Российская безработица присмирела, но это временно. Затишье на рынке труда может продлиться еще пару месяцев, а затем последует непременный всплеск проблем, предупреждают эксперты. Причем в ИМЭМО РАН продолжают настаивать, что к концу года без работы будут маяться до 10 млн россиян, то есть практически каждый седьмой.

Весенне-летний отпуск, в который на радость властям ушла безработица, может закончиться уже осенью. Эксперты предрекают ее существенный всплеск в октябре, после того, как рынок труда стряхнет с себя отпускные грёзы.

Минздравсоцразвития с 23 апреля рапортует о снижении официальной безработицы. Со своего пика в 2,283 млн безработных к концу первого полугодия она поутихла до 2,151 млн. Все получилось, как и прогнозировали в Минздравсоцразвития - не более 2,2 млн зарегистрированных официально "лишних" рук по итогам января-июня. В целом по году "вилка" по этому экономическому показателю в официальном варианте обозначена в 2,2-2,8 млн. Причем чиновники склоняются в своих оценках к нижней грани интервала. "Мы прогнозируем все-таки удержаться на уровне 2,2-2,3 млн человек", - заявлял замглавы Минздравсоцразвития Максим Топилин "Интерфаксу".

В октябре месяце, когда в России только начали говорить о кризисе, "мы имели уровень зарегистрированной безработицы меньше чем 1,5 миллиона, а общая безработица была в районе 4 миллионов", рассказывал Максим Топилин.

В дикие времена неуправляемого кризиса на рынке труда только за одну неделю (в январе-феврале) работы лишались по 100 тысяч человек. Потом тенденция притормозила и на конец июля власти констатировали стабилизацию числа зарегистрированных безработных на уровне 2,146 млн человек. В целом же по методологии Международной организации труда сейчас по стране около 6,5 миллионов безработных при 73 млн трудоспособного населения.

Эксперты не собираются сдаваться и продолжают отстаивать свои оценки проблемы. Существенный рост безработицы в России следует ожидать в октябре, а общее количество безработных в стране к концу года в составит не менее 7,5 млн. человек, а в худшем случае - до 10 млн, считает заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Евгений Гонтмахер.

"В том, что безработица вырастет, никто не сомневается. Это признают и на официальном уровне, в Минздравсоцразвития и в Роструде. Весь вопрос в масштабах роста. Сентябрь будет более-менее спокойным, поскольку является остаточным проявлением летнего сезона, когда на рынке труда затишье. Но уже в октябре безработица существенно увеличится", - заявил Е.Гонтмахер "Интерфаксу".

По словам эксперта, можно говорить о двух сценариях роста безработицы. "Оптимистичный сценарий предполагает, что к концу года общее количество безработных в стране составит порядка 10% от численности трудоспособного населения, что составляет около 7,5 млн человек", - сказал Е.Гонтмахер.

Вместе с тем, по его словам, нельзя исключать возможность реализации пессимистичного сценария: "В этом случае, к концу года в России будет около 10 млн безработных". То есть, уровень безработицы будет около 14%.

"Пессимистичный сценарий вполне реален. Есть все основания прогнозировать, что работодатели, многие из которых из-за кризиса не имеют средств на выплату зарплат работникам, осенью пойдут на существенные сокращения персонала", - сказал Е.Гонтмахер.

Минэкономразвития в одном из своих самых мрачных вариантов не исключало, что уровень безработицы в среднем в 2009 году может составить 10,4-10,7%, а общая численность безработных в 2009 году составит в среднем 7,6-7,8 млн человек против 4,8 млн человек в среднем в 2008 году. Между тем, по мнению международного рейтингового агентства S&P, уровень безработицы в РФ по итогам 2009 года ожидается на уровне свыше 12% (это по методологии Международной организации труда, с учетом не только тех, кто встал на учет на биржу труда).

Пока прогнозы "гадают", случится или нет очередная волна безработицы, почти каждый второй россиянин (43%) боится пережить связанные с рецессией потрясения еще раз, - выяснил Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru. Возможного повторения массовых увольнений, сокращения зарплат и прочих неприятностей в большей степени боятся те, кто не имеет семьи и детей.