C переводом гражданами своих накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) возникли сложности. Несмотря на то, что по предварительным итогам 2014 года НПФ получили почти 6 млн договоров граждан, реально перевести накопления смогут чуть более 3 млн человек. Главная причина этого — усложнившийся порядок подачи документов. Главный пострадавший — НПФ Сбербанка, который сможет привлечь средства около 1 млн новых клиентов при том, что заключил 3,2 млн договоров.

"Ъ" ознакомился с предварительными результатами кампании 2014 года по переводу накоплений граждан в НПФ. По данным Пенсионного фонда России (ПФР), всего за прошлый год граждане подали 5,85 млн договоров на переход в НПФ и 4,29 млн заявлений (для того чтобы перевод накоплений состоялся, необходимы оба документа). Фонды сдавали документы и после 1 января, их итоговое число будет больше, но, по сведениям источников "Ъ", одобрены решения на переход только 3,1 млн граждан.

По итогам 2013 года процент неодобренных заявок также был высоким — из 18,1 млн заявлений были одобрены 11,8 млн. ПФР отказывал в удовлетворении заявки на переход, если заявление было заполнено неправильно, если позднее было написано заявление о переходе в другой фонд, если за один день гражданин подал заявления сразу в несколько НПФ.

В этом году к этим причинам отказа в переводе накоплений у ПФР добавилась еще одна, ставшая, по оценкам участников рынка, основной. С 2014 года гражданин должен самостоятельно отнести заявление на перевод накоплений в отделение ПФР (дистанционный способ подачи заявления с помощью электронной цифровой подписи заработал только в конце года). Договоры по-прежнему сдают сами НПФ, но без соответствующего заявления перевод накоплений одобрен не будет. Насколько неохотно граждане идут в ПФР, дает представление разница между числом поданных договоров и заявлений — последних на 1,5 млн меньше. "Клиенты, подписав договор обязательного пенсионного страхования с НПФ, по различным причинам просто не дошли с заявлением о переходе до ПФР",— предполагают в НПФ электроэнергетики.

В результате с высоким процентом неудовлетворенных волеизъявлений граждан столкнулись многие крупные НПФ. Так, например, до 31 мая НПФ электроэнергетики получит накопления только 21% граждан из всех, кто подписал в 2014 году договор о переходе в фонд (2,1 тыс. из 9,96 тыс. договоров, сданных на 1 января 2015 года), а НПФ "Промагрофонд" — 52,8% (163,3 тыс. из 310,2 тыс.). "Договоры ОПС, сданные в 2014 году, в основном были заключены в январе 2014 года и представляют собой инерционный эффект продаж 2013 года. Исходя из сложной для клиента процедуры перехода из фонда в фонд, вступившей в силу с января 2014 года, процент клиентов, подавших заявление в ПФР, не мог быть высоким",— комментируют свои результаты в НПФ электроэнергетики.

Но главный удар принял на себя фонд, демонстрирующий опережающие темпы роста привлечения новых клиентов — НПФ Сбербанка. Весь 2014 год фонд являлся лидером переходной кампании и на 1 января 2015 года подал в ПФР 3,2 млн договоров граждан на перевод накоплений, это абсолютный рекорд за все годы работы НПФ с накоплениями. Но, по предварительным данным, 66% из них оказались неудовлетворенными, то есть по итогам прошлого года НПФ Сбербанка удалось увеличить клиентскую базу только на 1,06 млн (что, впрочем, все равно является рекордом 2014 года). По словам гендиректора НПФ Сбербанка Галины Морозовой, основная причина таких результатов — в усложнившемся с 2014 года процессе подачи заявления гражданином.

НПФ Сбербанка в лидеры по привлечению на пенсионном рынке выбился относительно недавно — в декабре 2013 года. Тогда всего за месяц фонд заключил более 800 тыс. договоров (в целом за 2013 год — 1,72 млн, одобрено, по сведениям "Ъ", 1,07 млн). В 2014 году на фоне общего снижения темпов привлечения НПФ Сбербанка, наоборот, их увеличил. "Сбербанк как лавина: ситуацию сложно сдвинуть с места, но потом уже не остановить",— заявляла тогда госпожа Морозова. В результате даже те НПФ, которые в силу неопределенной судьбы накопительного компонента хотели бы приостановить привлечение новых клиентов, были вынуждены продолжать работу, опасаясь, что НПФ Сбербанка вовсе лишит их клиентской базы.

Даже признание недействительными двух третей договоров НПФ Сбербанка по итогам 2014 года не делает его менее опасным конкурентом, признают в НПФ. "По итогам кампании фонд уведет у нас несколько десятков тысяч клиентов, а если бы большинство договоров одобрили, увел бы более сотни тысяч,— признает топ-менеджер крупного НПФ.— Но это не повод расслабляться: заверение заявлений с помощью электронно-цифровой подписи (ЭЦП) упростит работу по привлечению, и в 2015 году борьба за клиентов ужесточится". "Мы планируем еще нарастить темпы привлечения благодаря ЭЦП",— подтверждает Галина Морозова.