Компания, расположенная в районах Крайнего Севера, направляла работников в служебные командировки за пределы районов Крайнего Севера. В эти периоды работникам начислялась зарплата, исчислялись и уплачивались страховые взносы.

По результатам выездной проверки ПФ привлек компанию к ответственности в виде штрафа, указав на представление недостоверных сведений персучета о трудовом стаже, а именно: указаны периоды нахождения работников в командировках в районах, не приравненных к Северу, с наличием кода «МКС». Управление считает, что одним из условий при установлении права на досрочную пенсию является работа, выполняемая непосредственно в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Период командировки, протекавшей за пределами районов Крайнего Севера и мест, к ним приравненных, не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Суд первой инспекции (дело № А58-917/2016) согласился с выводами управления. Апелляция отменила его решение, разъяснив, что на работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и отдыха. Статьей 167 ТК им гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой. То есть периоды командировок должны включаться в льготный стаж, поскольку за работником на этот период сохраняется средняя заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы.

Кассация (Ф02-6080/2016 от 08.11.2016) согласилась с выводами апелляции, указав: «положениями действующего законодательства в области социального обеспечения не предусмотрено исключение из специального стажа периодов нахождения работников в командировках за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».