Л. работала в компании по трудовому договору. 12 января 2015 года она обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска за проработанное время с последующим увольнением по собственному желанию. После написания заявления в тот же день Л. покинула рабочее место и больше не появлялась.

Работодатель решение об отпуске с последующим увольнением не принимал, на заявление истца последовал отказ, поскольку согласно графику на 2015 год очередной отпуск Л. был запланирован на февраль - май 2015 г.

27 января 2015 года на Л. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы по подпункту "а" пункта 6 статьи 81 ТК за отсутствие на рабочем без уважительных причин с момента подачи заявления.

Л. обратилась в суд (апелляционное определение по делу 33-1849/15) с иском о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда. Она пояснила, что подала указанное заявление ввиду психологического давления, оказываемого на нее работодателем. Также она считает, что работодатель должен был предоставить очередной отпуск. Л. ссылается на отсутствие уведомления работника о предоставлении объяснительной и 12-летнюю безупречную работу в компании. Полагает, что работодатель ввел ее в заблуждение о возможности предоставления отпуска, тем самым злоупотребив своим правом.

Суды двух инстанций отказали в удовлетворении иска, указав, что работодатель вправе расторгнуть с работником трудовой договор в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, в частности прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин.

В соответствии с частью 2 статьи 127 ТК работодатель вправе, но не обязан предоставлять работнику отпуск с последующим увольнением по его просьбе. С учетом того, что по графику отпуск истцу полагался в феврале, непредоставление отпуска в январе не нарушает прав работника и является законным.

Суды учли, что ранее (ноябрь 2014 года) истица привлекалась к дисциплинарной ответственности за прогул. Кроме того, 22 января 2014 года ей стало известно об отказе работодателя предоставить ей отпуск с последующим увольнением, однако к работе она не приступила. Объяснительная о причинах отсутствия на рабочем месте была запрошена у Л. телеграммой по месту жительства, за получением которой адресат в почтовое отделение не явилась, на телефонные звонки Л. не отвечала.