Президент подписал Федеральный закон от 03.12.2012 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании".

В Трудовой кодекс вводится понятие профессионального стандарта, уточняется понятие квалификации работника.

Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профстандартов устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Таким же способом будет определен порядок установления соответствия наименований должностей, профессий и специальностей в профстандартах и в единых тарифно-квалификационных справочниках.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов при применении тарифных систем оплаты труда будут производиться, а также сами тарифные системы - устанавливаться - не только с учетом единых тарифно-квалификационных справочников, но и с учетом профессиональных стандартов. Наименования должностей, для которых устанавливаются какие-либо компенсации, льготы или ограничения, должны соотвествовать должностям, указанным не только в квалификационных справочниках, но и в профстандартах.

Необходимость соответствовать требованиям профстандартов прописана для работников, принимаемых на подземные работы.

Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы "Уральский союз", изложил свое видение последствий принятия данных поправок:

"Принятые поправки открывают простор для подзаконного нормотворчества чиновников, результатом которого может быть введение дополнительных ограничений для занятия тех или иных должностей. Пока неизвестно, как именно Правительством планируется регулировать принятие профессиональных стандартов: оставить в своем ведении, передать профильным министерствам и ведомствам или спустить на уровень СРО (там, где они есть).

На практике это может дать введение таких, к примеру, требований, как наличие у руководителя аудиторской организации "единого" аттестата, нормативное введение категорий аудиторов, а также обязательность членства в СРО для тех категорий работников, для кого это было необязательным (юристы).

Из положительного в поправках, помимо определения квалификации работника, можно отметить стремление к тождественности в определении должностей и требований к ним. Существующая сейчас ситуация с наличием должностей разнообразных "менеджеров", которые никем не управляют, точно будет исправлена".