Ф. заключил с компанией договор подряда на техническое обслуживание и текущий ремонт электрических сетей. При заключении договора стороны согласовали сроки и стоимость выполняемых работ. На протяжении пяти месяцев Ф. выполнял указанные работы, которые оценивались и принимались работодателем, как заказчиком услуг, по результатам деятельности исполнителя. Все работы были оплачены по актам.

Ф. обратился в суд (определение Ленинградского областного суда от 08.10.2014 N 33-5131/2014) с заявлением о признании возникших между ним и компанией отношений трудовыми. Истец просил взыскать с компании невыплаченную задолженность, компенсацию морального вреда за несвоевременное и неполное получение заработной платы, расходы по оплате юридических услуг.

Он пояснил, что спустя 5 месяцев работы он не был допущен в компанию, и ему сообщили о прекращении отношений, не выплатив заработную плату за 1 месяц. По мнению Ф., тот факт, что он не состоял в штате компании, и на него не были оформлены необходимые документы при оформлении на работу, доказывает нарушения трудового законодательства со стороны работодателя. Кроме того, в заключенном между ними договоре отсутствует указание на существенное условие договора подряда – объем ремонтно-строительных работ.

Суды двух инстанций отказали в удовлетворении требований.

Действительно, согласно части 4 статьи 11 ТК в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. При этом, к характерным признакам трудового правоотношения относятся:

  • личный характер прав и обязанностей работника;
  • обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию;
  • подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда;
  • возмездный характер (оплата производится за труд).

Однако спорный договор не содержит указания на трудовую функцию истца, ссылку на определенную специальность, по которой оказываются услуги, размер тарифной ставки или оклада исполнителей, о доплатах, надбавках, поощрительных выплатах. В нем также не указаны обязанности истца по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка, сведения о режиме рабочего времени и времени отдыха.

Суды учли, что кадровых решений в отношении истца не принималось, заявление о приеме на работу к ответчику он не писал, приказ о приеме на работу не издавался, трудовой договор с истцом ответчик не заключал, с правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией и локальными актами, регулирующими оплату труда, ответчик истца не знакомил, оплачиваемые отпуска и иные социальные гарантии не предоставлялись, табель учета рабочего времени в отношении истца не велся, запись о приеме и увольнении в трудовую книжку не вносилась, расчетные и платежные ведомости не велись.

Кроме того, сторонами при заключении договора подряда был определен начальный и конечный срок оказания услуг, что в силу статьи 708 ГК является существенным условием гражданско-правового договора.