Информацию о всех автомобилях планируется включить в единый электронный каталог.

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) хочет, чтобы автомобилисты в обязательном порядке делали предпродажную подготовку в авторизованных техцентрах. Кроме того, частникам нужно запретить продавать более трех автомобилей в год. Такие идеи обсуждаются в РОАД и могут быть предложены правительству на утверждение. Одновременно ассоциация разрабатывает проект единого электронного каталога, в котором будет содержаться вся история эксплуатации каждого российского автомобиля — сейчас на этот проект РОАД аккумулирует инвестиции и ищет генерального партнера. По задумке продавцов автомобилей, каталог позволит отслеживать все перепродажи, техосмотры, ДТП, ремонтные, кредитные и страховые случаи в жизни автомобиля.

Этот каталог будет явно неполным, если автовладельцы будут готовить свои авто к перепродаже самостоятельно: дилеры упирают на то, что бэушные машины без предпродажной подготовки небезопасны для эксплуатации (впрочем, статистики на этот счет пока нет). Поэтому в РОАД надеются, что удастся закрепить на законодательном уровне обязанность граждан привозить продаваемую машину на подготовку к официальному дилеру или в иной аккредитованный технический центр, там и будут вноситься сведения в единую базу.

— Мы считаем, что каждый автомобиль, который продается на вторичном рынке, в обязательном порядке должен пройти предпродажную подготовку на дилерской станции. При этом неважно, как ты его продашь — сам или через дилера. Мы на новом автомобиле делаем предпродажную подготовку, а уж на машине с пробегом 150-300 тыс. км необходимо и подавно ее делать из соображений безопасности. Если, к примеру, ТО-5 [у каждой компании на этом этапе различный пробег для техобслуживания, но цены уже высокие] было проведено недавно, то машина уже готова к продаже, а если прошла еще 10 тыс. км, то будьте добры... При этом станция обязана будет дать гарантию на свои работы, — сообщил президент ассоциации дилеров Владимир Моженков.

Появившиеся ранее в прессе заявления о том, что РОАД предлагает запретить продажу с рук частникам и заставить их продавать машины через дилеров, Моженков опроверг и назвал неверной трактовкой его слов. На самом деле в РОАД предлагают запретить частникам продавать более трех автомобилей в год — это позволит убрать с рынка перекупщиков, благодаря которым искусственно накручиваются цены на подержанные автомобили.

Эти идеи РОАД предложит правительству реализовать вкупе с созданием отраслью единой электронной базы автомобилей.

— Как президент РОАД, я ставлю для себя стратегическую цель осуществить проект создания единого электронного каталога автомобилей. Пусть на это уйдет 2-4 года, но от этого в итоге выиграют и рынок, и все россияне, — продолжил Моженков. — Мы будем обращаться в правительство, и оно ждет от нас проект такого документа. Конечно, его придется еще дорабатывать.

По словам Моженкова, инвестиции в электронный каталог составят десятки миллионов рублей. Предполагается, что система будет работать в онлайн-режиме, решение о подключении к электронной базе того или иного техцентра или дилера будет принимать непосредственно РОАД. Подразумевается, что электронный каталог будет содержать следующие данные: регистрационные сведения и информацию о каждой продаже автомобиля; данные по обременениям, страхованию, автокредитам или лизинговым договорам; информацию по каждому регламентному техосмотру и внеплановому посещению сервисного центра; гарантийные случаи (какие детали менялись), примечания о кузовном ремонте в случаях ДТП; установленное дополнительное оборудование и состояние авто на дату продажи. Узнать эту информацию клиент сможет только при покупке подержанной машины. По задумке дилеров, такая схема будет стимулировать автомобилистов посещать авторизованные техцентры, а не мастеров-частников и мелкие автосервисы, потому что последние не получат доступа к системе.

Никакого принуждения к подаче информации в систему не предполагается.

— На 10 машин 3-4 экземпляра будут с конкретной историей, а у остальных вместо нее — белые пятна. И ты понимаешь, что машина с определенным набором качественного ТО у «официала», с таким-то ремонтом и гарантированным официальным дилером пробегом стоит аргументированных денег, а вариант без истории с маленьким пробегом и на 100-150 тыс. рублей дешевле — кот в мешке. Потребитель сам для себя решит — рисковать или не рисковать, — отметил Моженков.

Профессионалы автомобильной экспертизы соглашаются, что заниженный пробег может обернуться переплатой, но и особых проблем с его определением сейчас нет.

— Для определения пробега есть специальные методики. Если грубо, то для легкового автомобиля в Москве среднегодовой пробег составляет примерно 18-20 тыс. км. Но это как средняя температура по больнице. Если берете 20-летний бэушный автомобиль, понятно, что у него не может быть пробега 80 тыс. км. Относительно молодая машина может эксплуатироваться в повышенном режиме, например такси. На кузове это никак не отразится, а на двигателе, трансмиссии, подвеске, положим, при пробеге в 200 тыс. км скажется заметно — их надо будет ремонтировать. Если знать этот реальный пробег, то он сильно ударит по цене, — говорит замгендиректора «МАДИ-тест Авто» Евгений Лапшинов.

Впрочем, по словам эксперта, определение состояния подержанного автомобиля сейчас не составляет большой сложности, благодаря тому что на рынке сформировалась такая услуга. Примерно за 3-4 тыс. рублей мастер производит визуальный осмотр кузова на предмет битых и крашеных деталей, считывается информация бортового компьютера, измеряется степень компрессии в блоке цилиндров (в изношенном моторе она может снизиться), машина поднимается на подъемнике и оценивается состояние подвески.

В Минпромторге «Известиям» сообщили, что пока РОАД не обращался к ним со своими идеями. Собеседник в министерстве воздержался от оценки этих инициатив.

Правозащитники, представляющие мнение автомобилистов, сошлись во мнении о предложениях РОАД: каталог — идея здравая и уже прошедшая проверку на Западе, а привязывать автомобилистов к определенному кругу техцентров опрометчиво.

— Создать единый каталог, если он не будет никоим образом связан с каким-либо дополнительным финансовым обременением граждан, логично. А что касается обязательной предпродажной подготовки автомобиля — это абсолютно неправильно. Нельзя человеку это навязывать, это противоречит здравому смыслу, — заметил дилер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.

— Что касается электронного каталога — это идея давно витает в воздухе. В США и Германии она, кстати, в определенной степени реализована. В принципе, очень правильно, когда ты можешь посмотреть всю историю машины, а не покупать темную лошадку. А что касается обязаловки по предпродажному обслуживанию, то непонятно, как они меня заставят это сделать в обход Конституции России. Это мое личное право продавать автомобиль или взять его и выкинуть на помойку или подарить. Такое никогда не пропустит правительство, — сказал автомобильный эксперт, правозащитник Игорь Моржаретто.