но эти меры позволили ускорить динамику лишь в сегменте доступа в интернет, следует из отчета компании.