Опрос населения показал, что, как и в прошлый кризис, граждане меньше тратят на сладости, колбасу и сыр.

Более половины россиян (62%) в текущей экономической ситуации столкнулись с сокращением заработной платы. Тогда как в 2009 году, на который пришелся предыдущий кризис, об этом заявило 44% опрошенных. Таковы результаты исследования маркетинговой компании Profi Online Research, которое позволило сравнить восприятие населением кризисов в 2015-м и в 2009-м.

Опрос 3 тыс. респондентов по всей стране (проводился дистанционно по выборке из базы агентства, участвовали респонденты из восьми федеральных округов пропорционально их доле в населении РФ) показал, что четверть из них (24%) в текущей ситуации столкнулись с увольнением. В 2009 году таких было в два раза меньше — 12%. Выросла по сравнению с предыдущим кризисом и доля тех, кто ощутил на себе сокращение или невыплату премий. В 2009-м об этом заявило около трети (36%) опрошенных граждан, в 2015-м — 42%. Зато с отменой соцпакета в текущей ситуации столкнулось примерно столько же граждан, сколько и 6 лет назад — 17% против 15%.

В 2,5 раза выросла доля россиян, заявивших, что из-за кризисных явлений они не готовы брать кредит ни при каких обстоятельствах. В 2009 году таких было 17%, в 2015-м — 42%. Втрое увеличился процент заметивших исчезновение с полок магазинов определенных товаров (13% против 40%).

Оба кризиса роднят схожие подходы к экономии — меньше тратят на сладости, колбасу и сыр. В меньшей степени граждане готовы снижать затраты на детское питание, хлеб, а также табачные изделия и алкоголь. В числе непродовольственных категорий экономии — одежда, обувь и бытовая химия; наибольшую неприкосновенность в кризис получили средства детской гигиены, автомобили, пластиковые окна и ювелирные изделия (см. таблицу).

Управляющий партнер Profi Online Research Елена Смирнова отметила, что в 2015 году россияне острее воспринимают кризис, чем в 2009-м, — сейчас готовность экономить среди опрошенных респондентов выше по всем категориям.

— Основные способы экономии — замещение более дешевыми марками и покупки на распродажах и по акциям, покупки «впрок» и большими объемами. Надо отметить, что на дорогие товары длительного пользования эта тенденция не распространилась, поскольку в ситуации постоянно изменяющихся цен и падения рубля респонденты пытаются потратить деньги с максимальной пользой. Так, если кто-то давно собирался купить машину или сделать ремонт, то он с высокой вероятностью сделает это в этом году, так как постарается защитить свои деньги, потратив их на что-то важное и полезное, — говорит Смирнова.

Директор Института актуальной экономики Никита Исаев, комментируя полученные цифры, указал на принципиальные отличия предыдущего кризиса от нынешнего. Эксперт напомнил, что экономический кризис 2008-2009 годов стал следствием ипотечного кризиса США, что спровоцировало падение европейских и азиатских рынков, экономика России также просела вслед за падением цены на нефть. Но тогда произошел быстрый перезапуск экономик, что привело к восстановлению потребления и росту цены на нефть.

— Этот цикл составил всего около полугода, — говорит Исаев. — Федеральному бюджету России достаточно было для вброса в экономику около 3,5 трлн рублей Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В текущей ситуации падение нефти носит системный характер и требует от правительства системных мер по перенастройке экономики, а не только вброса в нее части резервов.

Предправления организации потребителей «Финпотребсоюз» Виктор Майданюк добавил, что предыдущему кризису, по его словам, предшествовали 9 лет фантастических темпов роста экономики и реальных доходов населения — 10-15% в год. Даже в 2008 году реальные доходы выросли на 2,4%, а в 2009-м — на 3%; в декабре 2014 года доходы упали на 7,3% в годовом выражении впервые с 2000 года (данные Росстата).

— Прошлый кризис был более резким, но и более скоротечным, — отметил Майданюк. — Многие предприятия не успели в полной мере реализовать программы сокращения издержек. Сегодня же ожидания значительно более настороженные. С середины 2014 года компании начали консервировать свою активность на уровне реального спроса, который в большинстве отраслей имеет тенденцию к сокращению. Это непосредственно отражается на уровне доходов и занятости населения.

Аналитик инвестхолдинга «Финам» Тимур Нигматуллин указал, что в июле 2015 года по сравнению с июлем 2014 года индекс потребительских цен вырос на 15,6%, а реальная зарплата сократилась на 9,2%, реальные располагаемые доходы населения (то есть за вычетом различных обязательных платежей) сократились на 2%. Уровень безработицы в июле составил 5,3% против 4,9% за аналогичный период 2014 года.

— В предыдущий кризис за счет менее заметного ослабления рубля к бивалютной корзине и отсутствия санкций цены росли менее заметными темпами, — говорит Нигматуллин. — Неудивительно, что на этом фоне реальные доходы населения не снижались.

Отличие официальных показателей Росстата от цифр, полученных в ходе опроса агентства Profi Online Research, эксперты объясняют, в частности, тем, что в ходе оптимизации расходов предприятия стали урезать выплачиваемую ранее заработную плату в «конвертах», в результате такие россияне стали получают ровно столько, сколько прописано в трудовом договоре.

В текущей ситуации, говорит директор Центра экономических исследований Андрей Коптелов, население стало придерживаться консервативной стратегии потребления и, как следствие, меньше брать кредитов.

— Многие россияне резко сократили свои траты на отдых и развлечения, уменьшили траты на дорогое спиртное, деликатесы и одежду. Стратегия потребления коренным образом изменилась. Люди стали больше экономить, при этом те, у кого остаются сэкономленные средства, стали инвестировать их либо в валюту, либо в короткие рублевые депозиты, — отметил Коптелов. — Именно поэтому, несмотря на падение реальных доходов, растут остатки вкладов в банках.

Как сообщил ранее зампредседателя Центробанка Василий
 Поздышев, вклады населения в банковской системе
 России на 1 августа выросли с начала 2015 года на 10%, до 20,4 трлн рублей. Это означает, говорят эксперты, что граждане стали задумываться о своей «подушке» финансовой безопасности.